Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь




Введение

Туризм управление правовой

Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики. В различных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.

В экономике Республики Беларусь данная отрасль постепенно стремится занять подобающее ей почетное место. Преимуществами страны являются выгодное географическое положение, гостеприимство народа, девственность природы, чистота и ухоженность городских улиц.

Однако, в настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке. Ряд неблагоприятных факторов (слабо развитая инфраструктура, низкая квалификация обслуживающего персонала) оказывают сдерживающее влияние на развитие сферы туризма. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.

Совершенствование управления туристической отраслью сегодня является одной из наиболее важных задач государства. С социальной и экономической точки зрения - развитие туризма приводит к появлению новых рабочих мест, формирования имиджа страны на мировом уровне, привлечение иностранных инвестиций.

Исходя из важности и актуальности данного вопроса, была выбрана тема исследования: «Особенности туризма как объекта управления».

Объектом исследования является туристическая отрасль Республики Беларусь, а предметом - особенности туризма как объекта управления.

Целью работы является анализ состояния и динамики развития туризма и выработка предложений по совершенствованию управления туристической отраслью в Республике Беларусь.

В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

изучить научные основы управления в туризме;

исследовать законодательную базу и нормативно-правовое обеспечение туризма;

ознакомиться с характеристикой факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма;

провести общую оценку и анализ современного уровня развития туризма;

проанализировать состояние туристической инфраструктуры;

провести анализ основных проблем туристического рынка;

сформулировать предложения по совершенствованию управления развитием туризма.

В первой главе работы рассмотрены теоретические основы проблемы управления сферой тризма в Республике Беларусь, во второй главе проведен анализ сложившейся на данный момент ситуации в данной сфере, в третьей - приведен список предложений по развитию туризма в стране.

При проведении данного исследования были изучены труды следующих авторов: Кабушкин Н.И., Дурович А.П., Соколова М.В., Горбылева З.М. и др., а также нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере туризма.

В ходе работы были использованы разнообразные методы (системный, количественный, статистический) и приемы исследования (наблюдение, описание, сопоставление, расчеты, документальные подтверждения, приемы экономического анализа).

 


Состояние и проблемы развития туризма в Республике Беларусь

1.1 Теоретические и методологические основы управления в туризме

 

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXI в., который проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, подпадают под категорию туризма.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях [13, стр. 8].

Существующие определения туризма можно объединить в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, правовых, социальных и других аспектов туризма и его видовых особенностей, выступая в качестве инструмента для решения конкретных задач. Другие охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания процессов, происходящих в этой области.

Особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны - это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм - это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Таким образом, туризм - отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять [12, стр.8].

Туризм в зависимости от услуг и категорий населения, обслуживаемых делится на внутренний и международный.

Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и с другими туристическими целями. Внутренний туризм не образует отдельной сферы деятельности, а взаимосвязан с остальными секторами национальной жизни.

Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятия сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории своей страны (въездной туризм) и предоставлением туристических услуг и туристического продукта за рубежом (выездной туризм) [11, стр. 40].

Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. В то же время в туризме имеется своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место как торговля услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75 %, товаров - 25 %), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.

В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту [10, стр. 21].

Туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:

природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туристов и побудить его совершить путешествие;

оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т. д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;

возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения [13, стр. 15].

По сути, туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. Это гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете". За рубежом туристские поездки, реализуемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг. Они являются главным предметом деятельности большинства туристских фирм.

Туристскому продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности. Во-первых, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от политических и социальных условий. Во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. В-третьих, предложение туристских услуг отличается гибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса. В-четвертых, туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. В-пятых, не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку самообслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.

Эти специфические особенности туристского продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме.

Как нет однозначного определения туризма в целом, так отсутствует единое толкование маркетинга туризма. Наиболее точно отражает суть маркетинга туризма определение швейцарского специалиста Ё. Крипендорфа: "Туристский маркетинг - это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли" [10, стр. 23].

По мере своего развития туризм оказывает все большее влияние на экономику. В связи с этим можно выделить пять экономических функций туризма:

производственная функция. Она заключается в том, что предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей.

Прямое и косвенное содействие занятости населения. Для производства этих услуг необходим персонал. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в туризме, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях - главным образом в гостиничных, транспортных предприятиях и в турбюро.

Также туризм создает эффект занятости и в других отраслях экономики, поэтому говорят о его косвенном участии в занятости населения.

