Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание специальных соглашений о разрешении конфликтов.




 

Некоторые группы заключают специальные соглашения о том, как поступать членам общины при возникновении конфликта. Вот для примера некоторые соглашения общины Круг Сеятелей, взятые из их "Политики по разрешению конфликтов".

 

ОБЩИНА КРУГ СЕЯТЕЛЕЙ: ПОЛИТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.

 

При возникновения конфликта любого рода община договаривается придерживаться следующих принципов и шагов:

 

I. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

 

Все члены договариваются о том, что, при возникновении сложной ситуации, каждый из них в первую очередь постарается урегулировать спорный вопрос напрямую и непосредственно с тем человеком, с которым он испытывает разногласия. Данное соглашение предполагает, что мы обязуемся во всех случаях действовать честно и прямо. Все члены в процессе урегулирования конфликта обязуются следовать следующим ключевым правилам:

 

1. Взаимное уважение.

2. Намерение решить проблему, не оставлять вопрос в подвешенном состоянии.

3. Никаких оскорблений и уничижительных замечаний.

4. Никаких угроз, прямых или косвенных.

5. Отсутствие физического контакта.

6. Не перебивать друг друга.

7. Соглашение использовать порядок разрешения конфликта, приведенный ниже.

 

II. ПОРЯДОК (ПРОЦЕДУРА) РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

 

В случае возникновения конфликта члены общины:

 

1) делают прямую, честную и добросовестную попытку разрешить проблему (разногласие) непосредственно друг с другом. Если это не помогает, они:

2) просят третьего человека, которому доверяют оба, стать посредником и помочь им уладить проблему. Если это не помогает, они:

3) официально просят общину помочь им в решении проблемы.

4) Если община оказывается неспособной помочь в разрешении конфликта, и все методы разрешения разногласий исчерпаны, община может принять решение о поиске посредника и помощи за пределами поселения.

 

III. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ.

 

Мы признаем важность порядка разрешения конфликтов, приведенного выше, и соглашаемся следовать ему как по смыслу, так и в деталях. В случае, когда мы оказываемся третьей стороной, не вовлеченной в конфликт, мы будем всегда побуждать конфликтующие стороны разрешить их разногласия напрямую друг с другом. Тем не менее, мы также признаем потребность сторон, вовлеченных в конфликт, в том, чтобы иногда обсудить проблему, попросить совета или утешения у третьих сторон. Такие случаи требуют конфиденциальности (т.е. сохранения в тайне соответствующей информации). Мы соглашаемся, что, будучи в роли третьих лиц, привлеченных для совета, поддержки или утешения, мы будем общаться с конфликтующей стороной в том духе, чтобы помочь ей урегулировать ситуацию, но не разделять ее обиды или недовольство.

 

Будучи третьей стороной, мы отказываемся присоединяться к слухам, сплетням, злословию за чьей-то спиной и каким бы то ни было образом способствовать увековечению проблемы. Если человек, вовлеченный в конфликт с одним или несколькими другими людьми, обращается к нейтральной третьей стороне, то предполагается, что третья сторона осознает свою ответственность за духовное здоровье и благосостояние общины. Это означает, что, помимо сохранения в тайне того, что ей сообщается, она должна напомнить конфликтующей стороне о принятом порядке разрешения конфликтов. Кроме необходимости соблюдения приватности и общения в примирительном духе, третья сторона также ответственна за общий обзор и оценку ситуации. Если выражаемые чувства, мысли, намерения и т.д. имеют тенденцию привести к усилению конфликта и ослаблению общины, то третья сторона должна принять собственные шаги для помощи в разрешении конфликта, даже если это потребует сделать сообщенные ей факты (но не детали) достоянием других членов общины.

 

IV. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВНЕШНЕМУ МИРУ.

 

Стремясь защитить частную жизнь и права членов общины, мы обязуемся соблюдать конфиденциальность по вопросам, являющимся болезненными для общины в целом или ее членов, когда мы общаемся с людьми за пределами поселения.

 

(конец цитаты)

 

ПОДДЕРЖАНИЕ КОНТАКТА МЕЖДУ КАЖДЫМ ЧЛЕНОМ И ГРУППОЙ.

