Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приемы работы ДОУ «Детский сад № 449 «Олимпиец» с неблагополучными семьями




 

В работе ДОУ «Детский сад № 449 «Олимпиец» с неблагополучными семьями использовались следующие методы:

работа воспитателя с родителями при посещении неблагополучных семей дома;

анкетирование;

составление актов условий изучения семьи;

изучение записей посещений неблагополучных семей;

изучение графиков работы родителей в группе, на участке детского сада (родители были образцом для подражания детьми, привлекались к труду родители неблагополучных семей);

изучение содержания альбома «Добрые дела родителей»;

изучение содержания отзывов родителей из неблагополучных семей;

изучение тематики научно-практической конференции для родителей и руководителей дошкольных учреждений республики; содержание родительских собраний; устного журнала «Чего не должно быть»;

изучение тематики родительских уголков, содержание записей групповых консультаций для родителей.

Необходимо отметить разработанные приемы работы ДОУ «Детский сад № 449 «Олимпиец» с неблагополучными семьями, которые были внедрены в практику работы детского сада. Выявлено влияние приемов в их начальном применении (вновь поступающие дети в период адаптации и длительно посещающие). Это сказалось на поведении детей и родителей. Родителей анонимно поделили на группы:

А - высокий уровень

Б - средний уровень

В - низкий уровень

При этом была поставлена задача: поднять уровень знаний родителей, используя указанные приемы, методы; осуществлять перевод в течение пребывания детей в детском саду.

Было проведено обследование семей методом анкетирования:

% - полные простые дети (родители - дети);

% - семьи, включающие бабушек и дедушек;

% - семьи, где один родитель является не родным;

% - неблагополучные семьи;

% - неблагополучные семьи (с ярко выраженным алкоголизмом).

Учет структуры семьи был необходим при планировании работы с родителями.

Можно сделать вывод - структура семьи, характер семейных отношений, организация семейного хозяйства - главное условие, обеспечивающее успех. И необходимое условие - связь семьи с детским садом.

Возрастной диапазон родителей детей ДОУ «Детский сад № 449 «Олимпиец»:

25 - 30 лет 32 %

31 - 35 лет 38 %

36 - 40 лет 25 %

40 лет и старше 5 %

Образовательный уровень:

с высшим образованием 17 %;

со среднеспециальным 43 %;

со средним образованием 40 %.

И только 5 % родителей имеют специальное педагогическое образование!

Можно было убедиться из работы педагогов ДОУ «Детский сад № 449 «Олимпиец», что исследования в неблагополучных семьях показывают, что одни из них выражают отношение к детскому саду, как к необходимости, другие - как естественный ход жизни, ждут много от педагогов и психологов. Существует и такая категория, что детский сад полностью должен взять всю ответственность за их ребенка на себя. Неумение таких родителей воспитывать детей выявилось очень быстро в экспериментальной игре «Секрет», «Рисунок семьи».

Как уже отмечалось, родителей анонимно разделили на группы (условно). Проводили индивидуальную целенаправленную работу, провели анализ. Группы определились после изучения семьи, анкетирования, анализа, характеристик, бесед, личностных контактов. Следовательно, важнейшим условием организации воспитательной работы детского сада с неблагополучными семьями является:

целенаправленное изучение семей, которое позволит нам найти, возможно, объективные показатели форм и методов, эффективность их применения, с особым акцентом на неполный вид семьи, на неблагополучные семьи;

установление тесной связи с общественными организациями, при необходимости с органами охраны общественного порядка.

Изучение семьи, как один из важнейших моментов выявления причин неблагополучия, тогда будет обоюдным, когда поведение педагогов при посещении семей будут убедительными в добрых намерениях педагога, в неформальных и малосодержательных беседах, когда родители убеждаются в добрых намерениях педагога.

Для этого необходимо заведующему и старшему воспитателю на основе своих наблюдений за детьми и родителями, за их взаимоотношениями при посещении дома и в д/саду:

обратить внимание на содержание педагогических бесед;

проводить беседу самим в качестве примера общения в неблагополучных и неполных семьях;

внимательно продумать их тематику;

избегать категоричности советов, соблюдать сдержанность, такт особенно там, где ребенка воспитывает одна мать, быть предельно ненавязчивым, не стремиться «узнать враз» и отметить «выполнено»;

использовать такие формы общения, как «давай же подумаем вместе, как лучше поступить», «можно сделать так, а как Вы думаете?»;

заведующим необходимо посещать «трудные семьи», вести записи встреч, разговоров, конструктивных предложений, объективных данных о конкретной семье;

посещение семьи, беседа в домашних условиях выявляют многие стороны семейной жизни, дают реальную картину семейного воспитания детей, психологических особенностей взаимоотношений между членами семьи, вооружают сотрудников дошкольных учреждений фактическим материалом для последующей работы с членами семьи.

Мои наблюдения работы педагогов ДОУ «Детский сад № 449 «Олимпиец» показывают, что в неблагополучных семьях родители довольно часто захваливают ребенка, восхищаются его мнимыми талантами и преувеличенными способностями, демонстрируют «чудо-ребенка». Подобным образом в этих семьях взращивается и культивируется с ранних лет эгоцентризм, стремление всегда и везде быть в центре внимания. Только в неблагополучной семье требование на внимание раздражает родителей: «Отойди, не мешай мне!», «Займись чем-нибудь полезным», «Читай книжку», «Иди на улицу». «А со мной дома не разговаривают» - часто можно услышать от детей.

Таким образом, чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Нередко дети не хотят принимать друг друга в игры, потому что он долго думает, медленно передвигается, или наоборот, излишне возбужден, не соблюдает правил, наталкивается на всех или мешает неподвижностью, не умеет начатое доводить до конца.

Наблюдения в игре за непопулярными детьми показывают, что такой ребенок выражает стремление к общению, но не хочет быть внимательным, требования детей и воспитателя не выполняет, и дети его изгоняют из игры. В общении такие дети отстают в сообразительности, иногда расстраивают игру, вызывают раздражение у сверстников; они попадают в число не принятых в игру. Капризули, плаксы, вредные, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета. Они - источник конфликтов и напряжений в группе сверстников, они - источник эмоционального дискомфорта. Ребенок из неблагополучной семьи объяснительную речь часто подменяет ситуативной - ребенок затрудняется строить речь с объяснениями.

Все эти данные исследования подводят меня к выводу: «Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец».

Понимая важность данного вопроса необходимо:

проводить частые наблюдения за процессом взаимоотношений детей со сверстниками.

использовать различные ситуации, которые оказывают положительное воздействие на взаимопонимание детей.

Дети из неблагополучных семей эгоцентричны, страдают «взрывом» эмоций, грубые, долго не поддаются уговорам, не терпят порицаний, реагируют на них, не соблюдая такта. В их общении со сверстниками наблюдается непостоянство, неумение начатое дело довести до конца. Для того, чтобы воспитатели знали особенности общения детей со сверстниками, крайне необходимо знать особенности каждого ребенка в группе, иметь психолого-педагогическую характеристику на каждого из них. Особенно это необходимо там, где произошла замена воспитателя в течение учебного года.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...