Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние глобализации на развитие транспорта




 

Отличительной чертой высочайшего уровня развития современ­ного общества является наличие глубоких взаимосвязей в различ­ных сферах деятельности стран и континентов, получившее назва­ние глобализация (от французского global - всеобщий, от латинско­го globus - шар).

В условиях глобализации, когда осуществляется процесс возрас­тания взаимозависимости стран и мира вследствие все более тесной интеграции (сращивания) их национальных рынков товаров, услуг и капитала, а также развитие международной торговли, существенно изменяется роль и значение транспорта. Сегодня понятие расстоя­ние в глобальном масштабе хозяйственной деятельности перестало быть тем сдерживающим фактором, каким оно было на протяжении последних столетий. В географическом отношении перевозки меж­ду разными странами и даже континентами все больше превраща­ются в единый технологический процесс.

На сегодняшний день общая длина путей сообщения Земли (без морских трасс) составляет более 30 млн. км, что соответствует гус­тоте сети примерно в 23 км на каждые 100 км2 суши. Безусловно, наибольший прогресс достигнут в области воздушного транспорта, при помощи которого в течение нескольких часов можно передви­гаться не только между отдельными странами, но и между конти­нентами. Однако наиболее распространенным и широко доступным средством передвижения людей и грузов является автомобильный транспорт. Обычные автомобили сегодня могут передвигаться со скоростью, превышающей 200 км/ч, что далеко не предел возмож­ностей современных двигателей. Основными факторами, которые значительно ограничивают развитие скоростей транспортных средств, являются критерии безопасности движения, а также очень высокие расходы на конструирование (изготовление), приобретение и эксплуатацию «быстрых» автомобилей, судов, самолетов или по­ездов. Другая сторона проблемы повышения скоростей движения – это вопросы, связанные с комфортностью движения и пределом вы­носливости человеческого организма.

В тоже время с каждым годом все большее и большее число ре­гионов земного шара охватывается линиями, обслуживаемыми высокоскоростными поездами. В настоящее время в мире эксплуатируется около 4500 км специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей. С учетом реконструированных линий полигон обращения high-speed trains приближается к 16 000 км. Ежесуточно по расписанию осуществляют движение более 1100 высокоскоростных поездов нового поколения. Скорость, которую может развить поезд, почти 600 км/ч (японский поезд серии Маг-лев), что почти на 450 км/ч больше, чем в начале XX века. Причем, продолжительность поездки поездом со скоростью 200 км/ч на рас­стояния до 400 км оказывается меньше, чем время движения, затра­чиваемое пассажиром на этом расстоянии при использовании воз­душного транспорта (рис. 1.1)., чем воздушный или автомобильный транспорт.

 

Рис. 1.1. Продолжительность поездки транспортом,

в зависимости от расстояния перевозки

По мере того как растут рекорды, повышаются регулярные скорости движения поездов (рис. 1.2).

 

 

Рис.1.2. Динамика роста скоростей движения пассажирских поездов

 

Кроме того, железнодорожный транспорт в состоянии обеспечивать более высокий уровень обслуживания и комфорт перевозок

Таким образом, транспортные артерии обеспечивают доступ­ность пространства, а увеличение скоростей движения транспорт­ных средств сокращает время перемещения пассажиров и грузов, благодаря чему расстояния как бы уменьшаются, а пространство «сжимается». В зарубежной научной литературе это явление назы­вают «компрессией времени и пространства» (от лат. compressio – сжатие) или «элиминацией расстояний» (от лат. elimio – выносить за порог, удалять).

Не вызывает сомнений, что глобализация, ставшая на протяже­нии последних лет одним из наиболее часто употребляемых поня­тий, описывающих международную жизнь {global market, global networks, global logistics и т. д.), будет занимать ключевое место в ряду главных явлений, определяющих миропорядок XXI века. Со­гласно одной из классификаций, в экономической сфере процессы глобализации протекают по пяти основным направлениям: финан­совая глобализация, становление глобальных транснациональных корпораций, регионализация экономики, интенсификация мировой торговли и тенденция к конвергенции. Однако явление глобализа­ции выходит за чисто экономические рамки и охватывает практиче­ски все сферы человеческой деятельности, включая образ его жиз­ни, политику, идеологию, культуру.

