Основы гармонического пения
В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гармоники, или обертоны, с давних времен использовались для исцеления н совершенствования тела и духа. Гласные и гармоники позволяли путем резонанса воздействовать на различные участки мозга, уравновесить и привести в гармонию энергетические центры человеческого организма, а кроме того — вступить в контакт с духами и божествами. Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Именно они, на мой взгляд, наиболее полно воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновременно — уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональное, ментальное и духовное тела, наделяет их еще большей ценностью. До недавнего времени техника обертонального пения, скрытая в недоступных глубинах эзотерических традиций, тщательно оберегалась от непосвященных. Однако за последнее десятилетие положение значительно изменилось. Тибетские монахи из монастырей Гьюто и Гьюд-мед объехали множество стран, на открытых концертах демонстрируя свое вокальное искусство. Поступили в свободную продажу полевые записи монгольского горлового пения хоомей. Западные музыканты, учителя медитации и мастера пения — такие как Дэвид Хайкс, Джилл Перс и Михаэль Феттер — прикладывают все усилия, чтобы техника обертонального пения стала общедоступной. Эта глава поможет вам приобщиться к магической силе гармоник, научившись самостоятельно производить голосом более одного тона одновременно. Обертональ-ное пение — одна из самых совершенных форм цели-тельства. Секрет ее заключается в том, что издаваемые вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием нашего тела. Стоит вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. Вам откроются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную.
Я помогу вам, дорогие читатели, освоить некоторые вокальные приемы, применяемые в шаманских и иных священных традициях. Хотя мои упражнения крайне просты и доступны каждому, они несут в себе мощную целительную энергию. Чтобы выполнять их, не требуется специальной музыкальной подготовки или вокальных способностей. Шаг за шагом следуя моим инструкциям, вы постепенно научитесь различать в глубине привычных звуков их таинственные составляющие — обертоны.
ОБУЧАЕМСЯ ОБЕРТОНАЛЬНОМУ ПЕНИЮ Подготовительный этап Прежде чем приступать к упражнениям, изложенным в этой главе, прочтите ее до конца. Советую вам также, если возможно, приобрести несколько пленок с записью обертональ-ного пения (их названия перечислены в главе «Список музыкальных произведений»). Для тренировки вам потребуется удобное помещение, где никто не сможет вас потревожить. Сядьте, выпрямив спину, на пол или на стул. Со временем вы сможете выполнять упражнения стоя или лежа, но начинать лучше всего с положения сидя. Не забудьте приготовить тетрадь или блокнот: возможно, вам захочется зафиксировать те изменения, которые вскоре начнут происходить в вашем физическом, эмоциональном и ментальном состоянии.
Пение гласных звуков Первый шаг на пути к обертональному пению — пение гласных звуков. Вокальные гармоники напрямую связаны с формантами в составе гласных. Как мы уже выяснили, форманты заключают в себе целые пучки гармоник и представляют собой точки, где концентрируется энергия всего частотного спектра звука. Именно они, к примеру, придают каждому музыкальному инструменту собственный тембр и неповторимую звуковую окраску.
В составе каждой гласной есть гармоника, которая выходит на первый план при его произнесении или пении. К примеру, если мы поем звук «А-а» (как в слове «марево»), особую четкость обретают иные гармоники, чем в звуке «И-и» («милый»), или чем в звуке «У-у» («буря»). В целом обертональный состав гласных всегда один и тот же, различается лишь строение формант. И в каждой форманте центральное место занимают разные обертоны. Все же голос каждого из нас уникален, и мы произносим гласные немного по-разному. Следовательно, гармоники в составе гласных, произносимых разными людьми, тоже будут слегка различаться в зависимости от наших индивидуальных особенностей. Если вы немного освоили упражнения, изложенные в предыдущей главе, не исключено, что вам уже удалось различить в глубине гласных дополнительные тоны. Это и есть гармоники. При помощи той же методики, которая предлагается вам в этой книге, и под руководством Карлхайнца Штокхаузена смог овладеть искусством обертонального пения швейцарец Михаэль Феттер, признанный мастер вокальной техники. «Освоение обертонального пения, как и любого музыкального инструмента, требует немалых усилий и упорной тренировки. Но голос — в качестве главного средства общения — дается человеку от рождения... Чтобы овладеть вокальной техникой, не обязательно обращаться к учителям — нужно только внимательно слушать. И тренироваться: каждый день, в течение получаса, медленно, негромко, в привычном тембре петь все формы гласных, встречающиеся в обыденной речи. Остальное придет само собой». Итак, вы, возможно, уже и сами заметили, что каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», вы без труда различите эти гармоники в собственном голосе. Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, вы будете производить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.
