Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы реализации системы управления рисками




Еще на первых этапах развития СУР были обнаружены недостатки, большинство из которых не устранено до сих пор. Это мешает четкому применению системы в целом и создает предпосылки для неисполнения планов по полномасштабному и всестороннему ее внедрению. В качестве наиболее существенных проблем на сегодняшний день можно назвать:

- неэффективную автоматизацию процессов выявления рисков;

- низкую оперативность издания профилей рисков и формирования "зеленого сектора" при взаимодействии различных подразделений ФТС России;

- отсутствие комплексности анализа рисков;

До сих пор в полной мере не реализована задача автоматизации процессов выявления профилей рисков, в составе штатных комплексных автоматизированных систем таможенного оформления "АИСТ-М" и "АИСТ РТ-21".

Следует отметить, что постоянно увеличивающийся товаропоток и расширение номенклатуры оформляемых товаров, усложнение нормативно-правовой базы, ограниченность сроков принятия решений при осуществлении таможенных процедур приводят к повышенной нагрузке на должностных лиц таможенных органов, а используемое ими программное обеспечение уже сегодня не позволяет реализовать весь комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективные меры таможенного контроля.

На данном этапе единственным средством для выявления профилей риска в процессе таможенного оформления является программная задача "Сервис выявления рисков". Однако это средство имеет множество проблем некорректного срабатывания профилей риска, в результате чего большинство операций по выявлению и отражению результатов при применении СУР приходится делать вручную, что приводит к ошибкам, отнимает время и людские ресурсы. Инспектор на таможенном посту тратит много времени на регистрацию выявленных рисков в электронном виде и корректировку электронного отчета в случаях их некорректного выявления, а не на выполнение основных функций по таможенному контролю.

Важным в деле повышения эффективности работы СУР является дальнейшее расширение взаимодействия ФТС России с другими государственными контролирующими органами. Примером может служить реализация заключенного в 2005 году "Соглашения о сотрудничестве между Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой". Так, только по результатам совместных проверок в 2006 г. налоговыми органами дополнительно начислено платежей на сумму более 90 млрд. руб. На основании информации таможенных органов отказано в возмещении НДС из бюджета на сумму свыше 78 млрд. руб.

Отсутствие адаптированных к российским условиям подходов к построению СУР в таможенной сфере является одним из препятствий для встраивания риск-менеджмента в процессе управления таможенным контролем. Централизованная система - основная и единственная применяемая для формирования структуры организации управления рисками. Остаются невостребованными комплексная и децентрализованная системы. Кроме того, в России нет единой методики по выявлению рисков, не используется количественный расчет вероятности риска. Не налажена как технически, так и организационно обратная связь о результатах применяемых мер по минимизации рисков, что приводит к невозможности оценивать их эффективность, принимать решения об актуализации или отмене профилей риска.

Важным фактором, влияющим на процессы адаптации системы управления рисками в региональных таможнях, является наличие удобного и эффективного в эксплуатации программного обеспечения, совместного с программным обеспечением, применяем ФТС России и региональными таможенными управлениями. Как правило, программные средства для уровня таможни и таможенных постов поступают для эксплуатации с опозданием, что вызывает на местах трудности в организации работы и необходимость разработки собственных программных проектов.

На основании анализа вышеуказанных проблем при реализации СУР можно сделать следующие выводы:

.   Необходимо ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них могла утверждаться непосредственно начальниками РТУ, что значительно сократит временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля отдельных товаров и лиц, в отношении которых выявляется риск. Предложенный подход позволит сократить временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля до нескольких часов.

2. Прием, регистрация передачи документов в функциональные отделы отнимает у сотрудников ОПСУР время от аналитической работы, кроме того увеличивает срок прохождения документов при рассмотрении и принятии решения. Аналитическая работа должна быть основной в деятельности ОПСУР РТУ (таможен). Достаточно только контролировать результаты взаимодействия между профильными отделами и таможенными постами. Контроль результатов модно реализовать в отчетах таможенных постов.

.   Создание и использование в практике работы таможенных органов информации из единого опреативно-аналитического центра СУР должно быть приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

.   Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР должны стать базы данных, получаемые в ходе информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти на основании межведомственных соглашений, а также использоваться информация от таможенных служб иностранных государств (ведется информационный обмен с Украиной, Казахстаном, Финляндией, Швецией, готовится соглашение с Бельгией, подписан меморандум о начале работ по информационному обмену с Китаем).

.   Изучение проблем управления и анализа рисками говорит о необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. И таким нововведением может явиться эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно и оперативно принимать решения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...