 

Один из наиболее распространенных источников конфликтов в общине - ситуация, когда люди не выполняют того, что они пообещали выполнить. В общине, как и в бизнесе, подобное часто порождает целую цепь разрушительных и далеко идущих последствий, поскольку другие люди не могут сделать свою часть работы из-за того, что не выполнены предыдущие шаги. Тем не менее, используя некоторые простые приемы эффективного взаимодействия, члены общины могут помочь друг другу поддерживать взаимную ответственность в относительно безболезненных и свободных от обвинения формах.

 

Один из них заключается в том, что решения о том, кто и что должен выполнить, принимаются на собраниях, и от собрания к собранию ведется учет хода выполнения этих заданий. При этом всегда оговаривается, какое конкретно задание поручается каким конкретным людям, и к какому сроку они должны его выполнить. И вначале каждого собрания проводится обзор хода дел: люди или группы, взявшие на себя те или иные поручения, докладывают, что они сделали на текущий момент, и если что-то не сделано, то когда оно будет выполнено.

 

Очень полезно бывает иметь настенный график заданий с обозначением ожидаемых дат выполнения и лиц, ответственных за него. Поручите кому-нибудь вести этот график и обновлять его от собрания к собранию.

 

Активист альтернативных поселений Джеф Козни предлагает учредить систему товарищей-контролеров, при которой для каждого члена группы выбирается другой член, наделенный правом следить за ходом дел и тактично задавать вопросы: «Ты позвонил в администрацию?», или «Ты составил смету строительства?» Смысл этого заключается не в давлении на человека и стимулировании чувства вины, а в своевременном выявлении препятствий, оказании необходимой помощи и взаимном воодушевлении. Этот метод основывается на идее о том, что гораздо труднее проигнорировать или забыть свои обязательства, если они видны публично. Влияние общественного мнения часто помогает достичь того, чего не могут достичь одни только добрые намерения.

 

Если невыполнение заданий становится регулярной проблемой у одного или нескольких членов группы, можно добавить дополнительные приемы. К примеру, когда кто-либо выполняет задание, на следующем собрании ему публично выражают благодарность. Если кто-то не выполняет задание, на следующем собрании вся группа как целое обращается к человеку с просьбой попробовать еще раз. После некоторого времени использования такой практики простое желание не подводить остальных часто становится внутренним мотиватором к более ответственному поведению.

 

Если кто-то по-прежнему не выполняет обещанного, можно использовать поэтапную цепочку последствий (см. ниже более детальное описание). Для начала несколько людей могут поговорить с нарушителем, описав ему, к примеру, те неблагоприятные последствия, которые его поведение может иметь для группы в целом. Если это не помогает, дело может быть передано специальной комиссии, созданной для этой цели. В конце концов, вопрос может быть поднят на общепоселенческом собрании.

 

Почему ситуация невыполнения обещаний так часто вызывает конфликты в общине? Я думаю, что это связано с выработавшейся в ранние годы жизни привычкой безотчетно откладывать дела на неопределенное время и обещать больше, чем мы в состоянии выполнить, и отсутствием достаточной мотивации для изменения этой привычки. Когда мы живем одни или со своей семьей, то мы можем достаточно легко изменять наши намерения по поводу того, делать ли, и если да, то когда, то, что мы когда-то решили. Мы можем просто забыть или проигнорировать свое решение, не отдавая никому отчета в этом.

 

Но в формирующейся инициативной группе или в действующей общине подобное может иметь далеко идущие негативные последствия для других людей, что, в свою очередь, отразится и на их отношении к нам.

 

И потребуется время, энергия и осознанность для того, чтобы перейти от образа жизни «свободного художника» или отдельной семьи к постоянному отдаванию себе отчета в том, как наши поступки отражаются на окружающих.

 

Когда люди систематически не выполняют своих обещаний, а другие продолжают считать их ответственными за выполнение, это обычно заканчивается тем, что человек будет вынужден либо изменить свое поведение, либо покинуть группу.

 

ПОЛУЧЕНИЕ ПОМОЩИ ИЗВНЕ.

