Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие национального самосознания в Белоруссии




 

Республика Беларусь опирается на многовековую историю развития белорусской государственности [1]. В условиях нынешней глобализации одним из важных гарантов развития национального самосознания, а следовательно, и белорусского менталитета является государство. В нашей стране по объективным и субъективным причинам проблема формирования и развития национального самосознания приобрела особенно важное значение.

Во-первых, от подходов к вопросам этнического самосознания в значительной мере зависит отношение к образованию и развитию суверенного государства - Республики Беларусь. Во-вторых, эта проблема связана с межгосударственными отношениями нашей страны с соседями.

Безусловно, данная проблематика оказывает достаточно большое влияние на внутриполитические процессы, происходящие в Республике Беларусь, на формирование общественного мнения по ряду наиболее актуальных вопросов.

Вполне понятно, что по этим причинам раскрытие темы имеет не только научное, но и политическое значение. И важно строго придерживаться научных подходов в исследовании данных проблем и репрезентативных исторических фактов.

Формирование белорусской идеи как систематизированного выражения национального самосознания имеет серьезные предпосылки. Становлению самосознания белорусов способствовала христианская религия. Как известно, на территории Беларуси язычество с конца X века постепенно замещалось христианством. Уже в XIII веке сюда начинает проникать и католицизм, влияние которого стало усиливаться после Кревской и Городейской уний.

Особая сложность в рассмотрении этих проблем связана с периодом Киевской Руси и феодальной раздробленности. Как считают многие историки, в том числе и современные, это время характеризуется формированием древнерусской, или восточнославянской, народности. Существует и другая точка зрения, согласно которой уже тогда этническая дифференциация зашла так далеко, что говорить о формировании общей народности не приходится. На наш взгляд, явления этнокультурного синтеза в этом восточнославянском регионе в IX - начале XIII в. преобладали над процессами дифференциации и обособления, что позволяет нам использовать термин «древнерусская народность» в дальнейшем рассмотрении. Древнерусская, или восточнославянская, народность, по крайней мере в ее начальных формах, сложилась под влиянием этнообразующих процессов происходивших у восточнославянских народов в IX-XII вв. в результате разложения у них первобытнообщинного строя и образования раннефеодального государства. На основе развития производительных сил усиливается власть феодалов на местах, происходит распад Киевской Руси и возникновение самостоятельных княжеств. Одним из первых начало усиливаться и обособилось Полоцкое княжество, затем - Туровское и т.д.

Борьба против крестоносцев, татарских набегов, развитие товарно-денежных отношений, процессы феодализации, а также политические и этнические процессы привели к возникновению централизованного полиэтнического государства - Великого княжества Литовского, образованного путем объединения как литовских, так и белорусских и украинских земель Древнерусского государства. Восточнославянское население Беларуси приобрело от древнерусской народности как «Русское право», разговорную речь, как и язык летописей.

Многочисленные источники подтверждают огромное культурное влияние Руси на Великое княжество Литовское, которое и по составу населения, и по укладу жизни представляло собой больше восточнославянское, чем литовское княжество. Формирование и развитие белорусского этноса происходило под воздействием различных политических, культурных, социально-экономических и других факторов. Существенное значение имела также специфика развития и формирования Великого княжества Литовского, которое создало внутри - и внешнеполитический каркас для развития этносов.

Важную роль в развитии общественной жизни и консолидации белорусского этноса играли города, многие из которых в XV-XVI вв. добились магдебургского права. Возрастание экономической мощи городов способствовало расширению их административных функций. Они превращались в подлинные центры просвещения, культуры, где были собраны образцы искусства, создавались шедевры архитектуры.

Развитию объединительных (синтезирующих) процессов способствовала торговля, формирование локальных и региональных рынков, связанных с зарубежными государствами. Важную роль в консолидации белорусского этноса играл белорусский язык, его употребление в общественно-политической жизни. На «русском», т.е. на старобелорусском, языке пелось все делопроизводство.

