Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Просвещение и книгопечатание




 

Школа и грамотность В XIV-XV вв. в Молдавии круг лиц, знавших славянскую грамоту, был ограничен и состоял в основном из священнослужителей. Специальных школ не было. Детей обучали монастырские или церковные дьячки. Группы учащихся были небольшими и учились они по церковным книгам, главным образом чтению и письму. В XV-XVI вв. при Молдавской митрополии и

Романской, Рэдэуцкой и Хушской епископиях имелись небольшие школы. С конца XV в. известна просуществовавшая весь XVI в. школа повышенного типа при монастыре Путна.

Феодальная верхушка практиковала домашнее обучение. Крупные бояре и особенно представители зажиточных горожан посылали детей на учебу в университеты Кракова, Вены, Праги, где обучение было на латыни. В этих заведениях учились молдавские студенты из Сучавы, Байи, Ясс, Хырлэу, Романа, Бакэу.

О школе более высокого уровня в Сучаве может свидетельствовать надпись 1512 г. на надгробной плите, что Батиста Весентино (Тоскана) был «магистром в различных искусствах». Видимо, он преподавал желающим латынь. Под влиянием католической и протестантской церкви в 1561 г. в г. Хырлэу господарем Деспотом Гераклидом была основана иезуитская коллегия, переведенная затем в Котнарь. В ней преподавали иноземные книжники, среди которых был и немецкий поэт-гуманист И. Зоммер.

В XVII в. дети зажиточных горожан Молдавии учились в польских иезуитских коллегиях (Гр. Уреке, М. Костин, Н. Костин) и в Константинопольской Высшей патриаршей школе (Н. Милеску Спэтарул, Д. Кантемир).

Крупным событием в культурной жизни страны было открытие в 1640 г. при Трехсвятительском монастыре в Яссах первой молдавской государственной школы - Славяно-греко-латинской академии. Она была основана В. Лупу с помощью Киевского митрополита Петра Мовилэ, отпрыска династии Мовилештей, приславшего группу украинских специалистов во главе с Софронием Почацким, бывшим ректором Киево-Могилянской академии. В ней преподавали славянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, диалектику, теологию, философию. Она готовила служителей церкви, а также грамотных людей для государственных учреждений. Несмотря на то, что деятельность украинских учителей была непродолжительной (до 1647 г.), она имела значительные последствия для дальнейшего развития молдавской культуры.

В середине XVII в. в Яссах действовало около 20 школ, в которых обучалось примерно 200 учеников.

В начале XVIII в. благодаря некоторым господарям-фанариотам создано государственное образование. Начало этому было положено Н.Маврокордатом, создавшим высшую греческую школу светского характера - Господарскую академию (1714-1821). В учебный комплекс академии входили среднеобразовательная эллинская школа и славянская, латинская и молдавская школы элементарного образования. Основание этого учебного заведения положило начало грецизации образования в Молдавии. В академии преподавали грамматику, риторику, логику. В 1766 г. после реформирования академии господарем Григорием II Гикой вводится преподавание арифметики, геометрии, алгебры, тригонометрии.

В стране действовали и молдавские школы. В 1747 г. были созданы епископские школы в Романе, Рэдэуцах, Хушь, где учили на славянском и молдавском языках.

В XVIII в. появляются учебники на молдавском языке: в 1755 г.- «Букварь», в 1789 г. - грамматика Теодора Школяру. Дети бояр учились в частных школах или у домашних учителей.

Высшее образование и квалификацию получали за рубежом - в Киеве, Львове, Париже, Вене, где в это время уже учились и представители среднего класса.

В конце XVIII в. в Молдавии появляется необходимость преподавания на родном языке, что способствовало нормальному развитию образовательного процесса.

Значительный вклад в развитие школьного дела и подготовку учебников в Молдавии внес епископ Амфилохий Хотинский (около 1730-1800), видный молдавский просветитель и поборник светского обучения. Им переведены и подготовлены учебники по арифметике, грамматике, географии, философии.

Книгопечатание Внедрение книгопечатания в Молдавии сыграло важную роль в деле дальнейшей демократизации молдавской средневековой культуры. Но книгопечатание в Молдавии появилось позже, чем в соседних странах - лишь в середине XVII в.

