Влияние глобализации на развитие транспорта
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Отличительной чертой высочайшего уровня развития современного общества является наличие глубоких взаимосвязей в различных сферах деятельности стран и континентов, получившее название глобализация (от французского global - всеобщий, от латинского globus - шар). В условиях глобализации, когда осуществляется процесс возрастания взаимозависимости стран и мира вследствие все более тесной интеграции (сращивания) их национальных рынков товаров, услуг и капитала, а также развитие международной торговли, существенно изменяется роль и значение транспорта. Сегодня понятие расстояние в глобальном масштабе хозяйственной деятельности перестало быть тем сдерживающим фактором, каким оно было на протяжении последних столетий. В географическом отношении перевозки между разными странами и даже континентами все больше превращаются в единый технологический процесс. На сегодняшний день общая длина путей сообщения Земли (без морских трасс) составляет более 30 млн. км, что соответствует густоте сети примерно в 23 км на каждые 100 км2 суши. Безусловно, наибольший прогресс достигнут в области воздушного транспорта, при помощи которого в течение нескольких часов можно передвигаться не только между отдельными странами, но и между континентами. Однако наиболее распространенным и широко доступным средством передвижения людей и грузов является автомобильный транспорт. Обычные автомобили сегодня могут передвигаться со скоростью, превышающей 200 км/ч, что далеко не предел возможностей современных двигателей. Основными факторами, которые значительно ограничивают развитие скоростей транспортных средств, являются критерии безопасности движения, а также очень высокие расходы на конструирование (изготовление), приобретение и эксплуатацию «быстрых» автомобилей, судов, самолетов или поездов. Другая сторона проблемы повышения скоростей движения – это вопросы, связанные с комфортностью движения и пределом выносливости человеческого организма.
В тоже время с каждым годом все большее и большее число регионов земного шара охватывается линиями, обслуживаемыми высокоскоростными поездами. В настоящее время в мире эксплуатируется около 4500 км специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей. С учетом реконструированных линий полигон обращения high-speed trains приближается к 16 000 км. Ежесуточно по расписанию осуществляют движение более 1100 высокоскоростных поездов нового поколения. Скорость, которую может развить поезд, почти 600 км/ч (японский поезд серии Маг-лев), что почти на 450 км/ч больше, чем в начале XX века. Причем, продолжительность поездки поездом со скоростью 200 км/ч на расстояния до 400 км оказывается меньше, чем время движения, затрачиваемое пассажиром на этом расстоянии при использовании воздушного транспорта (рис. 1.1)., чем воздушный или автомобильный транспорт.
Рис. 1.1. Продолжительность поездки транспортом, в зависимости от расстояния перевозки По мере того как растут рекорды, повышаются регулярные скорости движения поездов (рис. 1.2).
Рис.1.2. Динамика роста скоростей движения пассажирских поездов
Кроме того, железнодорожный транспорт в состоянии обеспечивать более высокий уровень обслуживания и комфорт перевозок Таким образом, транспортные артерии обеспечивают доступность пространства, а увеличение скоростей движения транспортных средств сокращает время перемещения пассажиров и грузов, благодаря чему расстояния как бы уменьшаются, а пространство «сжимается». В зарубежной научной литературе это явление называют «компрессией времени и пространства» (от лат. compressio – сжатие) или «элиминацией расстояний» (от лат. elimio – выносить за порог, удалять).
Не вызывает сомнений, что глобализация, ставшая на протяжении последних лет одним из наиболее часто употребляемых понятий, описывающих международную жизнь {global market, global networks, global logistics и т. д.), будет занимать ключевое место в ряду главных явлений, определяющих миропорядок XXI века. Согласно одной из классификаций, в экономической сфере процессы глобализации протекают по пяти основным направлениям: финансовая глобализация, становление глобальных транснациональных корпораций, регионализация экономики, интенсификация мировой торговли и тенденция к конвергенции. Однако явление глобализации выходит за чисто экономические рамки и охватывает практически все сферы человеческой деятельности, включая образ его жизни, политику, идеологию, культуру. Как отмечалось выше, мировая экономика сегодня представляет собой взаимосвязанную систему, которая функционирует вне политических и культурных различий стран и народов. Экономическое пространство уже непосредственно не связано с территорией какого-либо государства: система «рынок — государство» уступила место системе «много государств – один рынок». Несоизмеримо быстро растут обороты мировой торговли. Уже четвертое десятилетие подряд обмен товарами и услугами увеличивается быстрее, чем продукция. Вследствие этого значительно большая часть мирового валового продукта является предметом международного товарного обмена, а соответственно, расширяется круг взаимного сотрудничества с партнерами на внешних рынках, формируется сеть заграничных дистрибьюторов, для успешной деятельности которых необходимо наличие единой и четко взаимодействующей транспортной системы, являющейся продолжением национального процесса производства. Характер транспортной деятельности означает, что его развитие стимулируется планируемыми потребностями народного хозяйства, т. е. существует тесная взаимосвязь между экономическим ростом и развитием транспорта. Транспорт может быть либо фактором, способствующим развитию экономики в целом, либо фактором, его ограничивающим, поскольку всевозможные недостатки в функционировании и развитии транспорта вызывают снижение общей эффективности экономики любого государства.
