Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные особенности воображения




Воображение различается у людей по нескольким признакам. Прежде всего, индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов, новизне, оригинальности, точности. У некоторых людей образы воображения настолько яркие, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. Например, Л.Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что, будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения. Л.Н.Толстой признавался, что путал события, факты, увиденные лица с теми, что создало его воображение.

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловленыэмоциональной сферой. Яркие картины, рисуемые воображением, нередковозникают вследствие повышенной чувствительности. Так, чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, напротив, воображениеэтих опасностей может во много раз усилить чувство страха. У людей малочувствительных образы воображения обычно бледны и слабы.

Воображение человека выступает как отражение свойств личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышлениичеловека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления.

Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недр земли и звездного неба, техники и искусства. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержанию.

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают извнимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.

В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип сенсорности, которой по преимуществу оперирует человек (зрительной, двигательной и т.д.). Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Воображение также определяется областью профессиональной деятельности человека и доминирующими потребностями.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятие воображения. Каковы физиологические

основы воображения?

2. Перечислите виды воображения.

3. Раскройте основные функции воображения.

4. Какова взаимосвязь воображения и творчества?

5. Опишите индивидуальные особенности воображения.

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

I. Выберите из 4-х предложенных вариантов ответов один правильный:

1. К свойствам ощущений относятся все, кроме:

а) качество;

б) длительность;

в) целостность;

г) интенсивность

2. Основная функция непроизвольного внимания состоит:

а) в выделении в изменяющихся условиях среды наиболее ярких и интересных событий;

б) в быстрой и правильной ориентации в изменяющихся условиях среды;

в) в выделении в изменяющихся условиях объектов, несущих угрозу для жизни личности;

г) все утверждения верны

3. Минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения – это:

а) нижний абсолютный порог ощущения

б) верхний абсолютный порог ощущения

в) дифференциальный (разностный) порог ощущения

г) оперативный порог ощущения

4. Процесс отнесения единичного объекта, события к определенному классу – это свойство восприятия:

а) категоризация;

б) целостность;

в) структурность;

г) апперцепция.

5. Свойство восприятия, позволяющее выстраивать образ воспринимаемого объекта относительно постоянным по своим качествам вне зависимости от условий восприятия:

а) константность

б) категориальность

в) целостность

г) предметность

6. Психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей – это:

а) ощущение;

б) воображение;

в) восприятие;

г) мышление.

7. Переключение внимания проявляется:

а) в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой;

б) в непроизвольном переносе внимания на объект, обладающей большей раздражающей силой;

в) в переносе внимания на каждый новый объект, попадающий в поле зрения;

г) все утверждения не верны

8. К свойствам восприятия относятся все, кроме:

а) избирательность:

б) специфичность;

в) целостность;

г) константность

9. Ощущение согнутой в колене ноги относятся к:

а)экстероцептивным;

б) проприоцептивным;

в)интероцептивным;

г) все ответы не верны.

10. Образы пассивного воображения

а) являются воплощением в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов;

б) характеризуют активность психики человека;

в) являются психическим замещением активной жизнедеятельности индивида;

г) формируют ожидание наступающих событий и соответствующее отношение к ним.

11. Внимание – это:

а) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других;

б) процесс отражения отдельного свойства предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств;

в) процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей;

г) все ответы не верны.

12. Основными чертами творческого мышления являются все, кроме:

а) пластичность;

б) надежность;

в) гибкость;

г) оригинальность;

13. Утрата и восстановление памяти происходит в хронологическом порядке: недавние события исчезают из памяти быстрее старых, а последние - при лечении восстанавливаются скорее – это:

а) закон Рибо;

б) эффект Зейгарник;

в) эффект Эббингауза;

г) все ответы не верны.

14. Левое полушарие головного мозга ответственно за:

а) возможность одномоментного «схватывания» многих свойств объекта в их взаимосвязи;

б) аналитическое мышление;

в) многозначность восприятия;

г) образное мышление.

15. Операция мышления по вычленению отдельных, главных признаков и отвлечению от несущественных называется:

а) анализ;

б) обобщение;

в) абстрагирование;

г) классификация.

