Понятие производственной программы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ C одержание Введение 1.Теоретические основы планирования производственной программы на предприятии 1.1 Понятие производственной программы 1.2 Планирование производственной программы 1.3 Показатели планирование производственной программы 2. Особенности планирования производственной программы на предприятии ОАО «Флагман» 2.1 Краткая характеристика предприятия 2.2 Технология планирования производственной программы ОАО «Флагман» 2.3 Расчет основных показателей при планировании производства продукции 3.Направления совершенствования планирования производственной программы в ОАО «Флагман» Заключение Библиографический список Введение
Актуальность исследования. В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие, что обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия. Для обеспечения ритмичности производства, как одного из факторов повышения его эффективности, улучшения качества продукции и всей работы предприятия, необходимо весьма тщательно распределить годовой объем производства продукции по кварталам с учетом: установленных сроков и объемов поставки продукции; наращивания выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования мощностей и основных фондов, а также за счет организационных мероприятий; сроков ввода в действие новых мощностей и оборудования; обеспечения равномерной загрузки и ритмичной работы всех производственных подразделений предприятия; числа рабочих дней в году, квартале; сезонности и сменности работы; требований сбытовых организаций и сезонности сбыта отдельных видов продукции.
Все это говорит об актуальности темы настоящей курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение особенностей планирования производственной программы на примере ОАО «Флагман». Задачи работы: 1.Рассмотреть понятие производственной программы. .Выявить структуру показателей производственной программы. .Изучить особенности планирования производственной программы предприятия ОАО «Флагман». . Выявить направления совершенствования планирования производственной программы в ОАО «Флагман». Объект исследования: ОАО «Флагман». Предмет исследования: особенности планирования производственной программы на примере ОАО «Флагман». Методологические основы и методы исследования: теоретическую базу исследования составляют источники научной литературы в области планирования, а также нормативно - правовые акты в данной области. Методами исследования выступают диалектический метод, совокупность общенаучных методов: наблюдение, описание, сравнение и т.д., а также совокупность специальных методов, применяемых в экономической науке. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка. 1.Теоретические основы планирования производственной программы на предприятии Понятие производственной программы Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции. Производственная программаопределяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.
Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса. Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении. На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители. Планирование производства на предприятии - это точное предвидение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливаются по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работы и расходования ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде, рабочему и последовательность связанных между собой работ [5, с. 78]. Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Блдее объективную оценку требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении. План производства и реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей составляющей системы планов на предприятии и должен быть тесным образом взаимоувязан с планом материально-технического обеспечения, планом по инвестициям и новой технике, финансовым планом и планом по труду и заработной плате. Таким образом, достигается сбалансированность плана деятельности предприятия, т.е. создается система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели (получение прибыли); предусматривается порядок и очередность выполнения работ; устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему спектру разнообразных операций, которые предусмотрены планом; определяются источники и размеры финансирования; а также отдельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ [6. с.89].
Планирование производственной программы - процесс разработки производственной программы; соответственно различают стратегическое и оперативное планирование производственной программы. В рамках стратегического планирования производственной программы на основе анализа продукта и рынка соответствующих прогнозов осуществляется "планирование продукции" - выбор соответствующей продукции для отдельных рынков. Это планирование предполагает разработку концепции выпуска продукции, включающей все стадии - от поиска идей и отбора предложений, планирования новой продукции с учетом связанных с ними шансов и риска до выявления изделий, подлежащих снятию с производства, или продолжение его производства зависит от многих факторов количественных и качественных: динамика оборота и возмещение издержек производства и сбыта, имидж, анализ структуры спроса и т.д. План разработки изделий включает технические аспекты подготовки к запуску в производство, а также испытание продукции. В рамках оперативного планирования производственной программы определяют лишь виды и объемы подлежащей изготовлению продукции в краткосрочном и среднесрочном плане. Важнейшее условие успешной работы предприятия - обеспечение производства заказами потребителей, на основе которых формируются текущие и оперативно-календарные планы предприятия. План производства предприятия на основе полученных заказов формируется отделом сбыта, портфель заказов которого обычно состоит из следующих трех разделов: текущие заказы, обеспечивающие безостановочную повседневную работу предприятия; среднесрочные заказы со сроком исполнения до 1 года - 2 лет и более; перспективные заказы, в том числе прогнозные на 2 года - 5 лет и более. Текущие заказы в основном подкрепляются договорами, заключенными отделом сбыта на поставку продукции (выполнение работ). Изготовление продукции, на которую заключен договор, может быть начато при твердой уверенности предприятия в ее реализации.