Так, например, успехи экономического развития позволили Японии (на территории 372 тыс. км2 проживает 126 млн. чел.) стать одним из ведущих хозяйственных, торговых (третье место в мире по объемам внешней торговли после США и ЕС) и политических центров мира. А между тем Япония бедна полезными ископаемыми и ввозит из-за границы практически все рудные материалы и энергетические ресурсы. Исключительно важное значение для хозяйства Японии имеет стабильная обеспеченность топливом и промышленным сырьем. Решить эту проблему позволяет организованная на высочайшем уровне система внешнеторговых перевозок, которая обеспечивает привязку к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции. Основная часть внешнеторговых перевозок осуществляется морским транспортом, при этом по тоннажу торгового флота страна занимает одно из первых мест в мире. По объему грузоперевозок внутри страны доминирует автомобильный транспорт. Протяженность автодорог с твердым покрытием составляет 1,16 млн. км. Длина железнодорожной сети составляет 26,5 тыс. км. Основным звеном системы железнодорожного транспорта Японии, выполняющего важнейшую роль в перевозках пассажиров, является сверхскоростная магистраль Синкансен. Ее протяженность составляет около 2000 км (без учета «мини» Синкансен длиной более 200 км). Результаты исследований японских ученых на примере высокоскоростных линий железных дорог Синкансен показали, что высокоскоростной транспорт оказывает значительное влияние на развитие экономики обслуживаемых регионов, особенно в тех случаях, когда одновременно появляются и скоростная железная дорога, и автострада. Замечено также, что если строительство автострады в большей степени, чем железной дороги, стимулирует подъем промышленности, то высокоскоростной железнодорожный транспорт способствует более быстрому развитию секторов, связанных непосредственно с обменом информацией (информатика, банковское дело, бизнес, образование).
Развитие новых технологий и технических решений в сфере транспорта и коммуникаций в уходящем веке значительно облегчило перемещение людей, товаров, капитала и знаний, формируя тем самым глобальные сети, которые способствуют расширению обмена товарами, развитию международного бизнеса, экономическому росту в мировом масштабе, открывая перед человечеством огромные возможности. Характерной чертой глобализации стало сочетание процессов автономизации и интеграции. Наиболее интенсивные и широкомасштабные интеграционные процессы происходят сегодня в Европе. Весь мир внимательно следит затем, как здесь обозначаются преобразования мировой экономики в XXI веке. Будущее Европы, главной целью которой является создание общего рынка, единых торговых и социальных условий, в большой степени зависит от эффективного взаимодействия энергетических, телекоммуникационных и транспортных сетей. Осознавая это, ещё в 1994 году Совет Европы утвердил 14 приоритетных проектов в области транспорта, а в 1996 году Европейский парламент и Совет Европы приняли совместные директивы по созданию транс-европейской транспортной сети (TEN - Т), охватывающей 58 тыс. км. автострад, 70 тыс. железных дорог и 12 тыс. водных путей. Одной из инвестиций, сыгравшей важную роль не только для интеграции транспортной системы Европы, но и для интеграции европейского континента в целом, стало сооружение железнодорожного тоннеля под каналом Ла-Манш (общая длина тоннеля 49,2 км., в том числе 37 км. на глубине 25 - 40 м. под дном пролива). Примечательно, что Евротоннель, соединивший железнодорожной колеёй Великобританию и Францию – монархию и республику, остров и континент, признан выдающимся архитектурно-строительным сооружением уходящего столетия (табл. 1.1) В 2000 г. 16-километровый мост и тоннель связал Швецию и Данию, что позволяет за каких-нибудь полчаса доехать из Мальме в Копенгаген. Среди проектов, которые в настоящее время реализовываются в Европе – строительство автострады, которая пересекает Грецию и связывает Афины с болгарской границей; линии высокоскоростных железных дорог; специальной колеи, которая соединяет Лондон с тоннелем под Ла-Маншем; тоннелей в Альпах и Пиренеях и др. Таким образом, в развитии интеграционных процессов в мировой экономике огромную роль играет транспорт. Можно сказать, что транспортные артерии – новые трассы, горные перевалы, каналы, паромные переправы, тоннели – становятся во всем мире стимулом для большого бизнеса, стимулом для интеграции. Благодаря высокоразвитому транспорту достигну то современное развитие мировой экономики, он стал движущей силой цивилизации XX – начало XXI века
Табл. 1.1. Девять чудес света (новая версия)
Рейтинг Беларуси Беларусь заняла 54-е место в рейтинге наиболее процветающих стран мира, составленном британским аналитическим центром Legatum Institute. В нынешнем году в рейтинг вошли 144 государства. Главной неожиданностью рейтинга стал тот факт, что США впервые не вошли в первую десятку самых процветающих стран планеты и заняли 12-ю строчку. В рейтинге нынешнего года Китай занял 55-ю позицию. Введенный шесть лет назад рейтинг наиболее процветающих стран мира оценивает достижения каждого государства по восьми категориям: мощь экономики, деловой климат, эффективность управления, система образования, уровень здравоохранения, безопасность и верховенство закона, личная свобода человека, социальный капитал, сообщает Беларусь обошла такие страны, как Россия (66-е место) и Украина (71). Первое место во влиятельном рейтинге британского аналитического центра заняла Норвегия. На второй позиции - Дания, первую тройку замыкает Швеция. На четвертой позиции рейтинга - Австралия. За ней в порядке убывания следуют Новая Зеландия, Канада, Финляндия, Нидерланды, Швейцария. Первую десятку замыкает Ирландия. Страны-соседи Беларуси занимают в списке Legatum Institute следующие позиции: Эстония - 35, Латвия - 47, Литва - 43, Польша - 32 место. Наиболее высоко составители рейтинга оценили достижения Беларуси в области образования (21 место), социальной защиты граждан (26), уровне здравоохранения (40) и безопасности (52). В свою очередь существенно снизили белорусский рейтинг - эффективность управления - 123 позиция из 144, уровень личной свободы (102), экономическая ситуация. (90).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|