Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое описание дисциплины




ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Рекомендована Методическим Советом ФГАОУ ВПО УрФУ

(для программ, разработанных и реализуемых внутри одного института)

Рекомендована Методическим Советом Института гуманитарных наук и искусств

для направлений подготовки и специальностей:

 

Код ООП (по реестру ООП УРФУ) Направление/специальность [наименование] Профиль/программа магистратуры/специализация   Код дисциплины по учебному плану
  Журналистика Теория и методика журналистского творчества М 2.1.1

 

 

МОДУЛЬ [код по реестру ООП УрФУ, название модуля]

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

Рабочая программа составлена автором:

 

№ п/п ФИО Уч.степень, уч.звание Должность Кафедра Подпись
  Чемякин Ю.В. К.полит.н, доцент Доцент Истории журналистики  

 

Программа модуля одобрена на заседании кафедр:

№ п/п Наименование кафедры Дата ФИО заведующего кафедрой Подпись
  Истории журналистики 15.03.2012 г. Ковалева М.М.  
         

 

 

* При количестве выпускающих кафедр более 6 достаточно одобрения методических советов институтов, включающих выпускающие кафедры; выпускающая кафедра может быть координатором модуля

 

Согласовано:

 

Начальник отдела

образовательных программ Ю.В.Сердюк

 

Председатель учебно-методического совета ИГНИ И.В. Шалина

 

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели дисциплины

Дисциплина направлена на достижение следующих результатов обучения: в результате изучения дисциплины магистрант должен разбираться в основах теории и истории зарубежной журналистики, основных этапах и национальных особенностях ее развития, а также конкретно

 

Знать

– Знать специфику журналистики как социокультурного феномена, как носителя гуманистических ценностей, ценностно-ориентирующие, культурно-просветительские функции журналистики;

– Знать принципы деонтологии, правовые и этические нормы в сфере журналистики;

– Иметь углубленные знания в избранной предметной области исследований (в соответствии с магистерской программой);

– Иметь знания в области учебно-педагогического процесса (преподавания журналистских дисциплин).

 

В результате освоения данной дисциплины магистрант должен обладать следующими умениями:

Уметь

– использовать знания в области философии науки и журналистики, теорий массовой коммуникации в научно-исследовательской и профессионально-журналистской деятельности.

 

Данная дисциплина также участвует в формировании у магистрантов следующих компетенций:

Магистр должен владеть следующими навыками:

– Владеть цифровыми технологиями для решения задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской и журналистской)

– Владеть навыками анализа, синтеза и критического резюмирования различных объемов информации для научной и практической журналистской деятельности;

– Владеть системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и виду журналистской деятельности (в соответствии с магистерской программой);

 

 

Данная дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

знание различных видов массовой коммуникации, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта (СЛК-1);

знание основных стратегий массово-коммуникационной деятельности, понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-2);

 

– анализировать стратегии развития различных массмедиа, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения различных видов массовой коммуникации, а также освоения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин - в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОНК-1);

 

использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОНК-2);

 

навыки анализа, синтеза и критического резюмирования различных объемов информации для научной и практической журналистской деятельности (ИК -5);

 

способность оформлять и представлять результаты выполненной работы (ИК-7).

 

– владеть информацией о научных исследованиях в сфере массовой коммуникации, отечественном и зарубежном профессиональном опыте в данной сфере (ЖТК-4).

 

способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности (НМК-1).

 

Место дисциплины в структуре модуля и основной образовательной программы

Дисциплина «История и теория зарубежной журналистики» является одной из важнейших для освоения данного модуля в целом. Она входит в профессиональный цикл учебного плана и в рамках указанного модуля изучается в первую очередь, поскольку актуализирована новейшими зарубежными исследованиями в сфере массмедиа. Данный модуль идет параллельно и в контексте с изучением модулей общенаучного цикла. Задача модуля и дисциплины, в том числе, познакомить магистрантов с базовыми понятиями теории журналистики, особенностями, основными этапами и закономерностями развития зарубежной журналистики, ключевыми факторами, воздействующими на это развитие.

 

Распределение учебного времени по видам учебной работы и семестрам (по формам обучения)

Виды учебной работы Всего, час. Учебные семестры
   
       
Аудиторные занятия, час.      
Лекции, час.      
Практические занятия,час.      
Лабораторные работы,час.      
Самостоятельная работа студентов, час.      
Аттестация по дисциплине(вид промежуточного контроля)   зачет  
Общая трудоемкость по учебному плану, час./ з.е.      

