Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка целевых программ




Третий этап подразумевает подготовку целевых программ, представляющих собой среднесрочные плановые документы, разрабатываемые муниципальной администрацией в соответствии с включенными в Концепцию задачами развития муниципальной экономики и социальной сферы. Целевые программы являются среднесрочными (3-5 лет), то есть срок их реализации заведомо короче, чем у Концепции. Это предполагает, что в течение «жизни» Концепции, с сохранением ее стратегических приоритетов, целевые программы могут меняться, приниматься в новых вариантах, или, например, существовать в скользящем режиме (когда каждый год принимается очередная, модернизированная версия целевой программы).

Каждая из целевых программ содержит более детальный, специальный, по сравнению с первой частью Программы, анализ ситуации в соответствующей сфере жизни поселения. В них конкретизируются задачи и определяются конкретные мероприятия по их решению. Вместе с тем, сроки и порядок реализации этих мероприятий в целевых программах указываются только примерно. Конкретные решения по срокам, ресурсам, исполнителям обычно определяются в рамках среднесрочного и годового бюджетного планирования. Здесь же в сводном разделе указывается порядок взаимоувязывания различных целевых программ в соответствии со стратегическими приоритетами.

Целевые программы, в соответствии с ранее изложенными принципами, относятся либо к «управленческому» блоку, ориентированному на создание полноценных условий для муниципального развития (и не требующему при прочих равных условиях крупных финансовых средств), либо к «проектному», в котором рассматриваются конкретные долгосрочные муниципальные проекты.

«Проектный» блок включает в себя перечень стратегически важных для поселения проектов – «общественных», которые планируется реализовать в рамках бюджетных программ, и коммерческих, которые предполагается развивать, привлекая средства из разных источников.

Принципиально важным представляется сфокусировать внимание на важности первого, «управленческого» блока целевых программ. Во-первых, проведение управленческих преобразований в муниципалитете должно упреждать или, по крайней мере, проводиться одновременно с «проектными» программами, так как само по себе во многом является залогом успешности разнообразных муниципальных проектов. Для любого инвестора одним из основных критериев при принятии решений является предсказуемость и стабильность действий администрации, ее готовность к работе в условиях партнерства, наличие четких правил и процедур деятельности. Во-вторых, эффективное управление является ресурсом развития, так как позволяет рационально использовать ограниченные общественные ресурсы – бюджетные средства, муниципальную собственность. При этом преобразования в системе управления, как правило, не требуют значительных дополнительных бюджетных затрат.

Наконец, необходимо отметить, что «управленческий» блок вполне в состоянии быть гибким по набору целевых программ по сравнению с традиционными «программами социально-экономического развития» советского типа, которые подразумевали полный охват всех вопросов местного развития. В этот блок могут входить только отдельные целевые программы, отвечающие стратегическим приоритетам муниципалитета.

В настоящее время все большее развитие получает межотраслевой подход к формированию блока целевых программ. Согласно этому подходу, целевые программы формируются под крупную межотраслевую местную задачу (например, совершенствование инвестиционного климата, улучшение благоустройства, борьба с преступностью и т.п.) путем включения в них «управленческих» мероприятий и «проектов», административно относящихся к разным местным «ведомствам», но объединяемых под эгидой временной администрации целевой программы.

Организующая роль в разработке целевых программ принадлежит администрации. После утверждения Концепции, в которой содержится перечень целевых программ, глава администрации принимает решение об их разработке. Целевые программы могут готовиться специальными группами, включающими как представителей местной администрации, так и другие заинтересованные стороны. К работе подобных групп необходимо привлекать представителей местного сообщества, внешних экспертов и т.п. Одновременно сохраняется ранее созданная рабочая группа по разработке программы развития поселения, которая будет решать вопросы координации деятельности специальных групп.

Целевые программы, посвященные планированию социально-экономического развития в рамках комплексной программы социально-экономического развития в Димитровграде (Ульяновская область) и Борском районе (Нижегородская область) были посвящены развитию системы перспективного планирования, его финансового и градостроительного обоснования, маркетингу МО, внедрению системы оценки и пр.

Развитие системы градорегулирования и земельных отношений, а также рынка недвижимости, в целевых программах Хабаровска и Чебоксар ставили своей целью подготовку Правил землепользования и застройки, организацию торгов по предоставлению инвесторам прав на участки, развитие ипотеки. В Магадане, Череповце целевые программы по развитию жилищно-коммунального хозяйства и совершенствованию работы городского пассажирского транспорта были направлены на совершенствование договорных отношений, нормализацию тарифной политики предприятий, привлечение частного бизнеса на конкурсной основе.

Вопросы развития системы адресной социальной поддержки населения, внедрения системы одного окна, привлечения негосударственных подрядчиков на конкурсной основе легли в основу социального раздела комплексных программ в Арзамасе, Магадане.

Проекты целевых программ, подготовленные специальными группами, представляются в общую рабочую группу для сведения в единый блок. Данный этап очень важен, так как обычно предполагает определенное сокращение проектных заявок по отдельным направлениям и их балансировку в соответствии с приоритетами, заложенными в концепцию. Данный процесс носит итеративный характер и предполагает различные формы (от рабочих обсуждений в администрации до общего совещания с «защитой» проектов целевых программ, на которое приглашаются представители общественности, бизнес-сообщества и т.п.). Материалы «сведения» должны содержать интегральный сетевой план-график выполнения целевых программ, общую оценку необходимых ресурсов и ожидаемого от выполнения целевых программ эффекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...