Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы особенностей муниципальных библиотек




Курсовая работа

 

Муниципальные библиотеки в городах и селах: технологические особенности и задачи

 

 

по МДК «Библиотековедение»,

ПМ «Технологическая деятельность»

 

Баронина Вероника Александровна

Студента 5 курса гр. 5Б, з/о

 

Специальность: 51.02.03

«Библиотековедение»

 

 

Руководитель: Хусаинова Е.И.

 

 

Челябинск

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского»

Факультет социокультурной деятельности

Отделение библиотековедения

 

Задание для выполнения курсовой работы

 

Форма обучения – очная / заочная

Утверждено зав. отделением ______________________ Дата________________________

Задание студенту_____________________________________________________________

Ф.И.О.

Тема курсовой работы__________________________________________________________

____________________________________________________________________

Утверждено приказом ректора №_________ от________________________

Срок представления работы на отзыв: ___________________________

Содержание курсовой работы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы:______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:______________________________________________________________

 

Методы исследования:________________________________________________________

 

 

Руководитель курсовой работы _______________

С заданием ознакомился ______________________________

Ф.И.О. студента подпись студента

Задание составлено: (дата)________________

 

Оглавление

 

С.

Введение ……………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы особенностей муниципальных библиотек..6

1.1. Понятие «муниципальная библиотека»……………………………………….6

1.2. Виды и их задачи муниципальных библиотек ……………………………….9

1.3. Новые модели муниципальных библиотек…………………………………..15

Глава 2. Практические аспекты деятельности муниципальных библиотек в Челябинской области …………………………………………………………...20

2.1. Анализ деятельности муниципальных библиотек Челябинской области….20

2.2. Особенности деятельности городских и муниципальных библиотек……...30

Заключение ………………………………………………………………………...37

Список использованных источников и литературы …………………………40

 

 

Введение

 

Российская Федерация в настоящее время находится на этапе глобальных изменений в экономике и социальной сфере, важнейшими проявлениями которых выступают инновационный путь развития страны, гуманизация основных сфер жизни, изменение роли образования, науки и культуры в обществе. Современное библиотечное дело испытывает огромное влияние глобальных экономических и социально-культурных преобразований. Библиотека с древности осуществляла функции социальной памяти человечества, собирая, аккумулируя, сохраняя и предоставляя необходимую информацию и документы, содержащие ее. Со временем библиотека как социокультурный институт стала традицией, которую общество сохраняло из века в век. Библиотека осуществляет коммуникацию, передачу культурных ценностей, печатной продукции от поколения к поколению. Новые информационные технологии позволяют библиотеке более полно реализовать функцию социальной памяти.

Муниципальные библиотечные системы: создают конкретные рабочие места; обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

Библиотеки социально выгодны, так как они собирают и показывают основные ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.

Объектом исследования являются муниципальные библиотеки города и села.

Предметом исследования является характеристика муниципальных библиотек.

Цель исследования: исследование технологических особенностей и задач муниципальных библиотек города и села.

Для достижения поставленной цели в работе следует решить следующие задачи:

– дать понятие «муниципальная библиотека»;

– дать классификацию муниципальных библиотек;

– привести исследование деятельности муниципальных библиотек Челябинской области;

– выделить основные проблемы и перспективы развития муниципальных библиотек.

Структурно работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические основы особенностей муниципальных библиотек

 

1.1. Понятие «муниципальная библиотека»

 

Основное понятие, которое является неотъемлемым элементом муниципально-правовой категорийной базы, а также базовым, ключевым для нашего исследования, – «муниципальная библиотека». Оно является, с одной стороны, объектом регионального управления и, с другой, одним из субъектов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «О библиотечном деле» муниципальная библиотека – это библиотека, учрежденная органом местного самоуправления. Если добавить в определение основные задачи, которые декларированы тем же законом, то оно может звучать так: муниципальные библиотеки – это библиотеки, учрежденные и в основном финансируемые органами местного самоуправления, призванные обеспечивать свободный доступ к информации по месту жительства [1].

Именно Федеральный закон «О библиотечном деле» ввел в юридический оборот, узаконил термин “муниципальная библиотека”, придав ему, таким образом, официальный статус и положив начало ее жизнедеятельности в новом качестве. Федеральный закон «О библиотечном деле» определил основную миссию библиотек: гарантия прав человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, определив, таким образом, в качестве отправной точки, смысла деятельности библиотек читателя, пользователя, человека. Эта позиция особенно важна для муниципальных библиотек, которые, функционируя в конкретном муниципальном образовании, призваны служить местному сообществу.

