Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность международной торговли и ее особенности на современном этапе




Международная торговля это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернацио­нализацией хозяйственной жизни и интенсификацией между­народного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В фор­мациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международ­ный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным об­разом предметы роскоши, пряности, некоторые виды мине­рального сырья.

Мощным стимулом развития международной торговли стал переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отно­шениям, а также создание национальных государств, установ­ление производственных связей как внутри стран, так и между ними.

Создание крупной промышленности позволило сделать ка­чественный скачок в развитии производительных сил в между­народной торговле. Это привело к увеличению масштабов про­изводства и улучшению транспортировки товаров, т.е. были созданы предпосылки для расширения хозяйственных и торго­вых связей между странами, а вместе с тем усилило необходи­мость расширения международной торговли. На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

во-первых, образованием мирового рынка как одной из исторических предпосылок капиталистического способа производства;

во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внугреннем рынке, вывозится за границу;

в-третьих, тенденцией, возникшей на нынешнем этапе развития экономики к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и пред­приниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в рас­ширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.

Особенность развития международной торговли после Второй мировой войны заключается в ее динамичном развитии. Этому способствовала прежде всего научно-техническая революция, которая стимулировала обновление и расширение основного капитала, что было вызвано как созданием новых отраслей, так и коренной технической реконструкцией старых производств.

Важным фактором высоких темпов экономического развития в послевоенный период было государственное регулирование экономики с целью интенсификации процессов накопления капитала и предотвращения экономических кризисов.

Кроме того, экономическому росту в значительной степени способствовала возросшая мощь промышленных предприятий, которые в рамках своих производственных комплексов, Составляющих подчас целые отрасли национального, а иногда и международного производства, вводили элементы планирования и прогнозирования.

Значительную роль в экономическом росте послевоенного периода играла и борьба трудящихся стран Запада за улучше­ние своего материального положения, что заставляло промыш­ленные компании идти по пути технического прогресса.

Непосредственными причинами роста мировой торговли являются важные сдвиги в производстве в условиях научно-технической революции, которые потребовали специализации и кооперирования в международном масштабе. Данные процессы послужили главным фактором быстрого роста товарообмена между странами, причем этот рост происходил главным обра­зом за счет продукции обрабатывающей промышленности.

На интенсивность товарообмена между государствами ока­зал влияние возросший экспорт капитала и усиление трансна­циональных компаний за счет специализации и кооперирова­ния своих предприятий, расположенных в разных странах.

Росту темпов международного товарообмена способствовала также интеграция, особенно в Западной Европе, поскольку бы­ли отменены ограничения в торговле между этими странами, на которые приходится почти половина объема мировой тор­говли.

Кроме того, в структуре международной торговли произош­ли изменения под воздействием научно-технической револю­ции, ускорившей процесс международного разделения труда и вызвавшей рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми из­делиями и услугами.

Изменения в структуре товарного экспорта характеризуются тем, что если до Второй мировой войны международная тор­говля была преимущественно сырьевой, то в 90-е гг. неуклонно увеличивается доля готовых изделий, удельный вес которых в настоящее время составляет более 2/3 мирового товарооборота.

Появляются новые отрасли и виды производств, что усили­вает зависимость ряда стран от импорта некоторых видов сы­рья, особенно цветных металлов, нефти, газа и др. Например, доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей США составляет по кобальту 85%, марганцу — 100, бокситам — 96, никелю — 75%. Подобное положение наблюдается также в За­падной Европе и Японии.

Важным фактором развития международной торговли в ус­ловиях высокоразвитой рыночной экономики является вывоз капитала, который симулирует рост внешней торговли. Вывоз капитала в предпринимательской форме влечет за собой вывоз товаров, так как он связан с поставками средств производства для предприятий, создаваемых за рубежом.

Ранее инвестиции иностранного капитала направлялись преимущественно в экономически отсталые страны, главным образом в экспортные отрасли экономики. После Второй ми­ровой войны направление экспорта капитала изменилось — теперь он вывозится преимущественно из одних промышленно развитых стран в другие, что ведет к усилению интернационализации производства и капитала.

