Понятие конъюнктуры мирового рынка
Между конъюнктурой мировых товарных рынков и конкретной внешнеэкономической деятельностью существует непосредственная связь. Для того чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономический эффект, т.е. большую валютную выручку при экспорте в валютную экономию при импорте, надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в качестве экспортера или импортера того или иного товара. С этой целью необходимо изучать общеэкономическое положение капиталистических стран и ситуацию в отдельных отраслях экономики, а также на различных товарных рынках. Надо понимать причины, под влиянием которых иногда происходят очень быстрые изменения в объеме производства, внешней торговли или ценах на тот или иной товар. Таков, примерно, комплекс вопросов, которые необходимо включать в конъюнктурное исследование при рассмотрении необходимости заключения внешнеторговых сделок с фирмами и другими хозяйственными организациями зарубежных стран. Объективность и безошибочность изучения рыночной конъюнктуры во многом зависят от знания методики конъюнктурных исследований, целей и средств анализа и прогноза рыночной конъюнктуры. Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, существует связь и взаимозависимость. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других рынков, казалось бы, не имеющих никакого отношения к первому. Примером такой взаимосвязи может служить воздействие на конъюнктуру многих товарных рынков резкого повышения цен на нефть в конце 1973 г. В США остановились конвейеры, производившие крупногабаритные легковые автомашины, и за короткий срок работу потеряли свыше 200 тыс. рабочих-автостроителей. Автомобильная компания «Дженерал моторс» за последние два месяца 1973 г. снизила выпуск продукции на 42%. Сокращение производства в автомобильной промышленности автоматически вызвало падение спроса на сталь, свинец, резину, цинк, никель и т.д. (что соответственно вызвало уменьшение их производства).
В 1990 г. кризис в Персидском заливе стал причиной роста цен на нефть (до 40 долл. за 1 баррель против 18 долл. до начала конфликта в июле), а затем в порядке цепной реакции повысились цены на бензин и другие нефтепродукты, а также страховые ставки на танкеры, направляющиеся к ближневосточным берегам. Выросли цены и на многие другие товары, которые на первый взгляд не имели никакого отношения к нефти и событиям в Персидском заливе. Например, в 1990 г. резко возросли котировки никеля на Лондонской бирже металлов (в долл. за 1 т): в среднем за август до 10 588 и за сентябрь до 10 582 против 7 069 в январе. Приведенные примеры еще подтверждают наличие связи и взаимозависимости между различными рынками. Следовательно изучение конъюнктуры любого товарного рынка без учета связей с другими рынками и анализа общехозяйственной конъюнктуры теоретически неправильно, а в практике оперативной работы может привести к крупным просчетам. При этом, конечно, необходимо учитывать, что сила воздействия изменения конъюнктуры на одном товарном рынке или в какой-либо стране на конъюнктуру других товарных рынков или стран может быть различной. Развитие конъюнктуры различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и даже противоречивостью движения ее показателей. Зачастую одни и те же показатели, например динамика производства или цены, в одно и то же время, но на разных рынках свидетельствуют о наличии противоположных тенденций — роста и сокращения.