Согласно Положению о муниципальной общедоступной (публичной) библиотеке, централизованной библиотечной системе (городской, районной, сельской), разработанному Министерством культуры РФ на основании ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и предложенного для обсуждения библиотечной общественности, “муниципальные библиотеки” – библиотеки, учреждаемые и финансируемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами для предоставления населению библиотечных услуг. Муниципальные библиотеки являются информационными, культурными, образовательными учреждениями, располагающими организованным фондом тиражированных документов и предоставляющими их во временное пользование физическим лицам, независимо от пола, возраста, национальности, политических убеждений и отношения к религии, а также юридическим лицам, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В Положении также говорится, что муниципальные библиотеки являются центрами системы информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления по вопросам местного самоуправления, жизнедеятельности муниципального образования.

Сеть муниципальных библиотек сегодня – это бывшие государственные массовые библиотеки: городские и сельские. Они, как правило, объединены в централизованные библиотечные системы. В соответствии с «Основными положениями организации сети муниципальных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации» [22] это добровольное объединение муниципальных библиотек в структурно-целостное учреждение, функционирующее на основе общего фонда, штата сотрудников, организационного, управленческого и технологического единства» [22, с. 2].

В отношении библиотек в ведении органов местного самоуправления, наделенных в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, находятся: утверждение бюджета библиотеки, отчет об его исполнении, утверждение программ развития библиотечного дела на местах и т. п. Для муниципальных библиотек это означает:

– определение доли в местном бюджете на финансирование библиотечной деятельности;

– финансирование различных библиотечных программ, размещение муниципального заказа на библиотечное обслуживание местных жителей;

– назначение целевого (библиотечный или под конкретную программу) местного налога;

– сокращение или отмена местного налога на те организации и учреждения, которые оказывают финансовую поддержку библиотекам;

– развитие библиотек и библиотечных сетей (реорганизация, перепрофилирование, расширение, модернизация, автоматизация) в зависимости от потребностей местного сообщества;

– включение вопросов развития библиотечного дела в программы развития территории в целом, таким образом стимулируя решения проблем библиотечного обслуживания населения.

Важная роль в осуществлении полномочий муниципального образования принадлежит главе муниципального образования, возглавляющей деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава администрации непосредственно или через образуемые им органы местного самоуправления осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции. В отношении управления и развития муниципальных библиотек такими функциями, по опыту ряда библиотек Уральского региона и других областей, становятся:

– координация управленческих решений для всех библиотек, расположенных на территории;

– осуществление муниципальной библиотечной политики с учетом интересов местного сообщества;

– реализация местных библиотечных программ;

– открытие новых библиотек, модернизация старых;

– увеличение финансирования библиотек, улучшение их материально­технической базы;

– включение в проектирование новых жилых зон строительство библиотек и т. д.

Процесс регионального управления библиотечным делом невозможен без учета и опоры на интересы и потребности местного сообщества [9].

 

1.2. Виды и их задачи муниципальных библиотек

 

Общедоступная (публичная) муниципальная библиотека – общее определение для всех видов библиотек, расположенных на территории муниципального образования (городской округ, городское поселение, сельский районный центр, сельское поселение, сельский населенный пункт) и являющихся собственностью данного муниципального образования. Библиотеки принадлежат местному сообществу, обслуживают местное сообщество, финансируются из местного бюджета [13].

В систему муниципальных библиотек входят следующие основные виды библиотек:

– Библиотека сельского поселения;

– Библиотека городского поселения;

– Библиотека сельского населенного пункта;

– Детская библиотека сельского поселения;

– Детская библиотека городского поселения;

– Центральная районная библиотека;

– Межпоселенческая библиотека;

– Детская районная библиотека;

– Библиотека городского округа;

– Детская библиотека городского округа;

– Центральная городская библиотека;

– Библиотека административного района города.

По решению администраций муниципальных образований библиотеки сельских и городских поселений могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или становятся подразделениями межпоселенческой библиотеки, центральной районной или центральной городской библиотеки, в том числе, в рамках централизованной библиотечной системы (ЦБС).

Библиотеки городского округа, а также библиотеки административных районов города, по решению администраций муниципальных образований, могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или являться подразделениями центральной городской библиотеки (или централизованной библиотечной системы города, административного района города).

В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» № 78-ФЗ с изменениями на 3 июня 2009 г. (Статья 20. Центральные библиотеки) органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки; органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки; органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 119-ФЗ).

