Диана Лиф Кристиан, апрель 2012. 3 глава
-------------------------------------- 14 Словосочетание «альтернативное сообщество» является достаточно близким, но все-таки не совсем точным переводом английского выражения «intentional community» (букв. «целевое, идейное сообщество», «сообщество с намерением»). Intentional community означает группу людей, выбравших жить вместе или рядом друг с другом ради реализации некоторой общей идеи. Термин же «альтернативное поселение» подразумевает определенную направленность этой идеи (т.е. ее противопоставление неким общепринятым стандартам). С этих позиций, часть «идейных сообществ», к примеру, христианские монастыри, формально подходят под определение intentional community, но не подходят под определение «альтернативного поселения». Однако ввиду того, что фактически круг сообществ, создаваемых в наши дни и обозначаемых термином «intentional community», почти полностью совпадает с кругом сообществ, которые можно охарактеризовать как «альтернативные», мы решили избежать в нашем переводе введения корявого неологизма «целевое/идейное сообщество» и использовать достаточно широко распространенный термин «альтернативное поселение». Вообще, слово «альтернативный» в рассматриваемом контексте довольно широко используется в русскоязычной литературе (см., например, И.В.Бестужев-Лада. Альтернативная цивилизация. М.:Алгоритм, 2003; http://a9594478.mylivepage.ru/file/1741/4306) и по смыслу означает «имеющий в своей основе идею (представление об обществе и его устройстве), отличную от общепринятой (в частности от общепринятой в Западной постиндустриальной (технократической) цивилизации)». Соответственно, понятие «альтернативное общество (поселение)» означает «общество (поселение), в основе организации и практики которого лежит идея, взгляд на мир, отличающиеся от общепринятых». Различие между «общество» и «поселение» в данном случае заключается в том, что «поселение» – это общество, устойчиво локализованное в пространстве на территории, которая ощущается его членами как «своя». – прим. перев.
15 Устойчивый (англ. sustainable) – способный сохраняться в здоровом виде в течение длительного времени. Англ. слово sustainable является отсылочным к концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие (sustainable development) – способ развития, при котором удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности (определение из доклада «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) 1987 г. Эта формулировка сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах). Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления суммой активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост — или по крайней мере неуменьшение — во времени всех этих активов (а не только экономический рост!). Устойчивое развитие включает в себя три взаимосвязанных аспекта: экономический, социальный и экологический: Экономическая составляющая: максимальный экономический доход в долговременной перспективе возможен только при сохранении капитала (источника дохода) – разнообразия ресурсов, средств производства, человеческого фактора. Это означает использование преимущественно возобновляемых ресурсов (ветер, солнечная энергия, органические материалы), производство экологически безвредной продукции, а также использование экологичных (природо-, энерго-, и материало-сберегающих) технологий на всех стадиях - добыча и переработка сырья, выпуск продукции, минимизация, переработка и уничтожение отходов.
Социальная составляющая ориентирована на человека и означает сохранение стабильности общественных и культурных систем, в том числе, сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах (см. продолжение на следующей странице 18).
Людей в общине объединяет не только и не столько сама по себе совместная жизнь, сколько мотивы, по которым они сделали этот выбор. «Это группа людей, которые сознательно выбрали жить вместе ради общей цели и трудиться сообща для воплощения образа жизни, отражающего их общие ценности» - так определяет понятие «альтернативное сообщество» (intentional community) Некоммерческое Партнерство в поддержку Альтернативных Сообществ (Fellowship for Intentional Community).
Есть нечто общее, что объединяет самые разные альтернативные сообщества, и это – их идеализм. Все они основаны на идее о более совершенной модели жизни, независимо от того, проживают ли единомышленники буквально под одной крышей или же просто соседствуют. Идеалы общины, как правило, рождаются из неудовлетворенности окружающей культурой, из возникающего у людей ощущения, что в ней отсутствует или не хватает чего-то очень важного.
Экопоселения – это альтернативные сообщества, стремящиеся создать более гуманный и экологически устойчивый образ жизни. Широко известно определение, данное Робертом и Дианой Гилман, согласно которому экопоселениями называются «полноценные (со всеми основными чертами жизнедеятельности) поселения малого масштаба, в которых человеческая деятельность безвредно интегрирована в природную среду таким образом, при котором поддерживается здоровое развитие человека, и который может успешно продолжаться неопределенно долгое время»16.