Создание Речи Посполитой привело к усилению полонизации. Эти процессы затронули как белорусскую шляхту, так частично и состоятельное мещанство, связанное с Польшей торговыми и политическими интересами. Полонизация привилегированных сословий ВКЛ негативно влияла на развитие белорусского этноса, формирование национальной культуры, письменности, языка. В этих условиях немаловажную роль в этнических и духовных процессах играли православная и, в определенной мере, униатская церковь.

В XIV-XV вв. постепенно складывалась общая для белорусов и литовцев форма самоназвания - политоним «литвины». Однако при конфессиональной градации на православных и католиков первые определяли себя как «русины». «…Для того, абы братия моя русь, люди по-сполитые, чтучи могли лепей разумети» [2], посвятил свою жизнь великий белорусский просветитель и первопечатник Ф. Скорина.

С конца XVI - начала XVII в. возрастает влияние католической и униатской конфессий. Насколько сильно было воздействие на самосознание белорусов католической веры, свидетельствует то, что даже сегодня часть белорусов-католиков считает себя поляками.

Определенные затруднения вызываются также разным толкованием этногеографических понятий, в том числе термина «Белая Русь». Ученые до сих пор его трактуют по-разному.

Раскол белорусов по этнорелигиозному признаку затруднял становление общего этнического самосознания. Напротив, участие белорусов в социальных движениях, хозяйственных, торговых, культурных контактах содействовало консолидации.

Разделы Речи Посполитой и включение Беларуси в состав Российской империи стали для наших предков периодом борьбы за сохранение самобытности языка и культуры. В начале XX века, в условиях буржуазно - демократических процессов в Российской империи, произошло значительное развитие самосознания белорусов, о чем свидетельствует появление белорусской газеты «Наша нива», деятельность выдающихся поэтов - Янки Купалы, Якуба Коласа. Февральская и Октябрьская революции 1917 года, образование БНР, создание и развитие БССР (при всех осложняющих факторах) произвели настоящий переворот в самосознании белорусов. Однако массовые репрессии и уничтожение национальных кадров в годы сталинизма привели к тяжелым последствиям и привнесли новые факторы в развитие национальной идентичности нашего народа. В нынешних условиях необходимость изучения проблемы национального самосознания обусловлена целым рядом факторов, связанных с процессами становления и развития новой государственной системы, формированием действенных общественных институтов, воспитанием новых поколений граждан, знающих свою историю и ответственных за ее развитие.

 


Литература

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 но - яб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - 2-е изд. - Минск, 2007.

2. Скарына, Ф. Творы: Прадмовы, сказанш, пасляслоу^ акафюты, пасхал1я / АН БССР. 1н-т лгт. 1 м. Я. Купалы - Мшск, 1990.

3. Хабермас, Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм / редкол. Б. Андерсон [и др.]. - М., 2002. -

С. 364-380.

4. Лукашевич, В.К. Научное обеспечение инновационной деятельности: проблемы методологической рефлексии // Вес. Беларус. дзярж. эканам. ун-та. - 2008. - №5. - С. 5-14.

5. Философско-методологические, духовно-нравственные и идеологические основания инновационного развития белорусского общества: отчет о НИР / Белорусский гос. эк. ун-т; рук. темы. В.В. Лукашевич. - Минск, 2006.

6. Екадумов, А.И. Истина нации как истина истории // Социальные проблемы развития белорусского общества в условиях глобализации: Сб. статей / НАН Беларуси, Ин-т социологии; редкол: Евелькин Г.М (гл. ред.) и др. - Минск, 2006. - С. 256-258.

7. Екадумов, А.И. Идеология традиционализма и закат метанарраций // Научные труды республиканского института вышей школы // Философско-гуманитарные науки. сб. науч. ст. Вып. 7 (12) / под ред.

В.Ф. Беркова. - Минск, 2009. - С. 281-286.

национальный глобализация белорусский самосознание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...