Курс «Методика преподавания психологии» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 51 час. изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Кафедра общей психологии и психологии развития «Утверждаю» «____»____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Методике преподавания психологии (наименование дисциплины)
для специальности 050700 Педагогика ОПД Р.2 (шифр и наименование специальности, цикл и компонент ГОС ВПО)
факультет социально-психологический
курс ___3______ экзамен ___6___ семестр ____6_____________ (семестр) лекции _____34___________ (часов) зачет ___________ практические занятия _______17______ (часов) (семестр) лабораторные занятия _____________(часов) самостоятельные занятия ____68______(часов) Всего часов __________120____________
Составители: д.психол. н., профессор И.С. Морозова
Кемерово, 201_
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности (направлению подготовки) «Педагогика».
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Протокол № ___ от «___» ________ 201__ г. Зав. кафедрой __________________________ Морозова И.С. (подпись, Ф.И.О.)
Одобрено методической комиссией Протокол № ___ от «___» ________ 201 __ г. Председатель___________________________ Большакова М.Н. (подпись, Ф.И.О.)
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..................................................………….…..........……….……....... 4 Тематический план................................................………………….…………6 Содержание курса.............................................……………………………......8
Учебно-методическое обеспечение по дисциплине…………...……………20 Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля….…….………23 Изменения и дополнения……………………………..………………………25
ВВЕДЕНИЕ Общение преподавателя с учащимися при решении любого типа задач обучения и воспитания оказывает управляющее воздействие на процесс усвоения не непосредственно, а преломляясь через так или иначе организованную систему переменных учебного процесса. Иными словами, управление обучением опосредуемо закономерностями системной организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники учебного процесса — преподаватель и студенты. Это обстоятельство делает необходимым в рамках теоретического анализа наметить хотя бы в первом приближении структуру учебной ситуации как определенную взаимосвязь ее переменных, которые в реальных учебных ситуациях образуют неразложимую целостность. Причины введения курса «Методика преподавания психологии» заключаются в том, чтобы уточнить предмет управляющих воздействий в обучении. А вместе с этим и уберечь себя от иллюзий относительно возможностей прямого «психологического» воздействия своего учебного предмета либо своей личности на аудиторию. Цель курса - способствовать формированию у студентов научного мировоззрения, знаний основных закономерностей и принципов организации преподавания психологии в различных типах образовательных учреждений. Задачи курса: · обеспечить усвоение знаний о целях и содержании обучения психологии в вузах и других видах образовательных учреждений, о подготовке проведения лекций, семинаров, практикумов, о характере взаимоотношений преподавателя с учениками на всех этапах усвоения. · способствовать формированию умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях; в самостоятельной работе с помощью соответствующих методов и средств.
· создать условия для закрепления навыков проведения основных организационных форм занятий по психологии. Курс «Методика преподавания психологии» призван уточнить предмет управляющих воздействий для того, чтобы сформировать научно обоснованное представление о функции преподавателя. Последний может блестяще владеть не только знаниями учебного предмета, но и возможностями структурирования его содержания в систему задач; не только представлениями о закономерностях усвоения, но и процедурами перевода учащихся от одного этапа усвоения к другому. Но даже блестящее владение этими аспектами учебного процесса не обеспечит успешности управления им. Преподаватель не должен выступать лишь в качестве солиста, от партии которого прямо зависит судьба спектакля. Он должен максимально увеличить, развить свою обязанность быть организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником. Это означает, что преподаватель не «предметник», а прежде всего организатор целостной учебно-воспитательной ситуации в единстве всех ее переменных. А поскольку центральным моментом реального существования этой ситуации являются живые взаимодействия и формы общения преподавателя с обучаемыми, то организация именно этой стороны учебно-воспитательной ситуации и становится предметом особой заботы. Именно здесь завязывается центральный узел всех методических проблем и задач. Программа курса «Методика преподавания психологии» для студентов направления «Педагогика» социально - психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 050700 «Педагогика», 2000 г. Содержание курса «Методика преподавания психологии» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Педагогика», «Психология человека», «Психология развития», «Социальная психология». Программой курса предусмотрено чтение лекций в различных формах их проведения: проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции-визуализации. Проведение семинарских занятий осуществляется в форме развернутой беседы на основании плана, а также в форме семинаров дискуссий, деловых игр и диспутов. Семинарские занятия также проводятся по теме «Формы организации процесса обучения» на базе образовательных учреждений.
Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий, которые заключаются в разработке сценариев различных форм организации процесса обучения, составление методических разработок. Результатом успешного прохождения курса должны являться: - глубокие и обобщенные знания основных понятий форм и методов организации процесса обучения психологии; - практические умения организации процесса преподавания, анализа его эффективности; - сформированные навыки самоанализа продуктивности собственной педагогической деятельности. Курс «Методика преподавания психологии» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 51 час. изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение задания по проектированию модели учебной программы по курсу «Психология», а также представление плана-конспекта определенной формы организации образовательного процесса. Студент допускается к экзамену, если все виды работ (написание моделей рабочей программы, планов – конспектов урока, участие в семинарских занятиях, выступление с докладами и сообщениями) выполнены в срок на высоком научном уровне; студент получил положительную оценку по промежуточным видам контроля (дидактический тест, коллоквиум, практическая работа). В итоговой оценке по курсу учитывается эффективность выполнения студентом всех форм работы. Оценка аудиторной и внеаудиторной работы по курсу: «отлично» - знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;
«хорошо» - знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; раскрыто содержание билета, имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы; «удовлетворительно» - знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью» содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Специфика задач среднего и высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии: проектирование и совершенствование процесса обучения психологии как научная основа профессиональной деятельности будущих педагогов. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.
Стратегии управления процессом обучения. Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО Цели обучения психологии. Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов (умения решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической' деятельности): а) диагностика готовности к обучению, уровня осознанности и освоенности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности; б) анализ направлений совершенствования целей, содержания, в) диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик, г) анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления; анализ учебных взаимодействий, межличностных отношений. Цели обучения психологии в области развития личности студентов. а) развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога; б) развитие самосознания и самоорганизации личности студентов; в) развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта, г) развитие коммуникативных способностей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|