Туризм как сфера деятельности обладает рядом основных функций:

- Функция создания дохода. С функцией туризма по обеспечению занятости тесным образом связана функция создания дохода. Используя экономическую терминологию, можно сказать, что экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода.

Функция сглаживания. В рамках регионального аспекта данная функция проявляется в том, что туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Туристов, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью, места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного равновесия. Функция сглаживания в туризме имеет также и международное значение. В этом смысле происходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе.

Функция нивелирования платежного баланса. В этом балансе расходы местных туристов, выехавших за границу, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг иностранными туристами. Туризм по-разному влияет на платежный баланс каждой страны. Традиционно баланс путешествий является дефицитным, т.е. белорусы оставляют за границей во время путешествий больше денег, чем иностранцы в Беларуси [11, стр. 27].

Таким образом, народнохозяйственное значение туризма определяется следующими факторами: производственной функцией (воспроизводство); функцией содействия занятости населения; функцией накопления дохода (эффект увеличения дохода); функцией сглаживания и функцией нивелирования платежного баланса. Огромное значение, оказываемое этой сферой деятельности на экономику, обуславливает необходимость её развития.

Туризм обладает бесконечно эластичным спросом, а значит при эффективном управлении данной деятельностью возможно значительное увеличение её доли в ВВП страны и, как следствие, рост уровня занятости населения, повышение уровня жизни. Итогом подобных изменений будет создание нового, положительного имиджа страны на мировом уровне.

 

Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение

 

Как и любая другая отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей координации со стороны государства. Государственное регулирование данной отрасли осуществляется посредством использования ряда нормативно-правовых актов, ключевыми из которых являются:

Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-З в редакции Законов Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №326-З [1].

В документе дается определение основных понятий, используемых в данной сфере, описываются формы и виды туризма, формулируются основные цели, направления и приоритеты государственного регулирования в сфере туризм. Также данный документ содержит основную информацию о ведении кадастра туристических ресурсов, о создании и функционировании туристических зон, описание основных пунктов деятельности субъектов, оказывающих туристические услуги, их права и обязанности. Закон о туризме формулирует основные позиции в определении качества туристических услуг и безопасности туризма.

Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 371 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 г. № 312 [4].

Указом утверждены перечни туристических объектов, туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь; туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Также данный документ устанавливает, что денежные средства, получаемые в результате освобождения от налогообложения прибыли перечисленных выше организаций используются организациями на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройство прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. При неиспользовании этих средств по назначению в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности либо нецелевом их использовании они взыскиваются в республиканский бюджет.

Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г. № 372 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 г. № 284 [5]

Данным нормативно-правовым актом установлено, что физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственные организации вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном в Указе.

Указ Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 05.05.2006 г. № 289 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 25.07.2013 г. № 331 [6].

Указ описывает систему органов государственного управления, устанавливает подчиненность министерств, комитетов и ведомств в том числе и в сфере туризма.

Закон Республики Беларусь «О растительном мире» от 14.06.2003 г. № 205-3 в редакции Законов Республики Беларусь от 22.01.2013 г. № 18-3 [2].

В статье 47 данного нормативно-правового акта «Пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях» описывается общий порядок использования природных ресурсов в туристических целях.

Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20.10.1994 г. № 335-12 в редакции Законов Республики Беларусь от 31.12.2013 г. № 95-3 [3].

В статье 16-1 Закона описываются основные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении туристической, рекреационной, оздоровительной, лесохозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, правила использования указанных территорий с учетом нормативов допустимой нагрузки на особо охраняемые природные территории.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении визовых правил Республики Беларусь» от 15.07.2010 г. № 1065 в редакции постановлений Совмина от 16.08.2013 г. № 725 [7].

В постановлении дается определение понятия «виза», описываются основные виды въездных, въездных виз, порядок их оформления, выдачи и учета.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь» от 29.07.2006 г. № 963 в редакции постановлений Совмина от 17.01.2014 г. № 33 [8].

Постановление содержит положение о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь и положение о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, в которых описывается общий принцип работы данных государственных органов (какими нормативно-правовыми актами руководствуются в своей работе, какими полномочиями обладают).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 373 "Об утверждении Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы" [9].