В последние десятилетия XVI в. в Молдавии пользовались книгами, напечатанными за рубежом: в Валахии, Трансильвании, Киеве, Москве. Но этого было недостаточно для удовлетворения интереса к печатному слову, ощущалась необходимость создания своего молдавского книгопечатания, что значительно облегчило бы процесс образования.

Книгопечатание впервые было введено в Молдавии в 1642 г. господарем Василием Лупу при участии Варлаама и с помощью Москвы, Киева, Львова, откуда были завезены оборудование и бумага. Книгопечатня была создана в Яссах, в монастыре Трех Святителей. Здесь были напечатаны «Казания» (1643 г.), «Семь таинств церковных» Варлаама (1645 г.) и «Уложение» Василия Лупу - свод законов феодального права в Молдавии (1646 г.). Работой книгопечатни руководил Софроний Почацкий. В это время в Сучаве, видимо, существовала вторая типография, где на армянском языке печаталось Евангелие.

Вскоре деятельность книгопечатни была прекращена примерно на три десятилетия и затем восстановлена Дософтеем для печатания своих переводов. С помощью украинского печатника Василия Стадницкого ему удалось напечатать в 1679 г. переведенную с греческого «Божественную литургию».

Нуждаясь в новом печатном станке, Дософтей при содействии Н. Милеску получил в 1679 г. у русского патриарха Иоакима новое типографское оборудование, благодаря чему смог напечатать ряд молдавских книг. В 1698 г. был опубликован на молдавском языке труд Д. Кантемира «Диван или спор мудреца с миром, или Тяжба души с телом».

В XVIII в. в Молдавии заметно оживляется печатное дело. В 1714 г. Н. Маврокордат по предложению иерусалимского патриарха Хрисана Нотара создает при церкви Св.Саввы хорошо оборудованную книгопечатню. В течение двух лет она напечатала три книги, из которых одна - «Синопсис» - на молдавском языке.

Наиболее плодотворным периодом в развитии книгопечатания были 1743-1753 гг. В это время работала типография Дуки Сатириновича - основателя первой частной книгопечатни. Здесь были напечатаны 15 книг религиозного содержания. Усилиями митрополита Якова Путня- нского в 1750 г. была восстановлена митрополичья книгопечатня, где помимо прочих книг был напечатан букварь на молдавском языке (1755 г.).

Значительный вклад в развитие образования и науки в Молдавии второй половины XVIII в. внесла частная типография Михаила Стрельбиц- кого (ок. 1730-1807), выпускника Киевской теологической академии, известного гравера и книгопечатника. Он ввел в Молдавии русский гражданский шрифт. С 1785 г. он начинает печатание сначала религиозных, а затем светских чисто литературных произведений. Его типографией были напечатаны: «Календарь на 112 лет» (1785 г.), «Александрия» (1786 г.), «Букварь» (1790 г.), сборник стихов И. Кантакузино. Подвергаясь преследованию со стороны турецко-фанариотских властей, М. Стрельбицкий переезжает в Дубоссары, а затем в Могилев.

В 1800 г. при монастыре Нямц была основана типография, напечатавшая первое издание «Описания Молдовы» Д. Кантемира на молдавском языке.

Необходимо отметить, что в XVIII в. растет количество печатных трудов, около 80% из них были напечатаны на молдавском языке.

 

Глава 5. Искусство

 

Зодчество Процесс генезиса и становления собственно молдавского искусства, в том числе и зодчества относится ко второй половине XIV-первой половине XV в. Оно формировалась путем воплощения народом местных самобытных традиций и творческого усвоения византийского, южно- и восточнославянского и в меньшей мере романского и готического стилей.XVI вв. - время формирования основных черт молдавского архитектурного стиля. В Молдавии строились каменные крепости, укрепленные монастыри, господарские дворы, церкви. Очень многие из них не сохранились. Лучше сохранились крепости. Самые ранние из них Шкея, Сучава, Нямц, Четатя Албэ. Сначала они были прямоугольной формы, небольших размеров, укрепленные прямоугольными башнями с высокими стенами, завершающимися каннелюрами.

Появление артиллерии привело к изменениям во второй половине XVI в. в архитектуре и конструкции крепостей. Стефаном Великим были построены новые крепости Роман, Оргеев, Килия, восстановлены и расширены старые, воздвигнуты новые более толстые стены с круглыми или многогранными башнями, бастионами и бойницами.