 

Иногда конфликт становится настолько глубоко укоренившимся и кажется настолько неразрешимым, что общины обращаются за помощью в решении проблемы к психологам, тренерам по групповому процессу, фасилитаторам или другим специалистам. Эти люди обладают навыками эффективного взаимодействия, знают способы разрешения конфликтов и, будучи нередко сами ветеранами различных общин и сообществ, имеют опыт, который дает им контекст для понимания тех уникальных испытаний, которые случаются, когда люди пытаются научиться жить ближе друг к другу. (См. Источники для получения информации о специалистах по групповому взаимодействию в общинах).

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

 

Для любой общины особенно болезненной является ситуация, когда кто-то постоянно нарушает соглашения или принятые нормы поведения и отказывается изменить свое поведение или манеру общения после неоднократных просьб других членов группы. Одно из средств в таких случаях - оговорить и применять определенные негативные последствия за каждое нарушение. Для защиты благосостояния общины можно составить последовательность ясных, справедливых и гуманных последствий, от более мягких к более серьезным, которые, сохраняя уважительное отношение к человеку, тем не менее, смогут стимулировать его к изменению нежелательного поведения.

 

Многие общины не предусматривают последствий за нарушения их соглашений и норм, отчасти потому что большинство из нас ощущают дискомфорт, думая о подобных вопросах, отчасти потому, что наличие негативных мер ответственности кажется ничем не отличающимся от штрафов и тюрем традиционного общества. Людям, которые в действительности стремятся к более чистому, доброму, осознанному обществу, чем то, в котором мы выросли, бывает трудно изобретать и тем более применять принудительные методы управления. По тем же причинам общины, все-таки предусмотревшие в своих соглашениях меры ответственности, часто избегают применять или усиливать их.

 

Некоторые общины предусматривают меры ответственности за нарушения их норм, но эти меры оказываются слишком суровы для конкретных небольших нарушений, и поэтому члены общины боятся применять их. К примеру, в одной крупной коммуне была предусмотрена только одна мера воздействия на членов, погрузившихся слишком глубоко в "трудовую яму" (невыполнение принятых на себя трудовых обязательств) или в "финансовую яму" (заем у общины денег в счет будущих стипендий) - исключение из общины. Однако для применения этой меры, согласно уставу, требуется единогласное решение всех остальных членов коммуны. Но поскольку довольно многие члены коммуны годами находились в трудовой и/или денежной ямах, крайне редко кто-то ставил на собрании вопрос о применении этой меры. И даже когда такой вопрос все-таки ставился, у нарушителя всегда находились друзья, которые голосовали против его исключения, и в итоге ничего не менялось. В подобной ситуации, по сути, теряют все. Община продолжает нести бремя содержания членов, которые вкладывают меньше, а берут больше, а нарушители продолжают игнорировать общинные договоренности, не имея особых стимулов к изменению своего безответственного поведения.

 

Поэтому для того, чтобы люди начали понимать, что общинные договоренности должны реально соблюдаться, и изменили свое поведение, требуется определенная последовательность мер, применяемых в случае нарушений. И когда более мягкие меры оказываются безрезультатными, принуждение может сыграть роль долгожданного жареного петуха.

 

Общество Социальных Альтернатив (Community Alternatives Society) в штате Ванкувер (Канада) не имело действующих «правил» до тех пор, пока ситуация не вынудила общину заключить определенные соглашения по поводу приемлемого поведения и, что еще более важно, учредить систему мер ответственности за их нарушение. Эта последовательная система мер сохраняет уважительное отношение к нарушителям, но при этом имеет «зубы». Вот что предусматривается, если кто-либо серьезно нарушает нормы поведения или повторно нарушает общинные договоренности:

 

1. Выбранный человек разговаривает с нарушителем о факте нарушения и предлагает ему изменить свое поведение.

 

2. Если это не действует, четыре человека встречаются и обсуждают проблему - первые двое и доверенные друзья каждого из них. И, рассмотрев вопрос, рекомендуют нарушителю что-то изменить.

 

3. Если это не работает, нарушитель вызывается на Комиссию по нарушениям для рассмотрения вопроса.

 

4. Если это не помогает, Комиссия заключает с нарушителем контракт на 5 месяцев, в котором оговаривается, как и когда он должен выполнить необходимые действия или изменения, и вызывает его ежемесячно для отчетов о его выполнении. Целью - как контракта, так и заседаний - является не наказать или унизить «виновного», но, напротив, поддержать и воодушевить его на то, чтобы его обязательства все-таки были выполнены.

