Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая система В.Вундта. Историческая роль В.Вундта в развитии психологии.




Вундт (1832-1920)

Немецкий физиолог, философ.

Система Вундта направлена на то, что есть в сознании. Структурализм (название дал Титченер) – учение о структуре сознания.

Программа психологии:

1. изучение элементов, элементаризм.

ощущения как объективные, чувства как субъективные

2. учение о связях этих элементов (ассоциации и апперцепции)

Восприятие и память – продукты ассоциативной работы.Сама апперцепция проявляется в активности. Мышление, воображение и воля – продукты апперцепции.

Не надо изучать отдельные функции, надо изучать их основу.

3. учение о законах душевной жизни, идея о психической причинности.

Выделял 4 закона:

творческого синтеза, гетерогонии целей, связующих отношений, психического контраста

Предмет психологии – сознание, непосредственный опыт. Опыт нельзя делить на внешний (объективный) и внутренний (субъективный), мы это делаем только в целях изучения, на самом деле он неделим.

Тогда предмет – взгляд на опыт с объективной стороны.

Душа НЕ является предметом психологии.

Раздвоение предмета психологии:

· Ощущения – изучать при помощи эксперимента

· Мышление – изучается через продукты человеческого духа.

Метод: Философия должна опираться на естественную науку.

Метод должен быть единым и для объективного, и для субъективного опыта (Ведь, как мы помним, опыт един).

1. Нужно идти точным экспериментальным методом. Так он старался преодолеть ограничения интроспекции. Эксперимент – как вспомогательный метод по отношению к самонаблюдению, он нужен для организации.

Эксперимент предполагает:

· Использование инструментария

· Эксперимент должен быть объективным (никакого взаимодействия между испытуемым и экспериментатором!)

Схема: Организация условий (стимул)→ акт сознания, данный самонаблюдению.

Активность человека в схеме не учитывается! Человек понимается как реактивное существо, по аналогии с животным (оценка экспериментов Вундта со стороны Выготского)

Использовал по сути психофизиологические методы. (В 1864 году даже читал курс по физиологической психологии, вещал про элементарные психические явления, прежде всего ощущения. В 1974 – “Основы физиологической психологии”)

2. НО: эксперимент подходит только для простейших психических явлений. ВПФ не поддаются эксперименту (Для них используется психология народов)

Психология народов – как метод познания законов развития психики.

Изучаются продукты культуры, метод реконструкции. Пытался увидеть в мифах, языке и обычаях то общее, что есть у разных народов в их духовных творениях.

Психическое – существует только в форме процесса! Даже простое ощущение имеет начало → протекание→ окончание. Сравнивает все с волей так как воля – это всегда процесс. По аналогии с ней надо рассматривать все психическое. Отсюда волюнтаристическая психология.

Историческая роль Вундта в развитии психологии.

Раскол единой науки (выделение психологии народов) - одна из причин открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия 20 века.

Наиболее исторически значимо:

Основатель первой лаборатории психологии (1879). Создал ее как центр мировой подготовки психологов.

Введение в психологию эксперимента.

Основание специального журнала “Психологические исследования” – первый собственно психологический журнал.

Психология акта Ф.Брентано. Развитие идей Ф.Брентано в психологии.

Австрийский философ Ф.Брентано (1838 – 1917) в труде “Психология с эмпирической точки зрения” (1874). Основными чертами психологии интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал, что нужно изучать не содержание сознания, ощущения, а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов.

Выделял три вида духовных актов:

1)акты представления; в представлении предметы презентируются сознанию сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. представлению принадлежит ведущая роль среди этих.

2)акты суждения; в суждении объект мниться как истинный или ложный.

3)акты чувства; в актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу.

Метод – внутреннее восприятие (непредвзятое и непосредственное). Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены он противопоставлял физическим. психические феномены как акты и являются предметом психологии: видение, слышание и т.д.

Еще вариант:

Брентано (1839-1917)

Психолог, философ, священник.

На его взгляды оказали влияние: Аристотель, схоластика (жизнь души как активное начало, а не только как воспринимающая деятельность извне).

Главный труд: “Психология с эмпирической точки зрения” 1874

Выступил ПРОТИВ

1. Вундта, а именно:

· Против психологии как науки о содержаниях сознания. Подлинная реальность – акты нашего сознания. Психология интенциональных актов направлена на что-то ВНЕ сознания (представления, чувства, суждения).

· Экспериментальный метод Вундта – ограниченный для психологов. Брентано опирался в большей степени на субъективный метод самонаблюдения.

2. ассоцианистов: суждение есть тогда, когда есть доказательство.

Природа психического, в отличие от физического (противопоставлял их).

Физические феномены: цвет, фигура (видим), аккорд (слышим), тепло и холод, запах (ощущаем), а также сходные картины, которые являются в фантазии.

Психические феномены как акты: видения, слышания, суждения.

1. Главной особенностью психических феноменов является их направленность на объект (интенциональность). Воспринимаем мы что-то, думаем о ком-то, любим кого-то и т.д. Включение предмета в психическое обязательно. НО: этот предмет сможет быть не всегда реален. Например, я могу думать о кентавре.

2. Предмет может быть представлен по-разному. Есть разные виды направленности.

Классификация актов:

· Акты представления. Предмет представлен в сознании. Представлению принадлежит ведущая роль среди всех психических актов.

· Акты чувства, отношения к предмету (акты любви и ненависти) Пример: желание, интерес. Также включает волю. Учение о чувствах у Брентано – основа его этических представлений.

· Акты суждения (о предмете что-то утверждается). В суждении объект мнится как истинный или ложный. Пример: человек смертен.

3. Подчеркивается единство всех 3 видов актов. Душевная жизнь целостна. Брентано сравнивает сознание с рекой, в которой волны идут одна за другой. В отличие от нее, физический мир может существовать как отдельные вещи (объекты).

Методы исследования сознания.

Непосредственное очевидное внутреннее восприятие.

Плюс его теории:

· Обратил внимание на активную деятельную природу сознания.

· Предметность.

· Единство сознания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...