Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы современных военнослужащих




 

По данным журнала "Российская Федерация сегодня", встречаясь с руководством Совета Федерации 08.01.2008 г., В.В. Путин отметил, что приоритетом государственной политики в области обороны и безопасности является обеспечение высокого престижа службы в Вооруженных силах и социального статуса военнослужащих.

Особое место в рамках военного реформирования занимает социальная сфера, и прежде всего социальное обеспечение человека с ружьем, уволенных с военной службы и членов их семей. Это ярко отражает и поток писем, идущий в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. Большинство из них касается проекта Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот”.

"Уже сегодня финансовое положение военнослужащих непрестижно и непривлекательно для молодежи, - отмечается в обращении Общероссийского профессионального союза военнослужащих, - но многие молодые военнослужащие продолжают служить только потому, что пока еще остается моральный стимул чувствовать свой особый статус, особое отношение к себе со стороны Родины”.

Как видно, данный законопроект становится судьбоносным. Он определит правовое поле по социальному обеспечению военнослужащих на ближайшую перспективу. Но необходимо сказать, что и существующая законодательная база в области социальной защиты военнослужащих реализовывается неполностью. Из-за отсутствия или несовершенства механизмов реализации законов, в том числе нормативных положений, устанавливающих юридическую ответственность за их невыполнение.

Одна из главных проблем военнослужащих - жилищная. Положение в этой сфере закритическое. Ведь как упоминалось ранее, по закону военнослужащим и членам их семей должно предоставляться жилье. Создание различных государственных жилищных программ, организационно-накопительных фондов и т.п. не дало желаемых результатов. Право военнослужащих на бесплатное жилье от государства после 10 лет службы заменено правом получения государственного жилищного сертификата. А это не одно и то же. За последние годы принималось несколько государственных жилищных программ по обеспечению военнослужащих жильем. Однако результаты оказались плачевными. Сегодня 94 тысячи военнослужащих вообще не имеют жилья (каждая пятая офицерская семья), 147 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Число граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет около 158 тысяч.

В настоящее время военнослужащие стоят в очереди на жилье более 10 лет (для сравнения: в 70-х годах офицер или прапорщик получал жилье через год). Расчеты показывают, что для обеспечения жильем данной категории граждан, если не изменить сложившееся положение, понадобится 50-60 лет, то есть многие из сегодняшних очередников просто не дождутся своего жилья.

Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" предусматривала с 1998 года обеспечить жильем 210 тысяч семей. За этот период выпущено более 72 тысяч сертификатов: из них 37 процентов реализовано (22 процента от требуемого). Основная причина - недостаточное бюджетное финансирование (49 процентов). В прошлом году планировалось обеспечить 42 тысячи сертификатов. Для этого Госстрой России представил бюджетную заявку на 11 млрд рублей, Минфин утвердил 6 млрд. Задолженность по выданным сертификатам к окончанию срока действия Программы (2002 год) составило около 35 млрд рублей.

Для решения жилищной проблемы необходимо в кратчайшие сроки увеличить количество вводимого в эксплуатацию жилья. Если ввод в эксплуатацию 32 тысяч квартир в год позволяет не допустить увеличения очереди на жилье, то ввод в эксплуатацию ежегодно 50 тысяч квартир решит проблему с предоставлением жилья в течение 5-6 лет, что соответствует сроку, принятому и утвержденному Советом безопасности Российской Федерации.

Чтобы ускорить выполнение Программы, правительство Российской Федерации 19 марта 2002 года утвердило новые Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Правилами определен срок действия сертификата - 9 месяцев.

Другая острейшая проблема - денежное содержание военнослужащих. Сегодня оно не обеспечивает достойного уровня жизни. Вплоть до начала 90-х годов прошлого века денежное довольствие военнослужащих всегда было выше заработной платы работников народного хозяйства и государственных чиновников. И, как правило, денежное довольствие генералов и офицеров существенно превышало величину прожиточного минимума. Ситуация коренным образом изменилась в конце 90-х годов, так как денежное довольствие основной массы офицеров стало ниже прожиточного минимума. Более того, по уровню совокупных ежемесячных денежных доходов семьи военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, отстают от среднего по стране. В качестве примера следует привести США. Общая оплата ратного труда военнослужащих в этой стране более чем в 2 раза превышает оплату труда гражданских служащих.

