Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 . Предложения по основным направлениям семейной политики по отношению к неблагополучным семьям




 

В современном обществе (и не только в России) семья как социальный институт переживает кризис. Кризис - не катастрофа, а временной отрезок, на котором обнажаются назревшие противоречия. Это означает, что неизбежно происходят изменения в понимании функций семьи, в содержании семейных отношений. Появляются новые формы семьи - «пробные» семьи; семьи, основанные на гражданском браке; семьи, где женщина сознательно отказывается от брака с отцом своего ребенка и воспитывает малыша одна. В некоторых странах даже решается вопрос о допустимости официального создания однополых семей. Однако при всем при том в большинстве стран отмечается постепенное завоевание семьей статуса важнейшей, исключительной социальной ценности. Эти изменения означают постепенный выход из кризиса. Все больше людей осознают первостепенную значимость создания и сохранения здоровой, полноценной семьи. Государство, признавая ценность семьи как социального института, проводит взвешенную семейную политику, оказывая поддержку именно таким семьям.

Совершенно иная ситуация складывается, к сожалению, в нашей стране. В первую очередь следует отметить именно отсутствие последовательной политики в отношении семьи. Можно с достаточной долей уверенности предположить, что здесь имеет место целый комплекс проблем, в том числе недостаточная изученность состояния семей в России и как следствие - невозможность получения научно обоснованных рекомендаций в построении деятельности государственных органов и учреждений, реализующих государственную политику в отношении семьи.

Социальная политика государства, направленная на оказание помощи семье в выполнении своих важнейших функций, предполагает первоначальное определение критериев, позволяющих установить круг семей, нуждающихся в такой помощи. В плане государственной семейной политики это означает, прежде всего, реализацию принципа адресности социальной помощи и поддержки. Кроме того, следует определить оптимальные формы государственной помощи семьям. Представляется, что на данный момент эта задача остается нерешенной. Доказательством может служить ситуация с выплатой детских пособий. До недавнего времени каждая семья с несовершеннолетним ребенком пользовалась правом на получение такого пособия. Излишне говорить, в какие суммы это вылилось для бюджета страны. Накапливалась задолженность, остро нуждающиеся семьи не могли своевременно получить деньги. При этом выплата пособий на всех детей означала, с одной стороны, распыление имеющихся небольших ресурсов, размеры пособия оказывались мизерными. С другой стороны, детские пособия в большинстве неблагополучных семей расходуются на приобретение спиртного, и органы социальной защиты по существу бессильны изменить положение. Сложившаяся ситуация является ярким примером отсутствия продуманной семейной политики.

Считаю, что политика государства, в особенности, когда она направлена на такой достаточно автономный социальный институт, каким является семья, должна быть исключительно деликатной и гибкой. Действительно, президентским указом женщин не заставишь родить второго или третьего ребенка, не запретишь супружескую неверность, не заставишь родителей и детей любить и уважать друг друга. Для воздействия на семью, на выполнение ею тех или иных функций можно использовать разнообразные средства: правовые, экономические, идеологические, социальные. При этом речь идет в основном о создании условий, которые сама семья может оценить как благоприятные, стимулирующие. Таким образом, семейная политика государства выстраивается как система косвенного воздействия на семью.

Представляется, что первым направлением государственной семейной политики должна быть реализация принципа приоритетной ценности семьи как социального института. Необходимо развернуть целенаправленную деятельность по формированию в общественном сознании, в представлении каждого человека представления об исключительной ценности крепкой, здоровой семьи. Эта деятельность может и должна осуществляться СМИ, учебными заведениями, учреждениями культуры и так далее. Данное направление семейной политики должно обеспечить снижение числа разводов, случаев социального сиротства, формирование ответственного отношения к рождению и воспитанию детей.

В то же время нельзя забывать о том, что большинство семей в России, как и общество в целом, переживает сейчас трудные времена. В семьях возникают самые разные проблемы, приводящие к семейному неблагополучию. Проявление семейного неблагополучия обнаруживается в невозможности выполнения семьей той или иной ее функции.