В результате пения гласного «У-у», например, образуется обертон, отстоящий на октаву и квинту от основного тона. Гласному «О-о» соответствуют обертоны, составляющие с основным тоном интервалы в большую терцию плюс октава и квинту плюс октава. Звук «А-а» рождает обертон, отстоящий от основного тона на септиму. Эти показатели, конечно, могут варьироваться в зависимости от особенностей вашего произношения. Выполняя упражнение, вы заметите также, что при переходе от одной гласной к другой тоже образуются специфические гармоники. Проходя весь ряд от «У» до «И», вы услышите, что высота обертонов будет последовательно расти. Как и для предыдущего упражнения, сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон — не слишком низкий для вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» — «У-у-у» — «О» — «А» — «Ай» — «Э-э» — «И-и». Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэтому не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удерживайте гласные в глубине гортани и концентрируйте внимание на звуковой энергии, средоточием которой являются гармоники. То есть вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести определенный гласный. Теперь попробуйте самостоятельно выполнить это упражнение. Вероятно, вам, как и мне, доводилось в детстве ради забавы проводить подобные звуковые эксперименты. Начинайте петь. Подвигайте челюстью, откройте пошире рот, а затем постепенно совсем его закройте. Поиграйте со звуком. Воспринимайте это упражнение как забавную игру. Чтобы различить гармоники, производимые вашим собственным голосом, вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь, так, словно вы пытаетесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объем ушной раковины, что дает возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите, ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направлении вашего уха, и вам будет легче уловить гармоники.
Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов — зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обер-тональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глубину гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пределы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы — носовую полость, щеки и губы — для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и четкость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, вы сможете увеличить силу звука.
Учимся производить гармоники Выполнив вышеописанное упражнение, вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ранее неслышимые, высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного вам основного тона. Может оказаться, что вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это — обертоны. Обычно неслышные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя вышеописанное упражнение, мы просто выделяем их, концентрируем на них свое внимание. Существует набор фонем, произнесение и пение которых поможет вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками. Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. Прикоснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию. Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные — «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.
Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь свистнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нарушая при этом форму губ. Представьте, что вы изображаете рыбу или кролика. Итак, ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют поддействием энергии звука «М-м-м». Начинайте приоткрывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «тоге»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании. Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов — губы, щеки, язык и т.д. — играет в создании вокальной гармоники свою роль. Особенно важна в этом отношении носовая полость. Многим западным певцам умение направлять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны входящих в него гармоник. Попробуйте проверить это самостоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным! особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носовую полость в таком необычном качестве. Вибрация в носовой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что вам понадобится носовой платок. Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить, — слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в английском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для начала вновь приведем носовую полость в состояние вибрации при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стенки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим под действием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани. Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, все же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для создания высших гармоник. Если вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Вибрация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук. Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на поверхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точке, в которой язык касается нёба в вышеописанном упражнении. Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно продвигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент вы услышите, что на определенном участке звучание обертона, напоминающее пронзительный свист, станет отчетливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с формой ротовой полости — к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это позволит вам произвести несколько различных гармоник. Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается еще одна область образования гармоник. Для начала пропойте носовой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте к нему слог «а-а-Н». Получится — «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук «Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing). Теперь свяжите эти четыре слога — «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» — воедино, пропев их на одном дыхании. По существу, вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения вы заметите, как в глубине вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты. Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», попробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому. Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники. Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом поменяйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН». Это упражнение — наиболее легкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно испытать их: •Ф- «У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на одном дыхании. В те моменты, когда вы будете открывать и закрывать рот, вы услышите гармоники разной высоты. Если вы назализуете звук, число отчетливо слышимых обертонов увеличится. ❖ «Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р — И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полости. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разделив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба). «У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у» создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» — гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым легким и действенным. Пение слогов — это лишь начальный этап обучения технике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед вами, — обрести контроль иад гармониками, возникающими во время пения. Разные гласные позволяют производить гармоники разных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного потренировавшись, вы, скорее всего, уже научитесь производить и различать по меньшей мере девять обертонов. Учимся регулировать звучание гармоник Если вы освоили сам принцип гармонического пения, переходите к следующему этапу. Теперь вам предстоит научиться сосредоточивать внимание на одной из гармоник и увеличивать ее громкость. При этом не важно, какую именно фонему вы используете. Если вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей. Поскольку все мы обладаем разными вокальными возможностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своем голосе гармоники, попробуйте немного поднять — или, наоборот, понизить — высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения. Кроме кассет с записью обертонального пения на первом этапе обучения вам могут помочь магнитофонные записи вашего собственного голоса. Запишите на пленку свои упражнения, а затем прослушайте. Нередко люди настолько поглощены процессом пения, стремясь во что бы то ни стало достигнуть желаемого результата, что сам результат ускользает от их внимания. Случается также, что человек просто не в силах определить, действительно ли в его голосе звучали гармоники. Магнитофонная запись поможет вам услышать, как при пении меняется высота и характер звука и как в вашем голосе естественным путем возникают гармоники. Таким образом вы сможете осознать, что искусство обертонального пения доступно каждому. Помните, что путь к успеху лежит через упорные тренировки. Чем больше вы практикуетесь, тем совершеннее становится ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни услышат в своем голосе гармоники после первого же упражнения, а другим для этого понадобится несколько дней. Во время тренировок вам придется напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, вам, вероятно, понадобится некоторое время иа то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвовали в процессе звукообразования. Рассчитайте, какое время вам удобно тратить на тренировки. Считается, что наибольшую пользу приносят ежедневные пятнадцатиминутные занятия. Прибавьте к этому сроку еще некоторое время для того, чтобы полностью прочувствовать и осмыслить полученный результат: ведь те звуки, которые вы научитесь издавать, будут, резонируя с вашим телом, воздействовать на ваш сердечный и дыхательный ритм, кровоток, температуру, мозговые волны и многое другое. Повторю свой совет на протяжении тренировки держать под рукой блокнот. Во многих магических и религиозных традициях гармоники почитаются как священные звуки. Сейчас вы готовитесь пробудить их божественную силу, дремлющую в вашем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но помимо прочего процесс обучения принесет вам море радости и веселья. Испытайте счастье и благодать, что несет в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.
ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Из всех источников звука, какие только существуют на Земле, человеческий голос, по мнению многих, наделен наибольшей целительной силой. Ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высоты и тембра. Фактически многие инструменты и были созданы лишь для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты звучания человеческого голоса. Диапазон, доступный человеческой гортани, простирается от горлового рева тибетских монахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Пользуясь одним лишь голосом, мы можем охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Наши голоса способны имитировать любые музыкальные инструменты (в том числе и ударные), подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, которые в природе не встречаются.