В результате возникли два вида международных компаний, имеющих предприятия в разных странах, а именно: транснациональные корпорации (ТНК) и международные корпорации (МНК). Первые представляют собой компании, национальные по капиталу, но интернациональные по сфере деятельности, а вторые — интернациональные и по капиталу и по сфере дея­тельности.

Международные компании, и прежде всего ТНК, оказывают огромное влияние на внешнюю торговлю: на долю их внутри­корпорационного оборота приходится почти 1/3 всего мирового экспорта. Так, известная американская компания ИБМ создала альянсы более чем с 40 партнерами. Японская компьютерная фирма «Фудзису» создала альянс с "Тексас инструментс", «Сименс» и «Хитачи».

Под воздействием этих факторов международный товарный обмен достиг небывалого размаха. Например, если в 1970 г. мировой объем экспорта составлял 315,1 млрд долл., то в 1992 г. — 3662,4 млрд долл., т.е. увеличился в 11,6 раза, соот­ветственно и объем импорта возрос с 328,3 млрд долл. до 3796,8 млрд долл., т.е. тоже в 11,6 раза*.

* Рассчитано по: Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА. 1998. - С. 428.

 

Необходимо отметить, что изменилась географическая структура международной торговли, которая определяется особенностями развития отдельных стран и их ролью на мировом рынке. Об этом свидетельствуют следующие данные (см. табл. 4.1). Из таблицы видно, что доля промышленно развитых стран в мировом хозяйстве составляет 71—72%, примерно такая же их доля и в импорте. Свыше 20% международной торговли приходится на развивающиеся страны. Но в каждой из этих групп происходят существенные изменения.

Таблица 4.1

Распределение мирового экспорта и импорта по странам, %

 

Страны   Экспорт Импорт
1970 г. 1985 г. 1992 г. 1970 г. 1985 г. 1992 г.
Развитые страны 70,9 66,2 72,4 71,6 68,9 71,4
Развивающиеся страны 18,4 23,7 22,7 17,9 20,5 23,8
Страны Восточной Европы 9,8 8,7 2,4 9,7 8,3 2,6
Социалистические страны Азии 0,9 1,6 2,5 0,9 2,3 2,3

Источник: Фомичев В.И. Указ соч. — С. 59.

 

К крупнейшим мировым экспортерам относятся Германия, Япония, США, Франция, Великобритания, Италия. Среди раз­вивающихся стран нужно выделить так называемые «новые ин­дустриальные страны» Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА), а именно: Сянган (Гонконг), Южную Корею, Сингапур и Тай­вань, совокупный экспорт которых превышает экспорт Фран­ции, а также Китай, на Ближнем Востоке — Саудовскую Ара­вию, в Латинской Америке — Бразилию и Мексику. Примерно такое же положение эти страны занимают и в мировом импор­те. Крупнейшим же мировым импортером являются США.

Количественными показателями, характеризующими значи­мость экспорта для экономики страны, являются экспортная и импортная квоты, которые рассчитываются как отношение стоимости экспорта и импорта к стоимости ВВП за соответст­вующий период в процентах (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2

Экспортная и импортная квоты по странам (1994 г.), %

 

Страны Экспортная квота Импортная квота
Австралия 18,9 20,1
Бельгия 71,2 66,0
Бразилия 8,6 7,4
Венгрия 25,9 35,3
Германия 33,1 30,3
Канада 33,2 32,5
Малайзия 89,8 91,4
Республика Корея 30,1 30,9
Россия 23,6 17,0
Словакия 72,3 66,2
США 10,7 12,1
Франция 21,3 19,4
Чехия 52,3 52,5
Эстония 56,1 72,2
ЮАР 23,7 21,8
Япония 9,5 7,3

Источник: Фомичев В.И. Указ. соч. — С. 43.

 

Таблица показывает, что все большая часть конечного об­щественного продукта реализуется на внешних рынках. Осо­бенно это относится к таким странам, как Бельгия, Малайзия, Словакия, Чехия и Эстония, у которых доля экспорта в отно­шении к ВВП составляет свыше 50%. Примерно такова же их доля и по импорту товаров.