 

Краткое описание дисциплины

Дисциплина «История и теория зарубежной журналистики» включает компоненты теоретико-методологического и практического освоения большого объема наработанного зарубежными и отечественными исследователями материала. В рамках данного курса рассматриваются основные зарубежные теории журналистики и массовой коммуникации, как прошлого, так и современности. Рассматриваются основные этапы и национальные особенности развития зарубежной журналистики.

Новизна обусловлена постоянно меняющимся контентом массмедиа и периодически появляющимися новыми теоретическими разработками в сфере журналистики и средств массовой информации.

Таким образом, закладывается фундамент дальнейшей работы над другими дисциплинами, включенными в учебные планы вузовской подготовки магистров, определяется и конкретизируется тема магистерской диссертации.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код разделов и тем Раздел, тема дисциплины* Содержание разделов, тем дисциплин
Р1. Т1 Введение в курс. Актуальность изучения дисциплины «История и теория зарубежной журналистики». Определение основных понятий. Объект и предмет теории журналистики. Причины возникновения теорий. Классификация теорий. Нормативные, общественно-научные, функциональные теории и «теории здравого смысла», их сущность и особенности. Практическая значимость теорий коммуникации. Объект и предмет истории журналистики. Значимость знания исторического опыта зарубежной журналистики для развития современных российских СМИ и российской журналистики. Опыт развития журналистики каких стран наиболее актуален для современных российских исследователей? Взаимосвязь теории и истории журналистики.
Р1. Т2 Нормативные теории прессы Понятие нормативных теорий, их сущность и особенности. Авторитарная теория. Либертарианская теория. Теория социальной ответственности. Советская коммунистическая теория. Теория для медиа периода развития. Теория демократического участия. Актуальность данных теорий для осмысления развития современной западной и российской журналистики.
Р1. Т3 Идейно-теоретические концепции свободы печати Авторитарный подход к свободе журналистской деятельности. Жан-Жак Руссо и Георг Гегель. Революционно-демократический подход к свободе печати, его сущность и особенности. «Ареопагитика» Джона Мильтона, историческое значение этого произведения. Предпринимательский подход к свободе печати и «коммерческая революция» в прессе США и Западной Европы. Классово-политическая концепция свободы печати. Идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина и их реализация на практике. Нормативно-правовой подход к свободе печати, его сущность и особенности.
Р1. Т4 Начало изучения СМИ и массовой коммуникации   Теории массового общества и пропаганды. Теория «инъекций» или «магической пули», ее связь с первой мировой войной. Концепции пропаганды. Исследования эффектов коммуникации. Концепции лидеров мнения и многоступенчатого потока информации. Теория ограниченных эффектов. Изменение установок и их исследования. Понятие когнитивного диссонанса, теории селективного влияния.
Р1.Т5 Возникновение академических исследований массово-коммуникационной деятельности Структурно-функциональные подход, исследование основных социальных функций масс-медиа. «Теория подкрепления» Джозефа Клаппера. Концепция элитарного плюрализма и ее критика со стороны правых и левых политических сил. Возникновение теорий социального научения. Концепция сублимации (катарсиса). Теория игры. Теория пользы и удовольствия. Теория заговора и медиазависимости. Концепция «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман.
Р1.Т6 Исследования взаимоотношений массовой коммуникации и культуры в последней трети XX в. Культурологический и критический подходы. Культурологический анализ. Символический интеракционизм. Концепция ритуала. Анализ фреймов. Социальное конструирование ревальности. Концепция культивации. Критические традиции. Неомаркстстские теории. Формирование франкфуртской школы, ее основные особенности. Британские культурологические исследования 1970-х годов. Методы изучения новостей.
Р1.Т7 Теории информационного общества и концепции постмодернизма Становление Торонтской школы. Исследования Г. Инниса и М. Маклюэна. Концепция Д. Белла: информационное общество как постиндустриализм. Теория школы регулирования. Постфордизм и связанные с ним проблемы в медиа-сфере. Теория Роберта Райха. Концепция информационного капитализма М. Кастельса. Основные положения концепции Г. Шиллера. Теории публичной сферы и управления информацией Ю. Хабермаса. Сущность концепции Э. Гидденса. Постмодернизм как социальное явление и интеллектуальное течение.
Р2.Т1 Исторические истоки журналистики Синхронический и диахронический подход к исследованию истории журналистики. Понятия «пражурналистики» и «протожурналистики». Исторические предпосылки возникновения и развития журналистики. Нелинейное развитие журналистики; ее связь с политическим и экономическим развитием общества, с достижениями науки и техники. Основные этапы развития журналистики стран Западной Европы и США. Национальная специфика. Элементы публицистики в риторике. Злободневность и политический аспект ораторской речи. Оратор и аудитория. Первые корреспонденты – собиратели информации в Древнем Риме. Прообразы газет в Древнем Риме и Китае. Особенности содержания, специфика «Acta senatus» («Акта сенатус») и «Acta diurna» («Акта Диурна»). Рукописные издания средневековой Европы (Венецианские листки новостей, газета торгового дома Фуггеров в Германии, французские «canard» и т.д.). Появление и развитие цензуры в Западной Европе. «Летучие листки» времен Реформации и Крестьянской войны. Мартин Лютер, Томас Мюнцер – проповедники и публицисты. Развитие печатного дела после Гуттенберга и возникновение первых периодических изданий.  