Думается, что вторым направлением семейной политики должна быть социальная помощь семьям, не способным реализовать по разным причинам те или иные свои функции, не справляющимся со своими задачами по материальному обеспечению своих членов, сохранению их физического и душевного здоровья и созданием комфортного психологического климата. Именно такие семьи можно считать неблагополучными. При этом материальное, финансовое неблагополучие часто становится причиной постепенного нарушения и других важных функций семьи, например, обеспечения воспитания и образования детей. В то же время своевременная помощь может предотвратить нарушение функций семьи. Однако возникает вопрос: какой должна быть эта помощь. Опыт показывает, что худший вариант - раздача денежных сумм. Предпочтительнее помощь вещами, тем более что население достаточно активно откликается на проводимые акции по сбору одежды, обуви и других вещей. Если причиной финансовых затруднений семьи является потеря работы одним из ее членов, то лучший вариант - помощь в трудоустройстве. Следует учитывать простое правило - давать нуждающемуся не рыбку, а удочку. Отличной формой помощи, позволяющей решить одновременно несколько проблем семьи, являются семейные предприятия. Трудовая занятость взрослых членов семьи, материальный достаток, правильное трудовое воспитание детей - эти и другие признаки приближают семьи, работающие на своем предприятии, к модели распространенной когда-то традиционной семьи. Проблема состоит в том, что традиции такой семьи обществом в значительной степени утрачены. Их воссозданию и распространению мешает и отсутствие законодательной базы, призванной регулировать соответствующие отношения.

Помощь со стороны государства неблагополучным семьям как реализация семейной политики осуществляется через деятельность ряда учреждений. Особо хочется выделить роль центров социальной помощи семье и детям. Трудно представить, что еще десять лет назад таких образований не было. Центры нашли свою «нишу» в системе социальной защиты. Специалисты этих центров решают как раз задачи, связанные с оказанием помощи семьям в реализации их функций. Это и материальная помощь, и организация досуга и летнего отдыха детей, и разного рода консультации. Представляется, что в обсуждаемую концепцию семейной политики как важнейшее направление должно быть заложено дальнейшее развитие системы центров социальной помощи семье и детям.

Третье направление семейной политики в отношении неблагополучных семей призвано обеспечить активное вмешательство и конструктивную деятельность государственных органов и учреждений в ситуациях, когда невыполнение семьей тех или иных функций угрожает физическому и душевному здоровью, а иногда и жизни отдельных членов семьи. Очевидно, что в первую очередь речь здесь идет о защите интересов детей, когда родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей по их содержанию и воспитанию. Однако в такой защите часто нуждаются и престарелые, немощные люди. Согласно статистике, большое число женщин также становятся жертвами насилия в семье. К сожалению, в настоящее время профилактику насилия в семье и реагирование государственных органов на факты его проявления нельзя признать удовлетворительными. Например, сотрудники милиции предпочитают не ввязываться в пресечение семейных ссор и драк, хотя такие семьи известны наперечет. Еще сложнее дело обстоит с насилием в отношении детей. Даже когда на теле и лице ребенка обнаруживаются следы побоев, родители не боятся привлечения к ответственности: всегда можно сослаться на применение физических мер воспитания, которые не запрещены. Даже случаи тяжелого калечения детей остаются зачастую безнаказанными - очень сложно доказать умышленность причинения тяжкого телесного повреждения ребенку. Тем не менее, острота накопившихся проблем, связанных с насилием в семье, такова, что требует немедленного их обсуждения и разработки системы адекватных мер.

В реализации этого важного направления семейной политики в отношении неблагополучных семей возникает ряд серьезных этических проблем. Семья - автономный социальный институт. Она создается взрослыми людьми, которые сами определяют нормы внутрисемейных отношений и границы допустимого поведения. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей, следовательно, предполагается, что своими действиями они выражают и защищают интересы последних. Эта норма закона играет роль презумпции, то есть считается, что так оно и есть, пока не доказано обратное. Все выше сказанное заставляет серьезно задумываться над тем, как определить пределы допустимого вмешательства в жизнь семьи, даже в тех случаях, когда необходимость такого вмешательства очевидна. Известно, что после помещения в интернат дети родителей, лишенных родительских прав, иногда упорно убегают домой, где есть пусть плохая, но мама. Женщины, избитые пьяными мужьями, нередко сами вызывают милицию, а потом выгораживают и защищают своих супругов.

