Психологическая система В.Вундта. Историческая роль В.Вундта в развитии психологии.
Вундт (1832-1920) Немецкий физиолог, философ. Система Вундта направлена на то, что есть в сознании. Структурализм (название дал Титченер) – учение о структуре сознания. Программа психологии: 1. изучение элементов, элементаризм. ощущения как объективные, чувства как субъективные 2. учение о связях этих элементов (ассоциации и апперцепции) Восприятие и память – продукты ассоциативной работы.Сама апперцепция проявляется в активности. Мышление, воображение и воля – продукты апперцепции. Не надо изучать отдельные функции, надо изучать их основу. 3. учение о законах душевной жизни, идея о психической причинности. Выделял 4 закона: творческого синтеза, гетерогонии целей, связующих отношений, психического контраста Предмет психологии – сознание, непосредственный опыт. Опыт нельзя делить на внешний (объективный) и внутренний (субъективный), мы это делаем только в целях изучения, на самом деле он неделим. Тогда предмет – взгляд на опыт с объективной стороны. Душа НЕ является предметом психологии. Раздвоение предмета психологии: · Ощущения – изучать при помощи эксперимента · Мышление – изучается через продукты человеческого духа. Метод: Философия должна опираться на естественную науку. Метод должен быть единым и для объективного, и для субъективного опыта (Ведь, как мы помним, опыт един). 1. Нужно идти точным экспериментальным методом. Так он старался преодолеть ограничения интроспекции. Эксперимент – как вспомогательный метод по отношению к самонаблюдению, он нужен для организации. Эксперимент предполагает: · Использование инструментария · Эксперимент должен быть объективным (никакого взаимодействия между испытуемым и экспериментатором!)
Схема: Организация условий (стимул)→ акт сознания, данный самонаблюдению. Активность человека в схеме не учитывается! Человек понимается как реактивное существо, по аналогии с животным (оценка экспериментов Вундта со стороны Выготского) Использовал по сути психофизиологические методы. (В 1864 году даже читал курс по физиологической психологии, вещал про элементарные психические явления, прежде всего ощущения. В 1974 – “Основы физиологической психологии”) 2. НО: эксперимент подходит только для простейших психических явлений. ВПФ не поддаются эксперименту (Для них используется психология народов) Психология народов – как метод познания законов развития психики. Изучаются продукты культуры, метод реконструкции. Пытался увидеть в мифах, языке и обычаях то общее, что есть у разных народов в их духовных творениях. Психическое – существует только в форме процесса! Даже простое ощущение имеет начало → протекание→ окончание. Сравнивает все с волей так как воля – это всегда процесс. По аналогии с ней надо рассматривать все психическое. Отсюда волюнтаристическая психология. Историческая роль Вундта в развитии психологии. Раскол единой науки (выделение психологии народов) - одна из причин открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия 20 века. Наиболее исторически значимо: Основатель первой лаборатории психологии (1879). Создал ее как центр мировой подготовки психологов. Введение в психологию эксперимента. Основание специального журнала “Психологические исследования” – первый собственно психологический журнал. Психология акта Ф.Брентано. Развитие идей Ф.Брентано в психологии. Австрийский философ Ф.Брентано (1838 – 1917) в труде “Психология с эмпирической точки зрения” (1874). Основными чертами психологии интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал, что нужно изучать не содержание сознания, ощущения, а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов.
Выделял три вида духовных актов: 1)акты представления; в представлении предметы презентируются сознанию сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. представлению принадлежит ведущая роль среди этих. 2)акты суждения; в суждении объект мниться как истинный или ложный. 3)акты чувства; в актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу. Метод – внутреннее восприятие (непредвзятое и непосредственное). Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены он противопоставлял физическим. психические феномены как акты и являются предметом психологии: видение, слышание и т.д. Еще вариант: Брентано (1839-1917) Психолог, философ, священник. На его взгляды оказали влияние: Аристотель, схоластика (жизнь души как активное начало, а не только как воспринимающая деятельность извне). Главный труд: “Психология с эмпирической точки зрения” 1874 Выступил ПРОТИВ 1. Вундта, а именно: · Против психологии как науки о содержаниях сознания. Подлинная реальность – акты нашего сознания. Психология интенциональных актов направлена на что-то ВНЕ сознания (представления, чувства, суждения). · Экспериментальный метод Вундта – ограниченный для психологов. Брентано опирался в большей степени на субъективный метод самонаблюдения. 2. ассоцианистов: суждение есть тогда, когда есть доказательство. Природа психического, в отличие от физического (противопоставлял их). Физические феномены: цвет, фигура (видим), аккорд (слышим), тепло и холод, запах (ощущаем), а также сходные картины, которые являются в фантазии. Психические феномены как акты: видения, слышания, суждения. 1. Главной особенностью психических феноменов является их направленность на объект (интенциональность). Воспринимаем мы что-то, думаем о ком-то, любим кого-то и т.д. Включение предмета в психическое обязательно. НО: этот предмет сможет быть не всегда реален. Например, я могу думать о кентавре.
2. Предмет может быть представлен по-разному. Есть разные виды направленности. Классификация актов: · Акты представления. Предмет представлен в сознании. Представлению принадлежит ведущая роль среди всех психических актов. · Акты чувства, отношения к предмету (акты любви и ненависти) Пример: желание, интерес. Также включает волю. Учение о чувствах у Брентано – основа его этических представлений. · Акты суждения (о предмете что-то утверждается). В суждении объект мнится как истинный или ложный. Пример: человек смертен. 3. Подчеркивается единство всех 3 видов актов. Душевная жизнь целостна. Брентано сравнивает сознание с рекой, в которой волны идут одна за другой. В отличие от нее, физический мир может существовать как отдельные вещи (объекты). Методы исследования сознания. Непосредственное очевидное внутреннее восприятие. Плюс его теории: · Обратил внимание на активную деятельную природу сознания. · Предметность. · Единство сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|