Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7 историческая география городов мира




(написана по материалам Е.Н. Перцика, 1999. С. 59-189)

 

 

Исторический анализ, необходимый для изучения сложных явлений, важен и для понимания современных урбанистических процессов, предвидения будущего. Пренебрежение этим анализом теоретически и практически разоружает исследователя. В этом разделе нам предстоит рассмотреть примеры огромных усилий и достижений в формировании географии мировой урбанизации. Мы обратимся к тысячелетнему опыту человечества в строительстве городов.

Города Древнего мира

История Древнего мира охватывает несколько тысячелетий, примерно до V в. н.э., и включает ряд цивилизаций, среди которых особое значение имели цивилизации Древнего Востока (Египет, Двуречье, Индия, Китай) и Античного мира (Древняя Греция, Древний Рим).

Возникновение городов связано с углублением общественного разделения труда, в процессе которого из массы населения, занятого сельскохозяйственным трудом, выделяются как представители государственной власти, крупные землевладельцы, жрецы, торговцы, так и многочисленное ремесленное население. Время возникновения первых городов - IV-II тысячелетия до н.э. Наибольшее развитие города в Древнем мире получили в I тысячелетии до н.э. и в начале I тысячелетия н.э.

Древний Восток. На протяжении шести тысячелетий в долине Нила последовательно главенствовало несколько столичных городов: Мемфис, Фивы, Кахун, Ахетатон, Саис, Танис и Александрия, обладавших в разные периоды наиболее удобным стратегическим положением. Огромные по размерам столичные города Древнего Египта включали обширные некрополи, храмовые комплексы, жилые районы. Характерной их особенностью была, по-видимому, традиция основания фараоном новой резиденции, храмов, гробниц поблизости от старых. Так складывалась своеобразная микрогеография этих столиц, в пределах которых создавались из камня все новые некрополи, дворцовые и храмовые комплексы. Сохранившиеся остатки храмовых комплексов в Карнаке и Луксоре показывают, что важнейшую задачу градостроители того времени видели в создании подавляющего впечатления. Жилые кварталы, возводимые из сырцового кирпича поблизости от храмовых комплексов, со временем забрасывались и отмирали, погребенные под последующими культурными наслоениями.

Во II-I тысячелетиях до н.э. на территории стран Леванта или Восточного Средиземноморья располагались древние города - Тир (нынешний Сур), Сидон (Сайда), Библ (Джубейбль), Верит (Бейрут), Гелиополь (Баальбек) в Ливане, Рабат-Аммон (Амман), Кир-Арешт (Керек), Петра в Иордании, Дамаск, Рамита (позднее Лаодикея Приморская, ныне Латакия), Халаб (Халпа, позднее Беройя, ныне Халеб, Алеппо), Пальмира (Тадмор) в Сирии, Антиохия (Антакья) на р. Оронто в Южной Турции, Иерусалим, Иерихон, Кесария, Иоппия (Яффа), Самария, Вифлеем, Назарет в Палестине и многие другие. От некоторых из них, когда-то богатых и знаменитых, остались остатки величественных древних сооружений (Баальбек, Петра, Пальмира), на месте других выросли современные города (Дамаск, Бейрут, Иерусалим, Амман, Халеб, Латакия, Иерихон), остальные стали небольшими поселениями либо совсем исчезли с географической карты.

Одними из первых в истории человечества возникли, по-видимому, города в южной части Месопотамии. Здесь образовалось около 20 небольших городов-государств, среди которых Урук, Ур, Ниппур, Лагаш. Город включал храмовый комплекс в виде высокого ступенчатого зиккурата. дворец правителя, глинобитные дома жителей, а также прилегающие участки садов и сельскохозяйственных земель. На небольшом пространстве Междуречья возникают, жестоко разрушаются и создаются поблизости вновь (не дальше 150 км друг от друга) огромные города - Вавилон, Селевкия, Ктесифон, Багдад - столицы сменяющих друг друга на исторической арене государств.

