Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Налоговый кодекс – новый этап в формировании налоговой системы Российской Федерации




 

Одним из важнейших условий обеспечения экономичес­кого роста, развития предпринимательской активности, лик­видации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осу­ществление налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих за­конов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в це­лом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюд­жеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вме­сте с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преоб­разований, присущие налоговой системе недостатки станови­лись все более и более заметными, а ее несоответствие проис­ходящим в экономике изменениям все более и более очевид­ным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправ­ки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затра­гивая основополагающих моментов налоговой системы. В ре­зультате сложившаяся к концу 90–х годов в Российской Фе­дерации налоговая система во все большей степени из–за не­совершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налого­плательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и налогов со­здали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции за­конопослушных и «закононепослушных» налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогово­го кодекса Российской Федерации. Этот документ регла­ментирует важнейшие положения налоговой системы Рос­сии, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь ком­плекс взаимоотношений государства с налогоплательщика­ми и их агентами.

Принятие первой части Налогового кодекса России яви­лось поистине историческим моментом в развитии экономи­ческих реформ в нашей стране. С введением этого законода­тельного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Но принятие первой части Налогового кодекса не затро­нуло вопросов конкретного применения федеральных, ре­гиональных и местных налогов и сборов. Поэтому была про­должена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в дей­ствие с 1 января 2001 г.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет прак­тически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налого­вых органов и налогоплательщиков и кончая порядком рас­чета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налого­вым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач:

- построение единой и понятной в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

- возрастание справедливости налоговой системы за счет вы­равнивания условий налогообложения для всех налогопла­тельщиков, отмены неэффективных и оказывающих наи­более негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов приме­нения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

- развитие налогового федерализма при обеспечении до­ходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговы­ми источниками;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечива­ющей сбалансированность общегосударственных и част­ных интересов, содействующей развитию предпринима­тельства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благо­состояния ее граждан;

- ослабление общего налогового бремени на законопослуш­ных налогоплательщиков путем более равномерного рас­пределения налоговой нагрузки на всех налогоплатель­щиков, продолжения курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и об­легчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые пра­вонарушения и улучшение налогового администрирования;

- упрощение налоговой системы за счет установления исчер­пывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации, действующих режимов исчисления и порядка уплаты раз­личных налогов и сборов;

- обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для нало­гоплательщиков на длительный период.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса России не ставило своей целью карди­нально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преоб­разование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это озна­чает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие на­логи), формирующие основу российской налоговой систе­мы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в раз­вивающихся государствах, в различных экономических ре­жимах, здесь они показали свою достаточно высокую эф­фективность, за годы экономических реформ к ним адапти­ровались российские налогоплательщики.

Какие же принципиальные изменения внесены в налого­вое законодательство России с принятием Налогового ко­декса?

В результате принятия Налогового кодекса снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации. Налоговым кодексом вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 28 видов налогов и сборов. При этом важно под­черкнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного са­моуправления не имеет права ввести ни одного налога, не пре­дусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предус­мотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на огра­ниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачи­ваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе пе­речень налогов содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добы­чи углеводородов, который возникает при достижении опре­деленного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.

Одновременно с этим предусмотрена поэтапная, в течение 5 лет, отмена предусмотренного в перечне налога на воспро­изводство минерально–сырьевой базы.

Два имущественных налога (с населения и предприятий) и земельный налог решениями законодательных органов субъектов Федерации постепенно будут заменяться единым налогом – на недвижимость.

Если рассматривать установленную Налоговым кодексом систему налогов с качественной стороны, то здесь также мож­но обнаружить достаточно много позитивных изменений. Упо­рядочение налогообложения в первую очередь связано с от­меной действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер, которые нарушали единое экономическое пространство России и препятствовали свободному перемещению по ее территории товаров и услуг.

Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой.

Отменено также большое количество «мелких» налогов и сборов, дающих незначительные поступления в бюджеты, но дорогих в администрировании. Наиболее кардинальное преобразование проведено в части существовавших до при­нятия Кодекса взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, которые теперь объединены в единый социальный налог.

Изменена структура налогов, направленная на миними­зацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность.