Эти данные свидетельствуют о том, что в значительно большей зависимости от внешних производственных связей находятся страны с небольшой территорией и численностью населения. Значительно меньше зависят от внешних рынков США, где структура экономики носит более комплексный ха­рактер. Так, экспортная квота США в общем объеме совокуп­ного промышленного и сельскохозяйственного производства составляет 10,7%, а импортная — 12,1%.

Вместе с тем расширение внешнеэкономических связей продиктовано не только потребностью сбыта продукции на внешних рынках, но и необходимостью получения определен­ных товаров из-за границы. Особенно большую роль внешний рынок играет для развивающихся стран, так как многие из них имеют относительно ограниченные размеры внутреннего рынка.

В настоящее время одним из важнейших факторов повы­шения эффективности производства является включение государства в процесс международного разделения труда. Участие в нем и развитие внешнеэкономических связей способствуют росту эффективности производства прежде всего из-за разли­чий в издержках производства в отдельных странах. При этом также появляется возможность приобретать за границей те ви­ды сырья и продовольствия, стоимость которых на внешних рынках ниже, чем на внутренних.

Однако даже при равенстве затрат на изготовление продук­ции в разных странах международное разделение труда и обмен товарами необходимы для увеличения масштабов производства и оптимизации его размеров.

Международная специализация и кооперирование позволя­ют сосредоточить научные силы, квалифицированные кадры и материальные ресурсы в тех отраслях производства, в которых страна специализируется на мировом рынке. Это является ус­ловием повышения технического уровня производства, роста производительности труда и повышения качества продукции.

При этом создаются условия для использования передового зарубежного технического опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем прямой покупки лицензий, «ноу-хау» на изобретения, технологические процессы, новые изде­лия, а также для применения приобретенных за границей но­вейших машин и оборудования.

Особо следует отметить закупки лицензий на новую техно­логию за границей, к чему активно прибегают все промышлен-но развитые страны. Например, в Японии, ФРГ и Франции затраты на покупку таких лицензий в 2-3 раза превышают до­ходы от их продажи.

Обмен товарами между странами занимает особое место в международном разделении труда, основным побудительным мотивом которого являемся стремление к получению экономи­ческих выгод. Движущая сила международного разделения тру­да в условиях товарного производства — это закон стоимости, проявляющийся в различиях национальной и интернациональ­ной стоимости производства товаров.

Под влиянием научно-технической революции торговые связи между странами усложняются и обогащаются, все более перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля, хотя и продолжает занимать ведущее ме­сто, постепенно теряет свое значение.

Прогнозы и расчеты свидетельствуют о том, что междуна­родное разделение труда будет неуклонно углубляться и даль­ше, и на его основе опережающими темпами будут расти меж­дународный обмен товарами и услугами.

В перспективе производство экономически развитых стран все в большей степени будет ориентироваться на внешних про­изводителей, а внутренний спрос — на импорт. В развиваю­щихся странах предполагается сравнительно быстрое, по пре­имуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.

Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой рынок охватывает торговлю значи­тельной части стран мира и имеет следующие отличительные особенности.

Во-первых, если на национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, то на мировой ры­нок значительное влияние оказывают межгосударственные гра­ницы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.

Во-вторых, отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы — системы мировых цен.

В-третьих, мировой рынок товаров дополняется рынком услуг, в частности торговлей лицензиями.

В-четвертых, структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурен­тоспособности их товаров.

И, наконец, в-пятых, мировой торговле присуща неравно­мерность роста как торговли отдельных стран, так и всего ми­рового товарооборота.

В современных условиях мировой рынок становится сферой деятельности крупных компаний — крупнейших транснацио­нальных компаний США, Японии, ФРГ, Франции, Великобри­тании и других стран. Причем эти компании объединяют свои усилия с целью укрепления позиций на мировом рынке в конкурентной борьбе с другими компаниями.