Еще один ареал строительства городов располагался на юге современного Ирана. Здесь среди древних городов государства Ахменидов выделяется Персеполис (близ современного Шираза). В Индии древнейшая городская цивилизация сложилась в долине Инда. Археологические раскопки в Хараппе и других местах позволили установить существование здесь уже в середине II - середине I тысячелетия до н.э. (предположительно XIII-XVII вв. до н.э.) значительных городских поселений с прямоугольной планировкой, цитаделями, оборонительными стенами. Важные городские центры находились в долине Ганга, где ведущее значение приобрела столица Магадхи Паталипутра (современная Патна), сооруженная в V в. до н.э. у впадения в Ганг р. Сон. В Китае древнейшие города возникли в долине Хуанхэ. Столичные города нередко были весьма велики, среди них Саньян - столица государства Цинь, расположенная на берегах р. Вай, насчитывала около 1 млн жителей.

Труднопреодолимые природные барьеры защищали бассейны рек - колыбели цивилизаций Древнего Востока от вторжений извне, но они же, ограничивая внешние связи, способствовали застою техники, замедленному развитию общественных отношений. Изолированность и консервативность общественного развития древневосточных цивилизаций способствовали и характерной каноничности основных приемов в строительстве городов, в архитектуре и искусстве.

Античная эпоха оставила не только непревзойденные образцы градостроительного искусства, запечатленные в замечательных и частично сохранившихся архитектурных ансамблях и сооружениях, но и обширное наследие в поразительной по масштабам и охвату территории «географической экспансии городов». В VIII-VII вв. до н.э. выходцами из городов материковой Греции, с островов и побережья Эгейского моря были основаны сотни городов-колоний на берегах Средиземного и Черного морей. В IV—III вв. до н.э. появились многочисленные эллинистические города на Востоке: позднее, во II—I вв. до н.э., создавались сотни городов эпохи римского градостроительства. При этом были выработаны многие важнейшие принципы и приемы не только архитектурного искусства, но и выбора мест для городов, их территориальной организации и застройки, учета природных условий. Никогда раньше в истории человечества и примерно в течение 1000 лет после падения Рима этот феномен массового строительства городов на огромной территории не повторялся.

Основные этапы строительства древнегреческих городов соответствуют общепринятой периодизации истории Древней Греции, включая пять периодов: Крита-Микенский (Эгейский) период (ХХII-XII вв. до н.э.), гомеровский (героический) период (XI-VII вв. до н.э.), архаический период (VII-VI вв. до н.э.), классический период (V в. - первые три четверти IV в. до н.э.), эллинистический период (конец VI-I вв. до н.э.). Сооружая свои города, греки могли строить, не испытывая давящую власть деспота и религии. Греческий город принадлежит общинам, свободным людям, образующим полисы.

Особенности природных условий, в которых первоначально создавались греческие города, оказали сильное воздействие на образ жизни, экономическую и социальную организацию городов-государств и исторически складывавшиеся приемы их строительства. Грекам, окруженным «райской» природой, казалось, что боги должны жить среди них, и они наделили их человеческими чертами. В природе Греции нет ничего чрезмерного, давящего, сам пейзаж как бы воспитывает в человеке чувство меры. «Человек - мера всех вещей» - впервые было провозглашено в греческой архитектуре, и эта идея определила ее гуманистическое содержание. В центре греческого города, обычно на холме, возвышался акрополь («верхний город») с главными храмами, другими культовыми и общественными сооружениями. Вокруг располагалась остальная часть города с жилыми и ремесленными кварталами и агорой - рыночной площадью.

Несколько городов или несколько десятков городов создавали союзы (например, союз аркадских городов во главе с Мегалополем). Каждая община, город приобретали черты «полиса» (государства) и стремились к «автономии» («жизни по своим законам») и «автаркии» («самоудовлетворению»). Периодические объединения греческих городов-полисов в недолговечные союзы и войны между ними - главные события греческой политической истории.