Центральная библиотека развивается как интеллектуальный центр, формирует своими средствами информационное и культурное пространство муниципального образования (района, города).

Для создания качественной библиотечной услуги, а также с учетом экономии финансовых средств функции центральной библиотеки должны предусматривать создание специализированного продукта, необходимого для работы всех библиотек поселений, входящих в состав муниципального образования (района, города), прежде всего, комплектование и обработку библиотечных фондов, обслуживание межбиблиотечного абонемента, формирование и предоставление пользователям универсального собрания документов, создание электронного каталога и автоматизированных баз данных, электронной библиотеки, оказание методической помощи [10].

Социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. № 923-р, закрепляют за каждой из центральных библиотек региона выполнение функций исследовательского, информационного, консультативного центра по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации. Эти функциональные направления в полной мере характерны также и для наиболее крупных муниципальных библиотек.

Функции центральной библиотеки могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

Межпоселенческая библиотека учреждается органом местного самоуправления муниципального района для обеспечения библиотечным обслуживанием населения нескольких поселений (и межселенных территорий), входящих в состав муниципального района.

По решению администрации муниципального района межпоселенческая библиотека может быть создана вновь как самостоятельное учреждение или становится правопреемницей существующей центральной районной библиотеки (центральной городской библиотеки). Межпоселенческая библиотека является ведущей универсальной библиотекой, центральным книгохранилищем и организационно-методическим центром муниципального района, развивается как интеллектуальный центр, формируя своими средствами информационное и культурное пространство муниципального района.

В соответствии с соглашениями между органами местного самоуправления муниципальных образований, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, как межпоселенческая библиотека, так и центральная библиотека осуществляют:

– предоставление библиотечных, справочно-библиографических и информационных услуг в режиме локального и удаленного доступа жителей своего района библиотечного обслуживания (административного центра) и жителей всего муниципального района (городского округа);

– организацию внестационарного обслуживания жителей муниципального района (городского округа);

– виртуальное обслуживание пользователей (он-лайновые услуги: бронирование, заказ изданий, виртуальные справки и выставки, дистанционные курсы обучения);

– обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА), через электронную доставку документов (ЭДД);

– комплекс работ по комплектованию собственного наиболее полного универсального фонда, в том числе на основе обязательного экземпляра муниципального образования, а также централизованное комплектование библиотечных фондов библиотек поселений (библиотек городского округа), включая: изучение читательского спроса, формирование сводного заказа на литературу и закупку изданий на различных носителях, их систематизацию и каталогизацию, индивидуальный и суммарный учет, техническую обработку и распределение по библиотекам, ведение финансового учета, отчетности и документации;

– создание и ведение сводного каталога (электронного каталога), автоматизированных баз данных, других поисковых систем;

– координацию совместного использования ресурсов библиотек поселений в пределах муниципального района (городского округа);

– обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА), через электронную доставку документов (ЭДД), организацию внестационарного обслуживания населения муниципального района (городского округа);

– ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности, в том числе о деятельности библиотек поселений;

– методическое обеспечение деятельности библиотек поселений, повышение квалификации библиотечных работников [3].

Детская районная (городская) библиотека по решению органа местного самоуправления может быть учреждена как специальная центральная библиотека по обслуживанию особых групп пользователей детского и юношеского возраста. Такая библиотека обслуживает детей и подростков своего района библиотечного обслуживания (административного центра), а также всего муниципального района (городского округа) и выполняет функцию организационно-методического центра по библиотечной работе с детьми на всей территории муниципального района (городского округа).

Другие детские библиотеки, имеющиеся на территории муниципального образования, могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или становятся подразделениями центральной библиотеки для детей (в том числе, в рамках централизованной библиотечной системы). В зависимости от региональных особенностей библиотеки, обслуживающие взрослое население, могут иметь специальные отделения (отделы) для читателей-детей.

В России, подобно другим странам мира, на муниципальном уровне отсутствуют специальные библиотеки для юношества (молодежи). Как правило, эта возрастная категория обслуживается в библиотеках, многие из которых обладают для этого ресурсами и специальными методиками.

На муниципальном уровне, как правило, отсутствуют также и специальные библиотеки для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению. Обслуживание этих групп граждан в библиотеках существенно ограничивается, прежде всего, материально-техническими условиями и возможностями этих библиотек, что нередко является причиной информационной и культурной изоляции инвалидов [8].

В то же время социальные нормативы организации работы, в частности с инвалидами по зрению, требуют не только создания условий для их обслуживания в библиотеках, наряду с другими категориями пользователей, но и предполагают расширение зоны их деятельности, так как библиотеки для слепых субъектов Российской Федерации стараются открывать филиалы в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, а также при территориальных организациях Всероссийского общества слепых, лечебных, реабилитационных учреждениях.