Полноценное поселение со всеми чертами человеческой жизнедеятельности. Все черты нормальной человеческой деятельности должны быть представлены в сбалансированной пропорции: проживание, отдых, общественная жизнь и коммерция. В отличие от этого, большинство современных поселений промышленного мира - городские, пригородные и сельские - разделены по функциям: одни районы пригодны для проживания, другие для
15 Устойчивый (англ. sustainable) – продолжение, см. начало на странице 17. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Экологическая составляющая: устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Может успешно продолжаться неопределенно долгое время. Последний принцип - принцип устойчивости - обязывает к определенной честности в концепции экопоселения. Без него было бы легко (или, по крайней мере, легче) в короткое время создать поселения людей разумных размеров, которые будут казаться гармонично вписанными в природу и иметь все необходимые черты экопоселения, но на самом деле будут в скрытом виде проживать капитал, накопленный в других частях общества, или зависеть от антиэкологической деятельности в других частях общества; или же не будут включать какой-нибудь важный аспект жизни (такой, как детей и стариков). Эти "слепые пятна" встречаются во многих существующих альтернативных сообществах, и даже в большей степени, чем в индустриальном обществе в целом. Конечно же, мы все взаимозависимы, и поселение разумных размеров не может быть совершенно многоплановым (мы не строим воздушных замков); но принцип устойчивости требует истинной честности и неэксплуатации по отношению к другим частям современного мира, как человеческого, так и всего остального, а также по отношению к потомкам. - прим. перев.
16 Вот как раскрывается это определение в приведенной книге Роберта и Дианы Гилман (перевод Вл. Шестакова в ред. Ольхового Д.К).: Человеческий масштаб - такой, при котором все в общине знают друг друга и при этом каждый чувствует, что может влиять на направление развития поселения. (см. продолжение на след. странице 19) покупок, третьи для производства и т.д. Эти районы превышают размеры, в которых люди чувствуют себя комфортно, даже в пределах одной функции.
Концепция экопоселения заменяет большой масштаб и специализацию на интеграцию функций в разумных размерах, так что экопоселение становится слепком всего общества в миниатюре. Однако это вовсе не означает, что экопоселения станут полностью самодостаточны или изолированы от окружающих поселений. Лучше всего проиллюстрировать то, что мы ожидаем от экопоселений на примере трудоустройства. В идеальном случае количество рабочих мест в деревне будет соответствовать числу трудоспособного населения, но мы также допускаем, что некоторые жители будут работать за ее пределами, и, напротив, часть рабочих мест будет занята людьми, проживающими вовне.
Кроме того, есть целый ряд специализированных услуг, которые, очевидно, не могут быть размещены в каждом экопоселении - такие как больницы, аэропорты и т.д. И все же, с разделением труда между поселениями, любой крупный общественный институт может быть успешно управляем группой и сетью поселений, как указывает успешный опыт кооперативов Мондрагон. Это имеет большое значение, так как ключевым понятием в нашем определении экопоселений и устойчивых сообществ является то, что они спланированы таким образом, чтобы полностью функционирующее общество могло в основном состоять из таких единиц.
Опыт Датских домовладельческих общин показывает, что для чувства разнообразия и "полноты" требуется по крайней мере 15 домов или 40 человек. В нашем отчете мы не будем слишком строгими с цифрами, но лишь очертим идеальный размер экопоселений как столь малый, что все жители знают друг друга, и столь большой, чтобы допустить достаточное разнообразие и населения, и видов деятельности.
Человеческая деятельность безвредно интегрирована в природную среду. Этот третий аспект привносит в экопоселение приставку "эко". Один из наиболее важных моментов данного принципа есть идеал равенства между человеком и остальными формами жизни, при котором человек не пытается доминировать над природой, а, скорее, находит подобающее место в ней. Другим важным принципом является цикличное использование материальных ресурсов вместо линейного подхода (вырыть, использовать один раз и выбросить навсегда), характерного для индустриального общества.
