2. Политические правила римлян
2. Политические правила римлян Приказания да будут сообразны с законом, и граждане да повинуются им скромно и без отказа. Непокорного и вредного гражданина должностные лица пусть обуздывают штрафом, тюрьмой или розгами, если только тому не воспрепятствует равная или высшая власть или сам народ, к которым должно апеллировать. В военное время не должно быть апелляции на командующего, и то, что он постановил, должно получить силу закона... Военачальники, должностные лица, послы пусть отправляются из Рима по решению сената и по приказу народа, пусть справедливо ведут они правые войны, щадят союзников, сдерживают себя и своих, увеличивают славу своего народа и со славой возвращаются домой... Постановления сената пусть имеют силу закона, если только им не воспротивится равная или высшая власть. Эти постановления должны храниться записанными. Класс сенаторов да будет беспорочен и да служит образцом для других... А если нужно будет исполнить что-нибудь, выходящее за пределы компетенции должностных лиц, пусть народ выберет для этого особое лицо и облечет его полномочием действовать... В своих сношениях с народом или сенатом магистраты должны быть умеренны. * Сенатор, не пришедший на заседание, должен или представить уважительные причины неявки или быть присужденным к штрафу. Пусть сенатор говорит своевременно и умеренно и пусть соблюдает народные интересы. В народном собрании пусть не допускается насилие. Пусть равная или высшая власть пользуется преимуществом. Если какое-нибудь предложение вызовет смятение, виновным пусть считается автор этого предложения. Воспрепятствовавший дурному делу пусть считается добрым гражданином.
Магистраты пусть соблюдают ауспиции, пусть повинуются государственному авгуру, обнародованные ими предложения пусть представляются в эрарий [1] для всеобщего сведения, пусть одновременно не обсуждают больше одного дела, пусть разъясняют дело народу и пусть позволяют должностным и частным лицам обсуждать его. Пусть не издают специальных законов в угоду отдельным лицам. Пусть не произносят смертного приговора гражданину иначе, как в больших комициях (по центуриям)... Подарков пусть никто не принимает и не дает ни при искании должности, ни при отправлении ее, ни по отбытии ее срока. Уклонившийся от соблюдения этих правил пусть будет наказан как за преступление. (Цицерон, О законах, III, 3—4) * Под магистратами понимаются все римские должностные лица. [1] Aerarium — государственная сокровищница, казначейство, помещавшееся при храме Сатурна. Здесь же был архив, в котором хранились все акты и документы, относящиеся к финансовому управлению. — Ред 3. Советы относительно того, как домогаться консульства Два средства, необходимых для успеха, имеет в виду каждый кандидат: преданность друзей и расположение народа. Первое явля-
ется следствием благодеяний, одолжений, старинных связей, естественной услужливости и любезности. Но в данном случае слово «друг» должно быть понимаемо в более тесном смысле, чем обыкновенно. Тот, кто проявляет к тебе доброе расположение и уважение, кто часто посещает твой дом, должен считаться в числе твоих друзей. В особенности нужно стараться быть приятным и дорогим тем людям, которые связаны с нами более значительными узами, как-то: родство, свойство, политическая связь или какое-нибудь одолжение. Чем больше человек видится с тобой запросто и делается тебе близким в твоей внутренней жизни, тем более должен ты стараться, чтоб он тебя любил и желал твоего успеха. Внуши такие же чувства гражданам, принадлежащим к твоей трибе, * соседям, клиентам, вольноотпущенникам, даже рабам: наша репутация на форуме почти всецело зависит от отзывов прислуги. Одним словом, постарайся приобрести друзей во всех слоях общества: для блеска — среди особ славных своим именем или почетным положением: они делают честь кандидату даже в том случае, когда не стараются добыть ему побольше голосов; для защиты от несправедливостей — среди магистратов, в особенности таких, как консулы и народные трибуны; чтобы иметь успех в центуриях — среди людей, которые пользуются там влиянием.