На муниципальном уровне общим требованием к организации библиотечной системы является обязательное обеспечение возможностей получения жителями библиотечно-информационных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с числом жителей менее 500, а также в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, где нет стационарных библиотек, или расстояние до ближайшей стационарной библиотеки более 3 км (более 0,5 часа пути).

В этих целях внестационарное обслуживание является неотъемлемым элементом системы библиотечно-информационного обслуживания населения муниципальных образований, наряду со стационарными библиотеками. В ряде случаев внестационарное обслуживание может быть предложена как альтернатива стационарному библиотечному обслуживанию. Например, в Псковской области, для которой характерна хуторская система расселения и большая удаленность населенных пунктов от стационарных библиотек (10-15 км), только внестационарными формами могут быть обслужены не менее 10% жителей области.

Внестационарное обслуживание может осуществлять библиотека сельского, городского поселения, межпоселенческая или центральная библиотека посредством организации библиотечных пунктов, выездных читальных залов, передвижных библиотек (библиобус или транспорт другой организации, в том числе сельской администрации) и других форм.

Такая библиотечная услуга широко используется библиотеками для обслуживания малоподвижных категорий (инвалиды, люди преклонного возраста, пациенты больниц и др.), а также может предлагаться отдельным категориям пользователей как дополнительная сервисная услуга (доставка литературы к месту работы, отдыха и т.п.) [7].

Внестационарная форма библиотечно-информационного обслуживания с учетом специфики территории может становиться одним из важнейших направлений библиотечной политики, осуществляемой и контролируемой на уровне государственных органов управления субъекта РФ. Например, в Пермской области Председателем Департамента культуры и искусства утверждено Положение о внестационарном библиотечном обслуживании населения, которое имеет обязательное действие на всей территории области.

 

1.3. Новые модели муниципальных библиотек

 

В настоящее время организация библиотек и библиотечного обслуживания испытывает воздействие факторов, каждый из которых становится важнейшей предпосылкой формирования новых моделей муниципальных библиотек, как в условиях сельской местности, так и в городах.

Первый фактор заключается в том, что библиотечная сфера, в том числе и муниципальные библиотеки России, вступила в новый исторический этап своего развития. Информатизация вносит существенные изменения в технологии библиотечного производства на основе компьютеризации, использования информационно-коммуникационных средств.

Второй по значимости фактор для муниципальных библиотек – это административные реформы, становление местного самоуправления, сопровождаемое упорядочением границ территорий муниципальных образований и разделением муниципальной собственности, а также социально-экономические преобразования в системе учреждений бюджетной сферы, включая муниципальные библиотеки, в том числе посредством оптимизации и реструктуризации их сети.

Оба фактора способствуют изменениям не только формы предоставления информации и доступа к ней, но также трансформации организационной структуры и многих традиционных способов работы библиотек, возникновению новых форм библиотечного обслуживания и новых требований к выполняемым библиотеками функциям.

За следующие два-три десятилетия образ муниципальной библиотеки должен существенно измениться в результате эволюции социальных функций, замены технологического оборудования, носителей информации, а также изменяющихся потребностей в библиотечно-информационных услугах. Применение новых технологий потребует пересмотра основных представлений о библиотеке как социокультурной системе, механизмах ее функционирования в новом качестве.

Под влиянием новых тенденций сами понятия «библиотека» и «библиотечное обслуживание» уже сейчас наполняются новым содержанием и приобретают обновление.

Ниже приводятся отдельные модификации муниципальных библиотек и структурных организаций с участием муниципальных библиотек в условиях сельских районов и городских округов [6].

Модельная сельская библиотека формируется на базе библиотеки сельского поселения как общедоступное многофункциональное учреждение, соответствующие современным требованиям. Библиотека располагает необходимыми ресурсами для осуществления информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности.

Создание одной такой библиотеки включает поставку информационно-справочных и программно-технических комплексов «Модельная сельская библиотека» в сельскую местность, а также обучение сельских библиотекарей.

Модельная библиотека может быть самостоятельной, иметь статус юридического лица или входить в качестве филиала в состав библиотечной системы.

Проект по созданию модельных сельских библиотек, реализуемый в российских регионах с 2006 г. в рамках ФЦП «Культура России» (поддержка средств федерального бюджета в среднем составляет - 500 тыс. руб.), направлен на сохранение и развитие культуры на селе, преодоление различий культурного статуса города и деревни и формирование культурного потенциала страны в целом.

