Порядок внесения поправок в Конституцию РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьёй 134 Конституции РФ. Этот перечень уже, чем перечень субъектов законодательной инициативы, в него входят Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации здесь и далее "общее число членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы" следует толковать как конституционно установленная численность палат, 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы, в данной норме одна пятая от общего числа - это соответственно 36 членов Совета Федерации 90 депутатов Государственной Думы). Конституционные поправки принимаются Федеральным Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей (60 из 89) субъектов Российской Федерации. Конституционные поправки принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее - закон о поправке). Форма нормативного правового акта о поправке к Конституции Российской Федерации было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Было установлено, что поправка к Конституции Российской Федерации по своей юридической природе отличается от федерального конституционного закона и должен приниматься в форме особого правового акта. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон Российской Федерации о поправке получает наименование, отражающее суть данной поправки.
Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов (300 депутатов). Одобренный Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации (134 члена Совета Федерации). Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.
Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Рассмотрение таких дел в порядке гражданского, а не конституционного судопроизводства мне не совсем ясен, тем более, что конституционность федеральных законов и иных нормативных актов, которые имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция Российской Федерации и конституционные поправки, по порядку их принятия, проверяется Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства. Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу. Действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от Конституции РСФСР 1978 года, не предусматривает принятие законов, в том числе конституционных поправок, на референдуме. Однако Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" предусматривает вынесение законопроектов на референдум Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме, не может служить правовым основанием для немедленного внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации, но из Федерального конституционного закона следует, что если на референдуме Российской Федерации будет принято решение в пользу конституционной поправки, то Федеральное Собрание обязано принять её.
Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном статьёй 108 Конституции Российской Федерации для принятия федеральных конституционных законов, но согласно толкованию Конституции Российской Федерации конституционные поправки принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в особой форме - в форме законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Законы о конституционных поправках после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации подписываются Президентом Российской Федерации, обнародуются и вступают в силу. Представляется, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации не должны противоречить главам 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации. Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает две особые, упрощённые процедуры для изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования субъекта Российской Федерации его новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Как уже отмечалось, положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, если предложение об их пересмотре будет поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Пересмотр глав 1, 2, 9 в рамках действующей Конституции невозможен, их пересмотр означает пересмотр Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, отличаются по юридической природе от поправок к Конституции Российской Федерации, такие изменения вносятся в упрощённом порядке. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьями 65, 66, 108, 137 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Часть 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации определяет, что принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, он может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. При этом статус субъекта Российской Федерации может быть изменён только в пределах перечня видов субъектов Российской Федерации, закреплённого статьёй 5 Конституции Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа). Выход или исключение субъекта из состава Российской Федерации противоречил бы конституционному принципу целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ. При этом часть 2 статьи 65, часть 5 статьи 66 и часть 1 статьи 137 во взаимосвязи содержат простор для толкования. На взгляд автора, часть 2 статьи 65 и часть 5 статьи 66 содержат упоминания о федеральном конституционном законе, определяющем общие принципы и общий порядок принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, изменения статуса субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 137 идёт речь о федеральных конституционных законах, которые должны быть приняты в каждом конкретном случае принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса Российской Федерации, эти федеральные конституционные законы выражают волю или согласие Российской Федерации на принятие в её состав и на образование в её составе нового субъекта, на изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и являются основанием для внесения соответствующих изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. При этом часть 2 статьи 65 и часть 1 статьи 137, на взгляд автора, содержат небольшое противоречие: в статье 65 говорится о принятии в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта во множественном числе, как о двух различных юридических процедурах; в статье 137 принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта отождествляются, что может толковаться как невозможность образования нового субъекта Российской Федерации в действующих границах Российской Федерации. В любом случае границы субъекта Российской Федерации не могут быть изменены без его согласия. Для выхода автономного округа из состава края, области изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации не требуется. Согласно части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу, включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её