Рассматриваемый в настоящее время законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" позволит привести порядок начисления и выплат денежного содержания военнослужащих в соответствие с начислением зарплат государственным служащим, что в перспективе значительно увеличит размеры денежного содержания и пенсий военнослужащих. Однако пока не совсем ясно, какая категория военнослужащих к какому уровню государственных служащих будет приравнена.

С 1 июля 2002 года размеры окладов по воинским должностям и с 1 января 2003 года размеры окладов по воинским званиям устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и ежемесячных надбавок к ним за квалификационный разряд федеральных государственных служащих. Размеры окладов будут установлены выплаты пенсионной надбавки, отменяются льготы по 50-процентной оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Прекращается выплата ежемесячной денежной компенсации и иных вознаграждений и выплат, получаемых в связи с исполнением службы, налога на доходы физических лиц, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год”.

Проект вводит компенсацию на жилищно-коммунальные расходы. Военнослужащим остаются надбавки за особые условия военной службы, "полевые" начисления, бесплатный проезд раз в год на отдых, бесплатное медицинское и лекарственное обеспечение, оплата путевок, бесплатный проезд в общественном транспорте.

Следующий вопрос - это проблемы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией военнослужащих, уволенных с военной службы, и сотрудников правоохранительных органов. Массовое сокращение Вооруженных сил породило острейшую социальную проблему, связанную с адаптацией к новым условиям жизни и деятельности граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда без должной поддержки со стороны государства. Положение усугубляется нерешенностью многих социальных проблем военнослужащих в условиях военной службы, несовершенством существующей системы законодательства по социальной защите.

Документы собранные организацией *Солдатские матери Санкт-Петербурга*, свидетельствуют, что нарушения действующего законодательства со стороны органов государственной власти всех уровней при призыве и во время прохождения службы в Российской армии за последнее время резко возросли.

Наибольшее число нарушений закона связано с незаконным призывом на службу юношей, имеющих законные права на отсрочку или негодных к воинской службе по состоянию здоровья. Прослужив в тяжелых условиях (по статистике организации *Солдатские матери Санкт - Петербурга*) в некоторых случаях происходит у молодых людей необратимые процессы ухудшения физического и психического здоровья.

Кроме этого, актуальна проблема несвоевременной диагностики предболезненных, донозологических форм патологий у офицеров российской армии. Деятельность офицеров проходит в условиях повышенных социо-психологических требований и связана с умственным и психоэмоциональным перенапряжением. Военные представляют одну из самых массовых профессий, связанных с многочисленными повседневными ситуациями, провоцирующими нарушения психической адаптации. Таким образом, военных можно рассматривать как модель напряженной психо-эмоциональной и интеллектуальной профессиональной деятельности в социально - экономических условиях.

Некоторыми подразделениями командуют офицеры, имеющие нарушение психической адаптации и пограничные состояния, и при этом продолжающие выполнять свои профессиональные обязанности. Это является угрозой жизни и здоровью подчиненных ему солдат. В военных подразделениях, вверенных таким офицерам, дедовщина не только процветает, однако и принимает чудовищные формы. (Общественная организация *Солдатские матери Санкт-Петербурга* Светлана ИВАНКОВСКАЯ)

Войны непосредственно и опосредованно отрицательно отражаются на многих сторонах жизни общественного организма: политической, экономической, правовой, культурной, психологической и т.д., влекут за собой существенные социальные отклонения. Одно из негативных последствий ряда происходивших и продолжающихся в настоящее время войн - распространение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях. Учитывая то, что в армии и на флоте эта форма девиантного поведения представляет большую опасность, особенно в условиях доступа к современным видам вооружений, боевой техники, в том числе к оружию массового поражения, к иным источникам повышенной опасности, тенденция прогрессирующей наркотизации военного контингента является крайне тревожным признаком, вызывающим обоснованную тревогу у практических и особое внимание у научных работников.