Любая община, желающая стать экопоселением, стремится к тому, чтобы ее население было не слишком большим – с тем, чтобы каждый поселенец знал всех своих соседей и мог влиять на принятие решений по общим вопросам. Она старается обеспечить всех своих участников жильём, работой, а также возможностями социального и духовного развития прямо на месте, без необходимости выезжать за ее пределы, создавая максимально самодостаточную среду. Как правило, экопоселение строит экологически
------------------------------------------- 16(Человеческий масштаб – продолжение, см. начало на странице 18) Имеются практические свидетельства - как в современных промышленных странах, так и в других культурах, - что верхний предел такой группы составляет примерно 500 человек. В очень сильных и изолированных поселениях он может быть и выше, вплоть до 1000 человек, в то время как в ситуациях, типичных для современных промышленных обществ, он обычно ниже, даже ниже 100. Парламенты и законодательные органы во всем мире, к примеру, не превышают 500 человек. Было обнаружено, что предприятие, переваливая за черту 500, либо чрезвычайно бюрократизируется, либо распадается на фракции. Антропологи выявили, что устойчивые поселения и племена зачастую не превышают 500 человек. Датские живые жилищные сообщества (домовладельческие общины, кохаузинг), раздираемые всеми противоречиями современного общества, пришли к тому, что 30 домов (семей), или приблизительно 75 человек, составляют верхний предел для сохранения чувства дружного сообщества. приемлемое жильё, выращивает собственные продукты питания путем органического земледелия, перерабатывает отходы безвредным для среды образом и, по возможности, использует автономные источники энергии.
К примеру, Экопоселение Сириус (Sirius) (недалеко от Амхерста, штат Массачусетс) выращивает для себя большинство необходимых продуктов питания, частично генерирует собственную электроэнергию, а остальные расходы покрывает, предлагая гостевые туры в поселение и курсы по экологически устойчивому образу жизни. Экопоселение в Итаке (Ecovillage at Ithaca) (шт. Нью-Йорк) на 176 акрах вблизи города построило два из трёх запланированных экологически-ориентированных жилищных сообщества и успешно управляет собственной фермой, созданной для обеспечения общины и её соседей натуральными продуктами. Мы подробнее рассмотрим два развивающихся экологических посёлка в следующих главах: экопоселение Дансинг Рэббит (Dancing Rabbit, «Танцующий Кролик») (шт. Миссури) и экопоселение Этхэвен (Earthaven, «Земная Гавань»)17 (шт. Северная Каролина). Здесь и далее я буду использовать обобщающий термин «общины», рассматривая экопоселения наряду с другими формами альтернативных сообществ.
Всё больше и больше людей сегодня жаждут присутствия большей общинности в своей жизни, и, возможно, вы являетесь одним из них. Эти люди чувствуют растущую изолированность и отчуждённость в окружающем их мире и ищут чего-то более гармоничного. И, рано или поздно, это приводит к тому, что появляется желание создать общину там, где они находятся, или же приняться за поиски уже существующего альтернативного объединения людей, живущих сообща на своей земле.
Это приводит экопоселения к использованию возобновимых источников энергии (солнечной, ветровой и т.д). вместо ископаемых источников; к компостированию органических отходов, которые таким образом возвращаются земле, вместо того, чтобы забивать свалки и очистные сооружения; к вторичной переработке как можно большего количества стоков; к неупотреблению ядовитых и вредных веществ.
Поддерживает здоровое развитие человека: Четвертый принцип признает, что экопоселения, в конце концов, являются человеческими общинами и без истинного здоровья их жителей вряд ли могут быть успешными. Что же такое "здоровое развитие человека"? Мы не будем здесь пытаться дать точный ответ на этот вопрос, достаточно лишь сказать, что в нашем представлении оно включает сбалансированное и целостное развитие всех аспектов человеческой жизни - физической, эмоциональной, умственной и духовной. Здоровое развитие требует выражения не только в жизни отдельных индивидуумов, но также в жизни всего поселения в целом. Данный принцип имеет свои следствия в экономике, управлении и во всех общественных отношениях. Такими объединениями могут быть живые жилищные сообщества, или домовладельческие общины (кохаузинг), «квартирные общины» и кооперативы18, экопоселения, общества защитников окружающей среды, христианские общины, сельские фермерские сообщества и артели и так далее.