субъектов, других государств, и не предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта). В 1996 году были изданы два таких указа: Указ Президента РФ от 9 января 1996 года (в статью 65 включены наименования - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания) и от 10 февраля 1996 года (новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия). Однако статьёй 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ (в соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации наименования географических объектов относятся к ведению Российской Федерации). При этом упомянутый Федеральный закон (в отличие от Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"), не предусматривает обязательности упоминания о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, и отнёс их к ведению субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации, чем, на взгляд автора, обошло толкование Конституции, данное Конституционным Судом. Если гипотетически предположить, что Конституционным Судом будет рассмотрено дело о конституционности Федерального закона "О наименованиях географических объектов", то он может либо, сохраняя свою правовую позицию, статью 8 Федерального закона неконституционной, либо изменить свою правовую позицию, выраженную в Постановлении по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции, причём такое решение в соответствии со статьёй 73 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть принято только на пленарном заседании. Заключение
Итак, Конституция Российской Федерации 1993 года относится к разряду "жестких" конституций. Особый, усложнённый порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции обеспечивает её стабильность, предотвращает использования конституционных поправок в качестве средства политической борьбы. Для принятия конституционных поправок необходимо согласие всех основных политических сил. Вместе с тем Конституция Российской Федерации дифференцированно подходит к изменению различных её положений: главы 1, 2, 9 не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, а положения статьи 65, определяющие состав Российской Федерации, наоборот, могут быть изменены в упрощённом порядке. Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало в разных границах и при разных формах правления - многие столетия. Вместе с тем Конституция Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории. И, естественно, что, проводя сходство между Основным законом 1993 года и 1978 года, обнаруживается множество различий, вводятся новые понятия, в том числе и в сфере регулирования рассмотренного процесса: он становится более детальным, чётким. Ранее трудности возникали, прежде всего, из того, что массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей. Нередко неясности приобретали критические свойства. Как можно было, например, определить форму правления в России, если, с одной стороны, в Конституцию был вписан принцип разделения властей, но с другой - в ней оставалась норма, согласно которой Съезд народных депутатов был правомочен принимать к своему ведению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР, а Верховный Совет по-прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом. Дублирование функций и неизбежные конфронтации порождались тем, что введение института президента не зачеркнуло статью о функциях Президиума Верховного Совета. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вывод и без того ясен: у государства и общества в целом была весьма шаткая конституционная база для дальнейших реформ. Конституция выступает как юридическая база для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы и нормативно-правовые акты, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Существенное изменение Конституции приводит к изменению важнейших нормативных документов. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов. Конституция Российской Федерации относится к разряду "жестких" конституций. Особый, усложнённый порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции обеспечивает стабильность Конституции, предотвращает использования конституционных поправок в качестве средства политической борьбы. Для принятия конституционных поправок или необходимо согласие всех основных политических сил. Вместе с тем Конституция Российской Федерации дифференцировано подходит к изменению различных её положений: главы 1, 2, 9 не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, а положения статьи 65, определяющие состав Российской Федерации, наоборот, могут быть изменены в упрощённом порядке. Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит, изд. 2013 г. 2. федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации": // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 г. сборник законодательства "Платинум". . Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" сборник законодательства "Гарант" . О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 7 июля 2004 г. № 3-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 г. сборник законодательства "Консультант +". . О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации "Консультант +" . Ермаков О.Г. В каких поправках нуждается Конституция / О.Г. Ермаков // Журнал российского права. - 2013 г., №12., 109 с. . Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М. Инфра-М-Норма, 2011 г., 482 с. . Зорькин В.Д. Качество правосудия - это вопрос конституционный / В.Д. Зорькин // Закон и право. - 2012 г., № 1, 97 с. . Козлова Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2011 г., 587 с. . Комментарий к Конституции Российской Федерации, отв. ред. Окуньков Л. А.2-е издание. - М., БЕК. 2011 г.371 с. . Лукьянов А.И. Нам нужна новая Конституция / А.И. Лукьянов, А.И. Ковлер // Государство и право. - 2011 г., №12, 114 с. . Люббе-Вольфф Г. Возможности правосудия в сфере конституционного права и задачи Конституции / Право и политика. 2012 г., 91 с. . Платонов В.М. Закон о Конституционном Собрании: каким ему быть? / В.М. Платонов // Журнал российского права. 2012 г., 204 с. . Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М, 2011 г., 959 с. . Ронин С.Л. Первая Советская Конституция. - М.: 2012 г. переизд.211 с. . Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М Юристъ, переизд. 2012 г.409 с. . Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 2011 г., 381 с. . Чибиряева С.А. История Государства и права России: Учебник для вузов. Переизд. 2012 г.506 с. . Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 2011 г.390 с. 20. <http://www.garant.ru> . <http://www.consultant.ru>
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|