В частности, согласно установленной в Кодексе налого­вой системе отменены действующие налоги на реализацию горюче–смазочных материалов, приобретение автотранспор­тных средств, на операции с ценными бумагами, на содержа­ние жилищного фонда и объектов социально–культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований «Россия», «Российская Фе­дерация», целевых налогов на содержание милиции, благоус­тройство территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые (вывозимые) товары (при пе­ремещении товаров по территории России), ряд других налогов и сборов.

Вместе с тем в налоговой системе России появились и новые налоги, изменилось разделение налогов на федераль­ные и региональные. В частности, введен региональный налог на игорный бизнес, который заменяет для предприятий, за­нимающихся этой деятельностью, налог с дохода.

Введен налог с продаж. Объектом обложения данным на­логом является объем реализации товаров, работ и услуг, реа­лизуемых в розничной торговле и бытовом обслужива­нии населения за наличный расчет. Введение этого налога является достаточно спорным, поскольку он практически дублирует налог на добавленную стоимость, имея ту же налогооблагаемую базу. Это противоречит важнейшему принципу налогообложения, в соответствии с которым каждый налог дол­жен иметь самостоятельный объект для налогообложения. Это, кстати, зафиксировано и в ст. 38 Налогового кодекса России.

В составе налога на прибыль (доход) организаций выделен налог на доходы от капитала. Таким налогом будут облагать­ся отдельные виды доходов, налоги на которые удерживаются у источника доходов. Это относится, главным образом, к до­ходам в виде процентов по банковским депозитам и ценным бумагам.

Законодатели, принимая Налоговый кодекс, признали возможным, несмотря на серьезнейшие бюджетные ограни­чения, имевшие место к моменту разработки и принятия Налогового кодекса, пойти на определенное снижение нало­гового бремени на товаропроизводителей за счет сокраще­ния количества налогов. Для реализации целей налоговых преобразований Кодексом предусмотрено серьезное сниже­ние налога на доходы физических лиц, что должно по замыс­лу законодательной и исполнительной власти явиться допол­нительным фактором стимулирования развития предприни­мательской активности и расширения платежеспособного спроса населения.

Снижение налоговой нагрузки не должно привести к уменьшению поступлений налоговых доходов в казну госу­дарства, так как это будет способствовать расширению налогооблагаемой базы и увеличению за счет этого поступле­ний налогов. Кроме того, Налоговым кодексом предусмот­рен ряд мер, способствующих росту собираемости налогов, в частности, за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения и отмены неоправданных налоговых льгот.

Кроме этого, общая либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков дол­жны способствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших в тень или вывезенных в последние годы за рубеж.

Принципиальное значение имеет решение проблемы более равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Оно обеспечено в Ко­дексе, прежде всего, за счет сокращения огромного количе­ства бессистемно действовавших налоговых льгот, которые нарушали принцип справедливости налоговой системы по от­ношению к тем участникам экономической деятельности, ко­торые не пользуются налоговыми привилегиями. Общеизвес­тно, что льготный режим для одних налогоплательщиков не­избежно означает дополнительное налоговое бремя для дру­гих. Кроме этого, многие из действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не достигали тех адресатов, для которых они вводились. Одновременно наличие таких льгот способствовало созданию недобросовестным нало­гоплательщикам возможностей для ухода от налогообложения. Вместе с тем отмена большей части льгот не означает, что налоговая система страны не будет выполнять регулирующую функцию. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены многие льготы, направленные на внедрение достижений науки и тех­ники, а также связанные с осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабо защищенных граж­дан страны.

Вместе с тем следовало бы подчеркнуть, что Кодексом в общем, объеме налоговых платежей сохранена высокая доля косвенных налогов, и, прежде всего налога на добавленную стоимость и акцизов, это обусловлено необходимостью ук­репления доходной базы бюджета, поскольку полнота сбора этих налогов заметно выше, чем у прямых налогов. Одно­временно с этим Кодексом повышается фискальное значе­ние и увеличение доли налогов и сборов, связанных с ис­пользованием природных ресурсов, недр, а также имуществен­ных налогов, которые станут основой формирования регио­нальных и местных бюджетов.

