Филадельфы. Эммануил Сведенборг. Его сочинения и теории. Основные начала в сочинениях Сведенборга. Новый Иерусалим
Филадельфы Сам Бёме не основал никакой секты. Он был так поглощен своими светлыми видениями, что не думал набирать учеников и увековечить свое имя подобными способами; как солнце, он проливал свой свет повсюду, потому что это было в его натуре, не обращая внимания, на плодоносную или бесплодную почву падал он, и предоставляя ему оплодотворять сообразно врожденным ему свойствам. Оплодотворение еще предстоит, потому что Общество филадельфов, основанное в конце XVII столетия Иоганной Лид, пустые видения которой, вероятно, были следствием изучения сочинений Бёме, не привело ни к какому результату, ни духовному, ни ученому. Общество существовало только семь лет, и его члены имели смутное и неполное понятие о значении и направлении сочинений их великого учителя. Эммануил Сведенборг Эммануил Сведенборг Мистик, наделавший большого шума в свете, хотя совершенно недостойный сравнения с Яковом Бёме, потому что последний оставил прочные и продолжительные ученые познания, основанные на необыкновенных сведениях в природе и ее действиях, между тем как второй не оставил ничего, кроме поэтических идей с разным вздором, какой писали сотни признанных безумцев. Все-таки он был человек многосторонний. В нем соединялись противоположные дарования ученого, поэта и мечтателя. Жажда познаний сделала его обладателем всех наук его века, и, когда ему минуло двадцать восемь лет, он был один из самых ученых людей в своем отечестве. В 1716 г. он посетил Англию, Голландию, Францию и германские университеты. В 1721 г. он осмотрел рудники в Европе и сделал им описание в своем большом сочинении Doedalus Hiperboreus. Потом он занялся теологией и неожиданно обратился к мистицизму, часто отвергающему теологию. Ему было пятьдесят пять лет, когда он стал заглядывать внутрь самого себя и примечать чудеса идеального мира; после земных рудников он исследовал глубины души и в этом последнем исследовании забыл о науке. Его мнимые откровения навлекли на него ненависть духовенства, но он пользовался таким уважением в своем отечестве, что это не могло повредить ему. На сейме 1751 г. граф Гопкен объявил, что самые полезные сочинения о финансах были произведением пера Сведенборга. Мистика, сведущего в финансах, свет еще не видал и, быть может, никогда не увидит. Он умер в Лондоне. Одно английское общество издает его сочинения, наполняющие пятьдесят больших томов, и у него есть в Англии много последователей. Он, кроме того, сделал много открытий в астрономии, химии и медицине и был предшественником Галля во френологии.
Его сочинения и теории Многое в его сочинениях, конечно, нелепо, но все-таки мы думаем, что смысл, не сразу заметный, однако превращающий бессмыслицу в смысл, найти можно. Кто внимательно прочтет «Новый Иерусалим» или «Путешествие в звездные миры», должен видеть, что в его темном языке есть скрытое значение. Нельзя предположить, чтобы человек, который выказывал такую силу ума в своих многочисленных произведениях: поэтических, философских и по естественной истории, который постоянно говорил о «соотношениях» и в силу их приписывал малейшему предмету скрытый смысл, ученость которого была неограниченна и глубока, – чтобы такой человек писал, не придавая настоящего значения своему фигуральному языку. Его религия – филантропия, и те, которые стремятся к совершенству, должны быть ангелы или духи; их союз становится небом, а противоположное тому – ад. Основные начала в сочинениях Сведенборга С самой отдаленной древности мы встречаем учреждения, – что достаточно показали предыдущие страницы, – постоянно стремящиеся к политическим, религиозным и умственным реформам, но аллегорически излагающие свои идеи о другом мире и будущей жизни, о Боге и ангелах или употребляющие архитектурные выражения. Этот обычай, встречаемый во всех тайных обществах, имеет целью нравственность в поступках, правосудие в правлении, всеобщее счастье и прогресс, но стремится ко всему этому сообразно некоторым философским идеям – то есть что все люди свободны и равны; но, понимая, что эти идеи при разнообразных условиях настоящего общества с его различными сословиями встретят могущественных противников, эти учреждения берут свою фразеологию из воображаемого мира, чтобы достигнуть с успехом своей цели. Поэтому наружное поклонение похоже на наше, но становится иным через науку соотношений и таким образом выражено Сведенборгом: «В небесах есть богослужение, по наружности похожее на наше, но внутренне другое. Мне было дозволено войти в небесный храм (может быть, в ложу), где можно видеть гармоническое божество и божественное человечество».