 

5. Если даже это не помогает, вся община собирается на специальное собрание, чтобы решить, что предпринять в данном случае. Собрание может решить попросить нарушителя пожить за пределами общины в течение какого-то времени или, возможно, приостановить или прекратить его членство. Человек, вопрос которого обсуждается, вправе участвовать в этом собрании, но не имеет права вето на его решение.

 

6. Если большинство членов желают предпринять определенное действие к нарушителю, но один или более членов блокируют его, Комиссия приглашает на свое заседание нарушителя и тех, кто голосовал против суровых мер, для совместного поиска решения.

 

Количество ступеней мер ответственности, которые имеет группа, и степень их суровости (обсуждение на общем собрании? Исключение?) зависит от размера общины и от того, насколько близки и доверительны отношения между людьми - часто это обусловлено тем, сколько времени они живут вместе.

 

Сурово ли это - вернуть члена группы на положение кандидата в члены или попросить его пожить какое-то время за пределами общины, или, еще хуже, потребовать, чтобы он покинул общину, - в ситуации, когда вы все уже живете на земле? Да, это сурово. Но иногда, когда нарушения особенно грубы, или конфликт слишком изнуряющий, это бывает единственным способом защитить вашу общину от полного распада.

 

После того, как члены Лост Вэлли прошли первый Нака-Има тренинг, они заметили, что в их общине сосуществуют две параллельные тенденции развития. Большинство членов стремились двигаться к большей общности жизни, труда и ресурсов, но чувствовали тяжесть оттого, что другая часть членов стремилась сохранить более свободный и независимый образ жизни. На тот момент они были относительно небольшой группой из десяти человек и использовали при принятии решений принцип единогласия. И поэтому казалось, что, если ничего не изменится, ни первые, ни вторые не смогут получить то, к чему стремятся - особенно с учетом того, что использование консенсуса требует наличия общей цели.

 

«В конце концов, - вспоминает Ларри, - те из нас, кто стремился к более сплоченной жизни, решили, что необходимо совершить этот решительный шаг и попросить остальных покинуть группу, чтобы освободить энергию для движения вперед. Мы чувствовали, что наша община еще не укоренилась настолько, чтобы выдержать подобного рода различие в образах. Это был первый шаг в ряду решительных и рискованных выборов, которые нам предстояли на пути восстановления нашей целостности как общины».

 

Меньшая часть группы покинула поселение, и, как сообщает Ларри, отношения в общине после этого стали более гармоничными.

***

Просить кого-либо покинуть вашу группу или общину - это, возможно, наиболее разрушительный и болезненный путь решения кажущегося неразрешимым конфликта. Гораздо легче заблаговременно предотвратить самые истоки такого конфликта, тщательно и вдумчиво выбирая людей, которых вы принимаете в группу. Мы рассмотрим этот сложный вопрос в главе 18.

 

ИДЕАЛИЗМ И ОТРЕЗВЛЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ.

 

Основатели общин и новички, приходящие в группы, часто считают, что им не понадобятся никакие методы разрешения конфликтов, способы поддержания ответственности перед группой или неблагоприятные меры воздействия за нарушение договоренностей - ведь все эти проблемы из «старого мира» никогда не возникнут в их новом обществе. Они предполагают, что они не будут жить «по старому шаблону», а раз так, то зачем нужны лекарства от его болезней? Однако когда проходит несколько месяцев или несколько лет работы над созданием нового общества, они начинают видеть, что их община совсем не напоминает ту гармоничную семью глубоко близких людей, которую они воображали. И тогда наступает отрезвление или даже разочарование.

 

Обычно в этом случае люди обвиняют в своих бедах общину, в которую они попали («Тут все так извращено!»), или же конкретных соседей ("О, если бы только Олли ушел!") и редко когда понимают, что они с самого начала строили нереалистичные ожидания, и теперь переживают вполне типичный (и в каком-то смысле неизбежный) опыт коллективной жизни.

 

Жизнь в общине более плодотворна и больше отвечает потребностям человеческой души, чем жизнь в традиционном обществе – но, увы, часто она далеко не так плодотворна и радостна, как мы надеялись!

