Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика познавательной активности дошкольников в процессе наблюдений за природой




Любая деятельность с детьми зависит от отношения к ней ребенка. Таким образом, необходимо было оценить отношение детей к наблюдению. Отношение можно оценить по следующим характеристикам: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Для оценки отношения детей к наблюдению были разработана методика, которая заключалась в предложении детям на выбор картинок, со схематичным изображением уголка природы с предметами для познавательно-практической деятельности и других схематичных изображений различных центров (игровой уголок, уголок театральной деятельности, изобразительной деятельности, книжный уголок). Детям предлагали помочь гостю, сделав выбор: "К тебе пришел в гости друг. Где бы ты посоветовал ему позаниматься?". Ответы фиксировались в протоколе (приложение 1). Проведенное исследование показало, что наиболее предпочитаемый вид деятельности детей 2 младшей группы - игровой (50%), дети выбирали уголки изодеятельности (25%), театральной деятельности (18,7%). И только 1 ребенок отдал предпочтение уголку природы (6,3%). Результаты исследования предпочтений детей старшей группы выглядят следующим образом: игровой уголок (35%), уголок изодеятельности (25%), чтение книг (20%), занятия в уголке природы (20%).

Таким образом, предпочтение к занятиям в уголке природы у детей младшего дошкольного возраста находятся на последнем месте, но в старшем дошкольном возрасте уже повышается интерес у детей к познавательно-практической деятельности.

Важным в наблюдениях был не только результат, но и процесс работы ребенка в ходе наблюдения; соответственно, и необходимо оценить и то, что узнал ребенок, и то, как он думает, рассуждает. В этом случае можно выделить такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели познавательной активности необходимо было исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, то есть, качественные изменения в поведении детей, в проявлении их самостоятельности и активности, во взаимодействии ребенка с окружающим миром. Для анализа уровня познавательной активности детей была использована анкета "Изучение познавательных интересов" (приложение 2), а также наблюдения за поведением детей. В результате анализа познавательных интересов детей можно сделать вывод о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста (50%) потребность в познавательной деятельности развита сильно, на среднем уровне - у 7 детей (35%), и только у 3 детей (15%) - на недостаточном уровне. У детей младшего дошкольного возраста результаты исследования выглядят следующим образом: высокий уровень потребностей - 31,1%, средний - 31,1%, низкий - 37,8%.

Таким образом, можно сделать вывод о повышении уровня потребности в познавательной деятельности старшего дошкольного возраста.

Наблюдения за организацией и проведением наблюдений за природой детей разных возрастных групп показали, что существуют некоторые особенности в поведении детей. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующей практической деятельностью. О цели наблюдения воспитатель сообщает детям после эмоционального восприятия красоты природы.

Старшие дети более сознательно и активно воспринимают явление, замечают за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражают это в своих ответах на вопросы. Воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений.

В старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с исследовательской и познавательной деятельностью. Выводы дети уже делают на основе непосредственных наблюдений, а на основании появляющихся вопросов организуют дополнительные наблюдения.

При организации наблюдений в младших группах были отмечены следующие особенности: детей привлекает все яркое, движущееся. С интересом наблюдают за животными. Все наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают. В силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Привлечь внимание детей удается только благодаря использованию игровых методов и приемов, использования сюрпризного момента и художественного слова.

С целью определения влияния наблюдений за природой на развитие интеллектуальной активности детей был проведен констатирующий и формирующий эксперименты. Воспитатели старших групп "А" и "Б" провели диагностику познавательной активности детей в начале учебного года (на основании показателей учебной программы дошкольного образования) (приложение 3). (Таблицы 1, 2)

Далее с детьми старшей группы "Б" проводились наблюдения не только на прогулке, но и в повседневной жизни: в утренний отрезок времени и во вторую половину дня: за изменениями, происходящими с деревьями в разные времена года в зависимости от условий внешней среды в четыре этапа, проводились экскурсии в парк, в сквер, к водоему, на луг. Осенью, в начале сентября, дети рассматривали в группе весенние и летние фотографии растений. Во время прогулки отмечали, какие изменения произошли с ними. У дерева изменился цвет листьев: они стали желтеть и краснеть. Ягоды на рябине стали ярко-красного цвета. Наступила осень, и деревья и кустарники, готовится к зиме. Меньше поступает питательных веществ к листьям, поэтому они изменили цвет. Педагог обращал внимание детей на красоту осенних растений, на яркость их наряда.

Заключительные наблюдения проводились зимой, в середине декабря. Дети отмечали следующие изменения: на растениях нет листьев, остались только грозди ярко-красных ягод на рябине. Стволы стали более темными. Это произошло потому, что прекратилось сокодвижение. Деревья находились в состоянии зимнего покоя. Дерево спит - так оно переносит неблагоприятные условия (сильные морозы). Зимой можно наблюдать, как к рябине прилетают снегири. К концу зимы ягод на рябине почти не осталось. Они стали темного цвета и сморщились от мороза.

После проведения ряда наблюдений была проведена повторно диагностика представлений детей старшей группы "А" и старшей группы "Б", в результате которой были получены следующие результаты. (Таблицы 3, 4)

 


Таблица 1

Результаты диагностики представлений детей старшей "А" группы "Познавательное развитие" (сентябрь 2013г.)

  Имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Итого  
1. Элла Г. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
2. Ваня И. 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 2,5 СР
3. Валя П. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1,5 Н
4. Стан О. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
5. Вика С. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
6. Саша Ф. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
7. Милена К. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1,4 Н
8. Милаша В. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1.4 Н
9. Саша Ж. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
10. Оля Ф. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1,5 Н
11. Свет Х. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Н
12. Артем В. 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1,7 СР
13. Артем К. 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 2 2 1 1,5 Н
14. Юля П. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1,5 Н
15. Жора Ч. 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2,3 СР

Высокий уровень- 13,3%

Средний уровень- 40%

Низкий уровень- 46,7%

 

 

Диаграмма 1 к таблице 1

 


Таблица 2

Результаты диагностики представлений детей старшей "Б" группы "Познавательное развитие" (сентябрь 2013г.)

Имя ребенка123456789101112131415Итого                                    
1. Леша И. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1,3 Н
2. Лена В. 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 2,5 СР
3. Лена М. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1 1 1 2 1,3 Н
4. Степан В. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 2,3 СР
5. Маша З. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
6. Таня К. 3 3 3 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2,7 В
7. Валя Х. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1,4 Н
8. Наташа К. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1.4 Н
9. Галя Г. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
10. Гена Б. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
11. Илья Е. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Н
12. Саша К. 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1,7 СР
13. Артем К. 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 2 2 1 1,5 Н
14. Вера А. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1,5 Н
15. Маша И. 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2,3 СР
16. Настя Э. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Н
17. Вика К. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
18. Дима К. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1,4 Н
19. Артем С. 2 2 3 3 2 2 2 3 2 2 3 3 3 3 3 2,5 СР
20. Женя Р. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Н

Высокий уровень- 15%

Средний уровень- 35%

Низкий уровень- 50%

 

 

Диаграмма 2 к таблице 2

 


Таблица 3

Результаты диагностики представлений детей старшей "А" группы "Познавательное развитие" (декабрь 2013г.)

Имя ребенка123456789101112131415Итого                                    
1. Элла Г. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
2. Ваня И. 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 2,5 СР
3. Валя П. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1,5 Н
4. Стан О. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
5. Вика С. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
6. Саша Ф. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
7. Милена К. 1 2 2 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1,6 Н
8. Милаша В. 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1.6 Ср
9. Саша Ж. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
10. Оля Ф. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1,5 Н
11. Свет Х. 2 2 2 3 3 3 3 2 2 3 2 3 3 3 2 2,5 СР
12. Артем В. 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2 2 2 2 2,2 СР
13. Артем К. 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2,2 СР
14. Юля П. 2 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1,5 Н
15. Жора Ч. 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2,3 СР

Высокий уровень- 13,3%

Средний уровень- 33,1%

Низкий уровень- 46,6%

 

Диаграмма 3 к таблице 3

 

Таблица 4

Результаты диагностики представлений детей старшей "Б" группы "Познавательное развитие" (декабрь 2013г.)

Имя ребенка123456789101112131415Итого                                    
1. Леша И. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
2. Лена В. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
3. Лена М. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
4. Степан В. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
5. Маша З. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
6. Таня К. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
7. Валя Х. 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2,2 СР
8. Наташа К. 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1,5 Н
9. Галя Г. 2 2 2 3 3 3 3 2 2 3 2 3 3 3 2 2,5 СР
10. Гена Б. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
11. Илья Е. 1 1 1 2 2 2 1 1 1 2 2 2 1 2 1 1,5 Н
12. Саша К. 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1,4 Н
13. Артем К. 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2 2 2 2 2,2 СР
14. Вера А. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
15. Маша И. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В
16. Настя Э. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 СР
17. Вика К. 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 3 3 2 2 2 2 СР
18. Дима К. 2 2 2 1 1 3 3 2 2 1 2 3 3 1 1 2 СР
19. Артем С. 3 3 3 2 2 2 3 3 3 2 2 2 3 3 3 2,5 СР
20. Женя Р. 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1,5 Н

Высокий уровень- 30%

Средний уровень- 50%

Низкий- уровень-20%

 

Диаграмма 4 к таблице 4

 

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная и систематическая организация наблюдений за природой способствует повышению уровня представлений воспитанников.

 

Выводы по второй главе

 

Во второй главе нами были подобраны методики: наблюдение за воспитанниками, беседы с детьми, анкетирование воспитателей, педагогический эксперимент, изучены их характерные особенности и правила применения в практике.

Следующим шагом работы было проведение педагогического эксперимента: констатирующего и формирующего, в результате которых удалось сделать следующие выводы:

наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с исследовательской и познавательной деятельностью;

при планировании наблюдений детей младшего дошкольного возраста и детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности;

интерес детей к наблюдениям, к познавательной и исследовательской деятельности при правильной организации образовательного процесса с возрастом увеличивается, возрастает;

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы были рассмотрены вопросы организации деятельности с детьми дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности, пути активизации познавательной активности детей.

Также мною изучить были изучены понятие, сущность и классификация наблюдений, был сделан анализ возможностей организации наблюдений за природой в развитии познавательной активности детей в образовательном процессе.

На основании проведенной работы убедилась в том, что наблюдения за природой являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через наблюдения ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

В процессе наблюдений дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

Использование наблюдения как метода познания является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема представлений, умений и навыков.

В детских наблюдениях проявляется активность детей, направленная на получение новых сведений, новых представлений.

Таким образом, наблюдение является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Целенаправленное использование метода наблюдения (во всех его разновидностях) способствует разностороннему развитию ребенка. Для развития познавательных способностей детей, для формирования у детей умения познавать природу во всем своем многообразии важно использовать метод наблюдения. Вместе с детьми нужно наблюдать за явлениями природы, и это неисчерпаемый и важнейший из объектов наблюдения.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...