Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Основные производственные операции и условия труда




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИЙ

 

Профессиография.

Любое исследование в области психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — перед ним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Принципы профессиографии сформулированы К.К. Платоновым. Это принципы: комплексности, целенаправленности; принцип социально-политической активности, предполагающий включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды; принцип личностного подхода; принцип надежности (требования к помехоустойчивости личности); принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, принципы перспективности и реальности.

В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный анализ профессии предполагает:

— производственную характеристику профессии и ее специальностей;

— указание на экономическое значение профессии;

— социологическую и социально-психологическую характеристики (в том числе — особенности межличностных отношений, особенности коллектива, социальный престиж профессии);

— перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; здесь же приводятся сроки подготовки и перспективы продвижения работника;

— гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»;

— перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинских противопоказаний к работе по данной профессии;

— составление психограммы.

Эта программа детализирована в ряде методических рекомендаций, в соответствии с которыми подготовлены сборники профессиограмм для профессионального просвещения молодежи.

Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут выступать профотбор, профориентация и профконсультация, производственное обучение, рационализация режима и условий труда.

Спецификой составления психограммы в целях профотбора является ориентация на изучение относительно более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре способностей к водительским профессиям считаются сенсомоторные свойства, динамический глазомер, а также широкое распределение и быстрая переключаемость внимания. Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным представлениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости и т. д.

Психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования к специалисту: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Нельзя, например, игнорируя тот факт, что изучались средние рабочие, занижать психограмму, так же как нельзя ее завышать на основе изучения мастеров высшей квалификации. Рекомендуется также давать в профессиограмме перечень психологических противопоказаний, т. е. тех свойств личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

Для профессионального просвещения молодежи требуются разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсультации, отличается большой широтой содержания, доступностью изложения. К.К. Платонов рекомендует составлять ее из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: основной, рассчитанной на молодежь, и дополнительной, методической части, рассчитанной на мастеров и педагогов. Обе части целесообразно заканчивать списками литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с данной профессией.

Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда исследование организуется в целях рационализации процесса профессиональной подготовки. Спецификой психограммы в этом случае является установка на выявление в первую очередь тех профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. Отысканию путей наиболее эффективного обучения специалистов будет способствовать сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В том и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соответствует требованиям, предъявляемым к профессионалу с большим опытом работы. На основе такой профессиограммы в дальнейшем намечаются мероприятия, направленные на рационализацию обучения.

Рационализация режима и условий труда также начинается с изучения особенностей конкретной деятельности и составления ее профессиограммы. Так же как и в любой психограмме, здесь выявляются основные профессионально значимые свойства, наилучшее использование которых должно быть обеспечено путем оптимизации условий деятельности. Вместе с тем особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, существенное снижение функций зрительного анализатора к концу рабочего дня свидетельствует о необходимости рационализации освещения, цветового решения интерьера и рабочего места и т. п. Изменение картины динамики психических функций после того, как проведена работа по оптимизации условий труда, может служить индикатором эффективности проведенных мероприятий. Оценивая сдвиги в работоспособности в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо учитывать наличие значительных индивидуальных различий в динамике пропускной способности анализаторов, скорости и точности реакций, в колебаниях устойчивости и в переключении внимания.

Особым случаем профессиограммы, направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно- психологического исследования. Анализ источников информации, которую получает оператор, способов ее обработки, последовательности действий, требований к их скорости и надежности, описание специфических условий, в которых протекает изучаемая деятельность, — позволяют формулировать требования к техническим средствам, в частности, к способам и формам представления информации, к конструкции органов управления и т. д. Выявление типичных ошибок, допускаемых оператором, позволяет наилучшим образом перераспределить функции между человеком и машиной. Обобщенное представление о возможностях человека, принятое в инженерной психологии, не должно подменяться образом обобщенного оператора, работающего в системе вообще.