 

Община - это своеобразный мост между прежней культурой соперничества и вражды и более гармоничной и устойчивой культурой сотрудничества, которую мы стремимся сотворить и оставить нашим детям. И члены общин идут по этому мосту от одного мира к другому, создавая это будущее уже тем самым, что учатся открыто общаться и с обоюдной пользой взаимодействовать друг с другом, успешно разрешать конфликты и т.д.

 

Тот факт, что вам приходится использовать приемы, описанные в этой главе, совсем не означает, что ваша община терпит неудачу. Эти приемы - что-то вроде тренировочных колесиков у детского велосипеда, маленькие полезные инструменты, призванные облегчить нам путь оттуда, где мы были, туда, куда мы направляемся - к обществу, которое действительно устойчиво экологически, социально и духовно.

 

ГЛАВА 18.

 

КАК ВЫБИРАТЬ СВОИХ ЛЮДЕЙ.

 

Среди гор и высоких пустынных долин юго-западного Колорадо шестеро женщин, уже в годах, от сорока до шестидесяти, планировали создать небольшую общину, которую я условно назову Край Мечты.

 

Через какое-то время стало ясно, что новая, недавно присоединившаяся седьмая участница группы, которую я назову Регина, не в состоянии заплатить свою долю в 20 000 долларов за выкуп земли. И поначалу все предполагали, что в силу этого она не будет участвовать в создании общины. Однако Регина, глубоко вдохновленная идеей сельской общины среди красивой природы, была убеждена, что сама судьба привела ее в группу. "Я знаю, я обязательно должна быть там, - говорила она. - Эта земля духовно зовет меня!" И, в конце концов, остальные женщины, движимые благородным мотивом не отвергать искренне желающего быть с ними человека только из-за денег, и считавшие неправильным вставать против чьего-то сильного духовного устремления, взяли Регину в свое сообщество, купили 11 акров земли и включили имя Регины в документ о праве собственности на равных с собой.

 

Большая часть женщин жили и работали в городе и приезжали на землю в выходные, планируя переселиться совсем, как только они смогут себе это позволить или же после выхода на пенсию. Но несколько, включая Регину, жили на земле постоянно.

 

Примерно через полгода начались трения по поводу пользования землей. Регина приобрела лошадь и настаивала на определенных требованиях, касавшихся ее выпаса и доступа к воде, хотя это создавало для ее соседок ограничения в пользовании землей и мешало их отдыху на природе. Поскольку участницы группы избрали для решения вопросов принцип единогласия, никакое решение не могло быть принято, пока все не согласятся, а Регина упорно шла против всех (И поскольку никто из женщин не работал раньше в группах, практиковавших консенсус, и не знал, что для него нужно и как он действует, то никто из них не понимал, что, по существу, между ними с самого начала не было реального соглашения, т.к. у них не было единогласного решения о том, что Регине разрешается использовать конкретный участок земли, который она заняла, и права на который отстаивала).

 

Конфликт постепенно нарастал. Остальные женщины ощущали явную неприязнь к Регине за ее поведение, которое считали нечестным и потребительским, тем более после того, как они буквально подарили ей возможность членства в общине, оплатив его из своих карманов. В течение нескольких следующих месяцев, стремясь разрешить конфликт, участницы группы проводили сессии обратной связи, специальные собрания, пытались прибегнуть к посредничеству извне, но все это не принесло результата. В конце концов, было предложено разделить 11-акровый общий участок земли с тем, чтобы Регине досталось полтора акра (хотя это было и не столько, сколько она требовала), а община продолжила бы существовать на оставшихся 9 с половиной. При этом с Регины не требовался немедленный платеж за землю, а предоставлялась большая рассрочка. Однако она отказалась и от этого варианта. В этой невыносимой ситуации единственным выходом для женщин стало вынудить Регину через суд продать участок и вернуть свои деньги. Что они и сделали. Меньше, чем за полтора года Край Мечты превратился в Край Ничто.

 

И, словно этого было недостаточно, поскольку по бумагам Регина была сособственником участка, суд присудил ей одну седьмую от вырученной суммы, несмотря на то, что она не заплатила за землю ни цента. Но даже это еще не самое плохое. Самое плохое во всей этой истории было то, что с самого начала, еще когда они только познакомились с Региной, всем шестерым участницам группы, она показалась неприятной. Её энергия, её манера общения, её требовательность и почти назойливость в своем убеждении, что она рождена для этой земли - все это вызывало тяжелые чувства и протест. Однако, несмотря на это, ни одна из женщин так и не решилась прямо высказаться против, опасаясь показаться "недоброй" или, еще хуже, "эгоистичной". Стараясь проявить благородство, не желая обращать внимание на красноречивые сигналы, и стыдясь своего внутреннего чувства неприязни, каждая из них предпочла сохранить свои предчувствия в секрете. В итоге "доброта" стоила этим женщинам их мечты.