Недостаток хлеба в греческих городах был одним из стимулов колонизации хлебородных областей в Северном Причерноморье и Сицилии, борьбы за понтийскую и сицилийскую «хлебные дороги». Благодаря чему возникают новые многочисленные колонии в Италии («Великая Греция») - Сиракузы, Селинунт, Кумы, Неаполис, Элея и др., на Черном море - Синоп, Трапезунд. Истрия (Варна), Тира (Белгород-Днестровский), Ольвия (Херсон), Феодосия, Пантикапей (Керчь), Танаис (Рос­тов), Фанагория, Фасис (Поти), Византии и др., на средиземноморском побережье современной Франции - Массилия (Мар­сель), Египта - Навкратида. О размере этой необычной в истории градостроительной деятельности свидетельствует тот факт, что только из Милета было основано 75 колоний.

При сооружении городов греки стремились хорошо вписаться в рельеф, внимательно учитывали микроклимат (строили под защитой гор от сильных ветров, на южном склоне с хорошей инсоляцией). Выбирали территорию с небольшим уклоном, чтобы не осложнять отведение стока, умело использовали естественные террасы. Непременно стремились располагать в черте города удобной возвышенностью, на которой можно было бы разместить акрополь, и пологими склонами, подходящими для устройства с наименьшими затратами трибун для зрителей театров и стадионов.

Главный опыт древнегреческих городов заключается в том, что при их создании впервые был достигнут человечеством замечательный синтез художественных, географических и инженерных подходов и решений, на протяжении многих столетий не повторявшихся больше нигде с такой ясностью и силой.

В эпоху Древнего Рима географический и градостроительный опыт человечества в сооружении городов еще более расширился. Восприняв греческий опыт строительства городов, римляне широко использовали методы и приемы строительства, обнаруженные у других народов, они необычайно расширили географические рамки градостроительства, подчинили его стратегическим задачам расширения и управления гигантской империей. Ими было создано много новых видов сооружений (форумы, амфитеатры, цирки, термы, базилики, мосты, дороги, акведуки), разработаны новые типы конструкций (арки, аркады, купольные перекрытия). Вновь, как в городах Древнего Востока и городах эпохи эллинизма, но в другом стиле и на другой технической основе, в Риме, во многих провинциальных центрах империи создавались гигантские сооружения, рассчитанные на одновременное пребывание в них десятков тысяч людей и призванные внушить преклонение перед мощью империи.

Римское градостроительство оставило обширное наследие во всех частях огромной империи. Выявляя на завоеванной территории стратегически важные точки, римляне выбрали площадки многих будущих европейских столиц - Лютеции Паризиорум (Парижа), Виндобоны (Вены), Лондониума (Лондона), Аквинкума (Будапешта), ряда будущих крупных городов - Колонии Агриппины (Кёльна), Августы Винделикорума (Аугсбурга), Аргентораты (Страсбурга), Августы Треверов (Трира), Лугдуна (Лиона) и др. В мастерстве выбирать красивые места, гармонично вписывать города в природное окружение римляне сильно уступали грекам. Располагая большим числом рабов и более совершенной строительной техникой, они не считались с затратами на вертикальную планировку территории, срывали холмы, засыпали овраги, сооружали мосты и акведуки. Знаменитые римские акведуки - «водопровод, сработанный еще рабами Рима» - не только тянулись со всех сторон к городу через равнины Римской Кампаньи, но и стали неотъемлемой чертой ландшафта вблизи многих основанных римлянами городов (в некоторых из них они сохранились до сих пор, например в испанской Сеговии). Однако военно-стратегическое положение будущих городов римляне оценивали почти безошибочно. Римские военные лагеря строились по единому плану: на пересечении двух перпендикулярных улиц («кордо» и «декуманус») располагался общественный центр с командным пунктом, алтарем, хранилищем казны; в строго предусмотренном порядке вокруг размешались дома офицеров, солдат, склады оружия, бани, склады продовольствия; прямоугольник лагеря окружался стеной и рвом, заполненным водой. Как правило, военный лагерь становился ядром городского поселения.