Таким образом, мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы. Активную роль в ней играют те го­сударства, которые не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и про­водят политику, направленную на форсирование экспорта своих товаров.

Особенностью мирового рынка в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования. Для этого возникли как общие торговые организации (например, ГАТТ, ныне ВТО), так и региональные интеграционные эконо­мические организации: Бенилюкс, ЕЭС (ныне ЕС), Европей­ская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Латиноамерикан­ская ассоциация интеграции, Ассоциация стран Юго-Восточ­ной Азии и др.

Первыми в Западной Европе начали движение к объедине­нию Бельгия, Люксембург и Нидерланды, которые 3 февраля 1958 г. в Гааге подписали договор об образовании Экономиче­ского союза Бенилюкс. Этот договор вступил в силу 1 ноября I960 г. Бенилюкс — таможенный союз трех государств. Позднее договор был дополнен Конвенцией об унификации таможен­ной территории Бенилюкса (1969 г.), а также введением в дей­ствие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.).

Европейский союз (ЕС) возник на базе Европейского эконо­мического сообщества (ЕЭС), договор о создании которого был подписан в Риме 25 марта 1957 г. и вступил в силу 1 января 1958 г. Основные цели ЕЭС были: ликвидация в торговле между странами-участницами таможенных пошлин и количественных ограничений; установление единого таможенного тарифа и проведение единой торговой политики по отношению к треть­им странам; обеспечение свободной конкуренции в Общем рынке и т.д.

Основательницами ЕЭС были 6 стран Западной Европы: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

В начале 1961 г. контингентирование было упразднено странами ЕЭС, а с 1 июля 1968 г. были устранены таможенные пошлины внутри «шестерки». Одновременно был введен Единый таможенный тариф в торговле с третьими странами. С 1 июля 1973 г. были упразднены таможенные пошлины также в при­соединившихся к «шестерке» Греции, Испании и Португалии. Для последних трех стран был установлен переходный период.

Договор о Европейском союзе (ЕС) был подписан в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.

Членами ЕС являются 15 стран: Австрия, Бельгия, Велико­британия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Ита­лия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Фран­ция, Швеция.

Основные цели Европейского союза:

создание пространства без внутренних границ;

— содействие сбалансированному и длительному экономи­ческому прогрессу, и в первую очередь посредством:

а) создания пространства без внутренних границ;

б) усиления экономического и социального взаимодействия;

в) образования экономического и валютного союза и в пер­спективе единой валюты и тд.

Страны — члены ЕС производят до 80% промышленной продукции, 3/4 импорта и 4/5 экспорта всех государств Запад­ной Европы. Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряе­мый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства.

Однако страны ЕС в целом все же зависят от внешнего ми­ра, за счет которого они удовлетворяют 45% своих потребно­стей в энергетических ресурсах. Большая часть торговли ЕС (до 2/3) приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС — свыше 50%, а у малых стран — 70%), на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР* — около 10%, на торговлю с США — около 7, с Японией — приблизительно 7 и с развивающимися странами — около 12 %**.

* ОЭСР — Организация экономического сотрудничества 24-х промышленно раз­витых стран.

** Фомичев В.И. Указ. соч. — С. 204.

 

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Договор о ее создании был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г. В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 марта 1970 г.), Лихтенштейн — с 4 января 1960 г. как ассоциированный член.

Австрия, Великобритания, Дания, Португалия, Финляндия и Швеция вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.

Основные цели ЕАСТ:

содействие постоянному росту экономической активно­сти, обеспечению полной занятости, повышению производи­тельности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни;

— предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

— ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории ЕАСТ;

— содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

Европейское экономическое пространство (ЕЭП) возникло в результате подписания в 1992 г. государствами — членами ЕАСТ и ЕС Договора об его образовании, который вступил в силу в 1994 г. В результате был создан суперрынок с населени­ем в 375 млн человек, на который приходится свыше 40% ми­ровой торговли.

В этом рынке ликвидированы практически все оставшиеся барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг, капи­талов и людских ресурсов.