 

ВЫБОР ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ: "УЗКАЯ ДВЕРЬ".

 

История Края Мечты совсем не уникальна: я слышала множество вариаций этой же самой легенды в те годы, когда ездила смотреть создающиеся общины и экопоселения.

 

Прием в группу человека, не разделяющего ваши взгляды, ценности и убеждения, равно как и человека, в отношении которого вы чувствуете устойчивую неприязнь, не приносит ничего хорошего. Такое решение может привести к долгим часам мучительных разборок на собраниях, оставляющих людей нервными и истощенными, или, еще хуже, к позорным судебным процессам и расколу общины. Кроме того, поскольку люди обычно проецируют на общину очень много идеализаций, при ее построении они очень часто допускают те же самые ошибки, что и при выборе партнеров по браку: бросаются в объятия, не глядя с кем, проецируют идеализированные образы на обычных людей, отказываются обращать внимание на красноречивые сигналы в поведении человека.

 

Альтернативой является создание хорошо продуманной процедуры для приема и интеграции новых членов и выявления тех, кто не созвучен группе. Поскольку жизнь в общине предполагает постоянное взаимодействие людей, умение находить общий язык и ладить друг с другом, разумнее всего выбирать себе в партнеры тех, чья жизнь демонстрирует, что они это умеют. В идеале, мы выбираем людей по их эмоциональной зрелости и здоровой самооценке. Отсутствие процедуры отбора новых членов общины способно стать драматическим источником структурного конфликта в будущем.

 

«Если входную дверь вашей общины открыть нелегко, то войти к вам смогут только действительно здоровые люди, - говорит Ирвин Вольф Цуккер, работник социальной психиатрии и бывший член Финдхорна (Findhorn) и других общин. - Если же она распахнута настежь, то вы рискуете привлечь слабых и больных людей, искушенных в молчаливых утаиваниях, трагических минах, обидчивых подозрениях, сплетнях и кознях за спиной, обмане и оговоре людей, манипуляциях и обвинениях». Стоит таким людям попасть в общину, предупреждает он, и энергия всех ее членов может впоследствии годами уходить на то, чтобы только вытолкать их обратно.

 

Процедура отбора будущих членов обычно подразумевает определенный период времени, в течение которого новичок посещает инициативную группу или общину в качестве наблюдателя, отвечает на задаваемые ему вопросы, участвует в общих мероприятиях, а также последующее официальное принятие его через процедуру консенсуса или иную, принятую в группе. В формирующихся группах это может также включать определенные денежные выплаты: членские взносы или взносы на покупку земли. В уже действующих общинах процедура отбора обычно подразумевает более серьезные и детальные вопросы к новичку, более длительный период посещения для знакомства и часто от шести месяцев до года испытательного срока (provisionary membership), а также, возможно, более высокие (чем в инициативных группах) членские взносы.

 

Очень важной частью процедуры отбора членов является избранный группой способ публичной подачи информации о себе. Будучи сделанными качественно, ваши рекламные материалы (брошюра или иной раздаточный материал, письмо-анкета, веб-сайт, колонка в журнале типа «Комьюнитис» (Communities), листинг в Каталоге Общин (Communities Directory) и т.д). будут привлекать именно тех людей, которые близки вам по взглядам и ценностям, способны и готовы принять ваши требования в отношении финансов, труда, времени и прочего.

 

Ваши информационные материалы могут помочь привлечь людей, которые вам нужны, и отвадить прочь остальных. При этом вы можете быть очень прямы и откровенны в описании того, к чему стремитесь.