Одной из важнейших целей проекта является привлечение внимания к социальным проблемам провинции со стороны различных структур общества.

Положения о таких библиотеках, принятых в регионах, определяют основные принципы, условия их организации и требования к услугам для населения. Так, например, для модельных сельских библиотек на территории Свердловской области определены следующие условия организации модельной библиотеки: количество жителей в селе не менее 1000 человек; наличие сельскохозяйственного, перерабатывающего производства, дорог с твердым покрытием; развернутая социальная инфраструктура (средняя школа, детский сад, почта, фельдшерский пункт и т.д.). Библиотека, претендующая на участие в проекте «Модельная библиотека» должна иметь удобное, отапливаемое помещение не менее 70 – 100 кв.м, книжный фонд 6-10 тысяч экземпляров, отдельный телефон.

Финансирование модельных библиотек осуществляется на долевых началах в рамках ФЦП «Культура России». Обязательным условием является поддержка муниципальных, поселенческих властных структур. Муниципальные власти вкладывают средства в обновление, ремонт здания, обеспечение условий безопасности и сохранности фондов и оборудования (решетки, сторожа и пр.); в формирование и дальнейшее развитие информационных ресурсов (телефонизацию, подключение библиотеки к Интернет, создание сетей, оплата услуг сетевого сопровождения, связи); комплектование фондов библиотеки на всех видах носителей (книги и периодика, лицензионные видеокассеты и компакт-диски с образовательными программами, электронными энциклопедиями и т.п.); приобретение лицензионного программного обеспечения; приобретение видео-аудио аппаратуры, множительной техники; организацию библиотечного пространства, создание комфортной среды для сотрудников и пользователей: (приобретение мебели и оборудования, материалов, предметов дизайна и т.д.).

Выделяются также средства на обучение кадров работе с ПК, методике выполнения «виртуальной справки», формированию и распространению информационных ресурсов и др.

Общедоступный информационно-образовательный медиацентр для детей и юношества создан в рамках проекта Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, в том числе на базе детских библиотек муниципальных образований в Ставропольском крае (Изобильненский район, г. Невинномысск) и в Ивановской области (Комсомольский район, г. Шуя).

В каждом из таких медиацентров формируются технические и ресурсные комплексы «Образование», «Информация», «Творчество», осуществляющие поддержку учебного процесса в школах, средних и высших учебных заведениях, обучение этих возрастных категорий навыкам работы с информацией, а также формирующие навыки чтения, культуру восприятия художественных текстов.

Комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) обеспечивает организацию библиотечного обслуживания жителей, проживающих в малонаселенных и труднодоступных сельских населенных пунктах, удаленных от культурных и экономических центров и, как правило, не имеющих библиотек. Появляется гораздо больше возможностей предоставлять библиотечные услуги не только в самих библиотеках, но и там, где это удобно пользователям.

Такой мобильный библиотечный комплекс обладает всеми качествами стационарной библиотеки. Фонд его включает 1000 разнообразных по тематике книг и 200 мультимедийных изданий на различных носителях (CD, DVD). Необходимые новейшие технические средства и ресурсы позволяют комплексу выполнять функции современной библиотеки и мультимедийного центра с учетом потребностей жителей данной местности. Читатели могут также пользоваться услугами абонемента и заказывать книги из центральных библиотек. Для облегчения доступа людей с ограниченными возможностями КИБО оснащен специальным подъемным устройством, а для маленьких читателей в автобусе есть детский уголок с разнообразными развивающими книгами, играми, наборами для рисования, игрушками.

Мобильная библиотека оборудована двумя компьютерами и многофункциональным устройством (сканер, принтер, копир) для свободного пользования посетителями библиотеки. Выход в Интернет осуществляется посредством мобильной спутниковой интернет-платформы с двухсторонней связью, смонтированной на крыше, которая может быть использована как точка беспроводного доступа WiFi. Спутниковая платформа обеспечивает возможность выхода в Интернет из любой точки России. Автоматизированный антенный пост не требует дополнительных знаний и навыков от оператора и позволяет в кратчайший срок (5-15 мин.) развернуть оборудование и обеспечить выход в сеть Интернет в любых условиях.

В ряде регионов России, где уже функционируют экспериментальные мобильные библиотеки, библиотечное обслуживание населения осуществляется на более высоком уровне, заменяя малоэффективные и морально устаревшие формы стационарного обслуживания в библиотеках и, в то же время значительно повышая качество традиционного внестационарного обслуживания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...