Информационная инфраструктура. Области информатизации.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СРЕДИ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
Ректор ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) __________________ «___» ____________ 2015 г. м.п.
Челябинск, 2015
Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза 3 1. Стратегическая цель и показатели 3 1.1. Стратегическая цель Университета 3 1.2. Обязательные и дополнительные целевые показатели 3
2. Целевая модель Университета 4 2.1. Миссия Университета 4 2.2. Обязательные характеристики целевой модели 4 2.2.1. Референтная группа мировых университетов 4 2.2.2. Маркетинговая стратегия 5 2.3. Другие характеристики целевой модели 20
3. Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей и характеристиками Университета 24 3.1. Обязательные направления стратегических инициатив 25 3.2. Другие направления стратегических инициатив 26 4.Управление изменениями 28
Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза 1. Стратегическая цель и показатели Стратегическая цель Университета Стратегическая цель Южно-Уральского государственного университета – формирование исследовательского и предпринимательского университета мирового уровня, ориентированного на достижение позиций глобального лидера в области суперкомпьютинга, инжиниринга, естественных наук и наук о человеке. Эта цель предполагает вхождение и закрепление в числе ведущих мировых университетов: получение места в числе Топ-100 по основным международным рейтингам (THE или QS), а также в предметных рейтингах по компьютерным наукам, аэрокосмическому инжинирингу и материаловедению. Достижение поставленной цели детализируется следующими стратегическими целями второго уровня в рамках трех направлений:
Таблица 1. Стратегические цели по направлениям
Обязательные и дополнительные целевые показатели Выполнение Программы будет отслеживаться при помощи ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые детализируются в Приложении 1 к Программе. В Приложении 1 также представлены три дополнительных КПЭ, которые позволят контролировать темпы роста доли магистров и аспирантов, количество совместных образовательных программ и программ на иностранных языках, а также прогресс вуза в рейтинге Вебометрикс. 2. Целевая модель Университета Миссия Университета МИССИЯ ЮУрГУ – создание и применение научных знаний и подготовка нового поколения лидеров, способных решать глобальные задачи устойчивого развития.
Обязательные характеристики целевой модели Референтная группа мировых университетов Цель подбора референтной группы мировых университетов состоит в отборе лучших практик, следуя которым Университет повысит эффективность своей деятельности и улучшит положение в международных рейтингах. Таблица 2. Референтные ВУЗы и их положение в предметных рейтингах QS
В качестве референтной группы были выбраны ведущие университеты мира, сходные с ЮУрГУ по размеру, обладающие диверсифицированными портфелями научных исследований и сильными позициями в целевых предметных рейтингах. Подробнее лучшие практики вузов-бенчмарок рассматриваются в соответствующих разделах. Маркетинговая стратегия 2.2.2.1. Рынок исследований Цель маркетинговой стратегии на рынке исследований: привлечение выдающихся ученых и повышение финансирования для развития фундаментальных и прикладных исследований Университета. Научная деятельность ЮУрГУ группируется вокруг четырех основных областей знания, представленных на рисунке ниже. Исследования в этих областях дополняют друг друга, подпитывая свежими идеями и вариантами решения научных проблем. Кроме того, каждая из этих областей сама по себе характеризуется междисциплинарностью исследований. Рисунок 1. Области знания и направления исследований Университета
В рамках каждой области знания определены междисциплинарные прорывные направления исследований, на развитие которых Университет концентрирует усилия. Эти направления принесут Университету наибольшее количество публикаций и бюджеты НИР в 2016-2020 гг. К ним относятся: · Челночный ракетоноситель (Инжиниринг) · Материалы для солнечных батарей (Естественные науки) · Интеллектуальный анализ данных (Суперкомпьютеры) · Молекулярные механизмы развития хронического эмоционального стресса (Науки о человеке) В части концентрации ресурсов на прорывных междисциплинарных направлениях исследований ЮУрГУ рассматривает в качестве эталона опыт Дармштадского технического университета – участника немецкого проекта повышения конкурентоспособности. Университет смог добиться высокой академической репутации в выбранных направлениях специализации. Публикационная деятельность Дармштадского технического университета характеризуется чрезвычайно высоким качеством публикаций при их относительно небольшом объеме. В области инжиниринга важнейшим направлением прорыва является проект «Корона» по разработке челночного ракетоносителя, позволяющего с минимальными экономическими затратами выводить объекты на орбиту Земли. Данный проект является одним из наиболее ярких примеров междисциплинарных исследований Университета, поскольку требует совместных усилий математиков, материаловедов, физиков, специалистов по приборостроению и физиологии человека, суперкомпьютерному моделированию. Разработки опираются на уникальный опыт Университета в области ракетостроения. Проект проводится совместно с АО «ГРЦ Макеева», ведущей ракетостроительной компанией России. Кроме того, к сотрудничеству привлекаются ЦНИИМаш и ИТПМ им. С.А.Христиановича СО РАН. К потенциальным партнерам относятся Китайское национальное космическое управление CNSA, Европейское космическое агентство ESA и NASA, а также широкий круг отраслей, заинтересованных в выводе объектов на орбиту.