Р2.Т2 Возникновение журналистики в странах Западной Европы и ее функционирование в рамках авторитарных государств Первые еженедельные печатные газеты Германии, Голландии, Англии. Их значение, особенности содержания и оформления. Политика власти по отношению к прессе. Условия развития немецкой журналистики XVII – XVIII вв. Жесткая цензура и политическая раздробленность страны. Длительный период «младенчества» немецкой прессы. Исторические особенности возникновения и развития французской журналистики. «La Gazette» («Ла Газет») - средство просвещения и пропаганды. Появление ежедневных газет в Европе.  
Р2.Т3 Борьба за свободу печати в Северной Америке и Европе (на примере Великобритании); формирование политической прессы Журналистика и «памфлетная война» времен Английской революции XVII в. Дж. Мильтон, Дж. Лильберн – выдающиеся публицисты. Зарождение лозунга «свободы печати». Реставрация монархии, тяжелый период для английской прессы. «Славная революция» 1688 года и принятие «Билля о правах». Отмена политической цензуры в 1695 году. Взаимоотношение прессы и власти в Англии в XVIII веке. Возникновение политических партий и их журналистика. Публицистическое творчество Дж. Свифта, Д. Дефо, Дж. Аддисона, Р. Стила. Борьба за право освещения прессой дебатов Парламента. «Письма Юниуса». Понятие «персонального» журнализма, его суть. Борьба за свободу печати и журналистской деятельности в Северной Америке в XVIII веке. Особенности редакционной политики «New England Courant» («Нью Ингланд Курант»). Роль Джеймса Франклина и Бенджамина Франклина в развитии американской журналистики. Судебный процесс над Петером Зенгером, его значение для борьбы американской прессы за свободу печати. Реакция американской прессы на Закон о гербовом сборе 1765 г. и «акты Тауншенда» 1766 г. Революционисты, лоялисты и их печать. Значение публицистики Томаса Пейна и Бенджамина Франклина. Американская революция, принятие «Декларации независимости», Конституции и «Билля о правах».
Р2.Т4 Превращение прессы в «четвертую власть», участие журналистики в важнейших исторических событиях Ранняя журналистика США: участие прессы в борьбе между «федералистами» и «республиканцами». Идеологическое противостояние между севером и югом и его отражение в прессе. Аболиционистские и антиаболиционистские издания. От прессы мнений к информационной прессе. Коммерциализация печати. Возникновение «penny press», ее значение. Особенности редакционной политики, методы сбора информации газет «The Sun» («Сан»), «The New York Herald» («Нью-Йорк Геральд»), «The New York Tribune» («Нью-Йорк Трибюн»). Влияние «penny press» на политические события и развитие американской журналистики. Журналистика Франции. Основные этапы Великой Французской революции; условия развития журналистики на каждом этапе. Законодательство в области печати. Э. Лустало, О. Мирабо, Ж.П. Марат, К. Демулен, Ж. Эбер, А. Ривароль – выдающиеся публицисты. Пресса как средство борьбы основных политических сил. Политика якобинцев: террор под знаменем свободы. Журналистика Великобритании XIX в. Возникновение и развитие рабочей печати, ее значение. Издания сторонников взглядов Роберта Оуэна («Economist» («Экономист»), «Crisis» («Крайзис») и др.), чартистские издания («Northern Star» («Нозерн Стар») и др.). «Poor Man’s Guardian» («Пур Мэнс Гардиан») - лидер рабочей прессы. Основание агентства «Рейтерс» в 1851 г. Газета «The Times» («Таймс»), ее значение, принципы, взаимоотношения с властью, особенности редакционной политики, целевая аудитория, влияние на общественное мнение. Использование новейших технических достижений при выпуске газеты. Освещение «The Times» Крымской кампании и других войн. Проблемы объективности и «независимости» журналистики. Формирование «Империи Таймс», выпускающей множество изданий. Газеты «Daily Telegraph» («Дэйли Телеграф») и «Daily News» («Дэйли Ньюс»), их зарубежные экспедиции, работа военных корреспондентов.  
Р2.Т5 Основные направления развития журналистики западных стран в конце XIX – первой половине XX вв. Разделение прессы на «массовую» и «качественную». Развитие качественной прессы на примере газет «The Times» («Таймс»), «Financial Times» («Файненшнл Таймс»), «Wall Street Journal» («Уолл Стрит Джорнэл»), «New York Times» («Нью-Йорк Таймс»). Развитие массовой прессы; Дж. Пулитцер, У. Херст, братья Хармсворсы, Артур Пирсон и др. выдающиеся издатели. Превращение рекламы в основной источник доходов прессы. Рост тиражей и объемов газет. Процесс концентрации печати. Выдающиеся издатели и крупнейшие концерны прессы первой половины XX в. Развитие специализации журналистов. Возникновение журналистики расследований и разоблачений: движение «макрейкеров». Распространение новых жанров в прессе; зарождение документального кино. Журналистика и общество.  
Р2.Т6 Формирование журналистики стран Азии, Африки, Латинской Америки Причины и условия возникновения прессы в колониях и полуколониях. Два противоборствующие типа прессы. Специфика и основные группы колониальной печати. Возникновение первых патриотических изданий, их цели и задачи, особенности содержания. Отношение колониальных властей к патриотической прессе. От просветительства к борьбе за национальную независимость. Выдающиеся национальные издания. Особенности развития китайской журналистики. Основные этапы и национальные особенности развития журналистики Японии.
Р2.Т7 Основные тенденции развития мировых СМИ конце XX – начале XXI века Роль СМИ в формирующемся «постиндустриальном обществе». Участие СМИ в процессах глобализации. Новые направления в журналистике. Печатная пресса: активное развитие специализированной (в том числе, корпоративной) печати, рост бесплатного распространения, визуализация информации, «инфотейнмент», конвергенция качественной и массовой прессы. Развитие кабельного, спутниковго, цифрового телевидения. Роль радио в современном мире, основные формы и направления его развития. Конвергенция разных видов средств массовой информации (в том числе, печатных и электронных СМИ) на электронной, цифровой основе. Яркие примеры. Перспективы печатных СМИ. Особенности развития Интернет-СМИ. «Гражданская журналистика» блоггеров и перспективы профессиональной журналистики. Изменение структуры занятости в сфере СМИ и требования рынка к профессиональному журналисту на современном этапе.

