Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый порядок – «порядок принадлежности»




ДОКЛАД

Дисциплина: Психология семьи и коррекции

Семейных отношений

 

Тема: Расстановка ролей по Хеллингеру Б.А.

 

 

Выполнила студентка

4 курса, 14-43 группы

Князевич О.В.

 

 

Преподаватель:

Ярыгина Н. Ю.

 

 

Нижний Новгород, 2011


 

Биография

Берт Антуан Хеллингер (род. 16 декабря 1925 года, Лаймен (Баден), Германия) — немецкий философ, психотерапевт и богослов. Хеллингер родился в католической семье в Германии в 1925 году. Особая форма католицизма родителей Хеллингера дала всей семье иммунитет против веры в искаженные понятия Национал-социализма. В возрасте десяти лет он перешел в католический интернат при монастыре. Местная организация Гитлерюгенд безуспешно пыталась завербовать Хеллингера, когда он был подростком. В результате его классифицировали как «подозреваемого врага народа». В 1942 году Хеллингер был призван в Вермахт и участвовал в боях на Западном фронте. В 1945 году попал в плен и был заключен в лагерь Союзников. После побега из лагеря он вернулся в Германию. Его старший брат Роберт Хеллингер был убит на фронте. Хеллингер вступил в Католический орден и изучал философию и теологию в Университете Вюрцбурга. В 1952 г. Хеллингер принял сан священника и был отправлен в Южную Африку в качестве миссионера у зулусов. Там он продолжал свое обучение в Университете Питермарицбурга и Университете Южной Африки, где стал бакалавром гуманитарных наук и получил диплом, дающий право на преподавание в школе.

В течение 16 лет жизни в Южной Африке он был приходским священником, учителем, и директором школы для африканских учеников. Он также нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Он стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

Его участие в программах межрасового экуменического обучения, проводимых англиканским духовенством в Южной Африке в начале 1960 гг., привело к выходу из Ордена. Инструкторы работали с направлением феноменологии. Они занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, без страха, без предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Он был глубоко впечатлен тем, как их методы показывали возможность примирения противоположностей через взаимное уважение.

Начало его интереса к феноменологии привело к сложению сана. Хеллингер рассказывает, как один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для него это была не просто философская загадка. Он остро чувствовал то, как нацистский режим жертвовал человеческой жизнью ради идеалов. Он говорит: «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей».

После того, как он оставил свою работу священника, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. В начале 1970-х годов он переехал в Вену, пройдя классический курс в Венской Ассоциации психоанализа. Он завершил свое обучение в Мюнхенской Ассоциации психоанализа и был принят в качестве практикующего члена. В 1973 Хеллингер покинул Германию во второй раз и переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Одним из наиболее значительных влияний было влияние Эрика Берна и трансакционного анализа.


 

Научное объяснение метода

Метод семейных расстановок создан Бертом Хеллингером на основании многолетнего изучения и синтеза достижений различных психотерапевтических школ (психоанализа, «первичной терапии» Карла Янова, транзактного анализа, гипнотерапии, традиционной семейной терапии), теории систем, теории информации, антропологических данных и собственных уникальных открытий.

Берт Хеллингер доказал, что все мы включены в некое системное семейно-родовое взаимодействие, которое оказывает существенное влияние на нашу жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть ясно описано категориями и порядками общей теории систем. Еще одним открытием Берта Хеллингера было осознание того, что внутри этой большой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым живет и развивается любая семейная система. Он назвал эти законы «порядками любви».

Согласно теории Берта Хеллингера, за всеми чувствами человека лежит безусловная архетипическая любовь и постоянное стремление человека к ней. Ощущение принадлежности к своему роду и поддержки от предков дает человеку огромный ресурс для успешности и эффективности в жизни. Принадлежность человека семье - это один из важных и значимых ресурсов личности необходимый для успешной жизни. Не зря во всех культурах старинные аристократические роды считали за честь глубокое знание своей семейной родословной – тех «корней», которые поддерживают дерево Рода, отдельной веточкой которого является человек. Это знание придавало им особый ресурс, названный Хеллингером «любовью рода».

Человек, оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней, он чувствует себя одиноким, не может проявлять себя в желаемой степени успешным, уверенным и эффективным. Задача расстановки - восстановить прерванный поток любви рода и радостное, усиливающее чувство принадлежности к своей семейной системе, своему роду, своему «родовому дереву».

Как уже было сказано, системно-феноменологический подход Берта Хеллингера опирается на общую теорию систем и теорию информации. Основным открытием Берта Хеллингера в практике психотерапии является формулировка им специфических законов, по которым живет и развирается любая семейная или родовая система. Это так называемые «Порядки любви».

Порядки Любви

Первый порядок – «порядок принадлежности»

Этот закон показывает нам, что если кто-то был исключен (забыт, очернён, вычеркнут) из семейной системы, то кто-то из последующих членов этой семейной системы будет его архитипически замещать (повторять его судьбу или нести в себе его чувства). Даже если это произойдёт спустя несколько поколений.

Каждый член системы имеет право на принадлежность. Для семейной системы не важно, был этот человек святой или преступник, жил он десять или сотню лет назад. Система одинаково помнит всех своих членов. Он был - и это для неё главное. Кому-то сыном, кому-то дедом, отцом... Его место точно определено. Без него не родились бы его дети, все в роду было бы иначе. Если кто-то в семье забыт и тем самым лишен своего права принадлежности системе (например: пропавший на войне дедушка, репрессированный родственник, абортированный ребенок), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном (это вызвано стремлением системы к целостности, возмещению и гомеостазу). И тогда произойдет переплетение, проекция или замещение судеб. То есть кто-то из ныне живущих будет «переплетен» с умершим, или с человеком тяжелой судьбы. Будет сам иметь тяжелую судьбу, или «жить за другого» (абортированного), есть за другого (избыточный вес), работать (трудоголизм, гиперактивность), с трудом осознавать себя, свои действия, желания (неадекватное поведение)...

Решение при таком семейном переплетении: восстановить право принадлежности к семье исключенных членов. Принять их, восстановив целостность и гармонию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...