 

В брошюре одного из поселений записано:

 

«Мы ищем людей, которые уверены в себе и чувствуют себя успешными, которые достигли эмоциональной зрелости, способны конструктивно общаться и ладить с другими в групповых ситуациях. Нам интересны люди, которые не чувствуют себя обиженными, униженными или обойденными в плане успеха и жизненных благ; те, кто не слышали о себе отзывов, что они «угрюмые», «переменчивые» или «ранимые». Мы ищем людей, которые любят находиться в тесной компании и способны прямо и ясно выражать свои желания и потребности».

 

Понятно, что процесс отбора имеет смысл, когда вы уже живете в созданном вами поселении, однако нужен ли он для тех, кто просто посещает собрания вашей инициативной группы? Думаю, в этом нет смысла, если речь идет о тех, кто пришли лишь как наблюдатели, чтобы посмотреть на вашу деятельность и, может, сделать какие-то предложения. Но он, безусловно, необходим, если эти люди становятся членами, участвующими в принятии общих решений, способных оказать влияние на будущее вашей общины.

 

Еще одна причина, по которой важен процесс отбора новых членов, - это необходимость удержать тех людей, которых вы уже имеете в группе. Конечно, если вы уже живете на земле, то для укоренившегося поселенца нелегко оставить группу, даже если поведение новичков его сильно достало. Но в формирующейся группе, до тех пор, пока уровень взаимных обязательств еще не сильно вырос (например, в связи с покупкой земли), если к вам присоединяются люди, которые своим поведением портят атмосферу в коллективе, кто-то вполне может устать от этого настолько, чтобы уйти и больше никогда не вернуться.

 

КТО ХОРОШО ПРИЖИВАЕТСЯ В ОБЩИНЕ?

 

1. Те, кто не "нуждаются". Люди, которые успешны и чувствуют, что занимаются своим делом, как правило, склонны процветать в общине и вкладываться в ее развитие.

 

2. Те, у кого здоровая самооценка и чувство "Я". Эмоционально зрелые люди с адекватной самооценкой, которые знают, чего они хотят, и осознают свои преимущества и свои слабости, которые стремятся к личному росту, также, как правило, успешны в общинах.

 

3. Те, кто открыты для иных взглядов на мир и точек зрения. Агрессивным и деловым, "матерым" предпринимателям и менеджерам, которые инстинктивно знают, "как лучше" и привыкли принимать решения быстро, обычно бывает очень нелегко в общинах, они ощущают разочарование и нетерпение - до тех пор, пока не приспособятся к коллективному процессу принятия решений. Если же они все-таки приспосабливаются, то такие люди часто способны процветать в общине и принести ей много пользы.

 

4. Те, кто ощущает свою связь с другими людьми и заинтересованы в благополучии окружающих. Очевидно, что человек, готовый доверять другим и способный работать в группе, будет успешен в общине, тогда как робкие застенчивые люди и люди, склонные к одиночеству, могут поначалу ощущать затруднения. Они могут быть нечувствительными к нуждам других людей и не понимать, чего от них ожидают. Но при наличии высокой готовности к росту такие люди вполне могут использовать общину как средство измениться и стать полностью включенными в ее жизнь.

 

5. Те, кто готовы следовать групповым договоренностям. Некоторые люди, яростно оберегающие свою независимость, находят кощунственной саму мысль о каких бы то ни было взаимных обязательствах с окружающими и склонны угрожающе ощетиниваться, когда их просят следовать каким-либо правилам или выполнять какие-либо задания. Тем не менее, при наличии сильного стремления жить в общине, такие люди могут перейти от "Я"-сознания к "МЫ"-сознанию, не теряя ощущения собственной значимости. В самой по себе взаимозависимости с другими людьми нет ничего страшного, и ощущение своей связи с другими очень даже способно приносить радость, однако некоторым людям требуется собрать всю свою веру, чтобы хотя бы попробовать это.

 

6. Те, кто готовы прямо высказываться. Люди, готовые брать на себя инициативу, способные честно высказаться, когда они не согласны с другими, и прямо попросить о том, чего они хотят, обычно бывают успешны в общине.

 

7. Те, кто способны успокоиться и выслушать других. Людям, которые всегда знают, "что лучше", которые вечно в движении, полны идей и настойчивы в своих мнениях, бывает очень полезно умерить свой пыл на групповых собраниях для того, чтобы дать другим тоже возможность высказаться.

 

НО ТОГДА РАЗВЕ ЭТО ОБЩИНА?

