Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Японский стиль ландшафтного дизайна




Содержание

Введение 3

Японский стиль ландшафтного дизайна 4

Дзень – буддизм и синтоизм 10

Сад камней 16

Кинкакудзи, Гинкакудзи, Дайтокудзи 22

Заключенение 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43


Введение

В японских монастырях когда-то хранились священные камни, а на территории Японии находилась священная гора Фудзи. В пантеоне древних японцев тоже располагались камни. Все это сказалось и в национальном ландшафтном дизайне. Сооружения из камня стали отличительным признаком классического японского стиля.

Жители Китая, эмигрировавшие в Японию, повлияли на культуру этих островов: конфуцианство, принесенное китайским народом, здесь прижилось; немало философских идей, в том числе и о стремлении к гармонии с природой, также нашли отклик в душах японских граждан. Но и от своей национальной религии синто (в переводе означает «одухотворенность природы») японцы отказываться не собирались. Сплетение культур послужило толчком к развитию японской литературы, мифологии, философии и садово-паркового искусства.

В начальном этапе развития ландшафтного дизайна на садовых участках создавали искусственные холмы, которые очень напоминали элементы китайского стиля. И только позже в японском стиле сформировались свои неповторимые черты. 6

Исключительное своеобразие японской культуры позволяет ей занимать все более значительное место в европейской жизни. Длительное развитие в период полной изоляции определило уникальность культурных особенностей Японии. Одним из признаков страны восходящего солнца является преобладание чувств и интуиции над знаниями и рассуждениями, что явно противоречит европейскому рационализму.
Китайская практика Фэн-шуй и индийская йога прочно вошли в нашу жизнь, Япония же подарила нам удивительный стиль ландшафта – японский сад.
С древних времен японцы считали природу божественным творением и преклонялись перед ее красотой. Объектом поклонения были горы и скалы, водоемы и водопады, камни и деревья. Существовало поверье, что в самых красивых из них живут боги и духи.
Впервые искусственные японские сады были созданы в VI—VII вв. Они имитировали морское побережье и представляли собой пруд с островками и скалами.
В садовом искусстве Японии применяются принципы дзэнской эстетики. Японский сад – не просто место для отдыха, это практическая философия: так называемые «сады камней» и «сады мхов» невелики по площади, их композиция строго продуманна, что превращает их в уменьшенную модель Вселенной. Это вызывает у созерцателей множество философских раздумий, ассоциаций, переживаний. Сады могут быть посвящены отдельному элементу природы или отражать целые природные явления, например сад папоротников или молодой сосны, сад цветущей сакуры или сад времён года.10


Японский стиль ландшафтного дизайна

Японский сад - это действительно один из самых загадоч­ных садов, и во многом эта загадка заключается в его про­стоте. Поэтому он так привлекателен. Японский стиль - это еще и особая философия, и она влияет на жизнь хозяина сада, активно помогая ему. В деле избавления от стрессов, обретения внутренней гармонии японскому саду нет рав­ных: здесь все элементы стиля выверены веками именно для такой цели. Это сад легкого ухода (хотя сначала кажется сложным). Но вместе с тем он и один из самых «професси­ональных». Тут очень важны чувство меры и вкус, потому что японский сад - произведение ландшафтного искусства. А поэтому, чтобы такой сад органично выглядел в наших условиях, не нужно буквально копировать все его элементы. Не пытайтесь создать его точно таким, каким он тради­ционно бывает в Японии, а применяйте мотивы, приемы, символизм этого сада, пользуясь своими изобразительными средствами

Самое главное в философии японско­го сада - он является моделью при­роды, и чтобы создать его, нужно вы­разить образ, характерный для вашей местности, и свою трактовку окружа­ющего вас пространства. Японский сад полон символизма. Каждый его элемент: растение, камень, предмет - что-то олицетворяет, то есть основной упор делается не на видимые деко­ративные качества, а на внутренний смысл. Когда он есть, тогда самый не­броский элемент заиграет. Что инте­ресно, японский стиль можно назвать «безразмерным», в том смысле, что он подходит для участков абсолютно лю­бых размеров: от очень больших до крайне маленьких. Но оптимален уча­сток от 1 до 8 соток. Форма надела земли также не имеет значения. Кста­ти, японский стиль подойдет для узких и длинных участков, прекрасно будет выглядеть на склоне, но можно устро­ить японский сад и в низине.11

Ключевые элементы ландшафтного дизайна:

· Основные составляющие японского стиля - вода, камни и растения. Важно применение местных материалов (например, тех камней и растений, которые распространены именно в ва­шей местности).

