Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок пересмотра Конституции РФ




 

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от процедуры принятия поправок к Конституции. Положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации означает пересмотр Конституции Российской Федерации, принятие новой Конституции Российской Федерации. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (107 членов Совета Федерации и 270 депутатов Государственной Думы), в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, оно может или подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации, или разработать проект новой Конституции Российской Федерации и принять его либо вынести на всенародное голосование.

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст.65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл.9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст.135 Конституции РФ <http://www.be5.biz/zakon/konstitucija/135.html> такая процедура изменения предусмотрена для гл.1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст.134 Конституции РФ <http://www.be5.biz/zakon/konstitucija/134.html>):

) Президент РФ;

) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;

) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

) Правительство РФ;

) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл.3-8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст.65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст.65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

Конституция Российской Федерации имеет "жесткий" характер. Глава 9 Конституции предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: пересмотр Конституции и внесение конституционных поправок.

Эти юридические процедуры значительно сложнее, чем процедуры принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов, что и характеризует Конституцию Российской Федерации как "жёсткую". Такое свойство обеспечивает её стабильность. Конституционные нормы не могут быть изменены произвольно, они могут быть изменены только в рамках юридических процедур, предусмотренных главой 9 Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции, в свою очередь призвана обеспечить стабильность государства, стабильность права и стабильность гражданского общества. Основной закон не должен быть орудием политической борьбы, не должен постоянно изменяться в зависимости от политической конъюнктуры.

Пересмотр Конституции означает пересмотр гл.1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции", что, по сути, характеризует принятие нового Основного закона. В данные главы нельзя внести простые изменения, поскольку они закрепляют основные принципы государственности, провозглашают государственные ценности, охраняемые объекты и, наконец, сама Конституция регламентирует процедуру её изменения. Для того, чтобы поддерживать справедливое демократическое существование общества, необходима стабильность в гарантиях защиты прав и свобод граждан.

Конституция Российской Федерации 1993 года значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная, чем Основной закон РСФСР 1978 года. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней Конституции было предоставлено высшим представительным органам - Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов. В последние годы существования Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу (например, был введён принцип разделения властей, но не было отменено полновластие Советов), Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной "гибкости", явилась одной из причин конституционного кризиса 1992-93 годов. В новой Конституции этот недостаток устранён.

В некоторых Конституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще отдельных положений конституции. Так, в ст.89 Конституции Франции 1958 г. записано: "Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра". В ст.139 Конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения о республиканской форме правления.

Не допускается изменение Основного закона Германии, "затрагивающее разделение федерации на земли, принципы участия земель в законодательстве или принципы, записанные в статьях 1 и 20" (ч.3 ст.79); ст.1 закрепляет неприкосновенность человеческого достоинства и, нерушимость и неотчуждаемость прав человека, а ст.20 - основы конституционного строя. Конституцией Греции запрещено вообще изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики.

Иногда конституциями устанавливается определенный период, в течение которого запрещается вносить изменения в конституцию. Так, Конституция Греции разрешает ее очередной пересмотр только спустя пять лет после окончания процедуры пересмотра.

В ряде конституций содержатся положения, запрещающие ее пересмотр в условиях посягательства на целостность территории государства (например, ст.89 Конституции Франции).

Главы Конституции, регулирующие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции защищены в наибольшей мере. Если Федеральное Собрание посчитает большинством в три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что нужны какие-то изменения в эти главы, оно должно созвать Конституционное Собрание - особый орган, наделенный правом решать, нужны эти изменения или нет. Если Конституционное Собрание сделает вывод о том, что изменения нужны, то оно разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Вопросы изменения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть решены законами РФ о поправках к Конституции, поскольку положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституция предусматривает внесение предложений о пересмотре положений Конституции. Причем ряд важных вопросов внесения таких предложений сегодня не урегулирован. Во-первых, не предусмотрено, в какой орган должны вноситься предложения о пересмотре положений Конституции. Во вторых, Конституция не определила, какое наименование и какую правовую форму должен иметь документ, содержащий предложение о пересмотре положений Конституции.