Такие подчас весьма значительные расхождения в направлении или темпах развития конъюнктуры требуют тщательного анализа и учета особенности производства и сбыта того товара, конъюнктура рынка которого изучается. Перенос тенденций или темпов развития общехозяйственной конъюнктуры (или конъюнктуры смежных рынков) на конъюнктуру конкретного товарного рынка без учета этих особенностей может привести к грубым ошибкам при оценке положения на рынке. Положение на многих товарных рынках характеризуется отсутствием стабильности, резкими конъюнктурными колебаниями. Конъюнктуры нет вне движения и изменений. Одни колебания и изменения конъюнктурных показателей отражают влияние постоянно действующих сил, другие — каких-либо кратковременных факторов. Таким образом, за сравнительно небольшие периоды, когда в общехозяйственной конъюнктуре не наблюдается каких-либо значительных изменений, условия спроса и предложения, цены и другие конъюнктурные показатели отдельных товарных рынков могут быть подвержены сильным колебаниям. Частые и порой весьма резкие изменения рыночной ситуации требуют постоянного изучения конъюнктуры. Только непрерывное конъюнктурное наблюдение позволяет корректировать составляемые прогнозы в соответствии с происходящими на рынках изменениями. Изучение конъюнктуры включает также большой круг вопросов товароведческого характера. Надо знать, какие отрасли экономики и в каком объеме являются потребителями данного товара, каковы особенности спроса и предложения отдельных видов и сортов товара. Следовательно, каков бы товар мы ни взяли, необходимо знать его товароведческую характеристику и главные области применения. При этом удельный вес данного товара в общем объеме потребления той или иной отрасли не является чем-то неизменным, а с течением времени под воздействием технического прогресса и других факторов может весьма сильно меняться. Знание особенностей производства и потребления отдельных товаров помогает лучше понять и предвидеть происходящие на рынке изменения. Предположим, что спрос на пиломатериалы и железную руду повысился на 50%. Приспосабливание предложения к возросшему спросу на рынке руды происходит сравнительно быстро, и значительных изменений в уровне цен не наблюдается. Иначе обстоит дело с пиломатериалами, поскольку для увеличения их производства требуется довольно длительный период. Значит, предложение будет отставать от спроса, и цены на данном рынке повысятся.
При оценке ситуации на товарном рынке необходимо иметь представление о тех изменениях, которые произошли на нем за рассматриваемый период (год, полгода, квартал или месяц). Учет этих изменений, а также выявление причин, вызвавших их, позволяют более правильно оценить конъюнктуру рынка. При проведении конъюнктурного исследования прежде всего следует определить, какие страны на данном товарном рынке играют решающую роль в качестве производителей и потребителей, экспортеров и импортеров. Изучение статистики производства, потребления и внешней торговли дает возможность, во-первых, увидеть количественные и качественные изменения, происходящие на рынке. Данные о производстве и внешней торговле стран, играющих первостепенную роль на конкретном товарном рынке, надо рассматривать за ряд лет. Только такой анализ позволит выявить основные изменения, происшедшие в объеме производства, экспорта или импорта, и выделить главную тенденцию развития. Полученные результаты дают возможность судить о конкурентоспособности той или иной страны на мировом рынке, о происшедших изменениях в расстановке сил, в издержках производства и т д. Во-вторых, сопоставление цифр внутреннего производства, потребления, экспорта и импорта объясняет особенности положения на рынках отдельных стран. Не зная, какой удельный вес занимают поставки на экспорт в общем объеме производства или сколь велика доля импорта во внутреннем потреблении, нельзя понять суть тех изменений, которые происходят в уровне спроса и предложения, в ценах. Например, Бельгия — один из крупнейших экспортеров черных металлов. Удельный вес экспорта проката черных металлов в национальном производстве составляет примерно 80%, а в отдельные годы он был и больше. Свыше 1/4 всего экспорта этой страны приходится на продукцию черной металлургии. Столь большое значение внешних рынков сбыта объясняет более частные и резкие колебания уровня бельгийских экспортных цен на черные металлы по сравнению с ценами других экспортеров.
