28. Расстройства влечений. Основные симптомы и синдромы нарушения влечений. Нарушения инстинкта самосохранения.
28. Расстройства влечений. Основные симптомы и синдромы нарушения влечений. Нарушения инстинкта самосохранения. Расстройства влечений - нарушение инстинктивных влечений. 1. Нарушение инстинкта самосохранения: А) нарушение влечения к пище. · Анорексия – утрата чувства голода, отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в пище (депрессия, кататонический ступор, тяжелая алкогольная абстиненция). · Булимия – патологическое, резко усиленное чувство голода, нередко сопровождающееся общей слабостью и болями в животе (гиперинсулинизм, умственная отсталость, шизофрения). · Полидипсия – повышенное потребление жидкости, неукротимая жажда (эндокринные заболевания). · Копрофагия – поедание несъедобного, иногда собственных экскрементов (слабоумие, шизофрения). В норме – при беременности (поедание мела). Б) нарушение влечения к жизни: · Самоистязание – порезы, повреждения (дисфории, бредовые состояния). · Самоуродование – необратимые повреждения (дисморфомания, галлюцинации императивного характера) · Самоубийство: - импульсивное: спонтанно, без обдумывания, по типу «короткого замыкания». - демонстративное: с целью «напугать, добиться чего-либо, оказаться в центре внимания, все по сценарию. - «как исход» - на фоне депрессивных состояний, тщательно планируются, скрываются.
2. Нарушение инстинкта сохранения рода: А) нарушение полового влечения: · Снижение полового чувства (либидо) – гиполибидо (невроз, депрессия, эпилепсия, терапия психотропными средствами) · Повышение полового чувства – гиперлибидо (мания, слабоумие, алкоголизм). · Извращение – перверзии: - в акте: Садизм – получение полового удовольствия при истязании лица противоположного пола (психопаты). Может быть физическим и психологическим.
Мазохизм – получение удовольствия при истязании лицом противоположного пола. Вуайеризм – стремление к разглядыванию чужих половых органов и половых актов. Эксгибиционизм – непреодолимое желание неожиданно обнажать свои половые органы перед лицом противоположного пола (у мужчин при алкоголизме, умственно отсталых). Трансвестизм – патологическое стойкое стремление носит одежду и прически противоположного пола и играть его роль. Истинный – с детства, ложный – только для получения полового удовлетворения. Фетишизм – получение полового удовлетворения при собирании предметов, принадлежащих лицам противоположного пола. Нарциссизм – получение удовольствия при созерцании своего обнаженного тела в зеркале. - в объекте: Гомосексуализм – получение полового удовлетворения от лица своего пола, равнодушие к лицам противоположного пола. Педофилия – патологическое влечение к детям (умственно отсталые). Геронтофилия – патологическое влечение к лицам пожилого возраста. Инцест – половые отношения с близкими кровными родственниками. Зоофилия – половые отношения с животными. Некрофилия – патологическое влечение к трупам.
3. Импульсивыне расстройства влечений. Импульсивное действие — внезапно совершаемое стремительное, немотивированное действие, продолжающееся секунды или минуты; признак выраженного психического расстройства. · Дромомания— импульсивное влечение к перемене мест, влечение к побегам из дома, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. · Дипсомания — влечение к пьянству, непреодолимое, сопровождающееся тяжелыми алкогольными эксцессами. Влечение к спиртному бывает настолько сильным, что, несмотря на критическое отношение к нему, вначале преодолеть влечение не удается. В этом состоянии больные совершают всевозможные неблаговидные поступки: обман, воровство, агрессию для того, чтобы получить желаемое спиртное.
· Пиромания — влечение к поджогам, непреодолимое, немотивированное, внезапно возникающее, но не сопровождающееся изменением сознания.
· Клептомания или импульсивное воровство - немотивированное влечение к воровству. · Копролалия— импульсивное произнесение бранных слов и нецензурных ругательств. Этот симптом может наблюдаться при болезни Жиля де ля Туретта. · Мифомания — непреодолимое влечение к вранью, обману. Иногда это наблюдается у истерических личностей для привлечения к себе внимания. 29. Олигофрении. Этиология. Клинические проявления. Олигофрении — это группа непрогредиентных психических расстройств органической природы, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Возможные причины: Генетические; Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др. ) природы; Значительная недоношенность; Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей. Умственная отсталость неясной этиологии. Клиника. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. При этом происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка. Дети с органическими поражениями коры головного мозга растут обычно ослабленными, раздражительными. Многие из них страдают энурезом. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка.
У умственно отсталых детей-дошкольников, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда. Умственно отсталый ребёнок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста. У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстаёт по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции. Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращённой к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам. Большие трудности возникают у умственно отсталого ребёнка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.
Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|