Структура профессиограммы, объем ее отдельных частей, степень обобщенности или детальности описания тех или иных особенностей деятельности определяются задачей ее изучения. В психотехнике, а затем в психологии труда разрабатывались многочисленные схемы профессиограмм. Примером современной профессиографической схемы может служить схема, разработанная В.Л. Марищуком. Модифицированный вариант этой схемы опубликован в «Методологии исследований по инженерной психологии и психологии труда».

Разработка профессиограммы и психограммы — первый, описательный этап психологического изучения профессиональной деятельности. Высокого уровня в описании профессий достигли еще психотехники. Интересна психограмма практикующего врача, опубликованная доктором философии Франциской Баумгартен в 1922 г. Несмотря на устаревшую во многом терминологию и на большие изменения в самой врачебной деятельности, психограмма эта может служить примером детальной разработки требований профессии к специалисту и обоснования этих требований конкретными задачами деятельности. Психограмма разметчика, разработанная В.Г. Местниковым, выпускником факультета психологии СПГУ, который в течение нескольких лет работал на кораблестроительном заводе в качестве разметчика, может служить примером современного описания профессии и свидетельствует об эффективности такого изучения деятельности, в процессе которого исследователь имеет возможность сочетать в одном лице и наблюдаемого, и наблюдателя (обе профессиограммы приведены в приложении кн. М.А. Дмитриевой и др. «Психология труда …»).

Наиболее детальной является профессиограмма, разработанная для профессии оператора технологических систем.

 

2. Универсальная модель профессиограммы…

Особым случаем профессиограммы, направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования. Анализ источников информации, которую получает оператор, способов ее переработки и хранения, последовательности действий, требований к их скорости и надежности, описание специфических условий, в которых протекает изучаемая деятельность, позволяют формулировать требования к техническим средствам. Это, в частности, требования, предъявляемые к способам и формам представления информации, к конструкции органов управления и т.д. Выявление типичных ошибок, допускаемых оператором, позволяет наилучшим образом перераспределить функции между человеком и машиной.

 

I. Общая характеристика профессии
(описательная часть профессиограммы).

1. Определение профессии (дайте собственную формулировку) и краткие сведения об ее назначении.

2. Социально-экономическое значение профессии, перспективы ее развития (оцените, как изменится профессия в недалеком будущем).

3. Распространенность, связи с другими профессиями; типичные для данной профессии места работы (учреждения, предприятия).

4. Уровень технической сложности, технической оснащенности, автоматизации деятельности (например, работа с персональной ЭВМ).

5. Основные производственные операции (например, прием информации, передача информации по системе связи).

6. Требования к общей и специальной подготовке (курсы или школа подготовки операторов, ВУЗ). Роль индивидуальных качеств.

7. Состав рабочей группы (если таковая имеется).

8. Перспективы продвижения по службе, стимулирование профессиональной деятельности, зарплата (доход, доля от прибыли).

9. Режим труда и отдыха, распределение рабочего времени по сменам.

Для профессиограммы оператора этот раздел дополняется следующими пунктами:

1. Общая характеристика системы, в которую включен человек-оператор (система управления движущимися объектами, энергетическими установками, система наблюдения, система диспетчерского типа). Цели и назначение системы.

2. Информационная характеристика системы управления:

- структурная схема циркуляции управляющей информации;

- загрузка важнейших каналов связи (одноканальная, многоканальная);

- энтропийная характеристика системы управления и важнейших каналов связи (информационные характеристики системы: какие сигналы поступают, как часто);

- динамика во времени (однонаправленная, с переключением, система непрерывного типа, дискретная, с ограниченным лимитом времени, в режиме ожидания; динамика непрерывного наблюдения за приборами и восприятия сигналов);

- способ кодирования информации.

3. Характеристика помех.

4. Интервалы и связь между сигналами (командами) и моторными действиями.

II. Основные производственные операции и условия труда

1. Наименование и основное содержание наиболее важных операций (перечислите и выполните краткий анализ).