В-третьих, рассмотрение статистики производства, потребления и внешней торговли позволяет установить степень зависимости той или иной страны от внешнего рынка. В то же время сила воздействия отдельной страны на конъюнктуру какого-либо конкретного товарного рынка зависит также от того, насколько велик удельный вес этой страны в мировом потреблении, производстве или экспорте данного товара. Фирмы-поставщики. Анализ конъюнктуры любого товарного рынка требует учета тех изменений, которые происходят в структуре фирм рынка. Иными словами, необходимо знать, какую роль играют основные фирмы, определяющие положение на рынке, и каково их значение. В современных условиях концентрация «по вертикали» (когда монополии захватывают в свои руки не только различные стадии производства сырья, полуфабрикатов и готовых изделий одной отрасли, но и предприятия отраслей-потребителей) все чаще дополняется концентрацией «по горизонтали», т.е. диверсификацией (когда приобретаются или ставятся под контроль предприятия и фирмы, не имеющие никакого отношения к основному производственному профилю ведущей корпорации). В результате многие промышленные компании стали мощными диверсифицированными концернами с очень обширной и разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции. Например, американская монополия «Дженерал электрик» производит широкую номенклатуру изделий: тяжелое энергосиловое и электротехническое оборудование, локомотивы, электронное оборудование военного и промышленного назначения, электробытовую аппаратуру. Германский концерн АЭГ кроме электротехнического оборудования выпускает аппаратуру связи, радиоэлектронную аппаратуру бытового назначения и пр. Номенклатура крупнейших западноевропейских компаний «ФИАТ» и «Рено» помимо автомобилей включает железнодорожный подвижной состав, станки, авиационные двигатели, самолеты, бытовые электроприборы, смазочные материалы и пр. Предприятия крупнейшей электротехнической компании Японии «Хитачи» кроме электротехнической продукции выпускают железнодорожные вагоны, экскаваторы, паровые котлы и т.д. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции позволяет промышленным компаниям успешнее маневрировать в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. Переключая собственные производственные мощности с одного вида продукции на другой, а также поглощая более слабые фирмы, имеющие налаженное производство или проводящие научно-исследовательские работы по выпуску каких-либо новых видов продукции, монополии способны быстро расширить производство той продукции, которая в данный момент пользуется наибольшим спросом и, следовательно, может принести максимальную прибыль. Все большее внедрение науки в производство также способствует развитию процессов диверсификации, поскольку сочетание различных производств повышает эффективность использования результатов научных исследований.
Однако расширение производственных программ монополий не следует понимать только как увеличение номенклатуры изделий, выпускаемых отдельными предприятиями. Скорее, наоборот, за счет специализации производства номенклатура предприятия сокращается, а ее увеличение в рамках компании происходит путем поглощения других фирм, строительства новых предприятий, подчинения и специализации мелких производителей. Одной из особенностей структуры фирм многих товарных рынков является то, что наряду с усилением роли и значения ведущих корпораций и расширением их производственных программ по-прежнему сохраняется много мелких и средних фирм, а в ряде случаев их количество даже увеличивается. Причины этой тенденции кроются прежде всего в специализации. Небольшие специализированные предприятия, оснащенные высокопроизводительным современным оборудованием, по своим экономическим показателям не только не отстают, но подчас опережают предприятия более крупные, но менее специализированные. Происходящее под влиянием специализации увеличение числа малых фирм не подрывает позиции ведущих монополий, а наоборот, усиливает их. При помощи системы кооперированных поставок и узкой специализации большинство мелких фирм втягиваются монополистическим капиталом в сферу своего влияния. Изготавливая отдельные изделия или узлы, эти фирмы становятся субпоставщиками ведущих компаний. Это выгодно монополиям, так как узкая специализация повышает качество изделий и снижает издержки производства. Итак, изучение структуры фирм предусматривает ознакомление с положением на рынке ведущих фирм, степенью их контроля над производством и сбытом данного товара. Исключительно важно знать степень диверсификации и специализации производства, а также учитывать изменения в межфирменных связях (внутри страны и международных) — лицензионных, финансовых, научно-технических и др. Кроме того, необходимо отслеживать происходящие слияния, поглощения, банкротства, а также изменения в производственной структуре ведущих фирм. Знание структуры фирм и степени монополизации рынка помогает правильно понимать происходящие изменения в условиях производства и сбыта. От количества фирм, от их производственных, сбытовых и других возможностей зависят степень остроты конкуренции, уровень издержек производства, сроки поставки и многое другое. Важной составной частью исследования конъюнктуры товарного рынка является изучение тех изменений, которые происходят в ценах. Здесь также нельзя ограничиваться только констатацией фактов, а необходимо выявлять причины, вызвавшие тот или иной сдвиг в уровне цен. При этом анализ перемен в технологии производства, в условиях потребления товара, учет изменений в объеме и направлениях международной торговли данным товаром, в структуре фирм и т.