Как отмечалось выше, мировая экономика сегодня представляет собой взаимосвязанную систему, которая функционирует вне поли­тических и культурных различий стран и народов. Экономическое пространство уже непосредственно не связано с территорией како­го-либо государства: система «рынок — государство» уступила место системе «много государств – один рынок». Несоизмеримо бы­стро растут обороты мировой торговли. Уже четвертое десятилетие подряд обмен товарами и услугами увеличивается быстрее, чем продукция. Вследствие этого значительно большая часть мирового валового продукта является предметом международного товарного обмена, а соответственно, расширяется круг взаимного сотрудниче­ства с партнерами на внешних рынках, формируется сеть загранич­ных дистрибьюторов, для успешной деятельности которых необхо­димо наличие единой и четко взаимодействующей транспортной системы, являющейся продолжением национального процесса про­изводства.

Характер транспортной деятельности означает, что его развитие стимулируется планируемыми потребностями народного хозяйства, т. е. существует тесная взаимосвязь между экономическим ростом и развитием транспорта. Транспорт может быть либо фактором, спо­собствующим развитию экономики в целом, либо фактором, его ограничивающим, поскольку всевозможные недостатки в функцио­нировании и развитии транспорта вызывают снижение общей эф­фективности экономики любого государства.

Так, например, успехи экономического развития позволили Япо­нии (на территории 372 тыс. км2 проживает 126 млн. чел.) стать од­ним из ведущих хозяйственных, торговых (третье место в мире по объемам внешней торговли после США и ЕС) и политических цен­тров мира. А между тем Япония бедна полезными ископаемыми и ввозит из-за границы практически все рудные материалы и энерге­тические ресурсы. Исключительно важное значение для хозяйства Японии имеет стабильная обеспеченность топливом и промышлен­ным сырьем. Решить эту проблему позволяет организованная на высочайшем уровне система внешнеторговых перевозок, которая обеспечивает привязку к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции. Основная часть внешнеторговых перево­зок осуществляется морским транспортом, при этом по тоннажу торгового флота страна занимает одно из первых мест в мире. По объему грузоперевозок внутри страны доминирует автомобильный транспорт. Протяженность автодорог с твердым покрытием состав­ляет 1,16 млн. км. Длина железнодорожной сети составляет 26,5 тыс. км. Основным звеном системы железнодорожного транспорта Японии, выполняющего важнейшую роль в перевозках пассажиров, является сверхскоростная магистраль Синкансен. Ее протяженность составляет около 2000 км (без учета «мини» Синкансен длиной более 200 км). Результаты исследований японских ученых на примере высокоскоростных линий железных дорог Синкансен показали, что высокоскоростной транспорт оказывает значительное влияние на развитие экономики обслуживаемых регионов, особенно в тех случаях, когда одновременно появляются и скоростная железная дорога, и автострада. Замечено также, что если строительство автострады в большей степени, чем железной дороги, стимулирует подъем промышленности, то высокоскоростной железнодорожный транспорт способствует более быстрому развитию секторов, связанных непосредственно с обменом информацией (информатика, банковское дело, бизнес, образование).

Развитие новых технологий и технических решений в сфере транспорта и коммуникаций в уходящем веке значительно облегчи­ло перемещение людей, товаров, капитала и знаний, формируя тем самым глобальные сети, которые способствуют расширению обме­на товарами, развитию международного бизнеса, экономическому росту в мировом масштабе, открывая перед человечеством огром­ные возможности.

