Физические и медицинские аспекты воздействия методов музыкотерапии
Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений. Практическое использование музыки и движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале двадцатого века в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Внедрявшая его систему в России Н.А. Александрова расширила область применения ритмики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, дирижёра, мимиста, танцора, актёра. Это разделение по специальностям явилось первым шагом к использованию ритмики в различных областях человеческой деятельности, в том числе к выделению целого направления - лечебной ритмики. При этом Александрова подчеркивала значение дифференцированного использования, как у детей, так и у взрослых. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы с детьми с проблемами (нарушение речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью) определяет еще и коррекционные задачи. Нельзя недооценивать значение музыки в нашей жизни. Являетесь ли вы её ценителем или равнодушны даже к самым известным музыкальным шедеврам, влияние музыки на нас неизбежно. Потому что музыка звучит не только в концертных залах, с телеэкранов - она вокруг нас, являясь одной из главных составляющих энергоинформационной среды.
Современные исследования подтверждают целебные свойства отдельных звуков. Созданы реестры их воздействия, которые во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. Изучение влияния музыки и движений на детей с проблемами в развитии показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью. Первые шаги по использованию ритмики в системе лечения нервнобольных были предприняты профессором В.А. Гилярковским. Под его руководством в 1926 году в нервно-психиатрической лечебнице имени Сеченова была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. Ритм как организующий элемент музыки был положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция движений и поведения больного. Позже лечебная ритмика начинает использоваться в логопедических учреждениях, закладываются основы целого направления реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, - логопедической ритмики. С этого времени ритмика активно применяется в работе с детьми с различными формами патологии. Авторы подчеркивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с проблемами в развитии, так и возможность коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфере - в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указывалось, что такие занятия являются и психотерапевтическим методом воздействия на ребенка, коррекция его эмоциональной сферы. В 1920-е годы в содержание коррекционной работы первых детских садов для глухих и слабослышащих детей входили музыкальные занятия, которые воспитывали тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формировали координацию движений, вырабатывали навыки ориентировки, внутренней собранности ребенка, развивали у детей дыхание, голос, четкое произношение звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи, способствовали организованности детского коллектива.
В 1950-70-е годы отмечается значение музыки и логопедической ритмики в коррекции заикания у детей раннего возраста, предлагается конкретный материал для детей 2-3 лет: песни, игровые упражнения, короткие драматизации стихов, хороводы, в которых учитываются возрастные особенности и нервно-психическое состояние детей. В этот же период разработались содержание и методика музыкального воспитания детей с нарушением слуха. Учеными определялись возможности в восприятии музыки на основе использования различных анализаторов. Акценты делались на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались вопросы развития речи во взаимодействии с музыкой и движениями, а так же разрабатывалась и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных детских садах. Методика музыкального воспитания слабослышащихдетей, разработанная в 1970-80х годах Яшунской, обеспечивала развитие у ребенка устойчивого интереса к музыкальной деятельности, обучала восприятию и чувствованию музыки, умению создавать музыкально-двигательные образы с помощью педагога, добиваться пластичности, выразительности движений, согласованности движений с музыкой. Проводились исследования возможностей развития музыкального восприятия глухих и слабослышащих дошкольников, формирование у них чувства ритма с помощью движений, музыки, ритмоинтонационной структуры речи. Были разработаны государственные программы музыкального воспитания глухих и слабослышащих детей, а так же показаны возможности развития у глухих и слабослышащих дошкольников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической аппаратуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|