Основные направления модернизации налогового администрирования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Одним из важнейших направлений в модернизации налогового администрирования является совершенствование организационно-структурного построения отрасли. С этой целью предполагается переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип внутренней организации их деятельности и типовые организационные структуры, оптимизация и перераспределение численности работающего в них персонала в пределах, установленных Правительством РФ, численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов, проведение мероприятий по укрупнению ИФНС России. Налоговые органы обрабатывают колоссальные объёмы информации. Новые формы налогового администрирования предполагают сегментирование налогоплательщиков, выделение из их числа определённых групп, в том числе крупнейших предприятий. Учитывая влияние крупнейших налогоплательщиков на формирование доходной части бюджета и их социальную значимость для экономики регионов, ФНС России уделяет особое внимание работе с данной категорией налогоплательщиков, так как осуществление финансово-хозяйственной крупными налогоплательщиками в условиях развивающегося рынка и несовершенства законодательной базы допускает построение ими различных многоуровневых вертикально интегрированных схем, имеющих своей целью сокрытие истинной налоговой базы и уход от уплаты налогов и сборов[2]. При работе с данной категорией налогоплательщиков планируется применять новые методы налогового администрирования, включающие широкое использование информационных технологий и ресурсов. Эффективность функционирования системы налогового администрирования существенно сдерживается большим объёмом трудоёмких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней.
В значительной мере это вызвано тем, что большой поток информации поступает в налоговые органы в бумажном виде. Для эффективного применения автоматизированных процедур контроля и анализа требуется предварительное преобразование входной информации в электронные форматы. По-прежнему имеет место ручной труд на этапах формирования и рассылки налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов и сборов, планирования и подготовки выездных налоговых проверок, учёта платежей и составления статистической отчётности. Эти проблемы будут решаться за счёт применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по развитию и широкомасштабному внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций, счетов-фактур и других документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок. Особой проблемой в деятельности налоговых органов является слабое научное и методическое обеспечение проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, недостаточность (а в некоторых случаях и отсутствие) научно обоснованных методик определения фактической налоговой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Для решения этой проблемы планируется осуществить целый ряд мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских работ по совершенствованию администрирования и оценки деятельности налоговых органов, а также анализу финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков, пресечению путей скрытия доходов, занижению налоговой базы, "теневого" оборота товаров (работ, услуг) и денежных средств. Важнейшими компонентами модернизации налоговых органов являются:
1) Функциональная организация структур налоговой инспекции (т.е. построение подразделений инспекции по выполняемым функциям вместо специализации по видам налогов и категориям налогоплательщиков); 2) Реализация элементов системы "полного самоначисления", которая предполагает наличие во взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками трёх компонентов: самостоятельного декларирования налогоплательщиком налогооблагаемой базы и начисленной суммы налога, "доброжелательной" среды взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и высокого уровня налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов; 3) Высокий уровень информации инспекции, который предполагает наличие системы электронной обработки данных, адаптированной к условиям функциональной организации инспекции; 4) Обучение специалистов и налогоплательщиков. Чтобы налоговый контроль обеспечивал выполнение стоящих перед ним задач, необходимо соблюдение основополагающих принципов его организации, среди которых можно выделить первый - правомочность. Налоговые органы обязаны осуществлять контрольные действия в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным действующим законодательством. Вторым важным организационным принципом является обеспечение всеобъемлющей полноты контроля. Все налоги (не только федеральные, но и региональные и местные), а также все без исключения налогоплательщики должны быть охвачены системой контроля, независимо от объёма поступлений в соответствующие бюджеты налогов. Должен соблюдаться и третий принцип - недопущение причинения вреда налогоплательщику. Налоговый контроль должен осуществляться с учётом возможностей обеспечения оптимального взаимодействия фискальной и экономической направленности налоговой системы. Приоритетность фискальной составляющей может спровоцировать сокращение количественных показателей потенциальных объектов обложения за счёт сокращения деловой активности. В качестве четвёртого принципа можно выделить принцип превентивности (предупреждения). Налоговые органы должны вести профилактическую работу по предупреждению возможности возникновения налоговых правонарушений. В этой связи особое значение имеет пятый принцип налогового контроля - скоординированность работы и контрольных действий налоговых органов, совершенствование налогового администрирования, системы контроля исполнения налоговой дисциплины, упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения[3].
Суть процесса реформирования системы налогового администрирования в рамках модернизации налоговых органов заключается не в изменении названий и перераспределении обязанностей и ответственности между подразделениями налогового органа - это лишь инструменты достижения цели. Главное - изменение принципов налогового администрирования в сторону увеличения собираемости налогов при сокращении соответствующих затрат, а также изменение существующих взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, в том числе снижение административного бремени, возлагаемого на налогоплательщиков. Из 3 млн юридических лиц лишь около 600 тыс. платят налоги добросовестно и в срок. Недобросовестных граждан-налогоплательщиков намного больше, чем добросовестных (на сколько именно, подсчитать невозможно). Это красноречиво говори т о том, что России ещё далеко до настоящего законопослушания и современной налоговой морали. Сегодня также необходимо: улучшение качества налоговых проверок с выездом на место; пресечение хозяйственной деятельности, которая не отражается в бухгалтерском учёте и скрывается от налоговой администрации (хотя формально разрешена законом); для сокращения неучтённого наличного оборота пресечение деятельности короткоживущих фирм, специализирующихся на обналичивании денег; регистрация реального местонахождения плательщиков, принудительная ликвидация организаций, не представляющих налоговую отчётность, регламентация деятельности банков для борьбы с фиктивными банковскими депозитам, передачей векселей юридических лиц гражданам; строгий контроль за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц, в том числе за оффшорными счетами[4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|