В отличие от принятого в 1991 г. и уточнявшегося на протяжении многих лет налогового законодательства, выра­зившегося в наличии нескольких десятков законов и подза­конных актов, в Налоговом кодексе установлена четкая ко­дификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций.

В частности, по федеральным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогопла­тельщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, на­логовых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливает­ся самим Кодексом.

По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации в Кодексе прописываются общие для всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый на­логовый правопорядок в Российской Федерации.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Рос­сийской Федерации и органы местного самоуправления ус­танавливают соответственно региональные и местные нало­ги и сборы, изменяют их ставки, принимают решения о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными Российской Фе­дерацией и субъектами Российской Федерации общими принципами налогообложения.

Принятие Налогового кодекса позволило существенным образом систематизировать действовавшие нормы и поло­жения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически цельную и согла­сованную систему. В частности, устранены такие недостат­ки существовавшей до принятия Кодекса налоговой систе­мы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречи­вость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Как известно, до принятия Налогового кодекса кроме законода­тельных органов право издания актов, регулирующих налого­вые отношения, имело Правительство и многочисленные фе­деральные и региональные органы исполнительной власти. К моменту принятия Налогового кодекса в стране действовало более тысячи нормативных документов по налогообложению, включая инструкции Госналогслужбы (в настоящее время – Министерство по налогам и сборам) и Министерства финан­сов России.

Налоговый кодекс практически полностью отменяет это огромное количество подзаконных актов, он в очень большой степени становится законом прямого действия, что делает на­логовое законодательство значительно более прозрачным и понятным. Кодекс не предусматривает издания ни инструк­ций, ни ведомственных писем, ни разъяснений и толкований налоговых и финансовых органов. Другое дело, что ведомства должны утвердить формы расчетов налогов и деклараций, ус­тановить порядок расчета определенных показателей для пра­вильных расчетов налогов. Кодекс, и только Кодекс призван полностью отрегулировать практически все проблемы, возни­кающие между налогоплательщиком и налоговыми органами. Это позволит налогоплательщику четко знать «правила игры» и избежать, как это ранее нередко случалось, произвола со стороны фискальных служб.

В этих целях Налоговый кодекс предусматривает большое количество процессуальных моментов, которые призваны вы­вести на качественно новый уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В Кодексе четко и недвусмысленно, в отличие от ранее действовавшего законодательства, регламентированы прави­ла налоговых проверок, возможности применения «сило­вых» мер при неисполнении налогоплательщиком возложен­ных на него обязательств.

В существенной степени изменилась процедура уплаты налогов. Налоговая инспекция сначала должна выставлять требования уплатить налог, а уже затем в законодательном порядке должны применяться финансовые и административ­ные санкции к неплательщикам. В Кодексе четко прописана процедура проведения налоговых проверок, ограничены сро­ки их осуществления, а также установлены жесткие ограни­чения на проведение повторных проверок.

Впервые за все существование налоговой системы России установлен четкий порядок изменения срока исполнения налогового обязательства, осуществляемый в виде отсрочек, рас­срочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кре­дита. Кодекс оговаривает платность за предоставленные от­срочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изме­нения срока исполнения налогового обязательства по отдель­ным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из бюджета или неоплатой государственного заказа.

Пре­дусматривается, что возврат излишне взысканных с налогопла­тельщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Таким образом, принятие Налогового кодекса дает дос­таточно твердую гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений совершенно четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия.

В Налоговом кодексе четко прописана система штраф­ных санкций за нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом Кодек­сом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.

Принципиальное значение имеет введенная в Налоговом кодексе норма об обязательном судебном порядке взыска­ния с налогоплательщиков штрафных санкций за наруше­ния налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). Таким образом, штрафы за нарушение налогового законодательства будут взиматься только по решению суда.

Характерной особенностью Кодекса является введение спе­циальных налоговых режимов (как правило, с освобождением от уплаты большинства предусмотренных Кодексом налогов).

Специальным налоговым режимом, исходя из положений Кодекса, является особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, приме­няемый в особых, оговоренных Кодексом, случаях и в поряд­ке, установленных Кодексом и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Сохранен в виде специального налогового режима введен­ный еще до принятия Кодекса действующий единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Необходимо также отметить, что для решения постав­ленных при принятии Налогового кодекса задач внесены изменения в порядок и условия функционирования конк­ретных видов налогов.