Характерной чертой глобализации стало сочетание процессов автономизации и интеграции. Наиболее интенсивные и широко­масштабные интеграционные процессы происходят сегодня в Евро­пе. Весь мир внимательно следит затем, как здесь обозначаются преобразования мировой экономики в XXI веке. Будущее Европы, главной целью которой является создание общего рынка, единых торговых и социальных условий, в большой степени зависит от эф­фективного взаимодействия энергетических, телекоммуникацион­ных и транспортных сетей. Осознавая это, ещё в 1994 году Совет Европы утвердил 14 приоритетных проектов в области транспорта, а в 1996 году Европейский парламент и Совет Европы приняли со­вместные директивы по созданию транс-европейской транспортной сети (TEN - Т), охватывающей 58 тыс. км. автострад, 70 тыс. железных дорог и 12 тыс. водных путей.

Одной из инвестиций, сыгравшей важную роль не только для интеграции транспортной системы Европы, но и для интеграции европейского континента в целом, стало сооружение железнодо­рожного тоннеля под каналом Ла-Манш (общая длина тоннеля 49,2 км., в том числе 37 км. на глубине 25 - 40 м. под дном пролива). Примечательно, что Евротоннель, соединивший железнодорожной колеёй Великобританию и Францию – монархию и республику, остров и континент, признан выдающимся архитектурно-строительным сооружением уходящего столетия (табл. 1.1)

В 2000 г. 16-километровый мост и тоннель связал Швецию и Данию, что позволяет за каких-нибудь полчаса доехать из Мальме в Копенгаген. Среди проектов, которые в настоящее время реализовываются в Европе – строительство автострады, которая пересекает Грецию и связывает Афины с болгарской границей; линии высокоскоростных железных дорог; специальной колеи, которая соединяет Лондон с тоннелем под Ла-Маншем; тоннелей в Альпах и Пиренеях и др. Таким образом, в развитии интеграционных процессов в ми­ровой экономике огромную роль играет транспорт. Можно сказать, что транспортные артерии – новые трассы, горные перевалы, каналы, паромные переправы, тоннели – становятся во всем мире стимулом для большого бизнеса, стимулом для интеграции. Благодаря высокоразвитому транспорту достигну то современное развитие мировой экономики, он стал движущей силой цивилизации XX – начало XXI века

Табл. 1.1. Девять чудес света (новая версия)

Объект Город, страна
Евротоннель Мост через пролив Золотые ворота Федеральная система скоростных автомобильных дорог 102-этажный Empire State Building Дамба имени Гувера Панамский канал Здание Сиднейской оперы Большая Асуанская плотина Аэропорт Чек Лап Кок в Гонконге Великобритания, Франция Сан-Франциско, США   США Нью-Йорк, США Река Колорадо, США Панама Австралия Египет Особый административный район, Сянган, Китай

 

Рейтинг Беларуси

Беларусь заняла 54-е место в рейтинге наиболее процветающих стран мира, составленном британским аналитическим центром Legatum Institute.

В нынешнем году в рейтинг вошли 144 государства. Главной неожиданностью рейтинга стал тот факт, что США впервые не вошли в первую десятку самых процветающих стран планеты и заняли 12-ю строчку. В рейтинге нынешнего года Китай занял 55-ю позицию.

Введенный шесть лет назад рейтинг наиболее процветающих стран мира оценивает достижения каждого государства по восьми категориям: мощь экономики, деловой климат, эффективность управления, система образования, уровень здравоохранения, безопасность и верховенство закона, личная свобода человека, социальный капитал, сообщает

Беларусь обошла такие страны, как Россия (66-е место) и Украина (71). Первое место во влиятельном рейтинге британского аналитического центра заняла Норвегия. На второй позиции - Дания, первую тройку замыкает Швеция.

На четвертой позиции рейтинга - Австралия. За ней в порядке убывания следуют Новая Зеландия, Канада, Финляндия, Нидерланды, Швейцария. Первую десятку замыкает Ирландия.

Страны-соседи Беларуси занимают в списке Legatum Institute следующие позиции: Эстония - 35, Латвия - 47, Литва - 43, Польша - 32 место.

Наиболее высоко составители рейтинга оценили достижения Беларуси в области образования (21 место), социальной защиты граждан (26), уровне здравоохранения (40) и безопасности (52).

В свою очередь существенно снизили белорусский рейтинг - эффективность управления - 123 позиция из 144, уровень личной свободы (102), экономическая ситуация. (90).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...