Место дисциплины в системе экономических наук.
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Слово «экономика» происходит от греческого слова «оікоnomia», что означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Однако в современных условиях оно трактуется очень широко и имеет четыре разных значения: 1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; 2) народное хозяйство страны или группы стран, характеризуемое исходя из способа производства, уровня производительности труда и т. п. (например, экономика стран СНГ, США, Республики Беларусь); 3) отрасли народного хозяйства, промышленности и виды производства, их состояние, характеризуемое качеством произведенной продукции (работ или услуг), уровнем использования ресурсов и степенью выполнения плановых заданий; 4) научная дисциплина, занимающаяся изучением определенной отрасли народного хозяйства (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и т. д.) и отраслей промышленности (экономика угольной, химической, легкой, лесной промышленности, машиностроения и т. д.). Экономика — это наука, изучающая проблемы использования ограниченного количества экономических ресурсов с целью достижения наиболее эффективного и полного удовлетворения потребностей общества. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Общество располагает определенным количеством ресурсов — природных и произведенных. Существует еще одно определение экономической науки. Согласно этому определению, экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на следующие пять вопросов.
1. Что следует производить? Какой набор товаров, продукции, услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества? 2. Сколько следует производить? Какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе? З. Как эту продукцию следует производить? Как организовать производство, какую применить технологию? 4. Кто должен получить эту продукцию? Как должна распределяться продукция между потребителями? 5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система быстро приспособиться в условиях изменения спроса, изменения поставок ресурсов, изменения в технологии производства? В системе экономических наук выделяют фундаментальные и прикладные. Задача первых – познание объективных экономических законов и обоснование путей их эффективного использования. Прикладные науки используют результаты фундаментальных разработок для решения частных и конкретных практических задач. Они разграничиваются по функциональному признаку (экономика труда, материально-технического снабжения, сырьевых ресурсов и т. д.), отраслевому (экономика транспорта, промышленности, машиностроения и т. д.) и др., кроме этого экономическими дисциплинами являются также бухгалтерский учет, финансы, менеджмент, маркетинг и другие. Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта как отрасли народного хозяйства. Она изучает характер взаимосвязи между системой господствующих производственных отношений и развитием транспорта. Экономика транспорта является отраслевой экономической наукой, изучающей закономерности развития транспорта. Как и все экономические науки, она тесно связана с экономической теорией.
Экономика транспорта, изучает условия работы транспорта и разрабатывает научные рекомендации, реализация которых может обеспечить более полное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными затратами общественного труда. Для этого исследуются основные экономические и технико-экономические внутренние взаимосвязи транспорта, а также его связи с отраслями народного хозяйства, выявляются факторы, влияющие на эффективность работы транспорта, особенности ресурсов транспортных организаций, применение лизинга на транспорте, использование логистики и др. Экономика транспорта является одной из основных дисциплин формирующей высокий профессиональный уровень современного специалиста – логиста в области транспорта. Ее значение обусловлено ролью экономических знаний в решении важнейших задач развития транспортного комплекса Республики Беларусь. Одновременно формирование конкурентоспособной, инновационно ориентированной национальной экономики и соответствующее усилие ориентации транспортных предприятий (организаций) на конечный результат работы требует высокого уровня квалификации инженеров-экономистов при глубоком обосновании принимаемых управленческих решений, основанных на умении правильно оценивать достигнутые результаты не только с позиции интересов хозяйствующих субъектов, но и с позиции интересов государства. Цель изучения дисциплины "Экономика транспорта" состоит в приобретении теоретических знаний, практических умений и навыков, формирующих аналитическое мышление у будущих специалистов для решения стратегических и текущих задач, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие производственно-хозяйственной деятельности предприятий. В ходе изучения дисциплины студенты получают как теоретические знания, расширяющие их познания в области теории основ экономики транспортного предприятия (организации), так и ряд практических навыков и умений анализа и оценки производственных ситуаций, решения текущих задач и формирования стратегий предприятия (организации). Содержание дисциплины тесно связана с такими дисциплинами как микроэкономика, макроэкономика, национальная и международная экономика, и др.
Основными задачами курса являются: ► анализ основных элементов хозяйственного механизма, действующего на автомобильном транспорте; ► изучение новых форм и методов хозяйствования в отрасли, предопределяемых требованиями рыночной экономики; ► освоение научных подходов по решению проблем развития транспорта. При изучении любой научной дисциплины принято различать объект и предмет изучения. Объект изучения экономики является общественное производство. Предмет экономики как самостоятельной области знаний сформировался около 300 лет назад. За прошедшее с тех пор время представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» — ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить несколько подходов к формулированию предмета экономики как науки. Производство материальных благ. Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение средств существования. Ограниченность ресурсов. Все экономические ресурсы обладают одним общим коренным свойством: они имеются в ограниченном количестве. Пахотные земли, полезные ископаемые, оборудование, производственные помещения, рабочая сила (рабочее время) — их наличие ограничено определенным пределом. Вследствие ограниченности экономических ресурсов ограничен объем производства продукции. Общество не способно произвести весь объем товаров и услуг, который оно хотело бы получить и потребить. Отсюда и возникает необходимость исследовать проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономика и эффективность. Поскольку потребности мирового сообщества практически безграничны, а ресурсы ограничены, в каждый конкретный период производство не в состоянии удовлетворить все материальные потребности общества. Единственное, что мы можем и должны сделать — это добиваться наиболее эффективного использования имеющихся в нашем распоряжении экономических ресурсов.