В области Инжиниринга Университет имеет значительные компетенции в области приборостроения, создания дизельных двигателей и проектирования микромеханических МЭМС. Исследования в этих областях высоко востребованы лидерами российского машиностроения. Среди заказчиков университета: КАМАЗ, Автоваз, Уралвагонзавод, Уральский дизель-моторный завод, ЧТЗ-Уралтрак, Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения, Автомобильный завод «Урал», Курганмашзавод и др. В 2014 г. совокупный объем разработок в интересах индустрии увеличился более чем в три раза по сравнению с 2010 г. и составил порядка 500 млн. рублей. Важнейшее направление прорыва в области естественных наук относится к материаловедению. Университет работает над созданием материалов для солнечных батарей (фотосенсибилизаторов), позволяющих повысить эффективность солнечных батарей и понизить удельные затраты на получение энергии. В настоящее время исследовательская команда Университета достигла результатов, представляющих как научную, так и практическую ценность. К важнейшим научным партнерам Университета в этой области относятся University of St. Anrews и Imperial сollege of London. Возможные потребители создаваемого продукта - Oxford Photovoltaics, Dyesol, Exeger Sweden AB, 3GSolar Photovoltaics, Fujikura. Фотосенсибилизаторы являются лишь одним из направлений исследований Университета в области материаловедения. Помимо них изучаются аддитивные технологии композитных материалов (3D печать), сорбенты, металлооксидные монокристаллы и другие материалы, широко востребованные на рынке. Важным преимуществом Университета, выделяющим его среди остальных, является использование суперкомпьютера при моделировании свойств материалов. Помимо материаловедения, в области естественных наук высоко результативными научными направлениями является геология, в изучении которой Университет сотрудничает с Институтом минералогии УрО РАН в Миассе, а также оптоинформатика, где наиболее значимым партнером является Институт Электрофизики УрО РАН. Исследования Университета финансируются посредством внутрироссийских и международных грантов. Университет стремится расширить долю международного финансирования и создает систему поиска и привлечения зарубежных грантов. В области суперкомпьютеров основным направлением прорыва является интеллектуальный анализ данных, необходимый, в частности, для комплексного анализа сверхкрупных массивов данных. Результаты исследований в данной области представляют значительный интерес для учреждений, обрабатывающих большие объемы информации, в т.ч. для операторов мобильной связи, социальных сетей и банков.