Многие из заинтересовавшихся тщательно просматривают внушительные базы данных существующих сообществ, изучают их местоположение и способы присоединиться. Другие же ищут информацию на оригинальных сайтах общин, выходя на них через такие сетевые каталоги, как Fellowship for Intentional Community (www.ic.org), The Cohousing Network (www.cohousing.org), Ecovillage Network of the Americas (www.ena.ecovillage.org), Northwest Intentional Communities Association (www.ic.org/NICA).
--------------------------------------- 17 Подробнее о соображениях, которыми мы руководствовались при переводе названий американских экопоселений и общин, см. Предисловие Переводчика. – прим. перев. 18 см. сноску на след. странице ЖИВЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СООБЩЕСТВА, ИЛИ КОХАУЗИНГ
Одной из набирающей популярность в наши дни форм альтернативных сообществ являются живые жилищные сообщества, или домовладельческие общины (кохаузинг). Это небольшие по размеру объединения соседей (обычно от 10 до 40 хозяйств), которые совместно управляют принадлежащей им недвижимостью, а также часто сами являются проектировщиками и строителями своих зданий и сооружений (хотя в недавнее время всё чаще заметна кооперация со строителями извне). Участники такой общины имеют собственное жильё относительно скромных размеров, и, в то же время, сообща владеют общим имуществом, в том числе просторным общественным зданием, где могут находиться кухня, столовая, зал для собраний, детская игровая площадка, прачечная, комнаты для гостей. Жители живого жилищного сообщества управляют общим имуществом и ведут общественные дела посредством собраний, где решения принимаются по принципу единогласия (консенсуса), а также, по желанию, практикуют совместные вечерние трапезы три-четыре раза в неделю.
«Сторонники кохаузинга верят, что в мире гораздо проще выжить, кооперируясь со своими соседями, – жизнь при этом становится более экономичной, приятной и интересной», – отмечает Чак Дюррет, один из двух архитекторов, которые в 1986 году познакомили Северную Америку с этим движением, изначально зародившемся в Дании. К 2002 году (на момент написания книги – прим. перев). в Северной Америке успешно действовали 68 зарегистрированных живых жилищных сообщества; приблизительно ещё около двухсот находились на различных стадиях формирования.
Заметный рост интереса к различным альтернативным сообществам, будь то экопоселения, кохаузинг или другие формы общины - это не просто чьи-то «благие пожелания». В 2002 году американская пресса положительно и неоднократно освещала эту тенденцию, подчёркивая увеличившуюся потребность людей в объединении, рассказывала об успехах конкретных поселений. Вопроса касались “New York Times”, “USA Today”, “The Boston Globe”, NBC’s “Dateline”, ABC’s “Good Morning America”, CNN, National Public Radio.
ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС?
Я полагаю, что в настоящий момент мы переживаем некоторый общекультурный, и при этом глубоко личный феномен – будто бы что-то одновременно «щёлкнуло» в психике у 18 В оригинале через запятую идут: cohousing, shared group households, housing co-ops. Как станет ясно дальше (см. главу 15), эти понятия отчасти пересекаются. По сути, живые жилищные сообщества (cohousing) – это попытка вдохнуть жизнь, вернуть изначальный демократически-гуманистический смысл в такие организационно-юридические конструкции, как жилищные (дачные, садоводческие) товарищества и кооперативы (housing co-ops), которые как в США, так и у нас в России, формально провозглашая идею коллективного самоуправления жильцов, на деле давно уже превратились в фикцию. На практике, как известно, отдельные жильцы полноценно не участвуют в деятельности своих жилищных кооперативов и лишь раз в год собираются на формальные отчетные собрания, где утверждают представленные правлением отчеты, не вникая в их суть. Движение кохаузинг – это попытка наладить реальное самоуправление в жилищном сообществе, реализовать на практике участие каждого жильца (домовладельца) в решении судьбы своего дома или поселка, дать простор для рационализации и творчества. Активисты движения кохаузинг для своих общин нередко используют устоявшиеся юридические конструкции (жилищный (дачный, садоводческий) кооператив или товарищество), но наполняют их новым содержанием. Shared group household (переведенное здесь как «квартирная община») представляет собой группу неродственных граждан, совместно проживающих в общем жилом помещении (в том числе съемном) и сообща ведущих домашнее хозяйство. Эта форма объединения существует в США с 60-х гг. или даже раньше и преследует как экономические цели (сокращение расходов на жилье и хозяйственные нуды), так и идеологические (опыт более близких отношений, общинности). «Квартирные общины» активно практиковались активистами разнообразных альтернативных социальных течений. – прим. перев. многих тысяч людей.