16. Как показала Б.В. Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца;

б) осталась незавершенной;

в) была сознательно прекращена;

г) привела к вознаграждению.

17. Правое полушарие головного мозга обеспечивает:

а) возникновение чувственно-эмоциональных образов, словесное описание которых затруднено;

б) внутренне непротиворечивую картину мира

в) возможность выразить картину мира в словах и запахах;

г) понятийное мышление.

18. К формам мышления относят:

а) суждение:

б) понятие;

в) умозаключение

г) все ответы верны.

19. Характеристика интеллекта, проявляющаяся способностью человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, называется:

а) гибкость и подвижность

б) глубина

в) доказательность:

г) логичность

20. Редкие, странные или необычные события запоминаются лучше, чем банальные – это:

а) закон Рибо;

б) эффект Зейгарник;

в) эффект Эббингауза;

г) все ответы не верны.

21. Возможность манипулировать в размышлениях конкретными предметами или ситуацией характерна для:

а) наглядно-образного мышления;

б) наглядно-действенного мышления;

в) творческого мышления;

г) абстрактно-логического мышления

22. Операция мышления по распределению предметов или явлений по группам в зависимости от сходства или различия называется:

а) анализ;

б) обобщение;

в) абстрагирование;

г) классификация.

23. Условиями успешного произвольного запоминания являются все, кроме:

а) эмоционально-эстетическая насыщенность материала;

б) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

в) сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

г) представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа

24. Процесс отнесения единичного объекта, события к определенному классу – это свойство восприятия:

а) категоризация;

б) целостность;

в) структурность;

г) апперцепция.

25. Зрение относится к ощущениям:

а) дистантным;

б) контактным;

в) ни к тем, ни к другим;

г) оба ответа верны.

II. Определите, верно или неверно утверждение:

26. Воображение – это психический процесс, выражающийся в представлении тех предметов, которые человек в реальности не видел:

а) верно;

б) не верно;

27. Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств:

а) верно;

б) неверно;

28. Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей:

а) верно;

б) неверно.

29. Повышение значимости объективных показателей и снижение значимости личностных характеристик пациента приводит к формированию шаблонного мышления у врача:

а) верно;

б) неверно.

30. Мышление и речь связаны между собой и тождественны по происхождению и функционированию:

а) верно;

б) неверно.

 

Ключ к тестовым заданиям:

1. в) целостность;

2. г) все утверждения верны

3. в) дифференциальный (разностный) порог ощущения

4. а) категоризация;

5. а) константность

6. в) восприятие;

7. а) в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой;

8. б) специфичность;

9. б) проприоцептивным;

10. в) являются психическим замещением активной жизнедеятельности индивида;

11. а) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других;

12. б) надежность;

13. а) закон Рибо;

14. б) аналитическое мышление;

15. в) абстрагирование;

16. б) осталась незавершенной;

17. а) возникновение чувственно-эмоциональных образов, словесное описание которых затруднено;

18. г) все ответы верны.

19. а) гибкость и подвижность

20. в) эффект Эббингауза;

21. а) наглядно-образного мышления;

б) наглядно-действенного мышления;

22. г) классификация.

23. в) сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

24. а) категоризация;

25. а) дистантным;

26. а) верно;

27. а) верно;

28. а) верно

29. а) верно;

30. б) неверно.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академическйи проект, 2002. – 496 с.

2. Кураев В.А. Психология человека: курс лекций. – Р. н/Д.: УНИИ валеологии ГРУ, 2002. – 2010 с.

3. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: Проспект, 2007. – 400 с.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 639 с.

5. Общая психология: Учебник / под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.

6. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

7. Психология / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2010. – 660 с.

8. Психология ощущений и воспрития / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимого, М.Б. Михалевской, Г.Ю. Любимовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 687 с.

9. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 704 с.

10. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 656 с.

11. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672 с.

12. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. / под ред. В.Н. Дружинина. -2-е изд.– СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

13. Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум. – М.: Химия, КолосС, 2004. – 240 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...