Семинар 2. Феномен человека в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Методические указания составила: кандидат психологических наук Богданова Н.А. ________________
Методические указания обсуждены на заседании кафедры психологии от «__»____________200_ г., протокол №
Зав. кафедрой _____________Сапогова Е.Е.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические указания к изучению курса «Общая психология и основы педагогики» предназначены для студентов дневного, вечернего и заочного отделений и преследуют цель – оказать помощь студентам в организации самостоятельной работы, освоении теоретического материала дисциплины, а также подготовке и написании контрольно-курсовой работы. Для более успешного усвоения курса «Общая психология» необходима самостоятельная работа с научными литературными источниками. В методических рекомендациях подробно приводятся планы лекций и семинарских занятий, образцы тестовых заданий, тематика контрольно-курсовых работ и списки рекомендуемой литературы. Каждая тема лекции обеспечена списком обязательной и дополнительной литературы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В системном виде изложить современные представления о психических явлениях и психологических фактах. Познакомить с основными понятиями психологической науки. Дать представление об особенностях отдельных психических функций; показать общность и взаимосвязь частных законов психического развития человека с общефилософскими законами диалектики. Сформировать представления об основных понятиях педагогики, ее категориальном строе. Ознакомить с особенностями становления научной педагогической мысли в процессе исторического развития. Раскрыть основные закономерности процессов воспитания, обучения и образования человека в современных условиях. Показать закономерности становления личности и индивидуальности человека; раскрыть причины деформации личностных структур.
Показать роль и значение психологических и педагогических знаний в жизни и профессиональной деятельности.
Курс «Основы психологии и педагогики» предназначен для студентов I-III курсов непсихологических специальностей. В процессе изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» предполагается ознакомить студентов с основными понятиями психологии и педагогики, дать им представление о структуре, категориальном строе и основных закономерностях этих наук, их практическом приложении. Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов с методической и учебной литературой. Итогом изучения курса является подготовка контрольно-курсовой работы. Общие требования к освоению материала курса "Основы психологии" следующие: студент должен иметь представления об основных категориях психологии и педагогики; владеть терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы изучаемых наук в рамках, определенных государственным стандартом и рабочей программой курса.
Семинар 1. Общая характеристика психологии как науки. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики. (Коллоквиум). (2 часа) Темы для самостоятельного изучения к коллоквиуму: Основные направления в мировой психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ)*. Какой вклад в отечественную психологию внес А.Н.Леонтьев*. Отличие психики человека от психики животных*. Семинар 2. Феномен человека в психологии.. Индивидуально-психологические особенности личности.
(2 часа)
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ На каждом занятии студенты отчитываются по материалу двух предыдущих лекций Семинар 1. Общая характеристика психологии как науки. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики. Коллоквиум. Вопросы к коллоквиуму.(1вопрос – 1 балл)
1. Что является предметом психологии 2. Чем можно объяснить смену предмета психологии. 3. Почему психология не могла объективно объяснить происхождение психики. 4. Представления о душе как предмете психологии 5. Взгляды на сознание как на предмет психологии (Декарт Р., Вундт В, Титченер Э., Джемс В. 6. Этапы развития психологии 7. Основные направления в мировой психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ). 8. Какое место должна занимать психология в системе наук о человеке и почему. 9. Место психологии в системе наук. 10. Отрасли современной психологии. 11. Современные категории психологии 12. Практическая психология 13. Можно ли психологию считать объективной наукой. 14. В чем заключается трудность изучения целостного человека. 15. Основные современные теории психики. 16. Что рассматривал в качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев. 17. Что собой представляет сознание в концепции Л.С.Выготского 18. Какой вклад в отечественную психологию внес А.Н.Леонтьев. 19. В чем заключается суть современных подходов в изучении психики. 20. Тождественны ли психика и физиология человека. 21. Как соотносятся инстинкт и рефлекс 22. Что представляют собой этапы развития психики. 23. На каком этапе развития психики появляется сознание 24. В чем отличие психики человека от психики животных.
Решение задач для закрепления учебного материала.(каждая задача 3 балла) Примеры предлагаемых задач Задача 1 Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться? Обоснуйте свой ответ.
Задача 2
Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?
Задача 3
Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему: Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение.
Обоснуйте свой выбор. Семинар 2. Феномен человека в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности.
Самостоятельная работа студентов по следующим вопросам: (5 баллов)
1. Назовите несколько составляющих уникальности человека 2. Раскройте одну из этих составляющих 3. В чем заключается генетический аспект становления человека согласно Л.С.Выготскому 4. Почему понятия индивидный и индивидуальный не могут быть взаимозаменяемы. 5. Охарактеризуйте две основных группы индивидных свойств. 6. Что является составляющими индивидуальности человека. 7. В чем проявляется становление индивидуальности. 8. Назовите основные критерии личности. 9. Можно ли назвать личностью 2-х летнего ребенка. Почему? 10. Можно ли утверждать, что человек не имеющий мировоззрения может быть личностью. Обоснуйте ответ. Выборочная проверочная работа по основным понятиям темы №4 (5 баллов)
Темперамент, психологические характеристики темперамента, экстраверсия и интроверсия, характер, структура характера, акцентуации, задатки, способности (специальные и общие), сензитивные периоды развития способностей, психологическая характеристика способностей.
Темы докладов к семинарскому занятию (5 баллов) 1. Самосознание личности. 2. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уро-вень притязаний. 3. Механизмы психологической защиты. Психическое здоровье личности. 4. Аномалии личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анананьев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997 2. Асмолов А.Г. Психология человека. – М., 1990 3. Ватин И.В. Человеческая субъективность – Ростов-на-Дону, 1984 4. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997 6. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т.1 – М., 1994 7. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989 9. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|