И всё же хочу подчеркнуть, что в отношении семей, где неблагополучие приобрело тотальный характер, должны применяться продуманные, но достаточно жесткие меры. Так, для многих спившихся, деградировавших родителей детские пособия являются единственным средством их убогого существования, а дети - рабочей силой, добывающей деньги на водку. Такие семьи производят на свет по пять, шесть и больше детей - больных, несчастных. Лишили родительских прав в отношении первых пяти - рожают следующих. А потом сбывают «доброму» государству - оно прокормит и воспитает. Как прокормит и воспитает и каким вырастет ребенок, никогда не знавший нормальной семьи - их не заботит. Государство тратит огромные суммы на пособия и помощь для таких семей, а деньги уходят как в песок. При этом известно, что дети, рожденные в таких семьях, часто имеют целый «букет» патологий, отстают в развитии от сверстников, склонны к совершению противоправных поступков, зачастую рано или поздно попадают в приют или интернат, а став взрослыми, практически не способны создавать нормальные семьи. Работники интернатов говорят, что в их учреждениях воспитываются целые «династии», то есть выросшие в интернатах люди со временем сдают в интернат собственных детей. Не хочется сгущать краски, но если эту тенденцию не переломить, то через несколько поколений абсолютное большинство жителей нашей страны будут составлять именно такие люди, выросшие без нормальной семьи и несущие на себе печать несчастного детства. А это уже - прямая угроза безопасности России.

Думается, что на краевом уровне должна быть разработана и принята Краевая целевая программа «Ответственное родительство». Как бы ни жестко это звучало, но настало время продумывать меры семейной политики, направленные на ограничение рождаемости в семьях, где родители страдают наркоманией и алкоголизмом, лишены родительских прав в отношении уже рожденных детей. В этой же связи можно говорить о мерах профилактики нежелательных беременностей, в особенности когда речь идет о несовершеннолетних. Россия по числу абортов «впереди планеты всей», но это не решает проблемы, обозначенной выше, а в определенном смысле усугубляет ее, поскольку от рождения ребенка часто приходится отказываться семьям, которые ответственно относятся к решению о пополнении семьи и реально оценивают свои возможности вырастить и воспитать еще одного человека. Это означает, что проблема сокращения рождаемости касается в первую очередь благополучных семей. Деградировавшие семьи, производящие детей для получения за них пособия и использования в качестве дармовой рабочей силы, не ограничивают количества рожденных и не оценивают их, так сказать, «качества».

Первый очевидный шаг к выходу из этой ситуации - родители в таких семьях не должны получать на руки деньги, выделяемые государством на пропитание их детей. Однако в решении этой проблемы обнаруживаются сложности, связанные с несовершенством законодательства. Механизм лишения родительских прав громоздок, его реализация предполагает необходимость изъятия ребенка из семьи и передачи в интернатное учреждение. Ограничение дееспособности родителей и лишение их права получать на руки денежные средства предполагает назначение конкретного лица попечителем. Однако не всегда удается найти человека, например, из числа родственников, который согласился бы взять на себя заботу о такой «терпящей бедствие» семье. В любом случае речь идет о предъявлении иска в суде, а по закону таким правом наделены прокурор и органы опеки. Огромное количество злоупотребляющих алкоголем семей и загруженность судов создают реальные трудности для реализации этого пути защиты интересов семьи. Возможно, следовало бы разработать механизм этой защиты путем привлечения центров социальной помощи семье и детям для выполнения функций попечителя.

В тех случаях, когда проживание детей в семье невозможно в силу сложившихся обстоятельств (это может быть болезнь или смерть родителей, а чаще, к сожалению, невыполнение ими своих обязанностей и злоупотребление родительскими правами), должен четко и оперативно срабатывать механизм установления опеки или попечительства в отношении такого ребенка. Что бы ни случилось в его семье, ребенок не должен быть беспризорником. На сегодняшний день ситуация у нас похожа на период гражданской войны и послевоенной разрухи, если сравнивать по числу беспризорных детей. Нельзя не видеть, что нехватка интернатных учреждений и социальных приютов создает объективные трудности для борьбы с беспризорностью несовершеннолетних. Однако, думается, есть и некоторые организационно-правовые причины роста детской беспризорности. О некоторых из них было сказано выше: неоказание своевременной помощи семье на ранних этапах распада ее важнейших функций приводит к разрушению семьи, семейных отношений. Кроме того, по нашему мнению, негативно сказывается на решении этой проблемы традиционная отнесенность функции опеки и попечительства к ведению органов образования. Опека и попечительство - один из аспектов социальной защиты некоторых категорий населения, которые не могут самостоятельно реализовать свои права и удовлетворять важнейшие потребности. Логичным представляется поэтому постепенный переход функции опеки и попечительства в отношении нуждающихся граждан к ведению органов социальной защиты населения, тем более что работники этой системы чаще всего первыми обнаруживают детей и стариков, нуждающихся в помощи.