· Асимметрия во всем - и в расположении элементов, и в том, что ни один из них по величине, цвету, фак­туре не должен повторяться.

· Сады камней.

· Дорожки – из отдельных каменных плит с разрывом, либо те же плиты идут на фоне гравия. Комбинирован­ные мощения.

· Сухой ручей.

· Вода в любом виде: пруд, малень­кий фонтанчик, просто большая камен­ная чаша с водой или ручеек.

Особенности планировки:

· Все элементы японского сада долж­ны быть уравновешены (их немного, вместе они составляют композицию, и каждый из них на своем месте).

· Оформляя в этом стиле весь участок, поделите его на области неправильной формы (они могут совпадать с функци­ональными зонами), и пусть в каждой такой области будет выстроена своя композиция. Затем организуйте плав­ные переходы между ними за счет рас­тений, материалов и аксессуаров.

Правильное размещение камней, растений, фонарей и других элементов японского сада необходимо для создания гармоничной атмосферы в саду. Компоненты сада должны сочетаться друг с другом по цвету, форме, функциональности и символическому значению. Тогда сад будет впечатлять зрителя своей естественностью, и передавать всю красоту природы.

Чаще всего японский сад имеет четырехугольную форму. Сад с полноценной композицией можно построить как на большом участке земли, так и на маленьком клочке. Кроме того, в условиях города, можно создать настольный японский сад или сад на подоконнике.

При создании японского сада используется один из двух типов композиции: одинокий и групповой.

При создании «одинокой» композиции обозначается главный элемент. Это может быть башня, водопад, статуя Будды или большой камень. Главный элемент необязательно должен находится в центре сада, главное чтобы он выделялся среди прочих элементов своей энергетикой, смысловым значением.

При создании японского сада со вторым типом композиции, групповым, используется множество элементов с одинаковым энергетическим посылом. В саду с групповым типом композиции нет главного элемента.

Кроме типов композиции также существуют степени сложности форм японских садов. Их называют «син», «со» и «ге».

Степень «син» представляет собой наиболее полную форму японского сада. Она включает в себя использование всех возможных элементов для построения композиции. В саду степени «син» присутствуют камни, водоем, водопад, различные растения и другие элементы. Этим японские садоводы показывают всё разнообразие природы.

В саду формы степени «со» присутствует лишь половина существующих элементов. Эти элементы обязательно выстраивают в идеальную композицию, которая создает ощущение безмятежности и единения.

Урезанная форма сада имеет степень «ге», при которой используется малое количество элементов. Благодаря небольшому количеству элементов, их символическое значение воспринимается наиболее точно.

Новички в японском садоводстве обычно используют групповой тип композиции. В этом случае, элементы сада могут располагаться тремя различными способами: круговым, линейным или свободным (смешанным).
При круговом способе расположения компоненты располагают кругами, в несколько ярусов. Центральный круг самый маленький и низкий, следующий за ним – побольше в диаметре и выше расположен, и так далее. Предметы нужно располагать так, чтобы компоненты центральных кругов по высоте не превышали следующие за ними. Центр композиции оставляют свободным или заполняют водоемом.27

Цветовое решение:

· Цветовая гамма - очень сдержанная, мягкая. В основном она построена на плавных переходах, полутонах. Знак особого мастерства - использование многочисленных оттенков одного цве­та. Базовые цвета - серый, зеленый, коричневый, белый. Все тона приглу­шенные. Допустимы 1-2 ярких цветовых акцента.