Серьезные изменения внесены Кодексом в существовав­ший режим подоходного налогообложения физических лиц. В целях ослабления налоговой нагрузки на заработную пла­ту вместо действовавшей прогрессивной шкалы ставок на­лога начиная с 2001 г. введена единая ставка налога на дохо­ды физических лиц в размере 13 процентов.

В отличие от ранее действовавшего подоходного налога, предусматривавшего огромное количество разнообразных малообоснованных налоговых льгот, Налоговый кодекс пре­дусматривает систему четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональ­ных налоговых вычетов.

Наиболее существенные поправки Налоговый кодекс внес в существовавшие до его принятия режимы уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В пе­речень федеральных налогов и сборов в качестве самостоя­тельного налогового платежа включен единый социальный налог (взнос) взамен действовавших ранее взносов в четыре государственные социальные внебюджетные фонда с уста­новлением регрессивной шкалы этого налога. Принципи­альное значение имеет установление для всех налогопла­тельщиков – работодателей единого порядка исчисления налоговой базы по этим платежам, в качестве которой пре­дусматривается общая сумма доходов в виде выплат, вознаг­раждений и иных доходов, начисляемых в пользу наемных работников.

Предусмотренное Кодексом снижение сумм налогов, ис­числяемых от объема расходов на оплату труда, направлено в первую очередь на стимулирование легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников, и расшире­ние на этой основе базы обложения налогом на доходы физи­ческих лиц и социальным налогом.

Относительно небольшие изменения внесены в действо­вавший до принятия Кодекса порядок функционирования налога на добавленную стоимость. Это связано с тем, что данный налог является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений бюджета. Поэтому из­менения по данному налогу, в основном, связаны с исклю­чением некоторых перекосов и отклонений в исчислении и уплате НДС по сравнению с режимом, применяемым в меж­дународной практике. В частности, в число плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели при ус­ловии, что объем полученной ими выручки не опускается ниже определенного уровня.

Существенные изменения внесены в порядок примене­ния акцизов. В частности, в связи с отменой налога на реали­зацию горюче–смазочных материалов, введены акцизы на ди­зельное топливо и на автомобильные масла. По этой же при­чине, а также из–за снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог существенно увеличены ставки акцизов по автомобильному бензину.

В соответствии с требованиями части первой Кодекса не­посредственно в законодательство о налогах и сборах включе­ны ставки акциза на газ, которые раньше устанавливались решениями Правительства РФ.

Предусмотрено, также, перенести обязанности по уплате ча­сти акциза с производителей алкогольной продукции на акк­редитованные организации оптовой торговли, реализующие такую продукцию.

Следует подчеркнуть, что изменение источников финан­сирования дорожного строительства является одним из наи­более серьезных вопросов, решенных Налоговым кодексом. Финансирование территориальных программ по строитель­ству автомобильных дорог будет осуществляться теперь за счет увеличения акцизов на бензин вместо действовавших до принятия Кодекса отчислений на строительство и содер­жание автомобильных дорог.

Другим источником таких рас­ходов должен стать региональный транспортный налог, ко­торый по существу объединит пока еще действующий налог на владельцев транспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств. При этом размер ставки этого налога будет заметно увеличен и поставлен в зависимость от величины мощности автомобиля.

Вместо существующего до введения в действие всех глав второй части Налогового кодекса большого числа местных налогов их перечень будет ограничен только пятью. Но уже сегодня отменены многие местные налоги. В частно­сти, по мере введения на территории субъектов федерации налога с продаж отменяются 16 неэффективных и труд­ных в администрировании местных налогов. С введением первых четырех глав части второй Кодекса отменен также налог на содержание жилищного фонда и объектов соци­ально–культурной сферы, на который приходилось до 70 процентов от всей суммы поступлений по местным нало­гам. Однако для сохранения уровня доходов местных бюд­жетов в составе местных налогов предусмотрен муници­пальный налог, налоговая база которого соответствует на­логу на доходы организаций, а предельная ставка состав­ляет 5 процентов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...