Шины и шинопроводы в системах электроснабжения
План лекции 1. Выбор жестких шин. 2. Конструктивное выполнение цеховых сетей. 3. Выбор комплектных шинопроводов на напряжение до 1000 В.
Выбор жестких шин
В закрытых РУ 6−10 кВ ошиновка и сборные шины выполняются жесткими алюминиевыми шинами. Стальные шины допустимо применять лишь при токах до 400 А. При токах до 3000 А используются одно- и двухполосные шины. При больших токах рекомендуются шины коробчатого сечения. Сечение жестких шин выбирают по нагреву (по допустимому току). При этом учитывают не только нормальные, но и послеаварийные режимы в период ремонтов и возможность неравномерного распределения токов между секциями шин. Условие выбора: Iраб.max ≤ Iдоп, (11.1) где Iдоп – допустимый ток на шины выбранного сечения с учетом поправки при расположении шин плашмя или при температуре воздуха, отличной от принятой в таблицах (ϑо. ном = 25 °С). В последнем случае Iдоп = Iдоп.ном √(ϑдоп – ϑо) / (ϑдоп – ϑо.доп) (11.2) Для неизолированных проводов и окрашенных шин принято ϑдоп = 70 °С; ϑо. ном = 25 °С, тогда Iдоп = Iдоп.ном √70 – ϑо / 45, (11.3) где Iдоп. ном – допустимый ток при температуре воздуха ϑо. ном = 25 °С; ϑо − действительная температура воздуха. При расположении шин плашмя принятые по таблице значения допустимых токов должны быть уменьшены на 5 % для шин шириной полос до 60 мм и на 8 % для шин с шириной полос более 60 мм. Шины проверяют: На термическую устойчивость по условию ϑк ≤ ϑк.доп, (11.4) где ϑк − температура шин при нагреве током КЗ; ϑк. доп − допустимая температура нагрева шин при КЗ. При проверке токоведущих частей на термическую устойчивость пользуются понятием приведенного времени tпр, в течение которого установившийся ток КЗ I∞ выделяет то же количество теплоты, что и изменяющийся во времени ток КЗ, за действительное время τt.
Приведенное время определяется составляющими времени периодической и апериодической составляющих тока КЗ: tпр = tпп + tпа. (11.5) Величину tпр при действительном времени τt < 5 с находят по кривым зависимости tпп = f (β′′) (рис. 11.1), где βʺ = Iʺ / I∞ (11.6) При действительном времени τt > 5 c величина tпп = tп5 +(τt – 5), где tп5 приведенное время для τt = 5 с. Приведенное время апериодической составляющей tпa = 0,005(βʺ)2. (11.7) При действительном времени τt < 1 с величина tпа не учитывается. Токоведущие части рассчитывают на термическую устойчивость по кривым нагрева металлов, представляющих зависимость ϑ = f (A) (рис. 11.2). На электродинамическую устойчивость шины по условию σрасч ≤ σдоп, (11.8) где σрасч – расчетное напряжение на изгиб, возникающее в материале шин при протекании ударного тока трехфазного КЗ; σдоп – допустимое напряжение на изгиб материала шин. Для определения σрасч однополосных шин прямоугольного сечения необходимо: Вычислить наибольшую силу F(3), Н, действующую на шины при протекании по ним ударного тока трехфазного КЗ: F(3) = 1.76 ∙ kфiy(3)2l ∙ 10-1 / a, (10.9) где kф – коэффициент формы шин; iу(3) – ударный ток трехфазного КЗ, кА; l – длина пролета, м; а – расстояние между осями шин, м (рис. 11.3).
Коэффициент kф, зависящий от формы, размеров шин и расстояния между ними, для прямоугольных шин находят по кривым (рис. 11.4) в зависимости от отношений (a − b) /(b + h) и b / h. Если отношение (a − b) /(b + h) ≥ 2 или шины с круглой площадью сечения, то kф = 1. 2. Найти момент сопротивления: • если шины расположены в одной горизонтальной плоскости и установлены на ребро или они расположены в одной вертикальной плоскости и установлены плашмя:
W = b2h / 6; (11.10) • если шины расположены в одной горизонтальной плоскости и установлены плашмя или они расположены в одной вертикальной плоскости и установлены на ребро, W = bh2 / 6; (11.11) момент сопротивления круглых шин W = 0,1 ∙ d3, (11.12) где d – диаметр шины, м. 3. Определить расчетное напряжение σрасч (МПа) при изгибе: при одном или двух пролетах: σрасч = F(3) l / (8W); (10.13) при числе пролетов, большем двух: σрасч = F(3) l / (10W). (10.14) Шины открытых распределительных устройств напряжением 35 кВ и выше проверяют на коронирование. Наибольшая напряженность электрического поля Е у поверхности любого из проводников не должна быть больше 0,9Е0 (Е ≤0,9Е0), где Е0 – начальная напряженность электрического поля у поверхности проводника, при которой появляется корона.
Значения Е и Е0 (кВ/cм) определяют по формулам: E = 3,5U / [r0lg(Dcp /r0)], (11.15) E0 = 30,3mδ / (1+0,3 / √r0), (11.16) где U – линейное напряжение, кВ; r0 – радиус проводника, м; Dср – среднее геометрическое расстояние между проводниками (шинами), см; m – коэффициент негладкости проводника (для многопроволочных проводников m = 0,82; для горных условий m = 0,7−0,75); δ – относительная плотность воздуха. При расположении шин в одной плоскости на средней шине напряженность больше на 7−10 %. Во всех случаях значение Е не должно быть больше 28 кВ /см.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|