Ничтожнейшие услуги иногда достаточны, чтобы заставить человека поддерживать того или другого кандидата; тем более люди, обязанные тебе своим спасением, должны чувствовать, что, если они окажутся неблагодарными в важном для тебя деле, то подвергнутся всеобщему осуждению. Тем не менее, нужно похлопотать и перед ними и дать им понять, что и ты в свою очередь будешь очень обязан. Те, кто ждет от тебя что-нибудь, будут самыми преданными и самыми деятельными. Пусть они видят, что ты всегда готов услужить им, всегда замечаешь их старанья, всегда видишь и верно оцениваешь услуги, которые они тебе оказывают. Что же касается тех, кто предан тебе из расчета, то, чтобы подстрекнуть их, не останавливайся перед благодарностями, а также разговорами, наиболее близко касающимися мотивов, из-за которых они относятся к тебе сочувственно; уверяй их также и в своем расположении, выражай надежду, что эта связь продолжится и перейдет в тесную дружбу. Среди всех этих людей тщательно старайся определить, кто что может сделать, чтобы знать, как добиться его благосклонности, на что ты можешь надеяться и чего требовать... Во всех других обстоятельствах было бы неприлично слишком щедро предлагать свою дружбу; но если сегодня ты не будешь щедрым на нее, не обнаружишь живой готовности и притом по отношению ко многим, то никто не отнесется к тебе как к серьезному кандидату. __________ * Курии — древнейшие племенные объединения Рима, трибы — территориальные округа; центурии — военно-политические объединения.
Обрати внимание прежде всего на тех, кто стоит ближе к тебе: на сенаторов, всадников, а также на людей деятельных и пользующихся доверием среди других сословий государства. В городских трибах можно найти много весьма полезных людей, ловких и влиятельных вольноотпущенников. Если кого-нибудь ты можешь привлечь на свою сторону, то старайся изо всех сил войти с ним в соглашение. Хлопочи перед такими людьми, заставляй их хлопотать, покажи им, что они могут оказать тебе значительную услугу. Вслед затем займись всем городом, всеми корпорациями, соседними деревнями и поселками. Если ты заинтересуешь в своем успехе выдающихся людей, то можешь, благодаря их влиянию, рассчитывать и на остальных граждан. Всегда держи в мысли и в памяти всю Италию с ее подразделениями, чтобы не осталось ни одной муниципии, колонии или префектуры—одним словом, ни одною уголка, где бы ты не обеспечил себе достаточной поддержки. Старайся даже найти уроженцев каждой из этих областей; знакомься с ними, старайся снискать и упрочить их благоволение, чтобы они собрали как можно больше голосов среди своих земляков и сделались, если можно так выразиться, кандидатами в твою пользу. Они пожелают иметь тебя другом, если только будут видеть, что ты ищешь их дружбы. Жители муниципий и поселяне считают себя нашими друзьями, раз они известны нам по имени; если только они думают, что могут иметь в нас поддержку, то не упустят случая заслужить ее. Кандидаты вообще, а твои соперники в особенности совершенно не знают этих людей. Ты же знаком уже с ними и без труда можешь узнать их вполне, — обстоятельство весьма важное для привлечения их на свою сторону. Но этого еще недостаточно, если ты не обнадежишь их относительно своей дружбы и готовности услужить.
Еще легче, мне кажется, добиться тебе успеха во всаднических центуриях. Нужно знать всех всадников — их ведь немного — и привязать их к себе; заручиться дружбой молодежи в особенности легко ввиду самого их возраста, и ты без труда соберешь вокруг себя наиболее выдающихся среди них и особенно чувствительных к красноречию. Наконец, ты сам всадник, и все будут голосовать вместе со своим сословием, если ты позаботишься привлечь на свою сторону всаднические центурии, обеспечив себе симпатии не только отдельных личностей, но и всего сословия.
