Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логические способы обработки экономической информации




1. Сущность и основные типы сравнений в экономическом анализе

2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид

3. Относительные величины

 

Сравнение – способ познания, при котором изучаемый объект сопоставляется с уже известными параметрами однородных объектов анализа с целью выявления различий между ними либо общих черт, определенных тенденций и закономерностей развития.

Основные типы сравнений:

1) Сравнение фактически достигнутых показателей (результатов) с данными предшествующих периодов.

Данный тип сравнения необходим для определения тенденций развития предприятия (положительных и отрицательных) за ряд лет и оценки темпов изменения изучаемых показателей.

2) Сравнение фактического уровня показателей с плановыми.

Необходим для оценки степени выполнения плана как в целом, так и по отдельным видам продукции. Недовыполнение плановых показателей следует рассматривать как неиспользованный резерв увеличения объема производства (реализации) продукции в размере недовыполнения плана.

3) Сравнение с утвержденными нормами расходования ресурсов.

Необходимо для выявления экономии или перерасхода отдельных видов материальных ресурсов, что позволяет оценить резерв снижения себестоимости продукции.

Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Параметры сопоставимости:

Þ Единство объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов

Þ Единство календарных периодов расчетов сравниваемых показателей

Þ Сопоставимость технических, природных, климатических условий производства.

 

Относительные величины

Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которую принимают за базу сравнения.

Формы относительных величин:

- коэффициенты – за базу принимается 1,

- проценты – за базу принимается 100 %.

Виды относительных величин:

1) Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году.

2) Относительная величина выполнения плана отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного периода.

3) Относительные величины динамики – показывают темпы роста величины во времени:

- базисные – сравнение с базисным годом;

- цепные – сравнение с предыдущим годом.

4) Относительные величины структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах.

Например, доля каждого вида продукции в общем объеме выпуска.

5) Относительная величина интенсивности – с качественной точки зрения уточняют содержание структурных показателей.

Например, доля продукции высшей категории качества в общем объеме выпуска изделия А.

6) Относительные величины координации – соотношение частей целого между собой.

Например, соотношение основных и оборотных средств.

7) Относительная величина эффективности показывает соотношение полученного эффекта с затратами. Следует рассматривать в узком смысле, например, прибыль на рубль материальных затрат, прибыль на 1 руб. основных производственных фондов, прибыль на 1 руб. фонда заработной платы. В широком смысле: сумма выручки на каждый м2 торговой площади, сбор зерна с каждого га пахотных земель (с/х), фондоотдача.

 

Средние величины и их использование в экономическом анализе.

- средняя арифметическая

Вычисляется, если имеются данные об отдельных значения варьирующего признака.

Средняя взвешенная арифметическая:

Статистическим весом называют числа, показывающие значение величины признака у отдельной единицы совокупности.

Выработка Количество рабочих, чел. Выработка продукции всеми рабочими
xi fi xi*fi
44 46 30 35 20 26 4 3 2 6 8 12 176 138 60 210 160 312
Итого: 35 1056

тыс. руб.

Исчисление среднегодовых темпов роста (прироста).

 

 

Средняя гармоническая простая:

Используется для расчета среднего уровня цен на отдельные виды продукции без учета количественного фактора.

m – статистический вес.

Позволяет определить средний уровень цен с учетом объемного фактора.

№ вида продукции Цена за единицу товара, руб. Объем, шт.
N xi m
1 2 3 4 5 6 7 45,1 42,9 34,54 38,5 39 32,72 31,81 47 55 68 63 55 74 68
Всего: - 430

(при расчете оставляется не менее 6 знаков)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...