Снятие данных барьеров может повысить темпы экономи­ческого роста стран — членов пространства, снизить уровень цен на ряд услуг, уменьшить издержки производства и в ко­нечном счете усилить экономические позиции этих стран на мировом рынке, их конкурентоспособность.

По принципу Общего рынка созданы Североамериканская зона свободной торговли (август 1992 г.), в которую входят США, Канада и Мексика; Азиатско-Тихоокеанский регион, включающий Японию, США, НИС ЮВА, страны — члены АСЕАН, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и Китай, и др.

Таким образом, международная торговля в настоящее время проходит под знаком развития интеграционных процессов. Ре­зультатом этого является возрастание масштабов и качествен­ных изменений характера международной торговли, которая оказывает огромное воздействие на интернационализацию эко­номической жизни всех стран мира.

Но главное в этом процессе — коренные качественные сдвиги, происходящие в международной торговле. Заключаются они в следующем:

во-первых, изменились функции международной торговли — из чисто коммерческих краткосрочных сделок она превратилась в основное средство непосредственного обслуживания нацио­нальных производственных процессов, связывающее их в еди­ный механизм, не признающий национальных границ;

во-вторых, акцент в таком обслуживании смещается с на­чальных стадий (обработка сырья и материалов) на заключи­тельные этапы производства (отделочные и сборочные опера­ции).

 

Внешнеторговая политика

Внешнеторговая политика представляет собой систему меро­приятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Существуют две системы внешнеторговой политики — про­текционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.

Протекционизм характеризуется введением высоких тамо­женных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ог­раничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсо­вывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.

Свободная торговля это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

Различные стадии исторического развития общества харак­теризуются разными системами внешнеторговой политики.

В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Вы­сокими ввозными пошлинами на промышленные товары отече­ственная промышленность ограждалась от иностранной конку­ренции, а предприниматели ускоренными темпами осуществ­ляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышлен­ности и развитию экономики в целом.

После промышленного переворота Англия стала «промыш­ленной мастерской мира» и могла не опасаться иностранной конкуренции. Это побудило английских промышленников от­казаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Вслед за Англией в 50—60-е гг. XIX в. поворот от протекцио­низма к свободной торговле стал совершаться и в других стра­нах.

В XX в. внешнеторговая политика существенно изменилась: типичной ее формой снова стал протекционизм, имеющий од­нако, уже не тот характер и назначение, которые были ему свойственны в эпоху первоначального накопления капитала. Протекционизм теперь носит не «защитительный», а агрессив­ный характер. Товары облагаются высокими пошлинами не по­тому, что их производство в данной стране слабо развито, а с целью воспрепятствовать доступу иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку своей промышлен­ности и монопольно высокие цены.

Глубокое расстройство мирохозяйственных связей в резуль­тате «великого кризиса» и порожденных им торговых войн 30-х гг. побудило ведущие промышленно развитые страны координи­ровать свои усилия по предотвращению подобных нежелатель­ных рецидивов.

В связи с этим во время Второй мировой войны на конфе­ренции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в Хот-Спрингсе (США) в мае 1943 г. был выдвинут программный лозунг послевоенной либерализации внешней торговли — «снизить любые барьеры для международной торговли и устра­нить все формы дискриминационных ограничений».

После войны эволюция внешнеторговой политики происхо­дила под воздействием растущей интернационализации хозяй­ственной жизни в условиях научно-технической революции, повышения роли внешнеэкономической сферы и международ­ного обмена как важнейшего фактора развития производитель­ных сил.

Масштабы, направления и инструменты послевоенной внешнеторговой политики отражают бурный рост внешней торговли, усложнение ее структуры, переплетение новыми формами мирохозяйственных связей, что потребовало соответ­ствующей модернизации механизма регулирования внешнеэко­номической деятельности.

Из обширного комплекса проблем в данной области следует выделить основные — общую тенденцию к либерализации внешнеторгового обмена и эволюцию внешнеторговой полити­ки промышленно развитых государств по отношению к разви­вающимся странам.

