Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Жертвоприношения




Жертвоприношение, которое являлось важнейшим религиозным действием, было тщательно определено во всех подробностях. Ни одна из этих бесчисленных подробностей не может быть названа второстепенной, малозначащей. Ритуал ни в чем не мог предоставить свободу действий тому, кто совершает жертвоприношение, так как в римском богослужении существенное значение каждого богослужебного действия заключалось именно в форме. В жертвоприношении все было освящено обычаем, а ломать старые обычаи строго запрещалось. Человек, который с глубочайшим религиозным чувством принес бы в жертву Юпитеру быка, а не вола, как это требуется по ритуалу, подвергся бы за это наказанию, как за грех.

Прежде всего предстояло выбрать жертву. У каждого бога были иа этот счет свои особые вкусы. Церере приносили кабана — врага жатвы, Либеру — козла, который разоряет виноградники. Высшие боги требовали белых жертв, низшим закалывались жертвы темных мастей, Вулкану и Робигону * — с рыжей шерстью. За некоторыми

__________

* Мужское божество, покровитель урожая.

исключениями пол жертвы должен был соответствовать полу божества. Прозерпина требовала коровы бесплодной, как и она сама, плодородная Земля — наоборот, такой коровы, которая в себе несла доказательства своей плодовитости, Юноне — богине материнства и семьи — приносили, кроме коров, еще и овец, имевших двух ягнят-близнецов, которые и сопровождали свою мать к алтарю. Минерва предпочитала телок, принимала также коров, но не терпела козлят, потому что они объедают оливковые деревья.

При умилостивительных жертвах приносился обыкновенно кабан или свинья. Если испрашивалась какая-нибудь милость, то старались выбрать такую жертву, которая так или иначе могла бы служить символом просимого. Так, когда желали, чтобы поскорее прошла болезнь или окончилось начатое дело, то жертву выбирали настолько престарелую, что можно было быть уверенным в скорой кончине ее. Новорожденные животные считались нечистыми; они становились чистыми, т. е. годными для жертвоприношения, лишь по достижении известного возраста: быки и другие животные того же вида — через 30 дней, бараны — через 8, поросята — на пятый или же на десятый день.

Могло случиться, что под руками не оказывалось животного, соединяющего в себе все необходимые условия. В таких случаях понтифики могли допустить исключение из правила. Белые быки становились редкими, ввиду чего Jupiter Latiaris стал принимать рыжих быков, а Юпитер Капитолийский простер свою снисходительность до того, что ему можно было предложить, вместо белых, быков, набеленных мелом. Первоначально богам приносились в жертву люди, потом их заменили другие живые существа. Богиня Mania [1], привыкшая сначала получать людей, впоследствии стала довольствоваться фигурками из теста и даже шерстяными куклами. Dis Pater и Сатурн также принимали кукол. Кровожадность манов научились обманывать, набрасывая на трупы покрывало цвета крови. Правда, со времени похорон Д. Брута Перы (в 264 г. до Р. X. ) вошло в обыкновение приносить им человеческие жертвы в виде боя гладиаторов. Весьма вероятно, что бедные люди, вместо настоящих животных, часто приносили богам жертвы из теста.

Каждое жертвенное животное подвергалось предварительно тщательному исследованию (probatio), чтобы удостовериться, что оно обладает всеми качествами, которые требуются богом. Теленок, у которого хвост не достигал коленного сгиба, баран с заостренным хвостом, или с черным хвостом, или с разрезанным ухом — отвергались, как негодные. Впрочем, безукоризненные животные непре-

__________

[1] Mania — страшная богиня подземного царства, прародительница манов или ларов. — Ред.

менно требовались лишь тогда, когда по закону полагалось принести избранную жертву.

Поведение жертвы также имело значение. Если она спокойно ждала смертельного удара, ее принимали; если ее, напротив, приходилось тащить силой к алтарю, на это смотрели, как на отказ божества от жертвы; если же она вырывалась, то нужно было ее немедленно убрать.

Способ заклания жертвы также был точно определен. Некоторые из них убивались ударом топора или колотушкой, других зарезывали ножом. Удар направлялся иногда в верхнюю часть тела, иногда в нижнюю. Вслед затем удостоверялись, угодно ли жертвоприношение божеству, и достигло ли оно, таким образом, своей цели (litarе). Этот вопрос решался исследованием внутренностей. Если результаты исследования оказывались благоприятными, то части, которые должны быть уничтожены в честь богов, отрезались, варились и затем клались на алтарь. В принципе вся жертва целиком принадлежала богу, но римляне не злоупотребляли всесожжением. Обыкновенно для богов предназначались внутренности (exta), т. е. печень, кишки, легкие и сердце; остальное, смотря по обстоятельствам, или распределяли между присутствующими, или продавали в пользу храма, или оставляли жрецам. В некоторых случаях закон требовал, чтобы к внутренностям прибавлялась та или другая часть жертвенного животного. В противоположность этому бывали, кажется, случаи, когда молящиеся сами съедали всю жертву.