ТОНИНГ Тонингом именуется техника лечения голосом. Этот термин ввела в употребление Лорел Элизабет Кейс, применив его в своей книге «Тонинг» (Laurel Elizabeth Keyes. «Toning»), которая к настоящему времени уже считается классическим трудом в этой области медицины. Фактически тонинг применялся уже тогда, когда пещерный человек, споткнувшись, ушибал ногу и пытался облегчить свои страдания криком. Но как разработанная методика врачевания при помощи человеческого голоса тонинг появился в начале 60-х гг. благодаря Лорел Кейс. В своей работе Кейс так описывает эту терапевтическую систему: «Тонинг — древний метод врачевания недугов... Цель его заключается в том, чтобы восстановить изначально присущую человеку гармоническую структуру». С тех пор как Лорел Кейс заново открыла возможности тонинга, многие исследователи успели в свою очередь изучить и описать этот феномен. Значительно расширилась и практика применения голоса в медицинских целях. Лэ Мэгги Гарфилд пишет в своей работе «Звукотера-пия» (Laeh Maggie Garfield. Sound Medicine): «В основе тонинга лежит способность гласных звуков воздействовать на частоту колебаний в каждой клетке, каждой молекуле человеческого организма». Дон Кэмпбелл в книге «Рокот безмолвия» тоже затрагивает тему тонинга: «Тон — это доступный слуху звук, обладающий длительностью, достаточной для его распознания. Техника тонинга основана на сознательном удлинении звука при помощи дыхания и голоса». Вот как описывает феномен тонинга Джон Боле, автор книги «Музыка и звуки в искусстве врачевания»: «Эти вокальные упражнения, именуемые тонингом, — всего лишь выражение эмоций. Они не несут в себе семантического значения. Их главная цель — восстановление телесной гармонии и душевного равновесия». Касается этого предмета и Рэндел Маклеллан в своей работе «Исцеляющие силы музыки»: «Человек в течение продолжительного времени производит звуки произвольной высоты и окраски с целью вызывать резонанс в тех участках организма, куда направлен голос. Это и называется "тонингом"». «Тонинг высвобождает мощный поток природной энергии и позволяет ему свободно течь сквозь ваше тело», — пишет Стивен Халперн в книге «Настройка человеческого инструмента» (Steven Halpern. Tuning the Иитап instrument). В завершение я хотел бы предложить вам собственное определение тонинга. Тонинг стоит за рамками человеческой речи. Это звук, не наделенный конкретным смыслом и состоящий в основном из гласных, хотя к ним иногда могут примыкать и согласные, образуя слоги. Целью тонинга является облегчение боли или просто снятие напряжении. Кроме того, тонинг позволяет создавать резонанс в физическом теле и эфирном поле. Вздохи, стоиы, «мычание», «мурлыкание» привязавшейся мелодии также можно считать разновидностями тонинга. Тонинг — не песнопение в прямом смысле этого слова, хотя в отдельных случаях может принимать похожую форму. Песнопение — как церковное, так и магическое, — подразумевает осмысленный текст, будь то слова молитвы или заклинание. Мантры, которые строятся на установленных традицией звуках — «Ом На Ma Шива Я» или «Ом Мани 11адме Хум», например, — тоже являют собой вид песнопения, хотя пение отдельных слогов — «Ом» или «Ра» — можно считать тонингом. Граница между этими двумя системами определяется четко: как только слоги начинают складываться в слова, а слова — в связный осмысленный текст, тонинг кончается и начинается песнопение.
ТОНИНГ КАК СРЕДСТВО ИСЦЕЛЕНИЯ Из всех разновидностей звукотерапии самой эффективной, пожалуй, следует признать именно тоиинг, и тому есть множество причин. Во-первых, в рамках этой техники мы можем научиться при помощи собственного голоса создавать резонанс в различных зонах своего тела и таким образом приводить их все в состояние гармонии. Этот метод основывается на принципе резонанса. Каждый орган, каждая кость и ткань нашего тела обладает природной, «здоровой» частотой вибрации. Когда же в организме поселяется недуг, эта частота изменяется. Создав тон, частота которого совпадает с изначальной частотой пораженного органа, можно воздействовать на измененную частоту и вернуть орган в прежнее состояние. Ряд исследователей, в том числе доктор Питер Гай Мэн-нерс, применяют данный метод лечения, при помощи электронных приборов создавая нужные частоты и направляя их на охваченные болезнью участки. Однако той же цели можно добиться и с помощью одного человеческого голоса. Особенно убедительно говорит в пользу голоса тот факт, что частота настройки (т.е. природная частота колебаний) того или иного органа может немного варьироваться у разных людей, а прибор не способен учитывать эти различия. Используя голос, можно добиться гораздо большей точности. Во-вторых, не следует забывать о важнейшей роли намерения. Намерение составляет энергетическое ядро звука, наполняет его эмоциями и стремлениями. Хотя многим понятие «намерение» может показаться нематериальным и расплывчатым, я не сомневаюсь, что, по мере того как будут умножаться наши знания о терапевтической силе звука, будет неуклонно расти интерес и к этому его аспекту. Человеческий голос более, чем любой музыкальный инструмент, способен концентрировать энергию намерения и направлять в нужную точку. Конечно, направлять в больной орган целительную частоту можно и при помощи электронного прибора. И прибор этот будет работать независимо от того, чем занят его хозяин, — мечтает, спит или лежит на пляже. Но голосовая терапия требует от человека абсолютной концентрации, не важно, лечит ли он самого себя или кого-то другого. Чтобы создать терапевтическую ситуацию, мы должны всецело сконцентрироваться на настоящем мгновении — «здесь и сейчас». И именно в этот момент, при условии полной сосредоточенности, в звук закладывается целительное намерение. Роль намерения нетрудно нонять, если.вспомнить, как но-разному может действовать на нас пение. Мы можем зевать от скуки, слушая идеальное исполнение, не нарушаемое ни единой фальшивой нотой (то есть неверной частотой). Голос звучит прекрасно, но в нем чего-то не хватает, и он оставляет слушателя равнодушным. В то же время хриплый и небогатый голос другого исполнителя, о чьих вокальных способностях отзываются весьма критически, может растрогать до слез. Реакция слушателей никак не связана с тем, какие частоты производят эти голоса. Следовательно, эффект занизит лишь от намерения, которое исполнитель вклады-илет и свое пение. Развивая эту мысль, можно заключить, что намерение является залогом терапевтического воздействия музыки в равной, если в не большей степени, чем сям звук. Откуда же появляется намерение? Оно рождается в уме и сердце человека еще до создания звука. Оно может представлять собой мысленный образ того объекта, на который направляется звук. Когда появляется намерение? Обычно — в момент вдоха, предшествующего пению. Но наибольшую силу обретает то намерение, которое рождается в паузе между вдохом и началом пения.
