Оценка Конституции РФ через категорию «стабильность»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В большинстве источников термин «стабильность», применяемый к правовым явлениям, наделяется более глубоким содержанием, чем неизменность. Авторы выделяют проявления стабильности права в: возможности общественного правосознания усвоить основные правовые предписания; предсказуемости изменения права; отсутствии частых, поспешных изменений; непризнании обратной силы закона; определенности; традиционном характере; священности; хорошей известности для населения; частичных, постепенных изменениях в праве; ориентации права на социальные, общедемократические ценности; измеряемости и предсказуемости государственной хозяйственной деятельности; порождении чувства безопасности у субъектов; единообразной судебной практике; единстве норм и ценностей; связи норм с господствующей группой лиц либо личностью; балансе интересов и др. В России понимание обществом термина «стабильность» изучалось социологом Л.А. Паутовой. Ею проводились исследования повседневного представления о стабильности населения РФ с использованием различных исследовательских стратегий. В результате проведенных Л.А. Паутовой исследований были сделаны следующие выводы: очевидно, что для респондентов стабильность - это прежде всего равновесный порядок; смысл репрезентации стабильности - это всегда ожидание уверенности в сегодняшнем и особенно в завтрашнем дне; люди оценивают свою жизнь стабильной тогда, когда эта жизнь улучшается; дискурсивный анализ выявил в большинстве случаев положительное эмоциональное отношение к стабильности; тревожная эмоциональная доминанта отражает страх потери стабильности и покоя. Таким образом, надо основываться на том, что стабильность правовых явлений - положительное свойство, основанное на их однозначном толковании субъектами права, вытекающем из научно обоснованной и обнародованной доктрины государственной правовой политики, фундаментом которой являются социальные ценности общества.
В связи с этим особую значимость имеет стабильность конституции как правового явления, поскольку одна из функций конституции - установление стабильных политических, экономических и социальных отношений в обществе и государстве. Конституцию РФ можно рассмотреть как явление, объективную реальность. Конституционное развитие России имеет истоки с начала XX в. О том, что россияне не представляют свое государство без конституции, свидетельствуют опросы, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения. В частности, при опросе 5 - 6 декабря 2009 г. 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России было установлено, что за последние семь лет вдвое сократилась доля тех, кому роль Конституции представляется незначительной (с 40% до 21%) <20>. В соответствии с этими данными как минимум 82% опрошенных, оценивая Конституцию РФ, не высказали сомнений в ее необходимости, что явно свидетельствует о том, что россияне оценивают Конституцию РФ как стабильное явление, без которого нельзя представить будущее России. Стабильность конституции можно оценить как стабильность нормативного правового акта. Употребляя термин «стабильность» применительно к Конституции РФ как Основному Закону, ученые признают, что термин «стабильность» не означает простую неизменность конституции как нормативного правового акта. Изменения общественных отношений могут потребовать периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями, когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой <21>.
Конституция, хоть и является основным законом государства, все же является продуктом правотворчества. Как и любой иной продукт правотворчества, нормативный правовой акт, конституция может быть изменена в порядке, установленном в государстве, на основе закона (ст. 134 - 137 Конституции России). В российской Конституции установлен «жесткий» порядок ее изменения. В Конституции РФ не указаны условия, при которых инициатива конституционного пересмотра может быть выдвинута. Хотя в доктрине высказываются мнения насчет условий, когда Конституция может быть изменена. К таким условиям относятся: внедрение подавляющего большинства ее положений в жизнь; существенные изменения в общественных отношениях, затрагивающие основы конституционного строя. Стабильности Конституции РФ как нормативного правового акта, по мнению ряда авторов, способствуют следующие факторы: наличие в их тексте более общих, гибко применяемых положений; установление запрета изменения отдельных положений, усложненная (жесткая) процедура внесения поправок и пересмотра Конституции, создание системы мониторинга Конституции РФ. Кроме того, особенности текста Конституции позволяют менять ее содержание при неизменности юридической формы, что также влияет на стабильность ее текста. М.А. Митюков по этому поводу пишет: «Объективные потребности изменений, по которым будет достигнуто принципиальное согласие ведущих социально-политических сил общества, позволят внести поправки, а возможно, даже осуществить пересмотр Конституции. Одновременно следует признать, что вне предусмотренной жесткой процедуры (не принимая во внимание изменения в ст. 65 Конституции РФ) формирующаяся конституционная практика «преобразует» российскую Конституцию без внесения в нее изменений». С ним соглашается В.В. Невинский: «Преобразование Конституции РФ происходит посредством полной реализации норм ее второго раздела «Заключительные и переходные положения», интенсивного развития федерального законодательства, официальной интерпретации норм Конституции в постановлениях и определениях Конституционного Суда, судебной практики, значительного правового массива субъектов Федерации».
Практика подтверждает эту позицию. Конституционные преобразования, осуществленные в России в период с 2000 по 2010 г., привели к тому, что в условиях неизменности юридической конструкции формы правления произошло уточнение статуса органов государственной власти, при этом значительно усилилось положение главы государства, который еще более укрепил свое доминирующее положение в системе органов государственной власти. Конституция не только нормативный правовой акт. У нее есть особая миссия. Она является Основным Законом государства. Конституция - важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Стабильность общественно-политического строя обеспечивает предсказуемость будущего. Стабильность Конституции 1993 г. как Основного Закона России, от которого зависит стабильность отношений, можно оценить также через отношение к ней населения России. Социологические опросы свидетельствуют о некотором равнодушии граждан России к своей Конституции как Основному Закону. Тем не менее при определении значения Конституции в глазах граждан России в период с 2000 по 2009 г. (год проведения опроса) произошли существенные изменения в понимании роли Конституции в жизни страны. Если в 2000 г. наиболее популярной была точка зрения, согласно которой этот документ не имеет большого значения (40%), то в 2009 г. так думали лишь 21% опрошенных. Тем не менее в 2009 г. лично читали Конституцию только 16% опрошенных. Конституция Российской Федерации 1993 г. стабильна как правовое явление и как нормативный правовой акт. Но нельзя отметить ее стабильный характер как Основного Закона государства, от которого зависит стабильность в обществе. Это основано на том, что категория «стабильность» является оценочной и зависит от общественного мнения о значении Конституции для улучшения условий жизни в государстве.
Заключение
Таким образом, Российская Конституция занимает особое положение в жизни нашего государства и общества. Как основной закон, Конституция РФ закрепляет основы государственного строя, регламентирует полномочия каждого представителя государственного аппарата управления. Положение о том, что Конституция - обязательный для соблюдения всех граждан закон, не только делает власть легальной, но и позволяет народу как основному источнику власти чувствовать себя уверенно в подобных условиях существования государства как целостной политической системы. Отсюда - подтверждение основополагающего характера Конституции именно как основного закона общества. Как известно, Конституция РФ призвана регулировать все сферы общественной жизни для обеспечения стабильности существующих в конкретном обществе настроений, правопорядка и законности всех процессов, протекающих в данном обществе.
Список использованной литературы
1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России» 2008 г. 4е издание; 2. С.А. Авакьян «Конституция России: природа, эволюция, современность» - «Сашко», 2000 г.; . А.Н. Марченко «Государственный строй: политико-правовой аспект»; . О.А. Бугина «Преемственность элементов российской правовой системы и проблема конституционно-правового регулирования»; . С.Ф. Литвинова «Оценка Конституции РФ 1993 г. через категорию «стабильность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|