Растения стиля:

· Деревья: всевозможные сосны и можжевельники, туя, ель, кипарисовики, вишни и сливы, декоративные яблоньки, клены - приречный и татарский.

· Кустарники: ольха черная «Импе­риалист» (она похожа на бамбук), спи­рея японская и серая, рододендроны (однако растут и цветут у нас не все, выбирайте рододендроны Смирнова, японский, камчатский, плотный, ка­надский, короткоплодный), айва японская, форзиция, при соответствующей стрижке – арония черноплодная, виноград девичий.

· Многолетники и цветы: хосты всех расцветок, любые папоротники, ре­вень, роджерсия, разнообразные зла­ки и осоки, бруннеры (в том числе белая), астильбы, обыкновенный ли­лейник, лабазник, бузульник, горные клематисы, виноград девичий, пио­ны, ирисы, различные хризантемы, весной - луковичные, но также небро­ские (не сортовые), ландыши, черем­ша, луки.

Малые архитектурные формы:

· Мостики, которые устраиваются не только над водой, но и над сухими ручьями. Эти мостики могут быть в виде нескольких толстых досок либо слегка изогнутые с перилами, а могут быть обозначены несколькими круп­ными плоскими камнями, уложенны­ми прямо в воду или на поверхность гравия

· Скамьи каменные, простой формы, или деревянные в виде доски, уложен­ной на 2 плоских камня.

· Японские каменные фонарики.

В японских садах встречается множество видов каменных фонарей, у каждого из которых существует немало подвидов. Пять основных типов фонарей, выделяющихся в японском садовом искусстве, - это Юкими, Орибе, Касуга, Ямадоро и Оки.
Каменным фонарям японского сада, несмотря на их разнообразные виды, присуща единая традиционная конструкция, состоящая из шести элементов: подставка или опорный камень, опора, подставка камеры светильника, камера, крыша и навершие.
На японском языке словосочетание «каменный фонарь» звучит как «торо». Данное слово пишется совместно с собственным именем фонаря через дефис, то есть Оки-торо, Касуга-торо и так далее.
С каждым из каменных фонарей из японских садов связана красивая история…
Юкими-торо переводится с японского как "фонарь любования снегом". Его отличие от других каменных фонарей, обитающих в японских садах, в большой плоской крыше. Такой тип крыши фонаря Юкими-торо не позволяет мгновенно растаять выпавшему снегу, позволяя продлить очарование столь редких для Японии проявлений зимы. Этот тип каменных фонарей имеет обычно три или четыре опоры, которые либо подпирает большой береговой камень, либо их заглубляют в землю. Наиболее часто эти фонари устанавливается в японском саду на камнях, свисающих над водоемом, на островах, на которых растут сосны или можжевельники, на крутых мысах. При этом он обязательно устанавливаются возле воды, для того, чтобы фонарь мог отражаться в ее зеркальной поверхности.
Орибе-торо в переводе с японского означает «фонарь мастера Орибе». Согласно легенде о происхождении данного фонаря в одном из буддийских храмов в начале XVI века жил мастер чая Орибе. В этот период началось правление Токугавского сёгуната. Политика сегуна Иёасу Токугава провозгласила начало изоляции Японии от внешнего мира, а также введение запретов практически на все религии, за исключением буддизма и синтоизма. А исповедование христианства во время правления сёгуната считалось опасным для жизни. Мастер Орибе как раз являлся христианином. На нижнем участке ножки каменного фонаря, постоянно прикрытой листвой растений, мастер тайно от всех вырезал христианское распятие. Данный фонарь находился неподалеку от цукубая – каменной чаши, ведь Орибе был мастером чая. Из цукубая набирали воду для чайной церемонии. Согласно существовавшей традиции, мастер чая подходил к каменной чаше, становился на колени на камень, лежащий перед ней, обратясь лицом к фонарю, находящемуся позади цукубая. И невозможно было подумать, что во время этого буддийского ритуала мастер орибе обращался к христианскому богу.
Насколько эта легенда соответствует истине, сказать конечно сложно, но фонарь Орибе с изображением человеческого распятия в нижней части его ножки и по сей день устанавливается в японских садах только рядом с чайным домиком, около цукубая. А зеленая листва деревьев и кустарников надежно скрывает от любопытных глаз запретное изображение на нижней части ножки этого каменного фонаря.
Касуга-торо отличается тем, что стоит на круглой в сечении опоре, чью верхнюю и нижнюю часть, а также основание, покрывает резной орнамент. Касуга-торо очень изящен и часто становится центром композиции. Такие фонари хорошо видно как в глубине сада, так и у входа в дом или беседку, где иногда их устанавливают симметричными парами.
Фонарь Касуга легко узнать по шестигранной крыше с загнутыми вверх углами, что навевает мысли о связи с южно-японскими или даже китайскими традициями.
Совсем иное впечатление производит фонарь Ямадоро-торо – он выглядит древним, вросшим в землю, и может быть покрыт мхом. Этот фонарь составлен из грубо обработанных камней и нарочито асимметричен, притом обычно не превышает одного метра в высоту. Камера светильника состоит из четырёх граней и имеет круглое сквозное отверстие. Ямадоро-торо отлично сочетается со столь же грубым каменным мостом, изогнутым над ручьём, в обрамлении ветвей деревьев и кустарника, которые создают полумрак и повышенную влажность. В таком месте фонарь может действительно обрасти лишайниками и мхом, что придаст ему особую прелесть.