* Дисциплина может содержать деление только на разделы, без указания тем

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

(по формам обучения)

Разделы дисциплины Трудоемкость освоения раздела дисциплины, час.
Номер раздела, темы Наименование раздела, темы Семестр изучения Общая трудоемкость раздела, темы, час Аудиторные занятия по данному разделу, теме, час Лекции Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа студентов Курсовой проект (КП) Курсовая работа (КР) Расчетно-граф. работа (РГР) Расчетная работа (РР) Контрольная работа (КР) Домашняя работа (ДР) Реферат Коллоквиум Подготовка к ауд. занятиям
Р1. Т1 Введение в курс.                                
Р1. Т2 Нормативные теории прессы                                
Р1. Т3 Идейно-теоретические концепции свободы печати                 ü       ü 22      
Р1. Т4 Начало изучения СМИ и массовой коммуникации                                
Р1.Т5 Возникновение академических исследований массово-коммуникационной деятельности                                
Р1.Т6 Исследования взаимоотношений массовой коммуникации и культуры в последней трети XX в.                                
Р1.Т7 Теории информационного общества и концепции постмодернизма                                
Р2.Т1 Исторические истоки журналистики                                
Р2.Т2 Возникновение журналистики в странах Западной Европы и ее функционирование в рамках авторитарных государств                                
Р2.Т3 Борьба за свободу печати в Северной Америке и Европе (на примере Великобритании); формирование политической прессы                                
Р2.Т4 Превращение прессы в «четвертую власть», участие журналистики в важнейших исторических событиях                                
Р2.Т5 Основные направления развития журналистики западных стран В конце XIX – первой половине XX вв.                                
Р2.Т6 Формирование журналистики стран Азии, Африки, Латинской Америки                                
Р2.Т7 Основные тенденции развития мировых СМИ конце XX – начале XXI века                                
  Итого по дисциплине                                
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...