В ритуале жертвоприношений видную роль играли пирожки (liba). Приготовление этих liba производилось с соблюдением самых строгих и подробных правил. Вот, напр., как приготовлялась molа salsa, сделанная из муки и соли. Колосья, из зерен которых получалась

мука для этого пирога, собирались от майских нон до кануна майских ид тремя старшими по возрасту весталками, которые поочередно занимались этой благочестивой работой. Затем все весталки высушивали эти колосья, извлекали из них зерна, поджаривали последние и превращали в муку. Три раза в год, — за 18 дней до февральских календ, за 3 дней до июньских ид и за 3 дня до сентябрьских нон, — приготовляли драгоценный пирог, предназначавшийся для общественных жертвоприношений. Они смешивали муку с солью, приготовление которой было не менее сложно, так как ее нужно было столочь в ступке, высыпать в глиняный, обмазанный гипсом сосуд, поставить в жарко натопленную печь, разрезать расплавившуюся массу железной пилой и смачивать ее до самого дня употребления текучей водой или, по крайней мере, такой водой, которая не бывала в трубах.

Закон, приписываемый Нуме, постановлял, чтобы при возлияниях употреблялось вино от неподрезанной виноградной лозы. Вино же от подрезанной лозы если и допускалось, то должно было быть непременно натуральным, т. е. хорошо выбродившим, не переваренным, неиспорченным ударом молнии, несмешанным с водой. При этом нужно было еще удостовериться, не случалось ли кому-нибудь повеситься в том винограднике, откуда брали виноград, не попирала ли его раненая нога и проч. и проч. Иногда принесение в жертву вина не допускалось: нимфы, например, царившие в водах, не принимали его, также как и божества, которые покровительствуют вскармливанию грудью. Если жертва приносилась высшим богам, то чашу опрокидывали, чтоб вино вылилось сразу; низшим богам вино возливалось капля за каплей.

Вода должна быть ключевой. Часто даже, согласно ритуалу, ее нужно было брать из определенного источника. Так, например, для богослужения Весте вода бралась в Риме из ручья нимфы Эгерии, в Лавинии — из Нумиция [1]; для общественных жертвоприношений — из источника Ютурны на Марсовом поле. Водопроводная вода никогда не допускалась при совершении некоторых богослужебных действий. Очистительная сила воды увеличивалась прибавлением к ней соли и даже соединением воды с огнем: в воду погружали горящие факелы, и таким образом получалась люстральная вода.

Форма, название и употребление орудий для жертвоприношений (ножей, топоров, сосудов) точно определялись религиозными правилами. Так как первоначально священные сосуды были из глины, то в храме Весты только такие сосуды и употреблялись. Там, где

__________

[1] Lauinium — один из древнейших городов Лациума, по преданию, основанный Энеем; Numicius — речка, на которой находились роща и храм, посвященный Энею.

допускались к употреблению бронзовые, серебряные и золотые сосуды, тщательно сохранялись их традиционная форма и название.

С особенным вниманием относились к словам молитв, которые произносили во время жертвоприношений. Буквальная точность была необходимым условием, без соблюдения которого молитва становилась недействительной. Поэтому благоразумие внушало верующим обращаться к содействию сведущих и опытных в этом деле понтификов. Когда приносились жертвы или давались обеты от имени римского народа магистратами, то этими последними руководил великий понтифик или специально предназначенный для этого писец, который читал формулу, а тот, кто совершал жертвоприношение, повторял за ним. Когда дело шло о посвящении, то забота о точности произнесения формулы доходила до того, что не допускалось даже малейшее заикание или остановка.

(Bouche-Leclercq. Les Pontifecs de I'ancienne Rome, p. 61—68 et 93—110, chez Vieweg)

10. Празднование юбилейных игр при Августе [1]

В 17 году до Р. X. в Риме праздновались юбилейные игры. Открытая в 1890 году надпись знакомит нас с подробностями церемоний, сопровождавших эти празднества. Вот как Буассье излагает содержание этой надписи, истолкованной Моммзеном.

Август хотел, чтобы праздник вышел блестящим. По его приказанию, по всем городам империи глашатаи приглашали народ на игры, «каких никто не видал и никогда больше не увидит». Затем он потребовал от квиндецемвиров [2], председателем которых он состоял, осведомить граждан о предстоящих торжествах для того, чтобы все происходило правильно и в порядке, в особенности же для того, чтобы собралось побольше народу. Квиндецемвиры поспешили исполнить приказание и издали несколько указов, чтобы все знали, что будет.

