Виды цен и их классификация. Состав и структура цен.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Дисциплина «Ценообразование», 2012-2013 уч.г. Тема 2. Система цен в рыночной экономике Понятие системы цен Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. Характеристика и виды цен в зависимости от степени и Способа регулирования со стороны государства Виды цен в зависимости от территории действия Цены статистики Особенности формирования импортно-экспортных цен Понятие системы цен В современном хозяйстве цены опосредуют все стадии воспроизводства, представляя, таким образом, единую систему цен. Система цен этоединая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Общая система цен в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка состоит из отдельных блоков цен, находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несут строго определенную экономическую нагрузку. В современной ценовой среде действуют разные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков. Мировые цены– цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка. Цены международных региональных рынков– цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки.
Национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйств и полно отражающие конъюнкту товаров и услуг на внутреннем рынке страны. Цены в международном совместном бизнесе– цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, совместного бизнеса. Внешнеторговые цены– цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции. По мере углубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования, уровней, структуры рассмотренных выше видов цен. Система цен характеризуется такими показателями, как уровень, структура, динамика. Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в деньгах. Структура цен – это соотношение отдельных элементов (себестоимости, прибыли, налогов, надбавок) в цене, то есть их доля в ее общей величине, взятой за 100 процентов. Динамика цен представляет собой направления изменения уровней цен (повышение, понижение, темпы изменения). Цены классифицируются по различным признакам и в зависимости от того, какой принцип классификации взят за основу, подразделяются на виды и разновидности. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака выделяют следующие основные виды цен: · оптовые цены на продукцию промышленности; · цены на строительную продукцию; · закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию: · тарифы грузового и пассажирского транспорта; · розничные цены; · тарифы на коммунальные и бытовые услуги;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены). Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям. Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида: · оптовая цена предприятия (отпускная цена); · оптовая цена промышленности. Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Для расчета цены (Ц) используется следующая формула: Ц = С х (1 – R). (2.1) где С – полные издержки (себестоимость) единицы продукции в рублях; R – наценка в долях единицы (коэффициент рентабельности) затрат. Коэффициент рентабельности затрат рассчитывается на выпуск всей продукции предприятия по формуле: R = П/С, (2.2) где П – прибыль предприятия на выпуск продукции за период (например, год); С - полная себестоимость всей продукции предприятия за тот же период. К примеру, если затраты на производство и реализацию единицы конкретного товара (себестоимость) составляют 100 руб., рентабельность 50%, соответственно прибыль — 50 руб., то оптовая цена изготовителя будет равна 150 руб. Прибыль является важнейшим элементом цены. Получение прибыли – главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.
В условиях рынка, в отличие от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством. Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль. На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС. К примеру, известно, что на единицу конкретного товара оптовая цена изготовителя равна 150 руб., акциз установлен в размере 20 руб., а ставка НДС — 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена изготовителя будет рассчитываться по следующей схеме: - к оптовой цене изготовителя добавляется акциз (150 руб. + 20 руб. = 170 руб.). - рассчитывается величина НДС (170 руб. ∙ 18 / 100 = 30,6 руб.) - к полученной оптовой цене изготовителя с учетом акциза добавляется величина НДС (170 руб. + 30,6 руб. = 200,6 руб.) Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.
Пример определения цены промышленности. Оптовая (отпускная) цена изготовителя единицы продукции составляет 200.6 руб. Затраты посредника — 30 руб., прибыль — 15 руб., НДС — 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена закупки будет рассчитываться следующим образом. Определяется цена за посреднические услуги без НДС (30 руб. + 15 руб. = 45 руб.). Рассчитывается величина НДС, которую должен уплатить посредник (45 руб. ∙ 18 / 100 = 8,1 руб.). Определяется снабженческо-сбытовая надбавка (45 руб. + 8,1 руб. = 53,1 руб.). Определяется цена промышленности (200,6 руб. + 53,1 руб. = 253,7 руб.). Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей). Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения: · предприятие – оптовая торговля; · оптовая торговля – розничная торговля; · розничная торговля – потребители. Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен: · оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя; · оптовая цена промышленности; · розничная цена (о ней речь пойдет дальше). Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: 1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта; 2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.); 3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. По своему составу закупочная цена состоит из: себестоимости, прибыли, необходимой для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений и НДС. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС). Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:
Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий. Необходимо подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара. Следует отметить, что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, как правило, составляет 18%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров 10%, это основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие. Доля косвенных налогов в цене достигает от 90% по алкогольной продукции. НДС и акцизы наряду с налогом на прибыль и таможенной пошлиной являются основными доходными статьями бюджетов. Пример расчета розничной цены товара. Цена закупки равна 200,6 руб. Затраты организации розничной торговли составляют 30 руб., прибыль — 20 руб. НДС — 18%. Тогда розничную цену можно определить следующим образом. Определяется цена за услуги розничной торговли без НДС (30 руб. + 20 руб. = 50 руб.). Рассчитывается величина НДС, которую должна уплатить организация розничной торговли (50 руб. ∙ 18 / 100 = 9 руб.). Определяется розничная надбавка (50 руб. + 9 руб. = 59 руб.). Определяется розничная цена (200,6 руб. + 59 руб. = 259,6 руб.). Структурно-логическая схема цены
Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными их абсолютными значениями, например в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль – 20% и т.д. Разновидностью розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион. Цены на коммунальные и бытовые услуги – это плата за определенные услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС. В зависимости от территории действия, различают: · цены единые или поясные; · цены региональные и местные. Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие. Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами: 1) отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами; 2) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства. Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д. Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция. В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значение в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары. На них действуют два основных вида цен: 1) цена франко – станция отправления; 2) цена франко – станция назначения. Эти цены имеют отличия методов возмещения транспортных расходов, и каждая из них имеет много разновидностей. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ним. На импортируемые товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Затем на территории России импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи. Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения. Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах, и в тарифах на услуги, например, в гостиницах для иностранцев, при продаже потребительских товаров на иностранную валюту в специальных валютных магазинах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|