Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования. Некоторые рекомендации по совершенствованию работы с неполной семьей




 

В качестве эмпирического исследования я провёл беседы с членами полных и неполных семей. Мной было опрошено 20 человек. По результатам исследования были выявлены некоторые актуальные проблемы, возникающие в неполных семьях. Проанализировав своё исследование, я предлагаю некоторые рекомендации к совершенствованию работы с неполной семьей.

Государственная система защиты и поддержки неполной семьи весьма эффективна: немалое количество специальных учреждений, многообещающие целевые программы, развивающаяся инфраструктура.

На мой взгляд, бессмысленно искать и предлагать решение каждой индивидуальной проблемы человека, такой подход практически невозможен. Важно найти ключевые моменты в формировании проблемы.

Основными задачами специалиста по социальной работе будут являться: практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь; улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей; содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.

Считаю, что при решении проблем неполной семьи важно соблюдать комплексный подход к поиску путей ликвидации проблемы. Специалист должен учесть множество факторов, которые сформировали какую-либо проблему. Вся деятельность специалиста на первичном этапе представляет собой последовательность в виде сбора информации. Именно большой объем информации о проблеме клиента поможет специалисту наиболее точно определить причину проблемы.

Многие специалисты видят суть какой-либо проблемы неполной семьи лишь в экономическом плане. Стереотипное понятие о том, что деньги - залог благополучия в семье, дает о себе знать. Руководствуясь таким понятием, мы рискуем упустить из вида другие составляющую проблемы, а именно: психологическую. Для многих неполных семей именно психологический фактор является первопричиной их неблагополучия.

В ходе моего проведенного исследования это было подтверждено. Из беседы с матерью-одиночкой М.: «Само ощущение того, что мы брошены, оставлены, первое время вселяло огромный страх. Страх от одной лишь мысли - «…Я одна, с ребенком на руках. Что дальше?» подавлял всякое желание к дальнейшим действиям….». Заметим, что первой мыслью человека было ощущение страха и безысходности. Именно психологическое консультирование могло бы решить эту проблему. В первые месяцы человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, особенно необходима поддержка в моральном аспекте этого слова, именно доброе слово, напутствие, проявление внимания и понимания к проблеме человека. На первых этапах формирования проблемы специалист должен всеми усилиями внушать человеку уверенность. В человеке заложен огромный потенциал. И если специалист подтолкнет человека, научит решать проблему, дальнейшая работа с клиентом будет очень продуктивна. Специалист может прибегнуть к своей посреднической деятельности и направить клиента в кризисный центр. На мой взгляд, эффективность психологической поддержки очень велика. Именно стимулирование человека за счет внушения ему уверенности благоприятно сказывается на дальнейшем решении проблемы.

В ходе исследования подтвердился факт существования такой проблемы, как трудности, связанные с воспитанием ребенка. Из беседы с матерью-одиночкой К.: «….Пока ребенок был маленьким, особых проблем не возникало. Полный уход, доброе отношение формировали в мальчике положительные качества. Он рос добрым, отзывчивым, не капризным ребенком. Проблемы начались с 14 лет. Стремление казаться взрослым, юношеский максимализм, постоянное хамство перечеркнули в нем все доброе. Он начал курить в 9 классе, ввязался в дурную компанию. Довольно частые встречи с милицией уже стали привычными для нас делом. Разумеется, я начала его воспитывать. Но отсутствие «мужского авторитета» сказывалось в каждом моем действие…».

Можно сделать вывод о том, что процесс воспитание ребенка в неполной семье осложняется. Ребенок видит лишь одну модель поведения, модель поведения своей матери.

Современные исследователи не зря утверждают, что гармоничное развитие ребенка возможно лишь в том случае, если воспитанием ребенка будут заниматься оба родителя. В такой модели воспитания мать опекает ребенка от всех невзгод, заботиться о нем. А отец является авторитетом, человеком, на которого стоит равняться.

В сложившейся ситуации, а такие ситуации встречаются достаточно часто, я могу выделить две основные проблемы: незанятость ребенка и отсутствие уважения к родственникам. Специалист по социальной работе должен проводить с ребенком воспитательные беседы. Важно сформировать у подростка мнение о его значимости в семье как взрослого человека. Всячески способствовать формированию доброго, взрослого отношения к родителю. Дети из неполных семей взрослеют быстрее, чем дети из полных семей. Из такого ребенка может вырасти очень ответственный и порядочный гражданин, нужно вовремя начать действовать. Специалист может направлять ребенка в лагеря, где он будет занят общением со сверстниками, участием в массовых мероприятиях. При грамотно организованном досуге, на ребенка не будут влиять негативные факторы извне.