2. Основные задачи, решаемые оператором:

- структура деятельности оператора по приему сигнала;

- структура деятельности оператора по оценке информации;

- структура деятельности оператора на этапе принятия решения;

- структура деятельности оператора на этапе исполнения решения;

- сравнительная значимость указанных структур в деятельности оператора.

3. Характеристика действий оператора по следующим параметрам:

- форма действия (моторная, речевая, перцептивная, умственная);

- уровень обобщенности действия;

- мера развернутости действия, необходимая для эффективной деятельности;

- требуемая степень автоматизированности действия (уровень освоения).

4. Характеристика параметров скорости, точности, быстроты, координационной сложности выполняемых рабочих операций.

5. Требования к физической выносливости.

6. Характеристика рабочего места и сигнальных устройств (средств и системы отображения информации: какие индикаторы, что показывают).

7. Показатели санитарно-гигиенических условий (графики суточного изменения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления; показатели среднего содержания кислорода и углекислого газа и различных примесей в воздухе).

8. Шум, вибрация, вестибулярные нагрузки.

9. Освещенность, ее колебания и цветовые условия.

III. Психограмма

1. Психофизиологические функции и анализаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы. Пороги ощущения (абсолютный и дифференциальный и оперативные пороги в анализаторах, ведущих для данной профессии).

2. Характеристика динамики включения в работу различных анализаторов, их взаимодействие, степень их напряжения в различные периоды времени. Характеристика их необходимой лабильности.

3. Пространственное восприятие и восприятие временных интервалов.

4. Важнейшие характеристики внимания и способы его организации.

5. Характеристика параметров скорости, точности, координационной сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторных ответов при длительном их повторении.

6. Преимущественный вид установки в данной деятельности (установка на скорость, на точность, надежность, безопасность).

7. Быстрота формирования и переделки навыков. Прочность психомоторных навыков.

8. Особенности хранения информации. Объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти (долговременной, кратковременной, оперативной).

9. Характеристика преимущественных способов переработки информации, принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления, его гибкости и критичности.

10. Требования к надежности в работе:

- допустимое число ошибок и сбоев в работе;

- допустимые количественные отклонения от заданного значения,

- допустимые колебания времени выполнения действия.

11. Характеристика типичных ошибок в работе:

- по количественному признаку;

- по качественным признакам;

- по мотивации (в результате отрицательного отношения к выполняемой работе, при положительной мотивации);

- по степени осознанности;

- в зависимости от информационной нагрузки (в результате чрезмерного объема или скорости поступления информации, недогрузки, монотонности в работе, шумов, при отсутствии шумов);

- в зависимости от функционального состояния специалиста (при нормальном состоянии организма, в результате утомления, воздействия факторов среды, эмоциональных влияний, под влиянием патологического процесса).

12. Наличие и частота ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий, большой ответственности (ситуации резко меняющиеся, требующие работы в условиях дефицита или избыточности времени или информации, работа в условиях опасности и т.п.). Требования к эмоциональной устойчивости.

13. Требования к волевым качествам и чертам характера (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, находчивость, уверенность в своих силах и т.д.).

14. Речь и воображение.

15. Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертам личности.

16. Перечень необходимых знаний и умений.

IV. Заключение.

В заключительной части профессиограммы рассматриваются возможности обучения, компенсации, тренируемости психических и психофизиологических качеств, важных для успешной деятельности в данной профессии, даются рекомендации по бесконфликтной переориентации личности (в случае непреодолимого противоречия между положительной мотивацией к деятельности и несоответствием свойств индивида ее требованиям), указываются противопоказания к профессии.

 

Таким образом, на основании анализа психологической сложности важнейших элементов изучаемой профессии, Вами будут выявлены:

- психические качества, имеющие решающее значение (требуется высокая степень развития качества);

- необходимые и желательные качества (средний уровень развития);

- нежелательные психические качества;

- несовместимые с деятельностью в профессии психические качества;

- комплекс различных психических элементов, определяющих успех деятельности в изучаемой профессии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...