Осознав, что мы живём во всё более фрагментированном, поверхностном, коррумпированном и откровенно опасном обществе; устав от реальности, где присутствуют пистолеты в школьных дворах и мошенники на высоких должностях, мы тоскуем по другой жизни - более целостной, осмысленной, более доступной, той, в которой есть место теплу, доброте, единению и сотрудничеству.
Отчасти причиной всему является наша неестественная разобщённость. Укоренившаяся в обществе в послевоенные годы тенденция к малым семьям и, соответственно, односемейным жилищам, стремительному росту городов, профессиональной мобильности оторвала нас от той системы человеческих отношений, что питала людей в былые дни; мы позволили погрузить себя в комедийный мир наигранных телевизионных страстей вместо того, чтобы самим по-настоящему проживать отношения с живыми людьми в контексте более прямых и конкретных связей малой культуры.
Люди, интересующиеся альтернативными сообществами – это не какие-то экстремисты. Это обычные люди, возможно, ваши соседи. Некоторые из них дожили до 40-50, вырастили детей, построили карьеру, переезжали с места на место бесчисленное количество раз. Они устали от пустых деклараций и бесплодных проповедей Американской Мечты. Они хотят осесть на земле, пустить корни и жить в компании хороших друзей. Другие – молодёжь, недавние выпускники колледжей. Более чем хорошо осведомленные о бедственной экологической ситуации в стране, они полны отвращения к потребительскому образу жизни и говорят: «нет уж, спасибо» такому обществу.
Все мы постепенно осознаём, что жизнь в общине является для нас благом буквально. Научные исследования показывают, что наше здоровье улучшается, если мы живём в кругу близких людей и поддерживаем с тесные связи с окружающим миром. «Из всего множества факторов, влияющих на наше здоровье, фактор межличностных отношений осознаётся в наше время как ключевой», - пишет врач-терапевт Блэр Войводич в журнале «Комьюнитис» (Communities). «Когда вы ощущаете постоянную связь с другими людьми, вы с большей вероятностью будете здоровее физически, чем живя в одиночестве». Это кажется особенно верным в случае с людьми старшего поколения – они дольше сохраняют здоровье, быстрее выздоравливают и дольше живут по сравнению со своими ровесниками, не живущими в общинах.
Жизнь сообща идёт на пользу и здоровью планеты. В то время как мы - ежедневно! - теряем 200 000 акров тропических «лёгких планеты», выплёвываем миллионы тонн токсических выбросов в атмосферу; в то время как 45 000 человек умирает ежедневно от голода, жить в простоте и сотрудничестве, совместно используя ресурсы, было бы единственно разумным выходом.
«Небольшие, независимые, самодостаточные общины имеют достаточный потенциал, чтобы пройти через обычные циклы подъёмов и спадов наших экономики и культуры, и даже больший шанс пережить крупные катастрофы, грозящие нам в связи с истощением нефтяных ресурсов», - пишет Том Хартман в своей книге «Последние часы древнего солнечного света»19.
Где, как не в общине, возможно выправить имущественные диспропорции, сообща владеть, пользоваться и управлять землей и средствами производства, выращивать здоровую пищу, делить трапезы, сотрудничать и принимать общие решения, и в целом - создавать культуру, которая будет заботливо растить наших детей и не оставит за бортом 19 Thom Hartmann. The Last Hours of Ancient Sunlight. нас самих, когда мы состаримся? И кто, если не альтернативные поселения, сможет показать всему миру, что даже супермобильные и супериндустриальные американцы способны выбрать иной способ жизни?
ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ ИЗ ЭТОЙ КНИГИ
Для многих из нас становится очевидным, что жизнь в общине - это один из ключей к выживанию, а может, даже и процветанию, в нынешнее дезинтегрирующее время. Однако, как и члены упоминавшейся выше группы «Танцующая земля», немногие знают, с чего начинать.
В книге делается попытка помочь вашему экопоселению или альтернативному сообществу взять грамотный старт. Опыт основателей не одной дюжины успешных общин, возникших в период с начала 90-х годов, отобран и сконцентрирован на этих страницах в виде советов: как формировать группу, как создать образ поселения и составить концептуальные документы, как наладить управление и совместно принимать решения, как приходить к соглашению и чем руководствоваться при покупке земли и в финансовых вопросах, как строить общение и быт, как находить и отбирать людей для присоединения к вашей общине.
Это та информация, которую я искала с самого начала. Это просто описание того, что работает, а что – нет, необходимое для того, чтобы не изобретать велосипед и не наступать на грабли. Эта информация предназначена не только для людей, организующих общины и поселения – уже владеющих землёй или еще только собирающихся её искать.
Ничуть не менее эти знания могут быть полезны и тем, кто подумывает однажды присоединиться к уже сформировавшейся группе или поселению – ибо и в этом случае очень полезно знать, где твердая почва, а где топкая трясина. Наконец, они пригодятся и тем, кто уже живет в общинах, потому что вы в любом случае выиграете, расширив свои горизонты и узнав, как в ситуациях, подобных вашей, поступали другие.
Учитывая, что создание сельской общины подразумевает необходимость учитывать большее количество факторов (например, нужно подумать о том, как члены общины будут зарабатывать на жизнь), я уделяю основное внимание именно сельским общинам. Однако почти все шаги, приёмы и навыки, описанные в главах книги, применимы также к городским/пригородным объединениям. Книга посвящена общинам, в которых практикуется коллективное принятие решений, и не касается вопросов, специфичных для ашрамов, медитационных центров и других духовно-терапевтических объединений, где решения принимаются лидером или малой группой.
Описание причин, по которым общине требуется создание юридического лица (глава 8), а также ключевые вопросы, которые следует обдумать при выборе его организационно-правовой формы (глава 15) будут полезны для любых типов общин и поселений. Информация же по конкретным организационно-правовым формам (в главах 15 и 16) имеет значение только для Соединенных Штатов Америки20.
---------------------------------------------------- 20 В нашем переводе мы опустили главу 16 и несколько сократили главу 15, посвященных юридическим конструкциям, специфическим для американского законодательства. Для того, чтобы русскоязычные читатели могли получить представление о возможных организационно-правовых формах альтернативных сообществ в России, мы даем в приложении к настоящему изданию несколько статей, посвященных этому вопросу, а также даем ссылки на дополнительную литературу. – прим. перев.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ТАК ЦЕННА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ?
Многие общины, возникшие в 1970-е или 1980-е годы, в том числе крупные и весьма устойчивые, не владели и половиной изложенной здесь информации и, как может показаться, не нуждались в ней. Тем не менее, я настоятельно советую вам ознакомиться с описанными здесь шагами и освоить необходимые навыки. Почему?
Во-первых, потому что создать экопоселение или иное альтернативное общество никогда не бывало легко - ни тогда, ни сейчас. Как собрать группу и прийти к согласию об общем образе поселения, как сообща принять справедливое решение, как коллективно вести денежные дела и управлять общей собственностью – все эти вопросы способны вызвать у людей настолько нешуточные страсти - вплоть до страха за физическое выживание, - что все здание общины может запросто рухнуть от их взрыва. И поэтому мне хотелось бы, чтобы у вас под рукой были все возможные спасательные средства.
Во-вторых, начиная с середины 1980-х, цены на землю и жильё стремительно растут по сравнению с возможностями доходов и заработков людей. При этом нормы земельного зонирования и строительные нормативы сейчас гораздо строже, чем были в прежние годы. Благодаря усиленному вниманию прессы к тематике насилия и экстремистских групповых практик, стереотип «сектантства» становится частью общественного сознания, что, соответственно, может спровоцировать опасения потенциальных соседей относительно вашей группы.
Молодые общины могут увязнуть в начале пути и по другим причинам. Не смогли договориться насчёт выбора места. Не хватает времени на исследования или на обучение навыкам группового взаимодействия. Недостаточно средств. Не нашли нужную землю... Памятуя о тяжёлых уроках «успешных 10 процентов» (а также о «неудачливых 90 процентах»), сегодняшние основатели общин обязаны быть значительно более организованными, целеустремлёнными и оснащенными, чем их предшественники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|