Но главным направлением семейной политики, призванным ликвидировать такую яркую примету неблагополучия семей, как социальное сиротство, должно стать, на мой взгляд, распространение и развитие института приемной семьи и иных форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Известно, что с точки зрения затрат содержание ребенка в приемной семье обходится дешевле, чем в интернатном учреждении. Более комфортными в психолого-педагогическом плане являются также условия воспитания. В целом можно сказать, что устройство в семью более соответствует интересам ребенка. Необходима мудрая и взвешенная поддержка таких семей, а также формирование в общественном сознании уважительного отношения к людям, взявшим на себя ответственность за воспитание чужих детей. Материальное обеспечение таких семей должно быть организовано так, чтобы можно было удовлетворять не только потребности в пище и одежде, но и покупать детям игрушки, оплачивать занятия в кружках и секциях и так далее. Реализация этого направления семейной политики позволит максимально компенсировать детям утрату родной семьи.

Делая вывод по главе, можно выделить три основных направления семейной политики по отношению к неблагополучным семьям, которые, на мой взгляд, должны быть отражены в концепции. Это, во-первых, пропаганда семейного благополучия, формирование в общественном сознании представления о ценности хорошей, прочной семьи. Во-вторых, профилактика семейного неблагополучия путем оказания семьям помощи, направленной на обеспечение нормального функционирования семьи как социального института. Третье направление предполагает активное вмешательство государственных органов для защиты интересов членов семьи, если создается угроза их жизни и здоровью вследствие невыполнения последней своих функций.

Конкретные мероприятия по реализации семейной политики в указанных направлениях, должны быть предусмотрены в соответствующих краевых целевых программах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

неблагополучный семья государственный помощь

Итак, после исследования темы курсовой работы можно сделать вывод, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института.

Неблагополучная семья - это не просто словосочетание, характеризующее частную ситуацию в отдельной семье. Если во времена Льва Толстого каждая несчастливая семья была «несчастлива по-своему», то в современном обществе, тем более в России, несчастливых семей огромное количество, и подавляющее большинство их «несчастливы одинаково»: это зачастую неполные, маргинализированные в социальном и имущественном отношении, педагогически беспомощные и в целом не обладающие должной культурой человеческих отношений семейные группы, к тому же во многих случаях отягощенные алкоголизмом и наркоманией, привыкшие к насилию в различных формах. Очевидно, что в современном российском обществе неблагополучная семья - это типичное, очень широко распространенное явление, наглядно характеризующее состояние общества как целостности, господствующий в нем стиль отношений между людьми и отношения к человеку. Иными словами, семейное неблагополучие - социально-типическое для современной России явление, отражающее наиболее общие социодинамические тенденции.

Являясь одним из базовых институтов общества, семья выполняет функции его первичной структуры, решая задачи социокультурного воспроизводства основных социетальных ценностей на уровне индивидуальной социализации. Деформированная, неблагополучная семья продолжает решать эти задачи, но она решает их дисфункционально, в результате чего нарушается нормальный процесс воспроизводства общества. Неблагополучная семья может воспроизводить по своим каналам лишь неблагополучие, создавать деформированные, искаженные межчеловеческие отношения. Модели таких отношений и поведения, многократно наблюдаемые индивидами в детстве в родительской семье воспринимаются как норма, как нечто единственно возможное, и впоследствии переносятся уже в пространство собственной семьи, становясь достоянием следующих поколений.

Можно выделить основные причины неблагополучия семейных отношений между супругами:

) злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

) конфликтные ситуации (открытые и скрытые);

) ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии;

) начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.

Важной задачей в работе с неблагополучными семьями является разъяснение правовых и медицинских вопросов. Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье - это проблема не только педагогики, медицины или правоохранительных органов, - это тема стала ведущей в кинематографии, художественной литературе. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением.

Основная задача работников социальных служб - помочь члену семьи (не зависимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, и других методов социальной работы.

Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов:

установление контакта с членами семьи;

выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;

определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;

реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

патронирование семьи, если оно необходимо.

Нередко, как показывает опыт работы, налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно, однако, ослаблять активность педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.

Тема курсовой работы была рассмотрена на примере ДОУ «Детский сад № 449 «Олимпиец» (г. Челябинск). Были выявлены принципы, методы и приёмы организации воспитательной работы ДОУ «Детский сад № 449 «Олимпиец» (г. Челябинск) с неблагополучными семьями.

