Теория системной динамической локализации высших психических функций
Теория системной динамической локализации высших психических функций — оригинальная теория, предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия, объединяющая мозговую организацию психических процессов; теоретическая основа нейропсихологии. Т. с. д. л. в. п. ф. тесно связана с общепсихологическими представлениями о высших психических функциях, как о системных по своему строению, прижизненно возникающих, социально детерминированных процессах, опосредованных знаками и символами (главным образом речью), произвольных по способу управления. Т. с. д. л. в. п. ф. создавалась в борьбе против узкого локализационизма и антилокализационизма — двух основных концепций в решении проблемы "мозг и психика". Она боролась также с эклектическими представлениями о мозговых механизмах психических процессов, объединяющими эти оба направления. Согласно Т. с. д. л. в. п. ф. мозг как субстрат психических процессов не является совокупностью мозговых "центров" различных "психических способностей" (узкий локализационизм) и не представляет собой недифференцированное целое, во всех своих отделах в равной степени связанное со всеми психическими "способностями" (антилокализационизм). Согласно данной теории мозг — это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров (аспектов, звеньев) психической функции. Совокупность этих структур составляет определенную функциональную системы или морфо-физиологическую основу конкретной психической функции. Таким образом, высшим психическим функциям как системным образованиям соответствует их системная мозговая организация. Динамический характер этой организации проявляется в онтогенезе и при компенсации нарушенных функций. Т. с. д. л. в. п. ф. смогла объяснить, почему при поражении одного участка мозга появляются одновременно нарушения не одной, а целой совокупности функций и почему одна и та же психическая функция нарушается при самых различных локальных поражениях мозга.
Эти клинические факты не способны объяснить никакая другая теория мозговой организации психических процессов. Т. с. д. л. в. п. ф. позволила по-новому объяснить нейропсихологические синдромы и — главное — дать качественную оценку нарушениям высших психических функций. Создание данной теории — большая заслуга отечественной нейропсихологии, с ее позиций можно систематизировать огромный фактический материал, накопленный в нейропсихологии и прогнозировать дальнейшее развитие этой области науки о мозге. Справедливость Т. с. д. л. в. п. ф. подтверждена многолетней практикой — нейропсихологической диагностикой локальных поражений головного мозга и нейропсихологической реабилитацией нарушений высших психических функций.
41. Логотерапия.
Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов – убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.
В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.
Франкль утверждает, что человек психически страдает и заболевает не только вследствие причин определяемых полом или честолюбием (как думали Фрейд и Адлер), но также вследствие подавления в себе потребностей своей высшей стороны, своего духа в Боге. Люди, неверующие и маловерующие, говорит профессор Франкль, должны перестать думать, что познание Бога и религиозное чувство не являются для них необходимостью. Оно необходимо для полного раскрытия человеческого самосознания. Логотерапия (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В.Франклом, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах. В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.
Франкл: Логотерапия. Стремление к поиску смыслу – присуща всем. Смысл – жизненная цель (от Адлера). Его всегда можно найти. Экзистенциальный вакуум. Для жизни нужен идеал (идея). Уникальный смысл – специфика человека и ситуации. Универсальный смысл – ценности. Смысл – то, что находим в ситуации. Совесть – творческий потенциал (помогает найти смысл). Сферы: что дает человек миру, что берет, позиция по отношению к ситуации. Триады человека: свобода воли (к смыслу) – ценности творчества, переживания – отношение к боли, вине, смерти. Координаты: осуществление – отчаяние; неудача – успех. Путь жизни и путь смерти (человек может выбирать до определенного момента).Кроме того, чтобы найти смысл, его надо осуществить – за это несем ответственность. Сверхсмысл – смысл того целого в свете чего приобретает смысл человеческая жизнь; сверхсмысл непознаваем. Наследственность – материал (возможность духа строить из этого то, что необходимо); организм – инструмент. Личность и характер (он тоже не определяет поведение). Он зависит от личности. Человек свободен, так как он определяется ценностями, смыслами.
Существование предшествует сущности.
Смысл – в каждой конкретной ситуации. Духовность (только у человека), свобода и ответственность. – 3 экзистенции. 3 экзистенции человеческого сущ-я: свобода, духовность, ответственность.
Совесть – иррациональна, бессознательна. То, что должно быть (возможность) – интуиция.
Любовь открывает человека.
Суть болезни – страдание. Нужно сохранять установку здорового человека. Теперь (после Фрейда) человечеству нужно опять жить духовно.
Свобода по отношению к: влечениям, наследственности, среде.
