Вопрос 4: Правовое положение Президента
Реальное значение полномочий президента зависит от формы правления. Президент обладает большими полномочиями в условиях президентской и смешанной формы правления. Президент не может наследовать власть, нет преемства. Президент может избираться Парламентом, коллегией выборщиков (Италия, Германия), народом, косвенными выборами. Существуют условия президентства – гражданство, рождение в данной стране, возраст, обладание политическими и избирательными правами, обязательное непрерывное проживание в стране 12-14 лет. Существуют представительные, организационные, правотворческие полномочия главы государства. Президент сам формирует правительство, руководит его работой. В условиях президентской республики есть конкуренция между президентом и парламентом. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить правительство президента в отставку. Примерно такой же круг полномочий в смешанной республике. Президент обладает полномочиями по роспуску парламента. В парламентской республике президент ограничен. Решающая роль в формировании правительства отводится не президенту, а парламент. Президент участвует в формировании правительства. Вопрос 5: Акты главы государства Глава государства издает подзаконные акты, которые могут содержать нормы права, а также правоприменительные акты, распоряжения. Глава государства в большинстве случаев обладает правом законодательной инициативы в парламенте. Тема 11: Парламент в зарубежных странах Вопросы лекции: 57. Понятие общественно-политической и социальной роли современного парламента; 58. Структура парламента; 59. Общая характеристика полномочий парламента;
60. Специальные парламентские полномочия; 61. Внутренняя организация работ парламента; 62. Парламентский законодательный процесс; 63. Статус парламентария – члена парламента; 64. Органы при парламенте. Вопрос 1: Понятие общественно-политической и социальной роли современного парламента Считается, что и отцом и матерью современного парламента является знаменитый английский парламент, возникший в 13 веке. В любом случае парламент имеет почти 800-летнюю историю. Однако на протяжении долгого периода парламент был ограничен в своих полномочиях. Высокоавторитетным полноценным органом парламент стал недавно – после побед буржуазных революций в 17, 18 веках. В РФ парламент именуется как Федеральное Собрание РФ, в США – Народный или национальный конгресс, в Швеции – Рейхстаг, в Украине – Верховная Рада. Парламент – важнейший государственный власть. Он олицетворяет законодательную, представительную власть. Его назначение состоит в согласованном принятии решений, законов. Он отражает государственный суверенитет, призван отражать волю всего народа. Этимологически парламент происходит от французского «парламентэ» - говорить. Уже в 19 веке сформировалось понятие парламентаризм – особая система управления государственными делами через привилегированное положение парламента. В целом такая ситуация характерна для западной, восточной Европы, Японии и частично для Америки. В Америки сформировалась президентская республика, с четкой системой сдержек и противовесов. Сначала 20 века оформилась тенденция, которая была известна на протяжении нескольких веков – повышения значения правительственной власти. Она получила название министериализм, что означает рост значения министерств, служб. Парламент как государственный институт характеризуется следующими чертами: 1. Парламент является представительным учреждением, он представляет весь народ. В связи с этим он является многочисленным органом;
2. Парламент как представительное учреждение всегда избирается; 3. Парламент наделен не опосредованными, а прямыми непосредственными полномочиями. Он, выражая народный суверенитет, должен занимать лидирующую позицию среди иных государственных органов, в связи с чем он наделен большим объемом полномочий. Парламент наделяет полномочиями правительство, через издание законов. Объем и содержание полномочий парламента не может зависеть от правительства. Парламент может делегировать некоторые полномочия правительству; 4. Парламент принимает законодательные акты и законы. Парламент единственный орган законодательной власти государства. Никакой иной орган не может принимать законы от имени парламента. Оценивая роль и значение парламента, нужно принимать во внимание социально-экономический и исторический факторы. Одно дела парламент Англии и Франции, совсем иной парламентаризм в странах восточной Европы. Существование парламента не говорит о существовании демократии, однако если парламента нет, то о демократии говорить вообще нельзя. Не может быть государство демократическим, если отсутствует парламент. Вопрос 2: Структура парламента Под структурой понимается наличие руководящего органа и его палат. При однопалатном парламенте парламентом руководит спикер. Существование двухпалатного парламента заключается в понятии бикамерального парламент. Он существует в РФ, Испании, Италии, Бельгии. Раньше считалось, что двухпалатный парламент должен существовать только в федеративных государствах. Однако практика доказала иное. Двухпалатный парламент во Франции, Италии. Нижняя палата – орган общегосударственного представительства. Верхняя палата выражает интересы субъектов федерации или крупных административно-территориальных образованиях. Члены нижней палаты именуются представителями, верхней – сенаторами. Члены нижней палаты избираются обычно сроком на 4 года или пять лет. Члены верхней палаты избираются обычно на более продолжительный срок. Члены американского сената избираются сроком на 6 лет. Однопалатный парламент существует в Венгрии, Израиле, Болгарии.
Решающая роль в решении парламентских полномочий принадлежит нижней палате. Как правило, наибольший объем полномочий, наибольший объем работы возлагается на нее. Верхние палаты могут участвовать в обсуждении важных вопросов, но их мнение в реальности не является окончательным и тем более решающим. Многие решения принимаются по принципу «молчание – знак согласия». Если верхняя палата не возражает против законопроекта, то он считается одобренным. Верхняя и нижняя палата должны отработать весь срок полномочий. Однако нижняя палата может быть распущена при невозможности сформировать правительство, невозможности принять бюджет течение 3-4 месяцев, при выражении парламентом вотума недоверия правительству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|