Образцом фортификационной архитектуры является построенный Петром Рарешом (1543 г.) по итальянскому образцу Сорокский замок. Он круглый в плане, диаметром около 30 м, с толстыми высокими стенами, четырьмя круглыми и одной прямоугольной надвратной башнями. Гражданское зодчество было представлено господарскими дворами, построенными Стефаном Великим в разных городах страны: Сучаве, Бакэу, Котнарь, Яссах, Пятре, Хушь. От них сохранились лишь незначительные остатки сводчатых погребов, фундаментов, обломки профилированных камней, фрагменты керамики.

Основой становления и дальнейшего развития культовой архитектуры послужили типы двух самых ранних церквей: Святого Николая в Рэдэуцах базиликового плана готического стиля, построенной Богданом I (1359-1365) и Святой Троицы в Сирете Петра Мушата трехконхового плана с чертами моравско-сербского стиля. Отталкиваясь от базилики из Рэдэуц, школа местных мастеров выработала местный тип культового строения - церковь прямоугольного или просто продольного типа (Дол- хешты - до 1481 г., Лужаны - после 1453 г., Бэлинешть - 1492-1493, Воловэц- 1500-1502)

При Стефане Великом на первый план выходит выработанный местными мастерами на базе церкви Святой Троицы из Сирета тип молдавской церкви трехконхового плана с купольным барабаном над наосом (Пэтрэуць, Милишэуць - 1487 г., Воронец, Святого Ильи в Сучаве - 1488 г.). Конструктивное решение системы поддержки купольного барабана является инновацией молдавской архитектурной школы и состоит в создании «системы молдавского свода». Ей не только нет прецедента в предшествующий период, но и нет аналогий во всей средневековой архитектуре. Другим отличительным признаком культовой архитектуры этого времени было применение на поверхности абсид высоких слепых ниш, опиравшихся на цоколь поясов, и малых ниш над ними, а также поясов вдоль верхней части фасадов из поливных керамических дисков разных форм и цветов, искусное чередование каменной и кирпичной кладки.

В последнее десятилетие правления Стефана Великого молдавские строители создали путем синтеза черт обоих планов - трехконхового и прямоугольного - местный архитектурный тип культового здания, названного смешанным, или переходным. Процесс его формирования продлился до второй половины XVI в.: Борзешть (1493-1494), Рэзбоень (1496 г.), Пятра (1497-1498).

Культовая архитектура XVII в. характеризуется большим разнообразием. Появляется новый тип, представленный церковью монастыря Драгомирна (1609 г.), построенной А. Кримкой и М. Барновским. Она впечатляет своими пропорциями, высокой изящной башней, где каждый камень украшен резными узорами. Каменный тройной пояс, местами витой, опоясывает посередине фасады церкви.

Самым выдающимся памятником молдавского зодчества XVII в. является церковь Трех Святителей в Яссах - ктитория В. Лупу. Ее размеры, гармония конструкции и специфический резной растительный и геометрический орнамент, покрывающий все ее фасады, придают импозантный и торжественный вид.

Рельефная орнаментация каменных стен молдавских храмов является результатом восточного влияния.

К этому же времени относится и Дмитриевская церковь в Оргееве (1631-1636), портал церкви сохранился в своем первоначальном виде.

Построенная проилавским митрополитом Даниилом и представляющая однонефную базилику с полукруглой абсидой и Коробовым сводом Каушанская церковь Успения (1763-1767) обнаруживает сходство с балканскими и особенно валашскими памятниками брынковянского типа.

Живопись. Молдавская живопись развивается с конца XIV в. под влиянием византийской живописи, опосредованно через ее южнославянские формы, которые были более выраженными, простыми и близкими народному восприятию. Молдавские мастера на основе многовековых традиций народного искусства, глубоко усвоив и творчески переработав формы живописи византийского типа, создали собственную молдавскую школу живописи.

Высокое мастерство молдавских живописцев нашло свое отражение в росписях церквей, господарских дворцов и боярских домов, создании икон и художественном оформлении древних рукописей. В одной молдавской грамоте первой четверти XV в. отмечается, что Александр Добрый дарит зугравам целые села и мельницу за роспись церквей и дома. Столь щедрое вознаграждение может свидетельствовать о значительном объеме работ по росписи этих сооружений.

