Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Саноцентрическое определение здоровья.ВОЗ




Возможности психической саморегуляции в поддержании здоровья личности

Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания. Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.

В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько. Саморегуляция – это:

особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;

целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;

целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;

«внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;

взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением.

В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляции с позиций психофизиолога Л.П. Гримака [11]. Выделяются следующие уровни:

  • информационно - энергетический;
  • мотивационный;
  • эмоционально – волевой;
  • индивидуально – личностный.

Информационно — энергетический уровень саморегуляции

Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики. Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением. Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов. Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.

Мотивационный уровень саморегуляции

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации. В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.

1. Индивидуально- личностные факторы.

2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.

3. Смыслообразующие факторы.

Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов. Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К.К. Платонов, 1982)

Индивидуально – личностный уровень саморегуляции

Данный уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства.

К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся:

Самоорганизация.Самоутверждение.Самодетерминация.Самоактуализация.

Саноцентрическое определение здоровья.ВОЗ

А что означает быть здоровым? По определению Всемирной организации здравоохранения, быть здоровым - это значит:
1. Не быть бременем для семьи, близких, коллектива и государства.
2. Сохранить на долгие годы красоту и привлекательность.
3. Сохранить и продлить высокую творческую активность, умственную и физическую работоспособность.
4. Быть долгожителем.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Кажется, что все очень просто, - врач обследовал пациента, получил объективные (и субъ­ективные) результаты, сопоставил с «эталоном» и сделал заключе­ние: «Вы здоровы» или «Вы больны». Однако на самом деле все крайне сложно. Недаром говорят, что «врачевание - это искусст­во». Оно зависит не только от глубоких и всесторонних знаний врача, но не в последнюю очередь от его интуиции. Суждения врача базируются на понятии «норма».

Норма - это система показате­лей состояния организма человека: его строения, структуры, функ­ций, которые находясь в заданных пределах, отражают само­чувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.

Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в каче­ственном или количественном выражении. Так, например, темпе­ратура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту, АД – 140/90 мм рт. ст. и т. д.

Физическое и химическое состояние внутренней среды организ­ма, размеры тела и отдельных его частей, любые функциональные отправления имеют совершенно определенное количественное (или качественное) выражение. Это своеобразный эталон, с которым врач сопоставляет полученные в ходе обследования пациента ре­зультаты своих наблюдений, лабораторных или инструментальных исследований жизненных отправлений. Эталон этот был получен на основании обобщений, в том числе и статистических данных мно­говековых наблюдений врачей всего мира.

По К. Марксу: «Сущность человека есть со­вокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека прояв­ляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрыв­ность биологического и социального в человеке отражена в «Капи­тале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изу­чения социальной гигиены с начала XX в.

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Социальные условия — это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социаль­но-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Новое определение понятия «здоровье» было впервые сфор­мулировано ВОЗ в 1940 г. Оно звучит так: « Здоровье - это состояние полного физиче­ского, душевного и социального благополучия, а не только отсут­ствие болезней и физических дефектов» - нечто, тождественное норме.

И. И. Брехман (1990), основатель валеологии — на­уки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соот­ветствующую возрасту устойчивость в условиях рез­ких изменений количественных и качественных пара­метров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В настоящее время насчитывается более 60 определений этого по­нятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутст­вие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.

Г. Н. Сердюковская — здоровье многомерный ди­намический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной).

Г. И. Царегородцев определяет здоровье как состояние оптимально­го функционирования организма, позволяющее ему наилучшим обра­зом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Ю. П. Лисицын: гар­моническое единство биологических и социальных качеств, обус­ловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого един­ства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в сво­ей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные челове­ку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жиз­ни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благо­получие.

Более детально здоровье — это способность:

§ приспосабливаться (адаптация) к среде и к своим собственным возможностям;

§ противостоять внешним и внутренним возмущени­ям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

§ сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

§ расширять свои возможности, условия и ареал оби­тания, объем и разнообразие доступной экологичес­кой, интеллектуальной и морально-этической среды;

§ увеличивать длительность полноценной жизнедея­тельности;

§ улучшать возможности, свойства и способности сво­его организма, качество жизни и среды обитания;

§ производить, поддерживать и сохранять себе по­добных, а также культурные и материальные цен­ности;

§ созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, чело­вечеству, добру и злу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...