Помимо многих военно-административных центров среди городов Римской империи важное место занимали торговые, портовые, курортные и другие города. Большое значение имели некоторые центры провинций, среди них Афины, Александрия, Пергам, Пальмира, Карфаген, Тимгад, Ламгезис, Баальбека, Помпея и Геркуланум.

Численность населения Древнего мира на рубеже новой эры составляла около 230 млн человек. В странах Древнего Востока доля городского населения была незначительна, но отдельные города достигали огромных размеров (Вавилон, Патна, Александрия - до 500 тыс., Мемфис, Ниневия - 100-250 тыс. человек). В греческих городах-«полисах» сосредоточивается преобладающая часть населения, но сами они невелики и стабильность обеспечения их продовольствием поддерживается оттоком избыточного населения в города-колонии. Некоторые города, политические и экономические центры античных государств, достигают очень большой величины (Рим - 1 млн, Афины и Карфаген - по 150-200 тыс. человек).

Средневековые города

Средние века - сложный и противоречивый период человеческой истории, наследие которого в формировании сети, планировки и облика городов на всех континентах огромно. В Средневековой Европе была создана сеть городов, сохранившая основные черты и поныне. Отчасти она была унаследована от времен Римской империи. Экономическим источником роста городов было общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства. По правилам того времени крепостной крестьянин, проживший год и один день в городе, становился свободным. Большое значение приобрели торговые пути, постепенно связавшие главные районы Европы между собой и с Востоком.

Главные морские пути восточной торговли шли через Константинополь и страны Леванта в Венецию и Геную, далее через альпийские перевалы (Бреннер, Сен-Готард), от Марселя по Роне шли дороги в верховья Дуная, Рейна и Сены и затем по Рейну и Сене - к Балтийскому и Северному морям. Важный морской торговый путь шел по Северному и Балтийскому морям к Новгороду, встречаясь здесь с путями по Волге и Днепру, шедшими в Среднюю Азию и Константинополь. Еще один морской путь прошел вокруг Пиренейского полуострова к портам Северного моря {Брюгге, позднее Антверпену и Лондону); на этом пути особенно выросло значение Барселоны, Севильи, Лиссабона. Наряду с меридиональными сухопутными путями, большое значение приобрели широтные пути, например, вдоль северных отрогов Рудных гор, Судет и Карпат (Лейпциг - Вроцлав - Краков - Львов - Киев).

Большое влияние на рост городов оказало расположение феодальных замков и монастырей. При крайней мозаичности политической карты средневековой Европы, при многочисленности монастырей и аббатств (их количество исчислялось многими тысячами) замки и монастыри представляли собой очень плотную сеть «ядер» будущих городов. Но лишь немногие из них, ставшие резиденциями королей и крупных феодалов или привлекавшие большое число паломников, способствовали значительному экономическому росту городов. Позднее фактором роста городов стали университеты, близ которых возникали жилые кварталы (Латинский в Париже и др.).

Важнейшим фактором, влиявшим на формирование, планировку и облик средневековых городов, были войны, длившиеся почти непрерывно. Необходимость сократить оборонительный периметр стен определяла микрогеографию средневекового города. Город наращивал высоту зданий: жилых домов - до 20-30 м, башен церквей и соборов - до 100-150 м. Улицы были очень узкими (5-7 м, иногда 2-3 м). Чтобы сократить площадь, отведенную улицам и проездам, жилые дома строились в глубь участка и выходили на улицу коротким фасадом в 2-3 окна. Средневековые города характеризовались крайне низким благоустройством: не было, как правило, водопровода, канализации. Неудовлетворительное санитарное состояние городов способствовало частым эпидемиям.

