Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт о человеческом разумении».




Против теории врожденных идей (кембриджские платоники и Декарт).

2 грани эмпиризма Локка:

- Он был сторонником эмпирического изучения явлений и процессов сознания без дискуссий о природе души.

В решении вопроса о природе субстанционного носителя психических процессов колеблется, не говорит, является ли субстанция телесной или духовной.

- все содержания нашего сознания – идеи – есть результат нашего опыта, т.е. приобретены прижизненно.

· Про прижизненность формирования идей

Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение.

«Указать путь, которым мы приходим ко всякому знанию достаточно, чтобы доказать, что оно не врожденно».

«Положения не запечатлены в душе от природы, т.к. они не известны детям, идиотам и др.людям».

«Каким образом люди могли бы уверенно и спокойно нарушать нравственные правила, если бы они были запечатлены в душе». Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных идей.

Постулат Локка гласил, что " в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях ". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни.

Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека.

Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию. Он писал, что в моральном воспитании надо опираться не столько на понимание, сколько на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо умело использовать природное любопытство детей – оно есть тот ценный механизм, которым наделила нас природа и именно из него вырастает стремление к знаниям. Локк отмечал, что непосредственно в задачу воспитателя входит учет индивидуальных особенностей детей. Это важно и для того, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения, что способствует более быстрому усвоению знаний.

· Про идеи, опыт и предмет психологии.

Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни» которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».

В самом опыте Локк выделил два источника: ощущение и рефлексию.

1. ощущения.

Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом — идеи.

Чувства доставляют уму разные восприятия вещей.

2. рефлексия.

Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) — деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом — идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей.

Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать свою деятельность.

 

Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.

Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Из этого наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета психологии. Отныне на его место стали претендовать явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида.

Все идеи происходят или из одного, или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение — начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания

Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. По Локку: метод САМОНАБЛЮДЕНИЯ – внутреннее восприятие собственных психических процессов. Сознание – восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. «Если я мыслю, но об этом не знаю, никто другой не может знать этого».

 

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями — через ощущение и рефлексию.

С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него.

В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

Идеи мы имеем в душе.

Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами.

Первичные качества — это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет.

Вторичные качества — это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц (третичные не отличаются от вторичных. Зачем он их выделил не понятно).

Деление качеств на первичные и вторичные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения от объекта.

В отличие от простых сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем.

Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действии: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию.

Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции:

- отбор единичных объектов, о которых мы хотим получить общее представление.

- расчленение каждого объекта на элементы (составляющие их свойства)

- сравнение объектов по элементам.

- идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием).

- абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах.

- суммируют идеи, которые повторяются, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею.

- обозначение словом.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в античности). По Локку, ассоциация — это неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...». Примерами являются все наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т. п.

Несмотря на то что Локк ввел понятие ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. «Невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает» (пипец!!!).

Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность. («Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как тоже самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления»).

 

Локком выделялись следующие п сихические процессы:

- ощущения свойств предмета

Автоматически появляются в сознании (ум пассивен)

Понятие порога восприятия

- память

Более активный психический процесс

Лучше всего запечатлеваются эмоционально не безразличные идеи

- мышление

Наиболее активная деятельность нашего ума

Операции: сравнение, абстрагирование, обобщение, - с их помощью – превращение простых идей (элементов знаний) в сложные идеи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...