д. помогают лучше понять тенденции движения цен. На издержки производства и цены товаров влияет ряд различных факторов. Количественная оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, может быть произведена с помощью соответствующих показателей, характеризующих динамику и уровень цен того или иного товара. Прогноз — наиболее важный элемент изучения конъюнктуры любого товарного рынка. Все рассмотренные выше вопросы, касающиеся анализа рынка и учитывающие происшедшие изменения, являются той необходимой предпосылкой, тем фундаментом, на котором строится прогноз. Изучение конъюнктуры вчерашнего и сегодняшнего дня проводится главным образом лишь для того, чтобы правильно определить перспективы развития. Разработка прогноза требует рассмотрения в определенной последовательности предполагаемых изменений в общехозяйственной конъюнктуре, а также в сферах производства, обращения и потребления данного товара. Оценка перспектив развития конъюнктуры. Цикличность в развитии капиталистической экономики, в большей или меньшей степени характерная для производства многих товаров, вынуждает начинать прогноз конъюнктуры любого рынка с оценки перспектив развития экономики в целом. Для этого следует проанализировать движение индексов промышленного производства, запасов, капиталовложений и других показателей. Оценка общехозяйственной конъюнктуры всей капиталистической системы обязательно должна дополняться определением перспектив развития конъюнктуры отдельных стран — основных импортеров и экспортеров данного товара. Более важным при этом является изучение конъюнктуры стран-импортеров. В современных условиях в большинстве случаев предложение превышает спрос, имеет место постоянное фактическое или потенциальное перепроизводство. Поэтому положение на рынке будет зависеть прежде всего от изменения спроса. Таким образом, прогноз конъюнктуры любого товарного рынка начинается с изучения общехозяйственной конъюнктуры. Правильное понимание перспектив общеэкономического развития — основа прогноза товарной конъюнктуры. Прогноз конъюнктуры стран, имеющих наибольшее значение для рынка данного товара, позволяет экспортеру определить вероятный размер спроса импортеров, динамику предложения и тактику продаж. После изучения перспектив развития всей мировой экономики и ведущих для данного товара стран следует переходить к прогнозу развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями товара. На основе изучения конъюнктурообразующих факторов составляются оценки предполагаемых изменений в объеме и структуре потребления. Так, при прогнозе рынка кожевенного сырья необходимо изучить перспективы развития обувной промышленности, для прогноза рынка меди — оценить перспективы электротехнической промышленности и т.д. Подобная оценка производится с привлечением большой группы показателей, в том числе данных о динамике капиталовложений, заказов и пр. Затем составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Сопоставление оценок перспектив развития потребления и производства дает возможность сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить вероятный объем международной торговли и будущий уровень цен. Оценка перспектив движения цен на тот или иной предстоящий период — важнейшая задача прогноза любого товарного рынка. Такая оценка является одной из решающих предпосылок, определяющих момент выхода на рынок. Методы прогнозирования. Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.). В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили экстраполяция, экспертные оценки и экономико-математическое моделирование, балансовый метод и др. Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения их на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большой степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе. Таким образом, использование экстраполяции в целях прогнозирования рыночной конъюнктуры представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов развития экономики. Экспертные оценки базируются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Наиболее часто они применяются и при разработке экономических прогнозов. Экономико-математическое моделирование дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать качественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов. На основе данных за ряд лет составляются экономико-математические модели, отражающие более или менее сложные функциональные зависимости между конъюнктурными показателями товарного рынка. Балансовый метод применяется для прогноза конъюнктуры некоторых рынков сырья органического происхождения. Суть его заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы разрабатывается предполагаемый баланс производства и потребления на будущий год. В нем учитываются переходящие запасы прошлых лет, оценки урожая, внутреннего потребления и переходящие запасы на конец будущего года. Практическая ценность прогнозных оценок заключается в своевременном и правильном использовании прогноза. Величина инвалютных расходов при импорте и поступлений валюты при экспорте при прочих равных условиях зависит от уровня цен. Правильное же определение цен во всех внешнеторговых операциях непосредственно связано о реализацией результатов изучения конъюнктуры в практике оперативной работы. Прогноз конъюнктуры дает оценку вероятного движения цен. В зависимости от возможного повышения или понижения цен меняется тактика реализации или закупки товара. Следовательно, можно сделать вывод, что между прогнозом конъюнктуры и оперативной тактикой внешнеторговых операций существует прямая связь. Оценка конъюнктуры рынка
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на определенную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка — это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары конкретного вида, а также уровнем и соотношением цен. Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный. Изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована прежде всего на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия. Однако при этом должно учитываться и состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации. Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем, какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров. Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности, различных методов анализа и прогнозирования. Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации, который бы содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из разных источников, — общий, коммерческий, специальный. Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности. Коммерческая информация — это данные, получаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции, а также и от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.). Специальная информация включает данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому ей следует уделять особое внимание. Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта предприятия (объединения) могут создаваться собственные источники информации в виде: магазинов — опорных пунктов (базовых); сети торговых посредников; специализированных потребительских панелей. Сеть магазинов — опорных пунктов создается предприятием для наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Эта сеть формируется из числа фирменных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных товаров в зоне сбыта и согласившихся на договорных началах наблюдать за развитием спроса. Сеть торговых посредников организуется службой изучения рынка предприятия для наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара. В качестве торговых посредников целесообразно отбирать оптовые фирмы и торговые предприятия. Потребительская панель образуется службой изучения рынка предприятия как выборочная совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям. Панельные исследования позволяют установить тенденции в изменении потребления и потребительских оценок в результате сравнения спроса. Панель формируется по правилам, обеспечивающим представительность ее состава по ряду ключевых признаков (например, место жительства, пол, возраст, уровень личных доходов). Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка — создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования рыночной конъюнктуры. К таким показателям относятся: — производство товаров в ассортименте; — обновление товарного ассортимента; — обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями; — запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях); — забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса); — продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная); — изменение доли рынка, занимаемого предприятием; — изменение доли рынка, занимаемого конкурентами; — выполнение заявок на поставку товаров; — изменение в спросе потребителей; — величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте; — динамика цен; — продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и др.). Служба изучения рынка предприятия анализирует данные о динамике производства товаров в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети. Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка. При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения его состояния на тот или иной момент, но и прогноза вероятного характера дальнейшего развития рынка, по крайней мере, на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций. По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным. Специфика его заключается в том, что, с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со средне- и долгосрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах и степени их влияния, а с другой — она снижается из-за более высокой степени вариации квартальных показателей по сравнению с годовыми. При исчислении ожидаемых показателей конъюнктуры задача определения на перспективу количественных значений факторов (размеры доходов, уровень цен и т.д.) не ставится. Имеется в виду, что сложившиеся к моменту прогноза условия и тенденции в прогнозируемом периоде существенно не изменятся. Следовательно, требуется определить возможные результаты действия уже известных факторов, условий, тенденций, которые проявляются в изменении объема и структуры продажи и запасов товаров, и дать по возможности их точную количественную оценку. С учетом особенности прогноза показателей конъюнктуры наиболее целесообразным является применение экономико-статистических методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов. На основе анализа динамических рядов устанавливается тенденция развития, которая распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в развитии ресурсов товаров, покупательных фондов населения. Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят многовариантный характер. Это определяется следующими обстоятельствами: — любая расчетная величина носит вероятностный характер, не может быть дана однозначно и должна находиться в определенном интервале значений; — один и тот же показатель может быть рассчитан с помощью различных методов, позволяющих получить разные итоговые данные; — расчеты могут, а в ряде случаев и должны, осуществляться с учетом различных условий и разных количественных значений факторов. Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов. 1. Сводный обзор, или доклад, — это основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. В нем анализируются динамика общеэкономических И отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры, проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции и выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков. 2. Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры включает документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. В нем выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблемы конкретного товарного рынка. 3. Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация — это документ, содержащий оперативную информацию, которая как бы сигнализирует об отдельных процессах, происходящих в конъюнктуре рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов. В качестве примера приведем схему конъюнктурного обзора рынка сбыта товаров. Конъюнктурный обзор состоит из трех разделов. Раздел I. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде Такая оценка осуществляется исходя из анализа: информации о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкретного предприятия), ритмичности поставок; результатов специальных наблюдений; данных о работе по обновлению продукции; повышения качества товаров и др. Сопоставление показателей конъюнктуры рынка сбыта товаров может осуществляться по следующей форме (см. табл. 2.1). Таблица 2.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|