Экономическая эффективность производственной деятельности характеризуется соотношением количества произведенных полезных результатов и количеством использованных экономических ресурсов. Увеличение количества продукта, полученного от данного объема потраченных ресурсов, означает повышение эффективности. Уменьшение объема полезных результатов от использования данного количества ресурсов указывает на снижение экономической эффективности. Таким образом, предметом учебной дисциплины «Экономика транспорта» является изучение конкретных форм проявления и использования объективных экономических законов на транспорте, а также условий, под влиянием которых эти законы могут действовать с наибольшей эффективностью. Для целей анализа и планирования используются экономические показатели. Экономический показатель характеризует состояние экономики, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Экономические показатели представляют один из самых распространенных и эффективных инструментов описания экономики. В наиболее общем виде экономический показатель включает наименование, числовое значение и единицу измерения. Так, если показатель «объем реализованной продукции РП=250 млн. руб.», то «объем реализованной продукции» есть наименование показателя, «250» — числовое значение, а «млн руб.» — единица измерения. Абсолютное большинство экономических показателей требуют использования единиц измерения. Структура экономических показателей носит весьма разветвленный характер, показатели разделяются на группы по ряду признаков. Выделяют обобщенные макроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом и микроэкономические показатели, относящиеся в основном к экономике предприятий. Различают абсолютные, называемые также количественными, объемными, и относительные, называемые также качественными. Эффект – абсолютный показатель результата какого-либо действия или деятельности. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Эффективность – относительный показатель результативности и может быть только положительной величиной. Расчет экономической эффективности рекомендуется производить путём сравнения затрат с экономическим эффектом по формуле: Эффективность (Э) = (Результат (Р)/ Затраты (З)) * 100% Абсолютные, объемные показатели в зависимости от измерителей, в которых они выражены, делятся на две крупные группы.
Натуральные показатели выражены в натуральных измерителях, т. е. в штуках или в единицах массы, объема, площади, длины, а также в единицах времени. Стоимостные показатели выражаются в денежных единицах, т. е. в рублях, долларах и т. п. Естественно, что натуральные показатели более объективно отражают количество экономического продукта, так как они поддаются непосредственному физическому измерению с помощью приборов, аппаратуры. На величине показателей в стоимостном, денежном измерении существенно сказывается уровень цен, которые подвержены изменению и к тому же могут иметь разное значение для одного и того же продукта. Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие обычно темп изменения величины или соотношение однородных экономических величин, получаемые в результате их сравнения, измеряемые в долевом исчислении либо в процентах. Во втором случае это размерные показатели, характеризующие скорость изменения величины во времени, эффективность использования ресурсов. Например, показатель эффективности автомобильного двигателя может быть измерен объемом расходуемого топлива на сто километров пути, а показатель производительности труда (выработка) — количеством выпускаемой продукции, приходящейся на одного работающего. В совокупности относительных экономических показателей различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные). Показатели роста (скорости роста) представляют отношение количества продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде. Чаще всего рассматриваются годовой, квартальный, месячный период или просто фиксированные конечные и начальные даты. Если в течение изучаемого отрезка времени объем продукта не изменился, то показатель роста (темп роста) равен единице или 100 %; если объем увеличился, то показатель роста превышает 100%, а если уменьшился, то он ниже 100 %. Показатели роста характеризуют изменение состояния экономики. Показатели прироста представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству произведенного, проданного, потребленного продукта в предыдущем, базисном периоде. Если в течение изучаемого отрезка времени, скажем, за последний год, объем продукции не изменился, то показатель прироста за этот год равен нулю; если объем увеличился — то показатель прироста положителен, если уменьшился — то показатель прироста отрицателен. Приростные показатели по аналогии с показателями роста измеряются в долях или в процентном выражении. Экономические показатели делятся на ряд групп в зависимости от того для решения каких задач используются показатели. Рассматриваются расчетные (плановые), отчетные, статистические. Нормативными принято называть показатели, устанавливаемые на основе норм расхода ресурсов (сырья, энергии, материалов, труда) на производство единицы продукции, выполнение работы, потребление (нормы потребления). Технико-экономические особенности транспорта находят отражение в показателях и измерителях их работы при организации перевозочного процесса. Эти показатели можно разделить на следующие группы: натуральные; эксплуатационно-технические; экономические. К натуральным показателям относят: объем и дальность перевозок; грузооборот; производительность труда; потребность в рабочей силе, топливе электроэнергии, металле, других материалах и т.п. Эксплуатационно-техническими показателями являются: пропускная и провозная способность; регулярность и безопасность движения; скорость и сроки доставки грузов и пассажиров; уровень сохранности грузов и степень комфорта пассажиров; маневренность транспорта. Экономические показатели (иногда их называют стоимостными) включают в себя: себестоимость перевозок; потребные капитальные вложения; стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки; тарифы или тарифные ставки. К этой же группе относятся показатели, характеризующие степень использования основных фондов транспорта: фондооснащенность или фондовооруженность (т.е. стоимость основных производственных фондов на 1 км транспортной сети), фондоотдача (т.е. количество транспортной продукции в приведенных тонно-километрах, приходящейся на единицу стоимости основных производственных фондов транспорта). По фондооснащенноети среди других видов транспорта на первом месте находится железнодорожный, а по фондоотдаче – трубопроводный транспорт. На величину экономических показателей оказывают влияние многие факторы: размещение производительных сил и сети путей сообщения; уровень специализации, кооперации и размеры производства; номенклатура перевозимых грузов; географические и климатические условия; наличие пропускной и провозной способности; организация перевозочного процесса и др. Иными словами, в экономических показателях отражены практически все стороны работы транспорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|