В современной политике регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность в облегчении международного общения при повышении степени интерна­ционализации производства и капитала. Эта тенденция в об­ласти международных экономических отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового обме­на, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, т.е. применение всего комплекса мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту, а также снижение таможенных и иных барьеров.

Вместе с тем либерализация внешней торговли не является феноменом послевоенного времени, так как ее элементы суще­ствовали и до воины. Однако современная либерализация об­ладает рядом существенных отличий.

Во-первых, значительно расширен круг регулирующих меро­приятий, они давно уже вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни. Сложнее и разветвленное стал механизм этой политики.

Во-вторых, неизмеримо возросла роль согласованных международных действий, координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового обо­рота.

В третьих, и это, пожалуй, главное, если в предвоенный период либерализация в международном плане не смогла про­двинуться дальше кратковременных таможенных перемирий, то сейчас, несмотря на некоторые небольшие вспышки торговых войн, удалось добиться долговременного и весьма ощутимого снижения «уровня помех» развитию внешней торговли.

Проблемы либерализации в настоящее время рассматрива­ются главным образом в связи с задачами облегчения взаим­ного обмена развитых государств и расширения их доступа на рынки товаров развивающихся стран. Именно так трактуется, понятие «либерализации» сегодня в результате торгово-политической практики различных стран и деятельности международ­ных организаций.

Либерализации внешней торговли в послевоенный период способствовало также то, что формирование структуры между­народных экономических отношений происходило в условиях резкого изменения баланса сил в пользу США. Еще во время войны США представили доклад Лиге Наций о будущей внеш­неторговой политике, в котором необходимость либерализации мотивировалась тесной взаимозависимостью, существующей между свободой торговли и достижением полного и стабиль­ного использования ресурсов.

По мере укрепления западноевропейского и японского центров силы» и соответствующего ослабления внешнеэкономических позиций США заинтересованность в либерализации международного экономического обмена стала определяться общими потребностями в расширении международного разде­ления труда. В этих условиях, особенно в связи с борьбой раз­вивающихся стран за полный суверенитет над своими природ­ными ресурсами, задачи либерализации международной тор­говли во многом стали трактоваться по-новому, с учетом инте­ресов всех участников внешнеэкономического обмена.

Необходимо подчеркнуть, что подобно тому, как интерна­ционализация производства вызвала повышение значимости внешней сферы в качестве фактора экономического роста, так и активизация международного обмена обусловила объективную потребность в его либерализации. Причем либерализация — это не столько предпосылка, сколько средство в расширении това­рооборота. Так, по утверждению экспертов ОЭСР, либерализа­ция торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах после окончания Второй мировой войны.

Особенно заинтересованы в беспрепятственном передвиже­нии товаров между странами транснациональные корпорации, для которых либерализация внешней торговли в конечном сче­те является средством облегчения внутрикорпорационных по­ставок в пределах их интернациональных промышленных ком­плексов.

Таким образом, тенденция к либерализации обусловлена решением задач расширения мирохозяйственных связей в усло­виях интернационализации производства. Она нужна для эко­номической кооперации в интересах взаимной выгоды благода­ря более эффективному использованию мировой экономики.

Основных успехов политика либерализации достигла в об­ласти таможенных пошлин, общий уровень которых в послево­енный период существенно сократился. Сосредоточение меж­дународных усилий на этом участке объясняется следующими причинами.

Во-первых, исторически таможенные пошлины олицетворя­ют собой регулирующую функцию государства во внешней торговле, аих уровень является главным критерием торгово-политического режима.

Во-вторых, пошлины наиболее заметны на фоне других внешнеторговых барьеров.

В-третьих, таможенные тарифы служат основным унифи­цированным элементом торговой политики всех стран, что об­легчает достижение договоренности об их взаимном снижении.

Эти особенности таможенных пошлин во многом определи­ли и формы согласованных международных мероприятий по либерализации торговли. К тому же при действии принципа наибольшего благоприятствования как одного из базисных норм мировой торговой политики XX в. предоставление двумя странами взаимных таможенных уступок означает распростра­нение этих льгот на всех их внешнеторговых партнеров.