Новый Иерусалим Одна из главных идей Сведенборга, выраженная в «Новом Иерусалиме», есть нечто божественное в сердце каждого человека, перетолкованное человечеством, что составляет одно из основных верований (настоящего) масонства. «Хотеть и поступать справедливо без всяких корыстных целей – значит восстановлять небо в себе, жить в общении ангелов. Совесть каждого человека есть умаленное небо; там есть все, понятие и освящение всех обязанностей и всех прав». Сведенборг говорит о жизни мистика или сектатора таким образом: «Между добром и злом такая же разница, как между небом и адом. Живущие во зле и в заблуждении похожи на ад, потому что любовь к аду составляет противоположность с любовью к небу, и обе эти любви смертельно ненавидят друг друга и ведут войну друг с другом. Человек был создан для того, чтобы жить душой в духовном, а телом в естественном мире. Следовательно, во всяком человеке есть две индивидуальности: духовная и естественная, внутренняя и внешняя. Внутренний человек живет в небе и пользуется сношениями с небесными духами, даже во время земной жизни, которая не есть истинная, а только поддельная жизнь. Человек, будучи двояким, имеет две мысли, высшую и низшую, два действия, два языка, две любви. Следовательно, естественный человек лицемерен и фальшив, потому что он двойствен. Духовный человек по необходимости искренен и правдив, потому что он прост и един; в нем дух возвысил и привлек естественное, внешнее слилось с внутренним. До этой возвышенности счастливо достигли древние, которые в земных предметах продолжали свои небесные отношения». Он постоянно возвращается к науке соотношений, намекая на посвящение древних, на истинную жизнь, сменяющую притворную смерть при посвящении; на мистическое небо, которое для египтян и греков было не что иное, как храм. «Наука отношений была самой высокой наукой между древними. Жители Востока и египтяне выражали ее иероглифами, которые, сделавшись непонятными, породили идолопоклонство. Одни соотношения могут раскрыть глаза души, разоблачить духовный мир и сделать понятным то, что не подходит под ведение чувств». Опять он говорит: «Я покажу вам, что такое вера и любовь к ближнему. Вместо веры и любви к ближнему думайте о теплоте и свете – и вы поймете все. Вера есть сущность истины, то есть мудрость; любовь к ближнему есть сущность привязанности, то есть любовь. Любовь и мудрость, или милосердие и вера, добро и истина составляют жизнь Бога в человеке».
В описании небесных полей ангел-проводник – может быть, надзиратель ложи – говорит Сведенборгу, что окружающие его предметы суть соотношения ангельской науки, что все, что он видит, – растения, плоды, камни, – все имеет соотношения точно так, как в масонских ложах. Как в жизни есть три степени, так есть и три неба, и условия их жителей соответствуют состоянию посвященных в три масонские степени. «Новый Иерусалим» можно считать также протестом против папского правления, которое Сведенборг ненавидел, как и все сектаторы. Он искал конца этому правлению в апокалипсисе, как прежде альбигойцы, и уверял, что развращенное римское духовенство должно уступить место лучшим священнослужителям, а пришедшая в упадок идолопоклонническая церковь – новому храму. Для усиления авторитета своих слов он прибавляет: «Тому, что я говорю вам, я научился на небе». Вероятно, в небе сектаторов, в которое он был посвящен. Можно было бы привести еще более выписок, но вышеприведенного достаточно, чтобы уяснить дух сочинений Сведенборга; их достаточно, чтобы показать, что необходимо соображать двойственный и даже тройственный смысл различных изображений, для того чтобы войти в скрытные мысли многих эмблем, обрядов и тайных обществ. Каждый символ есть тайна; что делалось и говорилось в тайных обществах, достойно исследования – имена, члены, формы; все служит указанием, намеками на скрытые истины, опасные истины и, следовательно, покрытые двойными и тройными покрывалами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|