Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продолжение изучения темы урока




ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, пожалуйста, садитесь.

Дорогие ребята! Сегодня к нам в гости на урок пришли Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Они пришли не просто так. Уважаемые господа узнали, что учащиеся 5 класса изучают сегодня тему «Кодирование информации»Сегодня мы с вами отправимся в город Шифроград, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать. Шерлок Холмс и доктор Ватсон открывают школу детективов и набирают в эту интересную школу учеников, но набирают только тех, кто умеет кодировать. Вот вам и предстоит выдержать несколько испытаний, прежде чем некоторые из вас станут учениками этого учебного заведения. Интересно? Попробуем? Тогда начнем!

Условия приема в Школу детективов:

1. За каждый верный ответ – один шерлок;

2. Поступят те, кто наберет большее количество шерлоков.

2. Повторение материала прошлого урока .

Действительно, город, который мы с вами посетим, называется Шифроград. Нам предстоит решить множество непростых задач.

В городе Шифроград живут удивительные люди. Всю информацию, которую они получают или передают, они кодируют. А вот что же такое кодирование информации, нам и предстоит выяснить. Но в начале жители хотели бы узнать о вас побольше, достойны ли вы посетить их город. Первое задание, которое они вам предлагают – «Разгадай кроссворд». Для того чтобы, это сделать нам необходимо вспомнить некоторые термины с прошлого урока. У вас на столах лежит кроссворд, который вы сейчас должны разгадать (ребята работают в парах). (карточка 1)

Приступайте к работе.

1. Устройство вывода звука
2. Системный …..
3. Разновидность носителя информации
4. Основное устройство ввода информации путем нажатия клавиш
5. "Мозг" компьютера
6. Набор символов (букв) в языке
7. На рабочем столе есть ярлыки и …..
8. Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки
9. Устройство визуального отображения информации
10. Человек, при помощи какого чувства получает больше всего информации?

 

Давайте проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (ребята объясняют)

У.: Молодцы, вы очень хорошо справились. Жители города довольны. Теперь настало время перейти к самому вопросу кодирования. Внимание, ребята, на экран.

 

3. Объяснение нового материала (в сопровождении презентации.).

Итак, мы с вами еще раз озвучили тему урока «Кодирование информации». Запишите тему урока в тетради. Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того, чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Ребята, запишите в тетрадях определения: (2 слайд)

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. (3 слайд) Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.

С помощью букв и знаков препинания кодируется текст. При этом одна и та же информация может быть закодирована по-разному: по-русски, по-английски, по-немецки, по-француски. (слайд 4)

Числа кодируются с помощью цифр: рабских или римских. В этом случае меняется способ кодирования информации. Например, на слайде показаны разные записи одного и того же числа 12. (слайд 5)

Музыку можно закодировать с помощью специальных знаков – нот (слайд 6)

Дорожные знаки – это сообщения водителю, закодированные при помощи специальных символических рисунков (слайд 7)

Товары в магазине маркируют при помощи штрих-кода, который содержит информацию о продукции и ее производителе. Штриховой код – это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами (слайд 8)

Человек работает за компьютером, набирает на клавишах буквы и цифры. Компьютер понимает двоичный код в виде нулей и единиц. Каждому символу, который вводится с клавиатуры, соответствует последовательность из восьми 0 и 1. (слайд 9)

Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из точек и тире сложились буквы, из букв – текст. С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота. (слайд 10)

Примерами кодов могут быть почтовые индексы (слайд 11)

Азбука Брайля (слайд 12)

И, наконец, школьное оценивание (слайд 13) Код используется для оценки знаний в школе (число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).

Физкультминутка

Продолжение изучения темы урока

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

- вспомните, какие виды информации по форме представления мы знаем?

Правильно!

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации: (слайд 14)

  • числовой – с помощью цифр;
  • символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
  • графический – с помощью рисунков или значков.

Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.

Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр, а значит познакомимся с числовым способом кодирования информации. Итак, Скажите ребята, знаете ли вы какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? (Ответы ребят – арабскими)

Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? (Ответ ребят – с римскими)

Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? (Ответы ребят)

Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века.

Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр: (слайд 15)

Хорошо, давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами:

  • число 3;
  • число 4;
  • число 6.

Молодцы, значит мы можем сделать вывод если перед V стоит I, то из числа 5 вычитается единица, и наоборот если число I стоит после числа V, то единица прибавляется

Итак, перед вами лежит карточка № 2 вы должны соединить стрелочкой правильный ответ. (Работа в парах)

Карточка № 2

7 4 8 9 5 6

 

Какому числу соответствует запись? Соедините стрелочками.

А, теперь давайте проверим (на слайде появляется правильный ответ).

Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования информации, при таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе.

В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. Итак, Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице. (См. приложение 1)

Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? (Ответ ребят)

Так как, сейчас зима давайте мы с вами закодируем слово “снежинка”, используя код Морзе.

Карточка № 3

Слово Закодированное слово
Снежинка с н е ж и н к а
               

 

Таблица кода Морзе (см. приложение 1).

Закодируйте слово с помощью “Таблицы кода Морзе”.

А теперь давайте проверим, обменяйтесь карточками (на слайде появляется правильный ответ).

Разберем третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков или значков.

Ребята, давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? (Ответы ребят) Как вы обозначали осадки? (Ответы ребят)

Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответь были ли осадки в конкретный день.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...