Анализируя специфические причины распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в военной среде, следует исходить из того, что вооруженный конфликт для военнослужащего, принимающего в нем участие, - это, прежде всего, совокупность экстремальных условий, в которых он оказался. Непосредственное участие в боевых действиях представляет собой серьезное испытание даже для хорошо подготовленного профессионального военного. Между тем, необходимым для военной специальности набором профессионально важных качеств обладает, как правило, далеко не каждый. Естественно, практически все военнослужащие, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, испытывают на себе значительные физические и психические перегрузки - результат интенсивного воздействия комплекса стрессорных факторов боевой обстановки. Наиболее суровым (с позиции субъективного восприятия) испытаниям подвергаются военнослужащие срочной службы - по сути, те же подростки, которые мало того, что в одночасье становятся военными людьми, но еще и попадают в жесткие условия вооруженного противостояния. Для них фоном стрессорного воздействия боевых условий являются такие объективные и субъективные трудности военной службы, как максимальная регламентация служебной деятельности и быта, оторванность от своих близких, привычных условий жизни, труда и отдыха, вынужденное нахождение в однополой замкнутой социальной группе, проблемы межличностного общения в воинском коллективе и некоторые другие.

Результаты социальных и медицинских исследований убеждают нас в том, что чрезмерная нагрузка, особенно нервная перегрузка, снижает порог сопротивляемости личности опасным формам снятия напряжения, одной из которых является злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами. Пребывание в состоянии перманентного перенапряжения обуславливает формирование мотивации к потреблению психоактивных веществ, способствующих, с одной стороны, повышению физической и умственной работоспособности, мобилизации психофизиологических ресурсов, утолению голода и жажды в периоды активных военных операций, а с другой - снятию излишнего психоэмоционального напряжения, купированию болевого синдрома в периоды отдыха, лечения. Соответственно, в первом случае, как правило, интенсифицируется немедицинское потребление стимулирующих наркотических средств или психотропных веществ, во втором - депрессантов, анальгетиков.

Проблема не является новой. Массовая психическая травма имела место и во время участия советских солдат в боевых действиях в Республике Афганистан (1979-1989 гг.), о чем достоверно свидетельствуют результаты проведенных социологических исследований. Для российской армии после вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана перечень вооруженных конфликтов, в которых она принимала участие, остался открытым. Афганистан сменили Таджикистан, Северная Осетия, Ингушетия, Нагорный Карабах, Чечня и т.д. По некоторым данным, до 10 % хронических наркоманов начали злоупотреблять наркотическими средствами на военной службе в горячих точках. Демобилизованные воины, познавшие вкус наркотиков, возвращаясь на "гражданку”, несут с собой и этот горький опыт, от которого невозможно избавиться в одночасье.

Особое внимание хочется обратить на то, что многие прошедшие войну военнослужащие, даже если не столкнулись с наркотиками во время боевых действий, нередко попадают в группу "риска" уже после возвращения к гражданской жизни. Как мы отметили выше, в качестве одной из причин можно назвать негативные последствия психической травмы, которые проявляются на протяжении достаточно длительного периода "мирной” жизни. Кроме того, здесь уместно говорить о более широком понятии - так называемой профессиональной деформации личности, признаки которой наиболее рельефно проявляются при непосредственном участии в боевых событиях.

Каналы поступления в армейскую среду психоактивных веществ, используемых для немедицинского потребления, далеко не всегда связаны с источниками нелегального наркопроизводства. Наркотические средства и психотропные вещества вовлекаются в незаконный оборот и из сферы медицинской деятельности, где они используются на законных основаниях. Соответственно, еще одним фактором, влияющим на распространение наркоманий среди военнослужащих служат нарушения установленных правил учета, хранения, отпуска и списания наркотических средств в воинских частях, лечебных заведениях Министерства Обороны РФ.

Современная ситуация в области контроля над медицинскими наркопрепаратами в Вооруженных Силах России, безусловно, кардинально изменилась к лучшему, но, к сожалению, далека от идеала. Так, проведенное К.В. Харабетом на основе данных Управления военных трибуналов исследование детерминант наркопреступности показало, что совершению преступления каждым вторым военнослужащим способствовали ненадлежащие условия хранения наркотических средств, а в 40 % случаев - недостатки в организации охраны. Также установлено, что к типичным нарушениям относятся плохая сохранность наркотических средств в некоторых военно-медицинских учреждениях; примерно каждый шестой из осужденных за хищение наркотических средств совершил преступления в период нахождения на излечении. Такого рода нарушения ведут к злоупотреблению наркотическими лекарственными препаратами лицами, к чьему ведению они относятся, и что наиболее опасно, к их хищению теми же лицами, а также посторонними. В качестве предметов преступных посягательств в основном фигурируют наиболее часто применяемые в военной медицинской практике наркотические анальгетики опийной группы (ампулы или таблетки морфина гидрохлорида или морфина сульфата, омнопона, таблетки кодеина и кодеина фосфата) и синтетические наркотические средства морфиноподобного действия, например, таблетки, шприц-тюбики или ампулы промедола (тримеперидина гидрохлорида).