Самый маленький среди всех – фонарь Оки-торо. По традиции, свойственной Японскому садовому искусству, каждый фонарь имеет строго отведённое для него место. Оки устанавливают подле совсем маленьких прудов, либо галечных отмелей в водоёмах. Иногда их устанавливают около высохшего водоёма, такая черта характерна для дзенских садов. Для такого типа фонарей свойственно отсутствие опоры, даже опорного камня или подставки камеры светильника. Обычно высота Оки-торо не превышает сорока сантиметров, скорее наоборот, такой фонарь будет ниже; при всём прочем он должен быть пропорционален размерам отмели и водоёма.
Количество фонарей в японском саду не определено строгими правилами, если позволяют размеры последнего, их может быть несколько, но для сада небольшого размера хватит и одного.
Несколько веков назад фонари были предназначены исполнять свою непосредственную функцию – освещение, хотя свет от них всегда неярок и не охватывает больших площадей. Несмотря на это, фонари с их мягким светом выглядят очень красиво и необычно в тёмное время суток. Для них хватает обычной свечи, совершенно необязательно подводить электричество к японским фонарям.9

· Бамбук в обустройстве сада.

· Садовые ширмы.

· Беседки - в виде пагоды, «чайного домика» или в форме куба.

· Небольшой ухоженный огород.

Советы ландшафтного дизайнера:

· Не используйте слишком большое количество предметов и растений - это создает ощущение беспорядка.

· Скамьей в японском саду может быть и один большой камень. Если кам­ни используются в качестве сиденья, на них надо сделать деревянные на­кладки.

· Водоем не должен быть глубоким.

· Пластиковые японские фонарики использовать нельзя. Но настоящие ка­менные фонарики - удовольствие очень дорогое, поэтому реальный ва­риант - переносной керамический, и на зиму увозить его с собой. Можно и самим выложить стилизованный фонарик из плитняка-песчаника (из ко­торого кладут дорожки), нужны мелкие его осколки.

· Нельзя устраивать в японском саду беседки в форме «шатра».

· Интересный прием в японском стиле - создание моносадов, например сада мхов, сада хост - в общем, композиций из растений одного типа, камней и аксессуаров. Или мини-садика растений, которые, скажем, цветут только белыми цветками. Моносады всегда выглядят выигрышно и оригинально. Секрет успеха - используйте местные растения.

· Бамбуком можно оформить фонтанчик, украсить забор, сделать неболь­шую садовую скульптуру или просто вертикально укрепить в каком-либо месте участка несколько стволов.

· Нужно очень пристально следить за соответствием сада стилю ваше­го дома: если у вас - деревенская избушка, лучше, если будет японским какой-то уголок, а не весь сад.

· Используйте для декорирования японского уголка канаты.


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...