При ограниченных затратах на вертикальную планировку территории застройка большей частью следовала рельефу и гидрографической сети, постепенно развиваясь вдоль сходящихся к городу дорог. Со временем она охватывалась все новыми кольцами стен. В старых средневековых городах можно легко обнаружить остатки нескольких поясов стен, после сноса которых в позднейшее время обычно прокладывались кольцевые улицы или бульвары. Сходившиеся к городу дороги и повторявшие их улицы складывались веками, часто нерационально. Корбюзье, отмечая, что многие из них следовали старым трактам, служившим для гужевых перевозок, называл улицы средневековых городов «дорогами ослов».

Два ядра - замок феодала или монастырь и выраставшее рядом торгово-ремесленное поселение - формировали структуру средневекового города. Не всегда торгово-ремесленное поселение, расположенное в низине, развивалось в крупный город, но когда это происходило, именно сюда смещался главный центр города, здесь сооружались соборы, церкви, ратуши, дома богатых купцов, банкиров, старшин ремесленных цехов.

В XI- ХII вв. церкви, монастыри, замки в средневековых городах возводятся в так называемом романском стиле - это стиль тяжелых сводов, грузных башен, массивных стен. В XII-XIV вв. над средневековыми городами возносятся шпили и башни готических соборов.

Сложившиеся на главных путях восточной торговли города Италии: Венеция, Флоренция, Милан, Неаполь, Рим насчитывали по 100-200 тыс. жителей, тогда как многие крупные торговые и промышленные центры тогдашней Европы {Кёльн, Гамбург, Нюрнберг, Любек и др.) имели едва 20-25 тыс., а менее крупные - 5-10 тыс. жителей. В ХIII-XV вв. в городах Италии, первыми вставших на путь капиталистического развития, начинается эпоха Возрождения. Искусство Возрождения создает светлый образ человека - творца своей судьбы, героизированный, идеальный и неповторимо прекрасный. Оно слагает гимн человеку, его мужеству, силе, которой все доступно (Микеланд-жело), его красоте и изяществу (Рафаэль), его разуму (Леонардо да Винчи), оно стремится к глубокому постижению его индивидуальных черт, привлекательных или некрасивых, но всегда значительных (Тициан), часто таинственных, недосказанных (Леонардо да Винчи, Джорджоне), оно славит прелесть, красоту человеческого тела (Тициан, Джорджоне), разрывая с мрачной традицией средневековых фресок, изображающих бесконечные мучения святых или истязания грешников в аду. В архитектуре на смену мистической экзальтированности готических соборов, каменным кружевным мантиям ратуш и дворцов приходят ясные, спокойные, гармоничные решения, ориентированные на масштаб и пропорции человеческого тела.

В XVI в. в Италии утверждается сложный и пышный стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, вычурный). Наиболее яркое воплощение этот стиль получил в Риме. Вместо классической простоты, гармонии ренессанса в сооружениях и ансамблях возобладал чувственный порыв к неведомому, ирреальному; четкое построение заменила капризная усложненность и запуганность форм; вместо ровного и яркого освещения - контрасты резкого света и таинственного полумрака; спокойный и устойчивый план зданий и площадей (квадрат, круг), характерный для ренессансных построений, сменился стремлением к подвижным, нарочито неясным «текучим» планам (овал, эллипс, прямоугольник). В планировке городов возникает стремление к прямолинейным перспективам улиц, призванным раскрыть огромное пространство (ряд новых улиц-проспектов в Риме), к вычурным, живописным, но имеющим четкую ось симметрии, формам площадей.

Один из феноменов средневековья — развитие арабских городов в VII-ХIII вв. Градостроительная деятельность арабов вначале была ограниченной. Они создавали военные лагеря (например, лагеря с красноречивыми названиями Фустат - «палатки» - будущий Каир; Рибат-эль-Фатх - «лагерь победы» -будущий Рабат). Позднее для контроля над покоренной страной сооружались цитадели (шахристаны), в которых располагались резиденции правителей и поселялись придворные, слуги, военная дружина и ремесленники. Рядом с шахристаном стали расти торгово-ремесленные слободы-рабоды, которые, в свою очередь, окружались крепостными стенами. Непременной принадлежностью шахристанов и рабодов стали мечети с высокими минаретами. В рабодах сооружались обширные базары с крытыми переходами и купольными павильонами, караван-сараи, медресе, бани, жилые кварталы. Ремесленники, как правило, селились по профессиональному признаку в кварталах, также обносившихся стенами. Со временем на основе сочетания приемов, выработанных арабами, и местных традиций сложились устойчивые принципы планировки городов, распространившиеся на огромную территорию, завоеванную арабами. Среди основанных арабами на этой территории городов следует отметить Куфу, Басру, Мосул, Багдад, Кайруан, Фес, Каир, Алжир, Марракеш, Рабат. Крупнейшими центрами арабского мира в средние века были Кордова и Гранада в Испании, Дамаск в Сирии, Багдад в Ираке. В развитии средневековых городов Средней Азии арабское влияние сочеталось с богатыми градостроительными традициями, сложившимися здесь с древних времен. К моменту арабского вторжения города Средней Азии уже имели длительную и яркую историю (Самарканд, Бухара, Хива).

В Индии в средние века создавались, разрушались и вновь сооружались многие города. Отметим Дели и Агру - столицы Делийского султаната (ХIII-XIV вв.) и Монгольской империи (XVI-XVIII вв.). Градостроительные традиции и высокое искусство индийских зодчих проникают в страны Юго-Восточной Азии и отчетливо прослеживаются в великолепных сооружениях, посвященных богу Вишне в Ангкоре (Камбоджа), Будде в Боробудуре (Индонезия), в буддийской ступе Шуэ-дагоун в Янгоне (Мьянма). Размеры индийских городов, как и других средневековых городов, можно определить лишь по косвенным признакам. Полагают, что население Ахмедабада в XVII в. составляло 600-900 тыс. человек. В Агре в конце XVI в. насчитывалось 600-700 тыс. человек. Дели, уступавший в это время Агре и Ахмедабаду по численности населения, был примерно такого же масштаба, что и Париж, а Лахор конца XVI-XVII вв. описывали как один из самых больших городов мира, превосходивший своим величием Константинополь. В Патне (бывшей Погалипутре) насчитывалось 200 тыс. жителей.

В Китае в раннем и особенно зрелом средневековье города получают значительное развитие. Особенно велики были столичные города: Чаньань — столица империи Тан (VII—X вв.), Банълян (ныне Кайфын) и Ханчжоу - столицы династий Сев. Сун (X-XI вв.) и Южн. Сун (ХII-ХIII вв.). Город Чаньань, как полагают, имел около 2 млн жителей и был одним из крупнейших городов мира, Банълян – около1,5 млн жителей. В периоды монгольской династии Юань (ХIII-XIV вв.), а затем династий Мин (XIV-XVII вв.) и Цин (XVII в. - 1911 г.) столицей Китая становится Пекин (с 1263 г.). Китайские города, как и в более глубокой древности, сооружались на основе очень жестко разработанных регламентации, предписывавших регулярную прямоугольную планировку, определенное расположение и величину кварталов, этажность и размеры жилых домов. Жестко регламентировалась жизнь населения и даже связи между кварталами. Феодальные власти, видимо, испытывали постоянный страх, что огромные массы людей, сосредоточенные в городах, выйдут из повиновения. Рядом с великолепными дворцами и парками простирались перенаселенные кварталы, представлявшие собой скопления тесных и грязных улиц и переулков, где часто возникали пожары и эпидемии.

Средневековые города Востока, при всем их разнообразии, имели общую черту, существенно отличавшую их от европейских средневековых городов: город существовал как центр в системе деспотического восточного государства, управляя подведомственной территорией, но не имел никакого самоуправления, никаких прав. Вместе с тем социально-экономическая (торгово-ремесленная) основа этих городов в основном та же, что и в городах средневековой Европы. Не войны и нашествия являлись определяющей или единственной чертой их истории: более важными были экономические предпосылки, стимулировавшие их рост или увядание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...