На среднесрочные и перспективные заказы также желательно заключать договоры, однако далеко не всегда можно найти заказчика, который гарантировал бы покупку продукции, особенно новой, сведения о которой крайне скудны, на несколько месяцев или даже лет вперед. Важную роль в формировании производственной программы играет маркетинговая служба предприятия. Маркетинговые исследования в основном представляют информацию о внешней среде, и в первую очередь о рынках товаров. Этот важнейший этап работы страхует предприятие от убытков, возникающих, если продукция не находит платежеспособного спроса. Не менее важное, а для многих предприятий главное значение имеет анализ соотношения их внутренних потенциальных возможностей с рыночными условиями. Поэтому при окончательном отборе продукции следует проводить тщательный технико-экономический анализ. Для включения в текущий или оперативно-календарный план производства намечаемой к выпуску продукции ее необходимо заново ранжировать в соответствии со следующими критериями текущих и потенциальных технических и организационно-хозяйственных условий производства: - структура, состояние и потенциал производственных мощностей; - наличие кадров; платежеспособность потребителей, с которыми возможно заключение договоров на поставку продукции; реальное материально-техническое обеспечение предприятия необходимыми компонентами производства; обеспеченность транспортом, топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными и прочими услугами; состояние и перспективы послепродажного обслуживания продукции предприятия; экологическое состояние производства на предприятии; затраты на содержание, перестройку и модернизацию производства, связанные с каждым видом выпускаемой продукции. В результате проведенного анализа может оказаться, что не вся отобранная на основе маркетинговых исследований продукция может быть принята для запуска в производство с организационно-технической точки зрения [12, с. 78]. производственный программа планирование Планирование производственной программы Планирование производства на предприятии - это точное предвидение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливаются по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работы и расходования ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде, рабочему и последовательность связанных между собой работ.
План производства и реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей составляющей системы планов на предприятии и должен быть тесным образом взаимоувязан с планом материально-технического обеспечения, планом по инвестициям и новой технике, финансовым планом и планом по труду и заработной плате. Таким образом, достигается сбалансированность плана деятельности предприятия, т.е. создается система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели (получение прибыли); предусматривается порядок и очередность выполнения работ; устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему спектру разнообразных операций, которые предусмотрены планом; определяются источники и размеры финансирования; а также отдельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ. Планирование производственной программы - процесс разработки производственной программы; соответственно различают стратегическое и оперативное планирование производственной программы. В рамках стратегического планирования производственной программы на основе анализа продукта и рынка соответствующих прогнозов осуществляется "планирование продукции" - выбор соответствующей продукции для отдельных рынков. Это планирование предполагает разработку концепции выпуска продукции, включающей все стадии - от поиска идей и отбора предложений, планирования новой продукции с учетом связанных с ними шансов и риска до выявления изделий, подлежащих снятию с производства, или продолжение его производства зависит от многих факторов количественных и качественных: динамика оборота и возмещение издержек производства и сбыта, имидж, анализ структуры спроса и т.д. План разработки изделий включает технические аспекты подготовки к запуску в производство, а также испытание продукции. В рамках оперативного планирования производственной программы определяют лишь виды и объемы подлежащей изготовлению продукции в краткосрочном и среднесрочном плане. Важнейшее условие успешной работы предприятия - обеспечение производства заказами потребителей, на основе которых формируются текущие и оперативно-календарные планы предприятия. План производства предприятия на основе полученных заказов формируется отделом сбыта, портфель заказов которого обычно состоит из следующих трех разделов: текущие заказы, обеспечивающие безостановочную повседневную работу предприятия; среднесрочные заказы со сроком исполнения до 1 года - 2 лет и более; перспективные заказы, в том числе прогнозные на 2 года - 5 лет и более. Текущие заказы в основном подкрепляются договорами, заключенными отделом сбыта на поставку продукции (выполнение работ). Изготовление продукции, на которую заключен договор, может быть начато при твердой уверенности предприятия в ее реализации. На среднесрочные и перспективные заказы также желательно заключать договоры, однако далеко не всегда можно найти заказчика, который гарантировал бы покупку продукции, особенно новой, сведения о которой крайне скудны, на несколько месяцев или даже лет вперед. Важную роль в формировании производственной программы играет маркетинговая служба предприятия. Маркетинговые исследования в основном представляют информацию о внешней среде, и в первую очередь о рынках товаров. Этот важнейший этап работы страхует предприятие от убытков, возникающих, если продукция не находит платежеспособного спроса. Не менее важное, а для многих предприятий главное значение имеет анализ соотношения их внутренних потенциальных возможностей с рыночными условиями. Поэтому при окончательном отборе продукции следует проводить тщательный технико-экономический анализ. Для включения в текущий или оперативно-календарный план производства намечаемой к выпуску продукции ее необходимо заново ранжировать в соответствии со следующими критериями текущих и потенциальных технических и организационно-хозяйственных условий производства: - структура, состояние и потенциал производственных мощностей; - наличие кадров; платежеспособность потребителей, с которыми возможно заключение договоров на поставку продукции; реальное материально-техническое обеспечение предприятия необходимыми компонентами производства; обеспеченность транспортом, топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными и прочими услугами; состояние и перспективы послепродажного обслуживания продукции предприятия; экологическое состояние производства на предприятии; затраты на содержание, перестройку и модернизацию производства, связанные с каждым видом выпускаемой продукции. В результате проведенного анализа может оказаться, что не вся отобранная на основе маркетинговых исследований продукция может быть принята для запуска в производство с организационно-технической точки зрения.
1.3 Показатели планирование производственной программы
План производства продукции в стоимостном выражениисодержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция. Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция (валовой доход). Плановый объем реализованной продукции (Пр) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:
(1.1.1)
где - объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия; - изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода; - изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; n- количество видов товарной продукции (i = 1,2, 3,...,n ). Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия () в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):
; , (1.1.2) где - валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции; - цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная); - планируемый объем продаж i-го вида продукции (i=1,2,3,...,n)в натуральном выражении. Кроме валового дохода в плане может также предусматриваться средний доход. Величина среднего дохода () определяется отношением общей выручки от реализации i-го вида продукции на количество проданных единиц изделий:
(1.1.3)
В условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть , а . Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые - для определения темпов, динамики и изменения структуры производства. Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле:
, (1.1.4)
где - план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении; - действующая оптовая цена i-гo вида продукции; n - количество видов товарной продукции (i=1,2,3,...,n); - объем услуг и работ i-гo вида промышленного характера; m - количество видов работ промышленного характера (j =1,2,3,...,m). Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства. Валовая продукциявключает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах. Объем валовой продукции () рассчитывается по формуле:
ПВ=ПТ + (НК-НН)+(ИК-ИН), (1.1.5)
где НК, НН - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; ИК, ИН - остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции. Чистая продукцияхарактеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т. п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. Плановый объем чистой продукции (ПЧ) рассчитывается по формулам:
ПЧ = ПР - ЗМ - ОА, (1.1.6) ПЧ = ЗП + ПБ, (1.1.7) где ЗМ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; ОА - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП - заработная плата с начислениями на нее; ПБ - прибыль от реализации продукции. Условно-чистая продукция(ПУ) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:
, (1.1.8) . (1.1.9)
Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда. 2. Особенности планирования производственной программы на предприятии ОАО «Флагман»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|