ДЫХАНИЕ Многие полагают, что в паузе между вдохом и выдохом (н нашем случае— звуком) все части человеческого ирганизма резонируют между собой. Исследователи, в числе которых и Ицхак Бентов, называют точную частоту волны, которая в этот момент возникает в организме, — 7,8 Гц. Считается, что такова же частота настройки нашей планеты, а следовательно, на один краткий миг человеческое тело настраивается в унисон с энергией Земли. Попробуйте сами уловить эту паузу. Сделайте глубокий вдох, задержите воздух, а затем выдохните. Дыхание — это основа всех звуков, которые мы производим при помощи голоса. Без дыхания они попросту невозможны. Дыхание составляет сущность самой жизни: ведь именно благодаря дыханию мы живем. Многие мировые традиции почитают священной жизненную энергию, заключенную в дыхании. В индийской традиции она именуется праной, в китайской — ци. Древние евреи обозначали дыхание словом руах, второе значение которого — «дух», «душа». Учение о дыхании — тема настолько обширная и важная, что ей самой посвящено множество исследований и книг. Существует также множество различных методик правильного дыхания. Некоторые считают, например, что дышать следует через нос и лишь определенным образом. Другие, напротив, уверены, что вдыхать и выдыхать нужно исключительно через рот. Я же полагаю, что каждый волен дышать только так, как ему удобно и легко. Однако во время пения рекомендуется тщательно следить за осанкой, поскольку энергия, заключенная вдыхании, более успешно взаимодействует с другими системами физического и эфирного тела, когда спина выпрямлена. Кроме того, сидя прямо, значительно легче сделать глубокий вдох. Вопрос о том, следует дышать через нос или через рот, остается открытым. Однако все специалисты в области дыхательных техник сходятся в одном: воздух во время вдоха должен достигать диафрагмы. Диафрагма расположена между грудной и брюшной полостями. Для меня всегда было естественным дышать именно таким образом, и я с большим удивлением узнал, что многие люди дышат иначе. Думаю, это результат неправильного воспитания: скорее всего, в школе или где-то еще этим людям запрещали глубоко дышать, поскольку от этого «задираются плечи». Теперь сделайте глубокий вдох и осмотрите свое тело. Если у вас выпятились нижние ребра и живот, значит, вы дышите правильно и воздух достиг диафрагмы. Обычно именно так дышат люди в состоянии полного расслабления. Если же у вас приподнялись плечи, а живот остался неподвижным, значит диафрагма осталась незадействован-цой. Вероятно, вы слишком напряжены. Диафрагмальное дыхание более глубокое, то есть при таком способе дыхания в легкие попадает больше воздуха. Кроме того, этот способ значительно легче второй разио-иидности глубокого дыхания, когда функционирует только верхняя часть легких. Диафрагмальное дыхание расширяет возможности наших легких, позволяя нашему организму вобрать в себя больше жизненной энергии. Диафрагмальное дыхание — наиболее естественный способ дыхания, однако иногда нам приходится потрудиться, чтобы отвыкнуть от той дыхательной техники, к которой приучились в детстве. Научиться правильно дышать нетрудно: следует лишь доводить воздух до дна легких сознательным усилием. Поначалу вам, возможно, придется во время вдоха специально надувать живот. Овладеть этой техникой дыхания будет легче, если вы ляжете на спину, положив на живот руки. Вдохнув, вы почувствуете, как он раздувается, оттого что воздух наполняет диафрагму. На несколько секунд задержите дыхание, а затем выпустите иоздух из легких. Тогда вы ощутите, как опал живот под нашими пальцами. Одновременно вы должны следить, чтобы при вдохе у вас не поднимались плечи. Поднявшиеся плечи — признак того, что человек привык дышать только верхней частью легких. Но избавиться от этой привычки не так уж трудно. Вы обнаружите, что диафрагмальное дыхание оказывает на организм приятное расслабляющее воздействие. Чем глубже вы дышите, тем больший объем воздуха попадает в ваши легкие и тем больше энергии вы вкладываете во вдох.