Помимо хищений наркотических средств, совершаемых в военно-медицинских учреждениях, известны факты самовольного вскрытия солдатами индивидуальных аптечек и потребления так называемых табельных лекарственных наркотических средств во время, перед началом или после боевых операций. Подобные нарушения, которые практически не поддаются контролю, вносят определенный негативный вклад в развитие наркоситуации в военной среде, что делает необходимым их учет в профилактической работе по предотвращению распространения наркоманий среди участников вооруженных конфликтов.

Наблюдения автора позволяют заключить, что ни одна из детерминант наркотизма в военной среде в своем "рафинированном”, отвлеченном от других причин и условий виде, не способна породить это явление в том виде, в котором оно существует в реальной действительности и в котором оно предстает перед научными и практическими работниками. Отдавая должное каждому из факторов детерминации наркотизма, нельзя, тем не менее, полностью абстрагироваться от всего причинно-обусловливающего комплекса его распространения среди участников вооруженных конфликтов. Только анализ всех обсуждаемых детерминант во взаимосвязи друг с другом и последующий синтез позволит, на наш взгляд, составить целостную картину описываемой проблемы и разработать затем меры комплексного профилактического характера.

Резюмируя представленный материал, можно с определенностью утверждать, что наличие вооруженного конфликта является фактором, детерминирующим интенсивный рост потребительской наркосреды, прежде всего, из числа военнослужащих. Актуальность постановки данной проблемы обусловлена тем, что число вооруженных столкновений в современном мире отнюдь не уменьшается, а в последние годы наоборот - имеет тенденцию роста

Проблема социальной адаптации военнослужащих должна решаться комплексно, включая переобучение по специальностям, пользующимся успехом на рынке труда, трудоустройство, оказание психологической и моральной помощи, поддержку индивидуального предпринимательства, для чего целесообразно использовать здания и сооружения бывших военных городков.

Принимая сказанное во внимание, сопряженную с военными событиями эскалацию незаконного потребления наркотиков в военной среде следует расценивать как серьезную угрозу обороноспособности и национальной безопасности в целом. Наркомании военнослужащих, принимавших участие в вооруженных конфликтах, с неизбежностью влекут за собой другие социально опасные последствия, в частности, рост общеуголовной преступности (в том числе - наркопреступности), падение воинской дисциплины и нарушение правопорядка, ухудшение нравственного климата в воинских коллективах, что, в конечном счете, сказывается на состоянии боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил России. Мы уже не говорим уже о происходящей в этой связи банальной дискредитации армии и флота - представителей государства с особыми полномочиями и особо важными возложенными на них задачами. "НарКом" 1998-2008

Прежде, чем перейти к рассмотрению самого вопроса необходимо разобраться с используемой терминологией. Вызывающие озабоченность "нарушения правил взаимоотношений", называемые "дедовщиной”, "неуставными отношениями" представляют собой правонарушения в сфере межличностных отношений среди военнослужащих, которые проявляются как совокупность устойчивых социально-негативных деяний криминального характера, основанных на отрицательных традициях армейской действительности и уходящих в историческое прошлое. Они связаны с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими, с целью подчинить их своему влиянию и безнаказанно совершать в их отношении насильственные действия корыстной направленности. Термин "дедовщина" не приемлем из-за юридической бессодержательности, а "неуставные отношения" слишком широкое и расплывчатое название, ибо любое отступление от требований устава является, по сути, неуставным отношением к порученным обязанностям. Кроме того, эти действия иногда совершаются в форме досконального соблюдения уставов. В этой связи рассматриваемые проявления было бы более правильным и точным назвать нарушением в сфере межличностных отношений в армии (пограничных войсках), а более конкретизировано - глумлением, издевательством и насилием над военнослужащими.

