Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия со слабослышащими детьми




 

Предлагаемая методика сложилась в результате изучения системы Э.И. Леонгард (Президент центра и автор системы формирования и развития речевого слуха у слабослышащих детей) и практической работы со слабослышащими детьми в коррекционном детском саду, где я второй год в игровой форме применяла методы музыкальной терапии, помогающие реабилитации слуха, такие как:

определение регистров звучания мелодий. Объяснение шло по известному методу - медведь-кошка-птичка, кто как поёт. Сначала было предложено нарисовать этих зверей, затем мы поговорили об их повадках. После чего я сыграла характерные небольшие пьески и попросила ребят определить, какая музыка больше соответствует характеру зверей. На следующих занятиях были приготовлены карточки с рисунками зверей, которые дети поднимали, когда я играла мелодию в определённом регистре. Подобные занятия проводились долго, пока все дети не научились легко определять регистры. Далее задание было усложнено, мелодия была сыграна в другом регистре, это оказалось сложным для многих ребят - они не могли узнать знакомую мелодию, сыгранную выше или ниже. Пришлось долго заниматься индивидуально со многими детьми, и длительные занятия дали положительный эффект. Мелодии для работы подбирались одноголосные, для лучшего их восприятия неразвитым слухом;

игра в тембр. Знакомая мелодия игралась на разных инструментах: фортепиано, металлофоне, балалайке, дудочке, что очень развивает тембровый слух, способность различать звуки различной окраски, который в свою очередь положительно влияет на работу слухового нерва;

пение вокальных упражнений с использованием зрительных образов: гаммообразные попевки «вот иду я вверх» и «вот иду я вниз», терцовые попевки «ку-ку», квартовые «а-у», секундовые «мя-у». Занятия проводились также с применением карточек, которые изображали идущего по лесенке мальчика или девочки, сидящей на дереве кукушки, мяукающей кошки и т.п. Зрительные образы значительно облегчали понимание задач и их выполнение. Упражнения выполнялись при хорошей артикуляции сначала с подыгрыванием на фортепиано, затем дети пели самостоятельно;

работа над ритмическими упражнениями. Сначала самое простое из них - ритмическое эхо. Когда педагог простукивает ритм, а дети его повторяют. Потом ребятам предлагалось прохлопать ритм попевки «Андрей - воробей» деревянными ложками, затем пропеть четверти дон-дон, а восьмые дили-дили. При разучивании несложной песенки сначала мы пытались запомнить стихи, для чего отстукивали ритм стиха деревянными ложками. Когда это получалось довольно уверенно, дети стали отбивать ритм мелодии. Постепенно задача усложнялась, детям раздавались простые музыкальные инструменты - барабан, ложки, бубен. Сильная доля отмечалась ударом барабана, слабая - бубном и т.п., затем ребята менялись инструментами. Хороший эффект даёт этот метод при знакомстве с танцевальными ритмами. Не сразу, очень медленно, но у детей создавался устойчивый рефлекс верного ритма;

развитие музыкальной памяти. Это одна их важнейших задач реабилитации, т.к. дети плохо запоминают тексты песен из-за неразвитости воображения и образного мышления, для чего был применён принцип визуальной активизации работы мозга. Сначала давалось задание рисовать картинки, создавая иллюстрации к каждому куплету песни, пение наизусть должно стать естественным заключительным этапом в разучивании песни. В процессе запоминания, кроме слуха, участвует моторная (мышечная) память рук, голосовых связок, артикуляционного аппарата, развивается интеллект, контролирующий и связывающий все звенья воедино.

Все эти методы способствуют очень медленному, но верному формированию внутренних слуховых представлений ребёнка, и самым сложным был переходный период от полного невосприятия музыкальных звуков к началу осознанного определения глухим ребёнком набора разных созвучий и их интонирование.

 


 

Заключение

Хорошая музыка способна формировать высокие моральные представления и ценности. Существует разная музыка: духовная, народная, классическая, современная. Все виды музыки могут быть доступны ребёнку. Они связаны между собой и невозможны один без другого, но самое главное, чтобы музыка могла воспитывать хорошее, доброе в человеке. И помощником в этом ей будет богатый музыкальный язык. Развитие музыкального восприятия вносит огромный вклад в общее психическое становление личности ребёнка.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с проблемами в развитии проявляются, прежде всего, в том, что они выступают источником позитивных переживаний ребёнка, рождают новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивают формирование музыкальной культуры и осуществляют коррекцию отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создают условия для социальной адаптации.

В своём классическом труде «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов пишет: «Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, воспитания и обучения». Если нет глубоких патологий мозга, то музыкальность глухого ребёнка формируется точно так же как и слышащего.

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились.

При применении методов музыкальной терапии, наследственные задатки детей реализуются в способности через преодоление физических недостатков слухового и зрительного восприятия, и появляется реальная возможность выводить детей на более высокую ступень духовного развития. Многообещающие возможности музыкальных занятий с больными детьми могут быть полезными для продолжения опыта в центрах реабилитации и в спецшколах. Таким образом, музыка для многих слабослышащих и слабовидящих детей может стать, прежде всего, формой психофизической и социальной реабилитации. Происходит активизация сознания ребёнка, проясняются его возможности для дальнейших занятий музыкой.

Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Притом, не только те чувства, что вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоции, но и интеллект человека, что необходимо больным детям для их гармонического развития, поскольку они живут в звуковом или зрительном дефиците и многое воспринимают интуитивно.

 


 

Список литературы

1. И. Белик "Музыка для глухоты" М., "Владос" 2000;

. Н. Ветлугина "Методика музыкального воспитания дошкольников" М., 1972;

. "Воспитание музыкой " сб. статей М., Просвещение 1991;

. Л. Выготский "Воображение и творчество в детском возрасте"

5. М., 1954;

6. Журнал "Аккорд" статьи о музыкотерапии М. 2004;

7. Э. Леонгард «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье» М. Просвещение, 1991;

8. Е. Назайкинский «О психологии музыкального восприятия». - М., 1981;

. В. Петрушин "Музыкальная психология" М., "Владос" 1997;

10. В. Подуровский, Н. Суслова "Психологическая коррекция музыкально - педагогической деятельности" М., "Владос" 2001;

.   "Психология музыкальной деятельности" сб. под ред. Г. Цыпина М., Академия 2003;

12. О. Радынова «Развитие у детей музыкального восприятия»

13. из кн.: «Музыкальное воспитание дошкольников»,

.   М., «Просвещение», «Владос», 1994;

.   Б. Теплов "Психология музыкальных способностей" М., 1947;

.   Н. Черноиваненко «Формирование музыкального восприятия школьников» из кн.: «Музыкальное воспитание в школе», вып.15,

.   М., «Музыка» 1982;

.   П. Якобсон «Психология художественного восприятия» М., 1964

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...