Суперкомпьютер находится в центре научной жизни Университета, позволяя производить сложнейшие вычисления для расчетов в области инжиниринга, естественных наук и ИТ. Суперкомпьютер ЮУрГУ является вторым по мощности среди суперкомпьютеров университетов России и занимает 245 место в рейтинге мощнейших суперкомпьютеров мира по данным TOP500. К 2020 г. суперкомпьютер ЮУрГУ войдет в топ-100 рейтинга. Дальнейшее развитие мощности суперкомпьютера предполагается за счет собственных средств университета в партнерстве с высокотехнологичным индустриальным партнером. Суперкомпьютер помогает решать научные задачи, используется в образовании и в коммерческих целях для расчетов партнеров Университета. Текущая доля в бюджете НИР, связанная с доходами от суперкомпьютера, составляет 16%. Моделью для подражания ЮУрГУ в области суперкомпьютинга является The University of Texas at Austin, обладающий восьмым по мощности суперкомпьютером в мире и занимающий 22-е место в рейтинге QS по направлению «компьютерные науки». Переняв методы работы Texas Advanced Computing Center (TACC), ЮУрГУ увеличит объемы финансирования и повысит уровень научных работ в данной области. В области наук о человеке основным направлением прорыва являются исследования молекулярных механизмов развития хронического эмоционального стресса. Они представляют значительный интерес для общества в связи с широким распространением хронического стресса в крупных городах и отсутствием эффективных средств его подавления. Данная тематика является относительно новой для Университета, однако уже имеются публикации в высокорейтинговых журналах и значимые связи в научном мире. Изучение стресса является одной из площадок междисциплинарных исследований Университета, поскольку требует совместной работы психологов, биологов, специалистов по измерению и приборостроению. Дальнейшие исследования предполагают привлечение специалистов по суперкомпьютингу, поскольку при массовых исследованиях будет необходимо проводить интеллектуальный анализ больших объемов данных. Университет сотрудничает с ведущими научно-исследовательскими организациями в этой области, в т.ч. с Harvard Medical School. 2.2.2.2. Рынок абитуриентов Цель маркетинговой стратегии ЮУрГУ по привлечению абитуриентов: обеспечить привлечение талантливых абитуриентов, расширить географию привлечения. Рисунок 2. Целевая модель по рынку абитуриентов Общая численность студентов университета ЮУрГУ в 2020 г. составит По географическому признаку, Университета выделяет следующие сегменты абитуриентов: · абитуриенты Челябинска и Челябинской области · абитуриенты макрорегиона Южного Урала и Западной Сибири · абитуриенты из других регионов России · русскоязычные зарубежные абитуриенты · англоязычные зарубежные абитуриенты Рисунок 3. Абитуриенты инженерно-технических направлений Выпускники школ Челябинской области демонстрируют высокий уровень подготовки, что подтверждается статистикой ЕГЭ. Домашний макрорегион ЮУрГУ включает Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, Тюменскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Республику Башкортостан, Амурскую область. ЮУрГУ обладает высокой конкурентоспособностью на образовательном рынке этих регионов. Абитуриенты из других регионов РФ будут привлекаться преимущественно на элитные программы подготовки вуза. ЮУрГУ использует потенциал приграничного положения и расширяет географию привлечения абитуриентов. Основными зарубежными рынками набора студентов являются страны Средней Азии, Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Китай. Университет привлекает зарубежных студентов на русскоязычные и англоязычные программы. На англоязычных программах магистратуры и бакалавриата уже обучаются свыше 200 человек. Таблица 3. Список действующих совместных и англоязычных программ подготовки
В ближайшем будущем планируется открытие новых англоязычных программ магистратуры: · В области компьютерных наук: Фундаментальные компьютерные науки и информационные технологии (Технологии разработки баз данных; Технологии разработки высоконагруженных систем), Компьютерное моделирование получения и обработки композитных материалов и др. · В области инжиниринга: Информационно-измерительная техника и технологии в инновационных проектах промышленности и др. · В области точных и естественных наук: Прикладные математика и физика; Математика; Химия и др. Согласно проведенному опросу абитуриентов ЮУрГУ, наиболее значимыми факторами являются престиж университета, высокое качество образования, а также совокупный опыт обучения в Университете (учеба, творчество, спорт и.т.