Характер таможенных тарифов обусловливает их либерали­зацию на широкой международной основе. С этим связано со­здание соответствующего международного института — Гене­рального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), по линии которого проходили многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин. Генеральное соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г., но начало действовать с 1949 г. К началу 1994 г. членами ГАТТ являлись 130 стран, еще 27 стран приме­няли правила ГАТТ де-факто и 6 стран вели переговоры о при­соединении. На долю всех этих стран приходится 90% миро­вого объема торговли.

В основу правового механизма ГАТТ были положены сле­дующие принципы и нормы:

• недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных и импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой — национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилами, регулирую­щими внутреннюю торговлю;

• использование преимущественно тарифных средств за­щиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;

• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе пе­риодически проводимых раундов многосторонних торговых пе­реговоров и их юридически оформляемое «закрепление» на со­ответствующем уровне;

• взаимность в предоставлении торгово-политических ус­тупок;

• разрешение торговых споров путем проведения консуль­таций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия — рассмотрением споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для догова­ривающихся сторон ГАТТ.

За годы существования ГАТТ было проведено несколько ра­ундов многосторонних торговых переговоров, в результате ко­торых средневзвешенный уровень импортных таможенных та­рифов промышленно развитых стран понизился с 40—50% в конце 40-х гг. до 5% в настоящее время.

Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметную роль в мировой торговле стали играть нета­рифные ограничения, т.е. различного рода административные меры, затруднявшие доступ иностранных товаров на внутрен­ние рынки.

По этой причине в ходе так называемого «токийского» ра­унда (1973—1979 гг.) сфера регулирования ГАТТ была значи­тельно расширена или уточнена в результате заключения от­дельных соглашений, регламентирующих вопросы правил та­моженной оценки, технических барьеров в торговле, лицензи­рования импорта, введения антидемпинговых и компенсацион­ных пошлин и т.д.

Принципиально новым явлением в деятельности ГАТТ стал «уругвайский» раунд многосторонних торговых переговоров (1986—1994 гг.), список обсуждавшихся на нем вопросов вышел далеко за рамки традиционных проблем торговли товарами, охватив такие области, как национальная практика стран-членов в торговле услугами (банковское дело, страхование, ту­ризм, телекоммуникации), торговые аспекты интеллектуальной собственности и иностранных инвестиций. Не малым был и перечень старых накопившихся проблем, требовавших своего решения: мировая торговля продукцией сельского хозяйства и текстильными товарами, условия и правила введения защитных мер в случае резкого увеличения импорта, субсидий. Кроме того, был создан механизм укрепления взаимодействия ГАТТ, Международного валютного фонда и Всемирного банка.

В связи с переходом к рыночным отношениям и развитием внешнеэкономических связей Россия с февраля 1994 г. начала переговоры об условиях вступления в ГАТТ, представив Мемо­рандум о вшешнеторговом режиме.

Меморандум, подготовленный специалистами Министерст­ва внешнеэкономических связей РФ совместно с рядом заинте­ресованных министерств, содержал подробное описание на­циональной экономики России, хода и основных направлений экономических реформ, внешнеторгового механизма, состоя­ния валютно-финансовой сферы, механизма валютного регули­рования. К Меморандуму были приложены основные законы и другие нормативные документы, регулирующие сферу эконо­мики, а также подробная статистика по всем разделам доку­мента.

Присоединение России к ГАТТ — это сложный, многопла­новый процесс. Ведь речь шла об обязательствах в отношении доступа товаров на внутренний рынок, которые присоединив­шаяся страна готова взять на себя в обмен на предоставление ей общих для договаривающихся сторон ГАТТ условий дея­тельности на внешних рынках. В эти условия включались став­ки импортных таможенных тарифов, а также многочисленные меры нетарифного регулирования импорта: правила введения защитных мер, таможенной оценки, применения антидемпин­говых и компенсационных законодательств, д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...