В общении со сверстниками и педагогами ребенок будет проходить социализацию в благоприятных для этого условиях. Именно форма загородного лагеря является предпочтительной - удаленность от города, постоянный контроль над детьми, отсутствие негативной среды.

В России социальная работа с семьей еще не так хорошо развита, как в США и ряде Европейских стран. Понятие «объект социальной работы» за границей предстает в более широком виде. Чаще всего мы сталкиваемся с такой неполной семьей - «мать-одиночка, воспитывающая ребенка». В своём исследовании я провёл беседу с двумя отцами-одиночками. Как ни странно, но у отцов-одиночек возникают схожие проблемы. Проблемы, связанные с воспитанием детей, организацией собственного времени. Но в нашей стране не хватает специальных учреждений - кризисных центров для мужчин.

Из беседы с отцом-одиночкой В.: «Придя в Центр помощи семье и детям, чувствовал себя очень неловко, рядом сидели женщины с детьми. И я один среди всех них. Возникло чувство того, что я единственный мужчина, воспитывающий ребенка один. На приеме у специалиста я не мог понять, зачем мне получать пособие в 200 рублей. Серьезных материальных проблем я не испытывал. Мне нужна была именно консультация о том, как мне воспитывать ребенка».

Гендерные различия мужчины и женщины отражаются на понимании того, как нужно воспитывать ребенка. Так, например, мужчина, воспитывающий девочку, не может в полной мере заботиться о ней. Мужчина более строг, менее эмоционален. Все это может отразиться на личности ребенка. В таком случае роль специалиста по социальной работе очень важна, важна его просветительская деятельность. С отцом нужно проводить беседы о том, как более гармонично развить ребенка. Сам вид оказываемой помощи должен быть другим.

На мой взгляд, более эффективным средством помощи будет являться совместная творческая деятельность ребенка и отца. Перед специалистом стоит сложная задача в выборе методов работы по такой системе. В первую очередь, нужно найти общее между ребенком и отцом. И, исходя из этого, предлагать различные формы проведения творческой деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день в России не так много кризисных центров для мужчин, поэтому оказание специфической помощи мужчине затрудняется. Следующим значительным шагом в развитии социальной работы в России будет являться то, что категориальный аппарат социальной работы расшириться. Будут расширены категории и объекты социальной работы, сеть социальных учреждений пройдет модернизацию, как техническую, так и кадровую.

Проанализировав опыт работы зарубежных социальных служб, было выяснено, что во многих штатах США существуют социальные магазины. В таких магазинах предлагаются продукты и товары первой необходимости. Клиент, в нашем случае мать или отец-одиночка, отказывается от денежных выплат, и государство заменяет их «корзиной товаров первой необходимости».

В чем плюс такой системы? Большая вероятность того, что помощь действительно дойдет до нуждающегося. Психологическая составляющая «за это не нужно платить» лучшим образом влияет на сознание человека, отодвигая страх о нехватке средств на второй план. Предоставление выбора клиенту в составление набора продуктов. Клиент сможет ориентироваться на нужды своей семьи, на предпочтения в питание ребенка. Конечно, такая корзина не будет включать в себя изысканные продукты, удовлетворяющие потребности конкретного человека. Эта корзина будет представлять собой наиболее необходимые товары и продукты для существования человека.

Так же сеть социальных магазинов предлагает свою продукцию для всех остальных людей - покупателей. За счет того, что социальный магазин продает товары всем людям, крупных финансовых вложений со стороны государства не требуется. Функционирование магазина, обеспечение его жизнедеятельности - все это оплачивается за счет выручки от продаж товаров обычным покупателям.

Создание сети таких социальных магазинов будет эффективным способом поддержки неполных семей: во-первых, клиент будет всегда обеспечен минимальным набором необходимых продуктов; во-вторых, клиент экономит массу своего времени на том, что не стоит в очередях за пособием и др.; в-третьих, у клиента появится спокойствие за свое благополучие; в-четвертых, формат магазина, как социального учреждения, предусматривает работу с большим количеством человек.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...