д.). Маркетинговая стратегия ЮУрГУ заключается в максимизации важных для потенциальных абитуриентов характеристик вуза. ЮУрГУ предлагает своим студентам качественную подготовку по востребованным на региональном рынке труда инженерным направлениям. Совокупный опыт обучения в ЮУрГУ включает в себя активную культурную программу вуза, спортивные мероприятия в университетском спортивном комплексе олимпийского уровня, участие студентов в научных проектах. Челябинск является спокойным и комфортным для жизни городом-миллионником с развитой и доступной инфраструктурой. Непосредственно рядом со зданием ЮУрГУ раскинулся реликтовый лес, который является естественным продолжением кампуса. Для успешной реализации своей маркетинговой стратегии ЮУрГУ организовал Всероссийскую олимпиаду «Звезда» и Всероссийскую инженерную олимпиаду «Будущее России» в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина, а также другие инженерно-технические олимпиады, общая численность участников которых составляет около 140 тыс. школьников. Для реализации маркетинговой стратегии на рынке абитуриентов вуз будет использовать следующие инструменты: 1) Дифференцированные стипендии абитуриентам с высокими баллами ЕГЭ 2) Селекционная работа по привлечению абитуриентов из школ с высоким баллом ЕГЭ путем профессиональной навигации и университетских классов, в том числе создание лицея для одаренных детей региона 3) Заключение партнерских соглашений с вузами, не предлагающими программы магистратуры 4) Развитие и продвижение МООС по ключевым направлениям специализации Университета На данный момент недостаток мест в общежитии ограничивает эффективность маркетинговых усилий университета. До 2018 г. будет построено новое общежитие, соответствующее международным стандартам. 2.2.2.3. Рынок работодателей Цель маркетинговой стратегии ЮУрГУ по рынку работодателей: расширить пул потенциальных работодателей, привлекать на кампус работодателей с международными брендами. Рисунок 4. Структура трудоустройства выпускников ЮУрГУ по отраслям Источник: LinkedIn Высокий спрос на инженеров ЮУрГУ предъявляют национальные лидеры машиностроения, металлургии, приборостроения, расположенные в Челябинской области. Рисунок 5. Целевые работодатели выпускников ЮУрГУ Информационная инфраструктура. Области информатизации. Целью ЮУрГУ в части информатизации: закрепить лидерство по применению информационных технологий в образовании и науке среди вузов РФ. ЮУрГУ будет развивать информационные технологии по следующим ключевым направлениям: · Система внутренних коммуникаций: Интранет · Система управления учебным процессом: Learning Management System (LMS) · Универсальный инструмент доступа к знаниям: Персональный виртуальный компьютер (ПВК) · Свободный доступ к суперкомпьютерам В ЮУрГУ функционирует Интранет - «Универис», который обеспечивает прямую коммуникацию между администрацией и сотрудниками. В частности, «Универис» позволяет отслеживать профиль и наукометрические данные научных работников для мониторинга достижения ими КПЭ. Налажена система управления крупными научно-техническими проектами. Кроме того, приемная комиссия посредством Интранета в онлайн режиме принимает документы, отслеживает рейтинг абитуриентов, проводит их смс-информирование. В ЮУрГУ существует система дистанционного обучения «Электронный ЮУрГУ 2.0» на базе платформы MOODLE. В ближайших планах университета создать и распространить на все программы обучения платформу LMS, используя существующие наработки системы дистанционного образования ЮУрГУ. На базе высокопроизводительного вычислительного кластера в ЮУрГУ действует уникальная система персонального виртуального компьютера (ПВК). С помощью этой системы будет обеспечен доступ всех студентов и сотрудников к облаку данных, в т.ч. к специализированному лицензионному обеспечению, образовательным сервисам вуза, а также дистанционному доступу к научным лабораториям для проведения экспериментов. Высокий уровень использования технологий в науке и образовании подтверждается загрузкой суперкомпьютерных мощностей ЮУрГУ на 80%, что является предельной цифрой для суперкомпьютерных систем коллективного пользования. Суперкомпьютер используют 308 внутренних (научные коллективы) и 88 внешних (организации) пользователей из 23 стран мира. Доля хоздоговорных работ составляет 32%. Для успешного использования суперкомпьютера внутренними и внешними пользователями в ЮУрГУ был реализован проект по обеспечению университета высокоскоростной передачей данных «10G – отказоустойчивое кольцо», обеспечивающий передачу больших объемов данных на скорости до 10 Гбит/с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|