Государственная программа развития туризма ставит своей цельюсоздание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах. Государственная программа разработана для обеспечения вклада туристической индустрии в решение следующих общенациональных задач: создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста за счет высоких темпов развития туристической индустрии; повышение уровня жизни населения через доступность туристических услуг, обеспечение занятости и роста доходов жителей нашей страны; рост конкурентоспособности белорусской экономики путем повышения привлекательности страны как туристического направления; обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов за счет увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте. Ресурсное обеспечение Государственной программы согласно будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников, в пределах средств, предусматриваемых местными бюджетами.

Государственное регулирование туризма в Республике Беларусь представлено рядом нормативно-правовых актов, которые вместе составляют основу, на которой строятся отношения в данной сфере. Следует отметить, что развитию туризма в Республике Беларусь всегда уделялось повышенное внимание. В данный момент механизм государственного управления туризмом требует дальнейшей корректировки. Система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения не отвечает требованиям времени, крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов.

 


1.3 Характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие сферы туризма

 

Доля доходов от туризма в ВВП Беларуси составляет менее одного процента. В то же время по оценкам Всемирной туристской организации, доходы от туризма в ВВП разных стран составляют: в Греции - 15,5 %, Испании - 15,3%, Австрии - 12,5 % по состоянию на конец 2013 года. По мнению специалистов, то, что доля в ВВП так незначительно связано с тем, что туризм в Беларуси не определен как реальный сектор экономики [17].

Республика Беларусь не располагает такими знаковыми для туризма ресурсами, как море и горы, однако она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. К таким преимуществам относятся:

географическое положение. Республика Беларусь расположена в центре Европы на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Балтия-Причерноморье. Выгодное географическое расположение обеспечивает близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма. Преимущества выгодного географического положения страны используются на протяжении тысячи лет - еще в ХI-ХII вв. по Днепру, Западной Двине и их притокам проходил один из важнейших торговых путей средневековья «из варяг в греки». Границы Беларуси (с Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе и севере, с Россией на востоке и Украиной на юге) с учетом центрального, транзитного расположения республики должны выполнять не барьерные, а контактные функции, в том числе и в развитии туризма. Добрососедские отношения с сопредельными государствами и общность исторического развития служат предпосылками туристского обмена.

Прохождение по территории Республики Беларусь трансъевропейских транспортных коридоров. По территории страны проходят трансъевропейские транспортные коридоры № 2 (Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Орша - Москва) и № 9 (Хельсинки - Санкт-Петербург - Витебск - Могилев - Гомель - Киев - Одесса), с которыми связаны значительные транзитные потоки с существенным потенциальным объемом спроса на услуги размещения, питания, кратковременные программы туристско-экскурсионного обслуживания. Только по коридору № 2 территорию Беларуси ежегодно пересекают около 10 млн. человек, в том числе 5,5 млн. на автотранспорте и 4,5 млн. по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма.

Богатое историческое наследие. На территории современной Республики Беларусь расположено значительное количество исторических городов - Полоцк, Новогрудок, Туров, Гродно, Несвиж и многие другие. Во многих городах сохранились храмы и монастыри, дворцы и замки, ценные архитектурные, исторические и культурные памятники. Два памятника, расположенные на территории Беларуси, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (архитектурно-культурный комплекс Радивилов в г. Несвиж (Минская обл.), Замковый комплекс «Мир» (Гродненская обл.).

Природное богатство страны. Природа Беларуси выделяется среди стран Европы относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов. Отдельные природные объекты (Беловежская пуща - крупнейший в Европе массив древних лесов, самые обширные в Европе болотные комплексы Полесья и др.) имеют международное значение. Курортно-рекреационные ресурсы Беларуси включают комплекс лечебных климатических и фитотерапевтических факторов, месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Беларусь имеет значительные запасы разнообразных по составу и целебным свойствам минеральных вод, распространенных почти по всей территории страны. В курортном лечении используются также сапропелевые и торфяные грязи.

Гостеприимство народа, чистота и ухоженность городских улиц.

Однако современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь

свидетельствует о том, что она занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

несоответствие цены и качества размещения в гостиницах;

не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения;

отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций.

Таким образом, свою главную цель при проведении туристской политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов. Для дальнейшего развития необходимо решить ряд проблем, связанных с низким качеством обслуживания, неразвитой туристической инфраструктурой, отсутствием опыта в данной работе. За последние годы произошли существенные изменение в сфере управления туризма, улучшения качества оказания туристических услуг, однако состояние дел в данной отрасли требует дальнейшего улучшения.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...