Причины этого явления лежат в двух плоскостях. Во-первых, они находятся за пределами действия пограничных войск (в обществе) и, во-вторых, кроются в самой службе ПВ. При этом причины находятся между собой в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. К первому уровню причин и условий относятся общие недостатки и противоречия социально-экономического, идеологического, культурного, политического, национального, психологического, организационно-управленческого и медико-биологического характера.

Общие недостатки экономической сферы жизни общества. Федеральная пограничная служба, как и все государственные структуры, находится на государственном бюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и подразделения пограничных войск в настоящее время вынуждены в некоторой степени заниматься обеспечением самих себя. Это приводит к: снижению уровня эффективности охраны государственной границы; падению воинской дисциплины (большинство правонарушений происходят в условиях бесконтрольности); увеличению случаев травматизма и гибели военнослужащих, а также гибели гражданского населения по вине военнослужащих; усилению социального расслоения в пограничных войсках и недовольства значительной части офицерского состава тем, что им приходится заниматься не совсем "своим делом”; падению престижа службы на государственной границе и др.

Бедность культурной жизни нашего общества хорошо известна. Если центральные города и областные центры еще могут предложить своим жителям какие-либо культурные ценности, то в местностях, где, как правило, дислоцируются пограничные войска военнослужащим зачастую просто нечем заняться в свободное от службы время. Между тем, как правило, лица, отличающиеся особой жестокостью при совершении рассматриваемых преступлений, страдают отставанием в своем культурном и духовном развитии.

В результате значительного социального расслоения общества в пограничные войска призываются только юноши, которые не смогли или не имели возможности поступить в институт или колледж. Это приводит к: снижению интеллектуального потенциала военнослужащих и превращению армии (в т. ч. пограничных войск) в институт социального аутсайдерства.

После выделения пограничных войск из ФСК (в настоящее время ФСБ) военкоматы направляют в наши части и подразделения большое количество лиц: "психопатического круга" ранее имевших приводы в милицию; отягощенных неблагоприятной наследственностью; снятых с различных профилактических учетов (например: лиц, употребляющих наркотики и др.).

Необходимо всегда помнить, что завоевывают ложный авторитет люди с девиантным (негативно-отклоняющимся) поведением, склонные к хулиганским действиям и умеющие навязать свою волю слабым физически или психологически солдатам.

Ко второму уровню причин и условий правонарушений и преступлений, совершающих военнослужащими пограничных войск относятся непосредственно связанные с пограничной и армейской спецификой.

Специфические условия жизни, взаимоотношения военнослужащих, старших и младших, начальников и подчиненных, коллектив пограничной заставы, малые социальные группы оказывают существенное влияние на формирование личности военнослужащего пограничных войск. Отступления от уставных требований при организации деятельности и быта военнослужащих, живучесть негативных традиций, слабая борьба с пьянством и наркоманией, формализм, бюрократизм отдельных начальников сказываются на продолжении неправильного формирования личности и закреплении антиобщественных ориентаций у некоторых военнослужащих.

Пограничные войска требуют значительного материального вложения, улучшения социально-бытовой стороны жизнедеятельности военнослужащих ПВ РФ. Многие заставы построены или очень давно или некачественно.

Нигде так не проявляются возрастные различия, как в армии. Связано это с тем, что: призывники - это вчерашние школьники, среди которых возрастные различия культивируются с первого класса; сама военная служба в современном виде наносит юношам, у которых еще нет психологической устойчивости, сильный психотравмирующий удар; возрастные различия проявляются не только в среде рядового состава, но также и среди офицеров.

На психологию молодых солдат серьезное влияние оказывает принудительное включение в однополые социальные группы. Характерно, что почти все правонарушения совершаются военнослужащими во время второй половины срока службы. Статистика показывает, что военнослужащие, воспитывавшиеся без одного или обоих родителей, совершают преступления в четыре раза чаще, чем солдаты, воспитывавшиеся в полной семье. Около половины правонарушителей отрицательно характеризовались до призыва. Большое количество правонарушений солдаты совершают в состоянии опьянения.