Хорошо, если ты будешь иметь каждый день вокруг себя людей разного происхождения, звания и возраста в возможно большем количестве, так как их многочисленность дает высокое понятие о средствах для избирательной борьбы, которыми ты располагаешь. Этих людей можно разделить на три категории: одни лишь являются к тебе с утренним приветствием, другие сопровождают тебя до самого форума, наконец, третьи не отстают от тебя ни на шаг. Первым покажи, что их посещения чрезвычайно приятны тебе; обнаружь,
что ты их заметил, скажи это их друзьям, чтобы те передали им; повторяй это почаще им самим. Не редкость, что человек, посещающий одновременно нескольких соискателей, в конце концов подает свой голос за того, кто кажется наиболее тронутым его усердием. Вторые дают себе больше труда, они заслуживают поэтому и большей благодарности. Являйся на форум как можно аккуратнее и в определенный час: это производит большой эффект, когда кто-то появляется там с многочисленной свитой. Что касается последней категории, то, если у них нет особенной причины следовать за тобой, дай им понять, что ты будешь считать себя вечно признательным им. Если же они обязаны тебе чем-нибудь, предъяви к ним формальное требование, чтобы они оказывали тебе эти знаки почтения, насколько их возраст и занятия позволяют им, и если они не могут сопровождать тебя лично, то пусть присылают в качестве заместителя кого-нибудь из своих близких. Я хочу, одним словом, чтобы ты постоянно был окружен толпой. Води с собой в особенности тех, кого ты защищал перед судом, и оправдания которых ты добился, проси их таким именно способом выразить тебе свою благодарность. Не упускай из виду в то же время и своих врагов. Враги у тебя трех родов: во-первых, такие, которым ты причинил зло, во-вторых, те, кто без всякого повода не любит тебя, и, наконец, друзья твоих соперников. Извинись перед первыми; скажи им, что ты принужден был выступить против них, так как должен был говорить за своего друга; обнадежь их, что при случае ты с таким же рвением будешь защищать их, если они вверят тебе свои интересы. Вторых постарайся привлечь на свою сторону какими-нибудь благодеяниями, обещаниями, знаками своего расположения. Поступай точно так же с друзьями твоих соперников и не останавливайся даже перед заявлением, что ты чувствуешь расположение к твоим противникам. Чтобы добиться расположения массы избирателей, у нас есть прежде всего nomenclatio [1]. Ты многих знаешь по имени; сделай так, чтобы это было замечено, и постарайся удлинить список таких людей; ничто не способствует в такой мере популярности кандидата. Ты вполне обладаешь вежливостью, свойственной благовоспитанному человеку. Нужно довести ее до льстивости: это отвратительный порок при всех других обстоятельствах, но в данном случае она необходима; кандидат должен непременно приспособлять выражение своего лица и тон голоса к настроению тех людей, которых он встречает. Что касается настойчивого «ухаживания» за избирателями, то, мне кажется, нет на-
__________ [1] Nomenclatio — собств. «название», умение назвать по имени встретившихся граждан. Простому гражданину было очень лестно, когда какое-нибудь важное лицо при встрече с ним называло его по имени. Так как это было одно из важных средств добиться популярности, то многие кандидаты держали при себе особого раба (nomenclator), который подсказывал им на ухо имена встретившихся граждан — Ред. добности объяснять тебе, что подразумевается под этими словами. Это значит не только не покидать Рима и форума, но также и часто видеться с одними и теми же лицами, настойчиво выпрашивая у них голос, так как люди вообще любят заставить себя просить. Свою приветливость ты должен обнаруживать в пользовании своим состоянием: если друзья будут превозносить твою щедрость, это понравится толпе; устраивай пиры, 'постарайся, чтобы о них говорили повсюду. Пусть каждый имеет свободный доступ к тебе и днем и ночью, пусть дверь твоя будет всегда открыта, так же как и лицо, которое представляет собой дверь души... Людей легче расположить в свою пользу добрым словом, чем действительным благодеянием. Вот по этому поводу совет, который, пожалуй, тебе нелегко будет исполнить в качестве философа, последователя Платона, а между тем это необходимо в твоих интересах. Если у тебя просят какого-нибудь одолжения и ты откажешь, даже приводя при этом самые разумные доводы, то ты наживешь себе врага, так как большинство предпочитает услышать ложь, чем получить отказ. Котта — человек очень опытный в избирательной агитации, — говорил, что он обыкновенно обещал свою поддержку решительно всем, а оказывал ее лишь весьма немногим. Отказать в помощи — это значит вызвать немедленную вражду; обещать же ее — значит взять на себя обязательство относительно более или менее отдаленного будущего, а за это время может случиться что-нибудь такое, что освободит тебя от данного слова. Устройся, одним словом, так, чтобы во всех слоях общества желали твоего успеха. В сенате уверяй, что твоя предшествующая жизнь ручается за то, что ты будешь защитником его авторитета; перед римскими всадниками и богачами говори, что ты человек порядка, старающийся поддерживать общественное спокойствие; народу — что ты не будешь врагом его интересов, так как твои речи, как политические, так и судебные, всегда отличались демократическим тоном. (По Кв. Цицерону, О домогательстве консулата).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|