Основными центрами развития живописи были монастыри Нямц, Хомор, Путна.

Одним из освоположников молдавской школы живописи был известный книжник, миниатюрист и копиист монах Нямецкого монастыря Гавриил Урик. Он был автором художественного оформления перепи-санного им Тетраевангелия (1429 г.) с многоцветными и выразительными миниатюрами четырех евангелистов во весь лист, украшенного также титульными листами, виньетками, заставками, начальными буквами (инициалами).

Произведения Г. Урика в области миниатюристики в значительной мере способствовали развитию настенной живописи, поскольку послужили образцами и прототипами в живописи не только для миниатюристов, но и для живописцев.

Под их влиянием во второй половине XV в. были украшены фресками интерьеры церквей в Долхештах и Лужанах - самых ранних памятников настенной росписи. Сходна с ними по стилю и роспись интерьера церкви в Балинештах (1473 г.), исполненная известным молдавским зуг- равом XV в. Гавриилом Иеромонахом. В XVI в. живопись, сохраняя свои древние традиции, достигает широкого распространения. В Сучаве создан особый цех зугравов.начало XVII в. - время расцвета молдавской внешней настенной живописи. Она характерна главным образом для церквей, построенных Петром Рарешом, например, церкви Святого Георгия в Хырлэу (1530 г.), Пробота (1532 г.), Хомор (1535 г.), Воронец (1547 г.) и др- Содержание росписи в основном религиозное. Помимо теологического смысла эта роспись является оригинальным способом антитурецкой пропаганды.

Внешняя роспись церквей является чисто молдавским творением, не имеющим себе подобных нигде в мире. Главная ценность ее помимо высокой художественности заключается в призыве молдавского народа к борьбе с чужеземными захватчиками: турками, татарами и др.

С конца XV в. развивается иконопись, на которую оказала сильное влияние русская школа живописи. Кроме того, что в Молдавию ввозились русские иконы, многие церкви, например церковь Трех Святителей, расписывались приглашенными русскими мастерами.

Немалую художественную ценность представляет роспись интерьера Каушанской церкви Успения середины XVIII в., в шторой заметен синтез византийских, молдавских и валашских традиций.

Значительного развития изобразительное искусство Молдавии достигло и в художественном оформлении рукописей. Наиболее ярким произведением этого жанра является Четвероевангелие Никодима, монаха монастыря Хомор, в котором исполнен самый совершенный и близкий к оригиналу портрет Стефана Великого. Искусство XVI-XVII вв. продолжает старые традиции. Попытки митрополита Молдавии искусного оформителя книг А. Кримки внести в миниатюристику новый графический декоративный стиль не нашел последователей.

Гавриилу Урику и его ученикам принадлежит изобретение оригинального каллиграфического стиля для памятников славянской письменности в Молдавии, известного под названием «молдавский извод». Для него были характерны элегантность письма, геометрический орнамент, сочетание подобранных со вкусом цветных рисунков.

К «молдавскому изводу» в XVII в. примкнул и А. Кримка. Блестяще изготовленные им титульные листы и элегантность инициалов и букв демонстрируют традиции, восходящие к творчеству Г. Урика.

Ценными произведениями молдавского средневекового искусства являются вышивки. Они уже в первой половине XV в. достигают уровня произведений большого художественного значения. Все вышивки носят в основном культовый характер. Характерным элементом для некоторых из них являются мастерски вышитые портреты во весь рост.

Самая древняя из молдавских вышивок - епитрахиль Александра Доброго и его жены Марии, отнесенная к категории «праздничных». В этой вышивке, а также и эпитафии митрополита Макария (1428 г.) и эпитафии, подаренной в 1437 г. игуменом Силуяном Нямецкому монастырю, чувствуется влияние византийско-сербских традиций.

Уникальным является погребальное покрывало Марии Мангупской - жены Стефана Великого (1477 г.), простая красота которого восходит к поэтическому миру Востока, неся в себе яркие византийско-балканские черты.


 

Литература:

 

1. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. - С. 195. - 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4

. Аксёнова Л. А., Себов Н. Д. Музыка // Молдавская Советская Социалистическая Республика. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. - С. 442-446.

. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. - С. 96-112, 127-132, 168-172, 215-218, 278-285, 316-324. - 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...