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, составляют основу Пограничных войск. От них зависит качественная охрана государственной границы и совершение ими проступков, правонарушений или преступлений представляет повышенную общественную опасность.

Этих лиц (для краткости их представляется возможным объединить одним термином - контрактники) мы можем представить в трех аспектах: как лица, непосредственно связанные с правонарушениями (активные сторонники, а подчас и участники неформальной структуры); как лица, не связанные с правонарушениями, но и не борющиеся с ними (пассивные участники); как лица, пытающиеся активно бороться с противоправными нарушениями.

Среди факторов, отражающихся на личности контрактника - правонарушителя можно выделить следующие: социальные (отсутствие в военной службе социальной справедливости, протекционизм, трудности служебного роста, сложившаяся тенденция - не брать ответственность на себя), отвлечение на различные хозяйственные работы, пьянство и, в заключении, социально-негативные установки, вынесенные - из военных училищ, службы по призыву; правовые (наличие низкой правовой культуры, которая выражается или в незнании права или сознательном нарушении его норм); психолого-педагогические (о низкой психолого-педагогической подготовке контрактников говорит высокий уровень самоубийств среди подчиненных).

Контрактникам, совершающим правонарушения, присущи следующие черты: возраст от 21 года и старше; агрессивно-насильственный опыт, приобретенный в военных училищах или на службе по призыву; низкая общая и правовая культура; отсутствие хорошей психолого-педагогической подготовки; ·боязнь принятия ответственных личных решений; существующая система "накачек”, выражающаяся в оскорблении и унижении начальниками подчиненных за проступки военнослужащих по призыву; отвлечение контрактников на хозяйственные работы и потеря ими воинского статуса и боевых навыков; распространенность бытового пьянства; переложение обязанностей по воспитанию новобранцев на старослужащих солдат.

Таким образом, видно из сложившейся ситуации, что необходимо принимать систему мер по борьбе с правонарушениями (преступлениями), самоубийствами, и вообще по улучшению психического, физического состояния военнослужащих. Традиционно эта система выглядит следующим образом: общие и специальные меры. Проблемы общих мер предупреждения правонарушений в армии, в том числе и в пограничных войсках, кроются в сложившейся в обществе экстремальной обстановке и в целом лежат на поверхности.

Представляется, что следует обратить более пристальное внимание на специальные меры предупреждения. Проводимая реконструкция Федеральной Пограничной службы должна подразумевать: профессионализацию пограничных войск; переход на призыв в пограничные войска один раз в году; качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих (как от внутриармейских факторов, так и от внешних); законодательное регламентирование функциональных обязанностей ФПС, в том числе и пограничных войск; развитие института офицеров - воспитателей.

Кроме того, от соответствующих руководителей необходима работа по предложениям о скорейшем введении альтернативной гражданской службы, т.к. от человека, не желающего служить в пограничных войсках, трудно ожидать серьезного отношения к своим обязанностям по защите рубежей своей Родины.

В качестве предупредительной индивидуальной работы с военнослужащими необходимо подробно изучать материалы личного дела военнослужащего. Это в свою очередь позволит: учитывать потребности, интересы и привычки военнослужащего; знать отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям; быть в курсе его поведения в быту; более внимательно изучить черты характера военнослужащего; знать условия воспитания, а также какое образование и специальность он получил до его призыва.

И в заключение параграфа хотелось бы напомнить, что работа по улучшению психоэмоционального состояния в пограничных войсках должна носить не разовый, от случая к случаю, а постоянный и целенаправленный характер, использующий достижения социологии, педагогики, психологии, психиатрии, криминологии и различных отраслей права. Этому может способствовать, в частности, и социальный туризм, организуемый в соответствии с льготами, предоставляющимся военнослужащим, членам их семей и другим льготным слоям населения.

Социальный туризм

 

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет социальный туризм как "путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды", при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане, а также военнослужащие и члены их семей. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ "Спутник") ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ "Спутник" в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): "Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых".

Монреальская декларация "К гуманному и социальному ведению туризма", принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там "дизайнером общества и двигателем экономического развития".

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь, пожилых лиц и военнослужащих, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: "К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли". Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже.

§ Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

§ Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

§ Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

§ Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

§ Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

§ Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

§ проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

§ отсутствие надлежащей законодательной и нормати<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...