Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курс «Методика преподавания психологии» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 51 час. изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

 

Кафедра общей психологии и психологии развития

«Утверждаю»
Декан факультета

«____»____________20__ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по Методике преподавания психологии

(наименование дисциплины)

 

для специальности 050700 Педагогика ОПД Р.2

(шифр и наименование специальности, цикл и компонент ГОС ВПО)

 

факультет социально-психологический

 

курс ___3______ экзамен ___6___

семестр ____6_____________ (семестр)

лекции _____34___________ (часов) зачет ___________

практические занятия _______17______ (часов) (семестр)

лабораторные занятия _____________(часов)

самостоятельные занятия ____68______(часов)

Всего часов __________120____________

 

Составители: д.психол. н., профессор И.С. Морозова

 

 

Кемерово, 201_

 

 

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности (направлению подготовки) «Педагогика».

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ___ от «___» ________ 201__ г.

Зав. кафедрой __________________________ Морозова И.С.

(подпись, Ф.И.О.)

 

Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от «___» ________ 201 __ г.

Председатель___________________________ Большакова М.Н. (подпись, Ф.И.О.)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................………….…..........……….……....... 4

Тематический план................................................………………….…………6

Содержание курса.............................................……………………………......8

Учебно-методическое обеспечение по дисциплине…………...……………20

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля….…….………23

Изменения и дополнения……………………………..………………………25

 

ВВЕДЕНИЕ

Общение преподавателя с учащимися при решении любого типа задач обучения и воспитания оказывает управляющее воздействие на процесс усвоения не непосредственно, а преломляясь через так или иначе организованную систему переменных учебного процесса. Иными словами, управление обучением опосредуемо закономерностями системной организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники учебного процесса — преподаватель и студенты. Это обстоятельство делает необходимым в рамках теоретического анализа наметить хотя бы в первом приближении структуру учебной ситуации как определенную взаимосвязь ее переменных, которые в реальных учебных ситуациях образуют неразложимую целостность.

Причины введения курса «Методика преподавания психологии» заключаются в том, чтобы уточнить предмет управляющих воздействий в обучении. А вместе с этим и уберечь себя от иллюзий относительно возможностей прямого «психологического» воздействия своего учебного предмета либо своей личности на аудиторию.

Цель курса - способствовать формированию у студентов научного мировоззрения, знаний основных закономерностей и принципов организации преподавания психологии в различных типах образовательных учреждений.

Задачи курса:

· обеспечить усвоение знаний о целях и содержании обучения психологии в вузах и других видах образовательных учреждений, о подготовке проведения лекций, семинаров, практикумов, о характере взаимоотношений преподавателя с учениками на всех этапах усвоения.

· способствовать формированию умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях; в самостоятельной работе с помощью соответствующих методов и средств.

· создать условия для закрепления навыков проведения основных организационных форм занятий по психологии.

Курс «Методика преподавания психологии» призван уточнить предмет управляющих воздействий для того, чтобы сформировать научно обоснованное представление о функции преподавателя. Последний может блестяще владеть не только знаниями учебного предмета, но и возможностями структурирования его содержания в систему задач; не только представлениями о закономерностях усвоения, но и процедурами перевода учащихся от одного этапа усвоения к другому. Но даже блестящее владение этими аспектами учебного процесса не обеспечит успешности управления им. Преподаватель не должен выступать лишь в качестве солиста, от партии которого прямо зависит судьба спектакля. Он должен максимально увеличить, развить свою обязанность быть организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником. Это означает, что преподаватель не «предметник», а прежде всего организатор целостной учебно-воспитательной ситуации в единстве всех ее переменных. А поскольку центральным моментом реального существования этой ситуации являются живые взаимодействия и формы общения преподавателя с обучаемыми, то организация именно этой стороны учебно-воспитательной ситуации и становится предметом особой заботы. Именно здесь завязывается центральный узел всех методических проблем и задач.

Программа курса «Методика преподавания психологии» для студентов направления «Педагогика» социально - психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 050700 «Педагогика», 2000 г.

Содержание курса «Методика преподавания психологии» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Педагогика», «Психология человека», «Психология развития», «Социальная психология».

Программой курса предусмотрено чтение лекций в различных формах их проведения: проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции-визуализации. Проведение семинарских занятий осуществляется в форме развернутой беседы на основании плана, а также в форме семинаров дискуссий, деловых игр и диспутов. Семинарские занятия также проводятся по теме «Формы организации процесса обучения» на базе образовательных учреждений.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий, которые заключаются в разработке сценариев различных форм организации процесса обучения, составление методических разработок.

Результатом успешного прохождения курса должны являться:

- глубокие и обобщенные знания основных понятий форм и методов организации процесса обучения психологии;

- практические умения организации процесса преподавания, анализа его эффективности;

- сформированные навыки самоанализа продуктивности собственной педагогической деятельности.

Курс «Методика преподавания психологии» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 51 час. изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение задания по проектированию модели учебной программы по курсу «Психология», а также представление плана-конспекта определенной формы организации образовательного процесса.

Студент допускается к экзамену, если все виды работ (написание моделей рабочей программы, планов – конспектов урока, участие в семинарских занятиях, выступление с докладами и сообщениями) выполнены в срок на высоком научном уровне; студент получил положительную оценку по промежуточным видам контроля (дидактический тест, коллоквиум, практическая работа).

В итоговой оценке по курсу учитывается эффективность выполнения студентом всех форм работы.

Оценка аудиторной и внеаудиторной работы по курсу:

«отлично» - знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;

«хорошо» - знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; раскрыто содержание билета, имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;

«удовлетворительно» - знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью» содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

Разделы и темы программы Всего Лекции Семинары Самост Работа Формы контр.
  Характеристика психологии как учебного предмета 1. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания 2. Цели об учения психологии 3. Стратегии управления процессом обучения                     -                 практическое задание    
  Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии 1. Общая характеристика организации учебного процесса 2. Планирование и организация занятий по целому курсу 3. Формы организации обучения в школе 4. Формы организации обучения психологии в вузе                                                       Д. тест   Коллок
  Самоорганизация деятельности преподавателя 1. Подготовка к организации работы с содержанием учебного курса психологии. 2. Подготовка к организации процесса усвоения знаний 3. Работа преподавателя с представлением о самом себе                             -   -               Контр. Работа
Итого         Экз.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Специфика задач среднего и высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии: проектирование и совершенствование процесса обучения психологии как научная основа профессиональной деятельности будущих педагогов. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.

Стратегии управления процессом обучения. Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Цели обучения психологии.

Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов (умения решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической' деятельности):

а) диагностика готовности к обучению, уровня осознанности и освоенности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности;

б) анализ направлений совершенствования целей, содержания,
методов и средств обучения конкретному предмету;

в) диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик,

г) анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления; анализ учебных взаимодействий, межличностных отношений.

Цели обучения психологии в области развития личности студентов.

а) развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога;

б) развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;

в) развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта,

г) развитие коммуникативных способностей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...