ТОНИНГ И ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ Главная тема настоящей главы — взаимосвязь между гармониками и голосовой терапией. Прежде чем ознакомиться с техникой обертонального пения, я некоторое время практиковал технику тонинга, которую перенял у своей подруги и учительницы Сары Бенсон. Сара научила меня особому приему, позволяющему при помощи голоса исследовать тело и энергетическое поле другого человека и направлять звук в их отдельные участки. Эту необычайную, мощную целительную технику мы подробно рассмотрим чуть ниже. Через некоторое время я, как вам уже известно, услышал пение Гармонического хора и научился самостоятельно производить вокальные гармоники. Вскоре моему слуху открылось новое, таинственное явление. Впервые это произошло на мастер-классе по тоиингу, который я проводил на фестивале «Целительная сила искусства» в штате Мэн. Я обучал участников семинара вышеописанному приему Сары Бенсон. В какой-то момент я заметил, что, как только человек, выполняющий упражнение, находит нужный звук и нужный участок, звучание его голоса изменяется. Впервые столкнувшись с таким явлением, я поначалу даже не мог понять, в чем конкретно заключается это изменение. И вдруг меня осенило: как только моему ученику удается правильно настроить свой голос и направить его в тело другого человека, в голосе его начинают звучать гармоники! Я мог бы, закрыв глаза или повернувшись спиной, без труда определить, кто из присутствующих производит верный звук. Это было настоящее чудо: люди, которые никогда прежде не слышали вокальных гармоник, вдруг начинали издавать их сами! Снова и снова приходилось мне сталкиваться с этим явлением. Впервые я услышал гармоники в собственном голосе, когда занимался тониигом. Правда, поначалу я решил, что смог произвести эти звуки, поскольку некоторое время обучался обертональному пению. Но потом, после случая с учениками, мне стало ясно, что гармоники возникают сами собой в процессе выполнения этого вокального приема. Именно с этого момента я начал сознательно обучать желающих тонингу вкупе с основами обертонального пения. Мною двигало следующее соображение: если мои ученики и так. непроизвольно, издают вокальные гармоники, то, может быть, освоив фундаментальные принципы гармонического пения, они смогут значительно расширить свои возможности в области звукотерапии. Обычно я подкрепляю эту мысль следующим сравнением: тоиинг без применения гармоник подобен стрельбе из дробовика. Конечно, стрелок поразит цель, но растратит при этом массу лишней энергии и множество дробинок. А обертональное пение уподобляет голос лучу лазера, который непременно попадет прямо в яблочко. При помощи гармоник можно точнее фокусировать звук и направлять его в нужные участки.
ТОНИНГ И КРИСТАЛЛЫ КВАРЦА Повествуя о своем приобщении к искусству обертонального пения, не могу не отметить, какую важную роль сыграли в этом кристаллы кварца. Как вам уже известно, с удивительной способностью кварцевых кристаллов преобразовывать энергию я познакомился еще в самом начале своей работы со звуком. Однажды во время пения я взял кристалл в руки и направил на него звук. И, к своему немалому изумлению, я заметил, что кристалл резонирует с некоторыми гармониками, значительно усиливая их звучание. Другой кристалл таким же образом взаимодействовал с гармониками иных частот. Затем этот опыт — с идентичным результатом — повторил мой друг, обучавшийся у меня гармоническому пению. Однажды ко мне в гости зашла одна из певиц Гармонического хора. Ей никогда не приходилось работать с кварцевыми кристаллами, да и вообще она не интересовалась терапевтическим аспектом звука. Обертональное пение занимало ее лишь как форма вокального искусства. Решившись на эксперимент, я попросил ее спеть, направляя звук на кварцевый кристалл. Женщина эта всегда считала меня немного чудаком и потому не слишком удивилась этой просьбе. И в ответ на мое гостеприимство согласилась ее исполнить. «Не могу в это поверить! — вскричала она, пропев несколько звуков. — Кристалл усиливает звучание пятой гармоники!» Я вручил ей второй кристалл. «Не может быть! — снова воскликнула она. — Этот усиливает третью гармонику. Дайте-ка мне еще один!» Вокальные упражнения заняли большую часть вечера. Моя гостья брала все новые и новые кристаллы н, направляя в них голос, обнаруживала, что каждый их ни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|