Глава 1. Семья, типы и функции
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Неполная семья как социальная проблема
Оглавление
Введение Глава 1. Семья, структурные составляющие современной семьи, типы и функции Семья как социальный институт Неполная семья как социальная проблема. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста Глава 2. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе Глава 3. Социальные проблемы такой категории, как неполная семья Трудности существования неполной семьи Глава 4. Основные направления социальной работы с неполными семьями, законодательные основы и правовые особенности их социальной поддержки Основы социальной работы с неполными семьями Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования. Рекомендации по совершенствованию работы с неполной семьёй Глава 6. Проект Центра социальной помощи неполной семье Заключение Список используемой литературы
Введение
Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы.
В жизни и деятельности общества семья играет колоссальную роль. Семья - особый эмоционально взаимодействующий коллектив. Ее социальный характер и нравственные цели в значительной степени определяются объективными условиями того общественного строя, в котором она существует. Проблема создания семейного союза, правильное в нем воспитание детей справедливо считается актуально злободневной на все времена. На пути жизнедеятельности семьи встает очень много проблем, которые в конечном итоге могут отложить свой отпечаток на воспитании детей. Наиболее проблематична и уязвима в воспитательном плане является неполная семья. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. По данным переписи 2005 г. Из 40 млн. семей 4,8 млн., т.е. 12% были неполными. Неполная семья одна из категорий семей наиболее нуждающихся в социальной помощи. Нарушение нормальной структуры не фатально, не неотвратимо действуют на ее воспитательный потенциал, а лишь тогда, когда присоединяются многие другие факторы, которые могут усиливать или ослабевать это воздействие, целый ряд факторов, переплетаясь, усложняют жизнь неполной семьи. Актуальность. Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т.к. его "проводником" является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, формирование основы характера человека, закладывает фундамент человеческих качеств, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. Поэтому вопрос о неполных семьях весьма актуален, так как в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество, отсюда, в частности, и отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.
Таким образом, актуальность проблемы определила цель данной работы: изучить и раскрыть факторы, вызывающие рост числа неполных семей в рамках социальной проблемы и выделить пути решения сложившейся ситуации, а также их улучшения в результате эмпирического исследования. Задачи: 1. Изучить научную литературу; . Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей; . Проанализировать основные современные тенденции и факторы роста неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей в современном обществе; . Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям; . Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями; . Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России; . Провести эмпирическое исследование и сделать выводы. Объектом работы являются неполные семьи. Предметом работы является пути решения проблем неполной семьи. Основным методом исследования является теоретический анализ литературы по теме работы. Гипотеза исследования: социально-психологические особенности неполной семьи определяют необходимость оказания им помощи. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические - опросные методы, такие как: беседа и интервью. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проведен анализ научной литературы неполных семей как социальной проблемы; проанализированы социальные аспекты работы с неполными семьями.
Глава 1. Семья, типы и функции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|