26, 27 и 28 мая гражданам раздали факелы, серу и горную смолу; они унесли эти предметы к себе, чтобы огнем и дымом очистить самих себя, своих жен, детей и дома. 29, 30 и 31 мая они приносили самим квиндецемвирам первинки земных плодов: ржи, пшеницы, ячменя, бобов.

__________

[1] Юбилейные игры (ludi saeculares) устраивались каждые сто лет в честь главнейших римских богов для того, чтобы обеспечить силу и могущество Рима (см. ниже в этой статье молитву матрон). Учреждение этих игр предание приписывает первому римскому консулу Л. Валерию Попликоле. — Ред.

[2] Quindecemuiri sacrorum или sacris faciundis — коллегия из 15-ти жрецов, в обязанности которых лежало хранение Сивиллиных книг и гадание по ним. — Ред.

Празднество началось в ночь с 31 мая на 1 июня и продолжалось кряду три дня и три ночи. Во время ночных церемоний тщательно соблюдались древние предания. Они происходили близ алтаря Dis Pater против Яникульского холма. В первую ночь молились Паркам или Мойрам: Август и Агриппа принесли каждой из них трех овец и трех коз. Вторая ночь была посвящена подземным божествам Ilithyies, которые покровительствовали рождению, потому что все ведь рождается из земли. Так как они не любили кровавых жертв, то им предложены были разные пироги и печения: libа, рорапа, phtois [1]. В третью ночь чествовалась Мать-Земля, в жертву которой была принесена супоросая свинья.

После жертвоприношений устроены были для граждан развлечения иного рода. На Марсовом поле вдоль Тибра возвышалась деревянная сцена. Она имела ту особенность, что перед ней расстилалось громадное пустое пространство и не было ни орхестры, ни рядов скамеек: толпа смотрела стоя. Представления продолжались без перерыва в течение двух дней. Трагедии, комедии, мимы следовали одна за другой перед постоянно обновлявшейся толпой зрителей. Весьма вероятно, что для этого были собраны все труппы актеров, бывшие в Риме и бродившие по Италии.

Дневные празднества были радостные и веселые, что составляло резкую противоположность с мрачным и печальным характером ночных торжеств. Первый день был посвящен божеству Капитолия — Jupiter Optimus Maximus; Август и Агриппа принесли ему в жертву белого вола. На другой день наступила очередь царицы Юноны — в честь ее заклали корову. На третий день торжество было перенесено на Палатин в храм Аполлона, только что построенный Августом и бывший как бы домашним храмом императорского дворца. Здесь закончился праздник принесением в жертву священных пирогов.

В течение первых двух дней происходили и другие церемонии. 110 замужних матрон не моложе 25 лет устроили в честь Юноны и Дианы sellisternium [2], т. е. торжественное пиршество. За столом, уставленным кушаньем, как будто бы сидели на стульях божества, и им прислуживали со всеми знаками уважения. На третий день 27 юношей и 27 девушек из аристократических семейств, имевших в живых и отцов и матерей, пели гимн, специально сочиненный для этого случая Горацием — Carmen saeculare. Во время всех этих це-
__________

[1] Вот рецепт приготовления этого пирога: «Нужно взять отжатого сыру и истолочь его, затем положить его в металлическое решето, прибавить меду и петрушки и месить до тех пор, пока он не будет иметь вид теста».

[2] Sellisternium, так же как и lectisternium, называлось торжественное угощение богов; при этом первое название (sellisternium), обозначало, по-видимому, такое угощение, которое устраивалось женщинами специально для женских божеств. — Ред.

ремоний возносились молитвы богам. Молитва 110 матрон, обращенная к Юноне, может дать нам понятие обо всех остальных: «Царица Юнона, ты знаешь, что полезнее всего для римского народа квиритов. Мы, матери семейств и жены, припадая к твоим ногам, просим и умоляем сделать так, чтобы власть и могущество римского народа квиритов увеличивались. Помогать всегда славе латинского имени, даровать римскому народу квиритов спасение, победу и здоровье; покровительствовать римскому народу квиритов и легионам римского народа квиритов, оберегать от всякой опасности государство римского народа квиритов, быть милостивой покровительницей римского народа квиритов, квиндецемвиров, нас, наших домов и наших семей, — вот о чем мы, 110 матерей семейств и жен, выбранных от римского народа квиритов, умоляем тебя на коленях».

За официальными церемониями, после перерыва в один день, следовали различные игры, которые были устроены не от государства, а лично от магистратов, за их собственный счет. Они продолжались семь дней и происходили частью на деревянной сцене Марсова поля, о которой мы говорили выше, частью в театре Помпея, а также в театре Марцелла, который в то время еще не был вполне окончен. В заключение были устроены бега колесниц и травля зверей.

(Boissier, Revue des Deux Mondes, 15 Mars, 1892).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...