Предложение о пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Практика применения положений статей 134 и 135 Конституции не содержит примеров оконченного рассмотрения предложений о пересмотре положений Конституции палатами Федерального Собрания. Однако такие предложения вносились. Так, в 1995 г. группа депутатов Совета Федерации внесла в Государственную Думу предложение "0 пересмотре положений ст.43 главы 2 Конституции". Государственной Думой это предложение рассмотрено не было.

Конституция установила, что созыв Конституционного Собрания производится в соответствии с федеральным конституционным законом. В настоящее время такого закона нет. Очевидно, что за принятие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании будут выступать лишь те депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, которые поддерживают или хотя бы допускают идею пересмотра "неизменяемой" части Конституции. Естественно, те, кто не желает пересмотра "неизменяемых" положений Конституции, будут блокировать принятие этого закона: отсутствие закона о Конституционном Собрании гарантирует неизменность Конституции. Таким образом, созыв Конституционного Собрания в первый раз фактически возможен лишь в том случае, если прежде за пересмотр "неизменяемой" части Конституции выступят не три пятых, а квалифицированное большинство парламентариев, предусмотренное в ч.2 ст.108 Конституции для одобрения федерального конституционного закона. То есть сама идея пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции сначала должна быть поддержана, как минимум, большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и три четверти от общего числа членов Совета Федерации. Ибо парламентариям, выступающим за пересмотр Конституции (но не за конкретное предложение о пересмотре), сначала придется провести через парламент России федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, а для этого недостаточно большинства в три пятых. Принятие названного закона - это необходимое, но не достаточное условие для созыва Конституционного Собрания. После принятия закона Собрание будет созвано, если будет поддержано уже конкретное предложение о пересмотре определенных положений глав 1, 2 и 9 Конституции. Для этого уже будет достаточно большинства в три пятых голосов в каждой из палат Федерального Собрания.

Порядок деятельности Конституционного Собрания также должен быть урегулирован Федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании" в соответствии со статьёй 135 Конституции Российской Федерации. Должны быть определены срок полномочий и деятельности, внутренняя структура, порядок организации работы Конституционного Собрания, порядок разработки проекта Конституции Российской Федерации, порядок принятия решения о принятии Конституции Российской Федерации, о вынесении её проекта на референдум. Должен быть решён вопрос о председательстве, причём председательствующим может быть или определённое должностное лицо (например, Президент Российской Федерации по аналогии с Конституционным Совещанием, или председатели палат Федерального Собрания, как в некоторых законопроектах), или Председатель, избираемый самим Конституционным Собранием. Некоторые вопросы деятельности Конституционного Собрания уже урегулированы статьёй 135 Конституции, статьёй 11 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации. Проект Конституции Российской Федерации может быть либо принят двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо вынесен на всенародное голосование (референдум) большинством от общего числа его членов. Необходимо отметить, что Конституция ставит Конституционное Собрание перед жестким выбором. При этом не упоминается о возможности принятия Конституционным Собранием каких-либо промежуточных решений, например, о внесении изменений в отдельные положения Конституции. Референдум проводится в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а также для сведения в палаты Федерального Собрания. Президент Российской Федерации направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о соблюдении требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в случае положительного решения своим указом назначает референдум по проекту Конституции Российской Федерации, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трёх месяцев со дня опубликования указа. Проект Конституции Российской Федерации опубликовывается Центральной комиссией референдума (Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующей в качестве Центральной комиссии референдума) не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Центральная комиссия референдума подводит итоги всенародного голосования (референдума) по проекту новой Конституции Российской Федерации, она признаёт референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирателей (граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации) и признает новую Конституцию Российской Федерации принятой на референдуме Российской Федерации, если за неё в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании (при условии, что выборы состоялись и признаны действительными). Решение о принятии новой Конституции Российской Федерации опубликовывается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и вступает в силу со дня опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен формулировкой вопроса.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...