Животное = влечение, а у человека они просто есть. Вне влечений нет свободы. Одни задатки – разно воплощение (преступник и криминалист) – свобода.
Человек решает сам за себя.
Свобода – не есть всемогущество – ответственность (принятие решения).
Совесть – сверхличность – “Ты” (Бог – образ отцовства).
42. Проблема «мозг и психика». Варианты решения этой проблемы в отечественной и зарубежной науке (узкий локолизационизм, антилокализационизм.)
В объяснениях того, как работает мозг долгое время существовали две основные концепции - это концепция узкого Локализационизма (Брока, Вернике), в соответствии с которой психическая функция помещалась в определенный участок или зону мозга и нарушение этого участка приводило к нарушению функции. Сторонники узкой локализации пытались непосредственно соотнести каждую психическую функцию с определенной узкоограниченной зоной мозга,. Локализационизм: ПФ ― неразложимая на компоненты единая психическая способность, которая должна быть полностью соотнесена с мозгом. Мозг рассматривается как совокупность различных центров, каждый из которых целиком "заведует" определенной психической функцией. Поражение какого-либо мозгового центра ведет к необратимому нарушению соответствующей функции.
Вторая концепция - концепция Антилокализационизма (Джексон, Флуранс), в соответствии с которой предполагалось, что весь мозг участвует в осуществлении психической функции. Представители антилокализационного подхода считали, что все области мозга эквипотенциальны и равно ответственны за психические функции, выраженные в поведении. Согласно этой точке зрения характер дефектов определялся не местом повреждения, а объемом поврежденного мозга. Антилокализационные теории - мнение о раздельности "духовной жизни" и мозга и отрицание возможности обнаружения материальной базы мышления. Эта теория возродила идеи о некоем "потенциале массы", согласно которым мозг представляет собой однородную недифференцированную массу, одинаково функционирующую во всех своих отделах.. ПФ- так же неразложимая психическая способность, что и выше, но: мозг трактуется как однородной целое,, равноценное и равнозначное для всех ПФ во всех своих отделах. ПФ связаны равномерно со всем мозгом, и любое поражение мозга приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех ПФ одновременно. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга.
История науки знает отрицание самой возможности связывать мозг и психику, отрицание самой проблемы локализации ВПФ человека (Гельмгольц, Шеррингтон).
Ни одна из этих двух позиций не обеспечивала необходимой научной базы для дальнейших исследований в этой области.
Попытки объединить необъяснимое в каждой теории привели к появлению эклектической теории, в соответствии с которой элементарные функции можно локализовать в отдельных участках мозга, а высшие психические функции не локализуются. И тогда возник вопрос, как же соотнести высшие психические функции с работой мозга в целом. Эта работа, в частности, была проведена Лурия, который создал теорию системно-динамической локализации. Создание этой концепции шло по пути пересмотра основных понятий, которые существовали в то время. В частности, это был пересмотр понятия функции. Традиционное понятие функция - некое локальное событие. То есть существует орган, и есть функция, которую он выполняет. Но в то же время с переходом к более сложным функциям организма, например функции дыхания, такое определение функции становится невозможным. Осуществляется эта функция посредством целого ряда органов, который объединяется в общую функциональную систему с конкретной целью.
В 19 в. клинической неврологии удалось выявить связь между локализацией поражения мозга и изменениями в психике больных, как субъективными, так и объективными. В начале 19 в. Ф.Галль первым занялся подобными исследованиями и пришел к заключению, что головной мозг состоит из систем, каждая из которых может быть связана с тем или иным психическим процессом. В 20 в. интерес ученых сместился в сторону экспериментального исследования поведения и, в частности, того, как удаление отдельных участков мозга или их стимуляция влияет на поведение. В результате первостепенное значение приобрела количественная регистрация инструментального поведения, а не анализ субъективных вербальных отчетов.
Лурия: теория системной динамической локализации ВПФ человека создавалась в борьбе с этими направлениями. В советской психологии было пересмотрено понятие функции. ВПФ стали рассматривать как социальные по генезу, опосредованные психологическими орудиями, системные построения, осознанные. Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции.
Любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются жесткими, т.е. принимают постоянное участие в реализации ПФ, другие ― гибкими, которые включаются в работу лишь при определенных условиях. Гибкие звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функций.
Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий ВПФ меняют свою психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию.
Каждая ПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов, каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю ПФ, даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов. составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ ― определенный нейропсихологический синдром.
Воспользуйтесь поиском по сайту: