Продолжение изучения темы урока
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ХОД УРОКА Организационный момент. Здравствуйте, ребята, пожалуйста, садитесь. Дорогие ребята! Сегодня к нам в гости на урок пришли Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Они пришли не просто так. Уважаемые господа узнали, что учащиеся 5 класса изучают сегодня тему «Кодирование информации»Сегодня мы с вами отправимся в город Шифроград, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать. Шерлок Холмс и доктор Ватсон открывают школу детективов и набирают в эту интересную школу учеников, но набирают только тех, кто умеет кодировать. Вот вам и предстоит выдержать несколько испытаний, прежде чем некоторые из вас станут учениками этого учебного заведения. Интересно? Попробуем? Тогда начнем! Условия приема в Школу детективов: 1. За каждый верный ответ – один шерлок; 2. Поступят те, кто наберет большее количество шерлоков. 2. Повторение материала прошлого урока . Действительно, город, который мы с вами посетим, называется Шифроград. Нам предстоит решить множество непростых задач. В городе Шифроград живут удивительные люди. Всю информацию, которую они получают или передают, они кодируют. А вот что же такое кодирование информации, нам и предстоит выяснить. Но в начале жители хотели бы узнать о вас побольше, достойны ли вы посетить их город. Первое задание, которое они вам предлагают – «Разгадай кроссворд». Для того чтобы, это сделать нам необходимо вспомнить некоторые термины с прошлого урока. У вас на столах лежит кроссворд, который вы сейчас должны разгадать (ребята работают в парах). (карточка 1) Приступайте к работе.
1. Устройство вывода звука
Давайте проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (ребята объясняют) У.: Молодцы, вы очень хорошо справились. Жители города довольны. Теперь настало время перейти к самому вопросу кодирования. Внимание, ребята, на экран.
3. Объяснение нового материала (в сопровождении презентации.). Итак, мы с вами еще раз озвучили тему урока «Кодирование информации». Запишите тему урока в тетради. Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того, чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. Ребята, запишите в тетрадях определения: (2 слайд) Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. (3 слайд) Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.
С помощью букв и знаков препинания кодируется текст. При этом одна и та же информация может быть закодирована по-разному: по-русски, по-английски, по-немецки, по-француски. (слайд 4) Числа кодируются с помощью цифр: рабских или римских. В этом случае меняется способ кодирования информации. Например, на слайде показаны разные записи одного и того же числа 12. (слайд 5) Музыку можно закодировать с помощью специальных знаков – нот (слайд 6) Дорожные знаки – это сообщения водителю, закодированные при помощи специальных символических рисунков (слайд 7) Товары в магазине маркируют при помощи штрих-кода, который содержит информацию о продукции и ее производителе. Штриховой код – это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами (слайд 8) Человек работает за компьютером, набирает на клавишах буквы и цифры. Компьютер понимает двоичный код в виде нулей и единиц. Каждому символу, который вводится с клавиатуры, соответствует последовательность из восьми 0 и 1. (слайд 9) Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из точек и тире сложились буквы, из букв – текст. С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота. (слайд 10) Примерами кодов могут быть почтовые индексы (слайд 11) Азбука Брайля (слайд 12) И, наконец, школьное оценивание (слайд 13) Код используется для оценки знаний в школе (число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих). Физкультминутка Продолжение изучения темы урока Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п. - вспомните, какие виды информации по форме представления мы знаем? Правильно! Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации: (слайд 14)
Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.
Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр, а значит познакомимся с числовым способом кодирования информации. Итак, Скажите ребята, знаете ли вы какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? (Ответы ребят – арабскими) Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? (Ответ ребят – с римскими) Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? (Ответы ребят) Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века. Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр: (слайд 15) Хорошо, давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами:
Молодцы, значит мы можем сделать вывод если перед V стоит I, то из числа 5 вычитается единица, и наоборот если число I стоит после числа V, то единица прибавляется Итак, перед вами лежит карточка № 2 вы должны соединить стрелочкой правильный ответ. (Работа в парах) Карточка № 2
7 4 8 9 5 6
Какому числу соответствует запись? Соедините стрелочками. А, теперь давайте проверим (на слайде появляется правильный ответ). Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования информации, при таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе. В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. Итак, Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице. (См. приложение 1)
Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? (Ответ ребят) Так как, сейчас зима давайте мы с вами закодируем слово “снежинка”, используя код Морзе. Карточка № 3
Таблица кода Морзе (см. приложение 1). Закодируйте слово с помощью “Таблицы кода Морзе”. А теперь давайте проверим, обменяйтесь карточками (на слайде появляется правильный ответ). Разберем третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков или значков. Ребята, давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? (Ответы ребят) Как вы обозначали осадки? (Ответы ребят) Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответь были ли осадки в конкретный день.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|