 

Многие люди считают, что сообщество не является настоящей общиной, если оно не открыто для всех и не готово принять каждого, кто пожелает. Ведь разве сама по себе идея общины не подразумевает более открытые, щедрые, принимающие отношения, чем в обычном цивилизованном обществе?

 

Однако наиболее опытные общинники и экопоселенцы ответят на это, что отсутствие четких критериев для членства в общине - стандартов приема, если угодно, - есть просто-напросто прямое приглашение для эмоционально-нездоровых людей. Сами того не осознавая, они ищут общины для того, чтобы получить ту любящую семью, которой они были лишены в детстве. (Один основатель общины сказал мне, что вывеска над входом в их общину о том, что она открыта для всех, могла с тем же успехом читаться как "Эмоциональный госпиталь: добро пожаловать!")

 

Когда я рассказываю обо всем этом на своих тренингах, многие люди начинают нервно ерзать на своих стульях: сама по себе мысль о возможности исключать людей из общины не укладывается у них в голове. В такие моменты можно легко опознать опытных членов общин: они выразительно кивают и вращают глазами, словно пытаясь сказать: «Не лишне бы повторить ЭТО еще раз!» Они уже познали эту науку через собственный горький опыт; я не вижу причины, по которой вам непременно нужно этот опыт повторить.

 

«Альтернативные общества - редкое и ценное благо в нашей культуре, - отмечает Харвей Бейкер, член общины Данмайр Холлоу (Dunmire Hollow), штат Теннесси, - и существуют они только потому, что определенные люди вложили в их создание огромное количество времени и сил. И было бы глупо впускать в них тех, кто может разрушить то, что многие люди с таким трудом создавали в течение стольких лет».

 

А как же тогда "эффект притирки"? Разве «острые края» в каждом из нас не истираются сами собой при контакте с другими членами общины? Опытные члены общин часто отмечают, что большинство людей действительно становятся более зрелыми в общине благодаря конструктивной (при удачном раскладе) обратной связи, которую они получают, и в силу естественной склонности учиться более совершенным (в идеальном варианте) навыкам общения, которые они наблюдают у своих более опытных собратьев. Многие группы могут привести примеры людей, рядом с которыми было трудно находиться, когда они только прибыли в общину, но которые настолько вдохновились и выразили готовность учиться, что со временем стали образцовыми членами общины.

 

Однако, похоже, что действенность "эффекта притирки" напрямую зависит от готовности потенциального нового члена учиться чему-то новому, меняться и расти. И мне приходилось видеть молодые формирующиеся общины - даже с очень хорошими навыками взаимодействия, - которые раскалывались в результате конфликта или даже судебного разбирательства только потому, что всего лишь один участник не обладал достаточной эмоциональной зрелостью и самообладанием, чтобы работать в группе. Вся "изнанка" человека всплыла на поверхность - как это, в принципе, происходит со всеми в общине, - но в этих случаях она оказалась слишком разрушительной, чтобы группа смогла ее выдержать.

 

Когда человек психически травмирован и переживает тяжелые времена, он, безусловно, может улучшить свое состояние, находясь в общине, и, в идеале, может исцелиться и вырасти благодаря поддержке и конструктивной обратной связи с окружающими. Но определенный уровень психической травмы – без наличия высокой готовности к росту - оказывается все-таки неподъемным для многих общин, особенно молодых. Я думаю, что один глубоко травмированный человек может причинить группе гораздо больше ущерба, чем десять здоровых, - до того, что сбить с нормальной колеи всю деятельность в общине и высосать всю ее энергию.

 

ПАССИВНЫЕ ЖЕРТВЫ, ОЗЛОБЛЕННЫЕ ЖЕРТВЫ.

 

Предположим, что человек, имевший несчастье быть душевно травмированным в детстве и с тех пор так и не сумевший исцелиться, приходит в вашу группу. Такой человек обычно чувствует себя в той или иной степени нуждающимся и незащищенным и имеет склонность интерпретировать неспособность или отказ других людей удовлетворять его нужды как очередное притеснение или оскорбление.

 

Иногда подобный персонаж выглядит робким, покорным, беззащитным, как говорят некоторые люди, излучает "энергию жертвы". В другом случае, напротив, он кажется порывистым, резким и страстным, легко и неожиданно впадает в негодование и ярость. В

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...