По результатам практического анализа можно сделать вывод о необходимости дифференцированного подхода в работе с родителями с учетом психологических особенностей родителей и детей в неблагополучных семьях.

Проблематика неблагополучной семьи в современном российском обществе представляет несомненный интерес для социологического изучения и является остроактуальной ввиду причин, изложенных во введении к настоящей работе. Исследования на эту тему весьма перспективны и включают множество интересных и важных направлений.

Решение задач стабилизации брака и семьи, запросы практического консультирования остро требуют незамедлительных и серьезных психологических разработок, комплексного исследования всех аспектов формирования, развития и функционирования брака и семьи, глубокого изучения закономерностей и противоречий развития взаимоотношений особенно молодых супругов, определения этапов становления молодой семьи. Этим объясняется актуальность и практическая значимость данного исследования.

Современный институт брака и семьи переживает время серьезных преобразований, главное из которых - выделение супружества, супружеских отношений в качестве основного, центрального элемента, определяющего общее благополучие семьи. Именно поэтому особенности супружеских отношений стали предметом данного исследования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абабков В.А., Перре М. Новый подход к анализу семейных процессов в стрессогенных условиях.//Социальная и клиническая психиатрия. 1997. №2.

.   Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Диссерт..канд. психол. наук. -М., 1985.

.   Антонов А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. М.,1992

.   Антонов А.И, Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.

.   Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев P.M., Сапрунов А.Г. Насилие в семье / Под ред. д. юрид. н., проф. Д.К. Нечевина. М.: ВНИИ МВД России, 1999.

.   Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.

.   Гидденс Э. Социология. Москва, 1999.

.   Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.

.   Дементьева И.Ф. Неблагополучная семья в контексте воспитания нового поколения //Социальная стратификация российского общества. Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Летний сад, 2003.

.   Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1993.

.   Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей //Социологические исследования. 1995. №7.

.   Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1997. №3. С. 59-67.

.   Здравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. М., 2003.

.   Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Москва, 2004.

.   Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6.

.   Карцева JI.B. Модель семьи в условиях трансформации российского общества//Социологические исследования. 2003. №7.

.   Косова Н.М. Прикладные модели в преодолении кризисных семейных ситуаций (на основе опыта социальной работы в г. Арзамасе) // www.muh.ru

.   Кутсар.Д. О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье // Психология семьи. Самара: Издат. Дом «Бах-рах-Х». - 2002. - С.505-513.

.   Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. - № 4. - С. 128-134.

.   Локосов В.В. Трансформация российского общества (социологические аспекты). М., 2002.

.   Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. -М.:Наука, 1989. 114 с.

.   Меморандум Международной научно-практической конференции «Семья и будущее России» (Екатеринбург, 3-4 февраля 2004 г.) //www.urgi.ural.rumemorandmn.php.htnil

.   Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение // Социологические исследования. 1982. №2.

.   Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. - т.З. - № 3. - С. 147-151.

.   Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества. / Психология супружеских отношений/. JL: Знание, 1984. - 32 с.

.   Обострение демографического кризиса и современного положения России/Под ред. Б.С. Хорева, JI.B. Иванковой. М., 2000.

.   Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. М., 2003.

.   Осипова Н.А. Психологические особенности супружеских отношений в период кризиса молодой семьи: Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Москва, 2005.

.   Петрушин С.В. Брак, секс и любовь. Тождество или различие // Тонус. КГУ. -1997. - № 12.

.   Реан А. Развитие и социализация личности в семье // Социальная работа. 2003. N1.

.   Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения //Социологические исследования. 2004. №4.

.   Рывкина Р. В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования. 2001. №4.

.   Сафина Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи кандидат психологических наук: Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Казань, 2004.

.   Сорокин П. Брак в старину (многоженство и многомужество). - Рига, 1913. С.76.

.   Столин В.В., Бутенко Г.П., Романова Т.Л. Опросник удовлетворенности браком // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. - № 2. - С. 54-61.

.   Трапезникова Т.М. Психологические аспекты семейных отношений //Вестник СПбГУ. Серия 16. - 1992. - № 13. - С. 106-111.

.   Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 1994.

.   Хачатрян JI.A. Современный брак: проблемы и тенденции изменения // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. М., 2003. - Т. 2.

.   Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 2-изд., перераб. и доп. М., 2003.

.   Шигабеев Т.Н. Благополучие общества в благополучии семьи. // Право и жизнь. - 2003. - № 1/22. - С. 44-46.

.   Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.

.   Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная терапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. - 336 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...