Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Методы социальной работы




 

Рассматривая метод как способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели, можно выделить три группы методов:

· всеобщие (философские) методы;

· общенаучные методы;

· частные специальные методы.

 

Всеобщий или философский метод представляет собой единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.

Общенаучные методы определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а лишь некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос и др.

Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, составляют частные специальные методы.

Междисциплинарный, интегративный характер теории и практики социальной работы расширяет набор ее методов за счет общенаучных и специальных. Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы:

· социально-экономические;

· организационно-распорядительные;

· психолого-педагогические.

 

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т.д.

Организационно-распорядительные методы ориентированны главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов социальной работы. Отличительной чертой организационно- распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку опираются, прежде всего, на регламентирующие, нормативно- правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами.

Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственности различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определенных положениями и инструкциями.

Распорядительные методы, в отличие от организационных, позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связанными с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой, оперативность и динамичность.

Группа организационно-распорядительных методов, базируясь на долговременном закреплении организационных связей в системе социальной работы, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия, основными организационно-распорядительными методами являются:

· регламентирование;

· нормирование;

· инструктирование.

 

Регламентирование представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции и др.). Такие методы используются органами управления социальными службами.

Нормирование - это менее жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.). В практике социальной работы очень важно правильно определить: где, для каких видов социальной помощи, какие, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Инструктирование является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленную на защиту его гражданских прав и свобод.

Кроме перечисленных, к организационно-распорядительным методам социальной работы следует отнести подбор и расстановку кадров, метод критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и др.

Широкое распространение в практике социальной работы получили психолого-педагогические методы. Эта группа методов социальной работы, в отличие от организационно- распорядительных методов, характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Как известно, поведение личности в значительной мере обуславливается социально- психологическими явлениями: общественных, групповых мнений, настроений, вкусов, желаний, увлечений, моды и т.д.

Возникая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующие влияние на поведение и поступки людей, т.е. появляется своеобразный механизм социальной саморегуляции. Так, социологические исследования подтверждают, что в 55-60% случаев люди поступали не так, как они хотели бы, а так, как принято в группе, коллективе или организации, членом которой человек является.

Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий, так как всякий импульс к действию, возникая под влиянием внутреннего состояния личности или внешних обстоятельств, всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами и соответственно санкционируются или затормаживаются ими.

Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах, и, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, социально- экономической ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.

В практике социальной работы механизм педагогической саморегуляции состояния и поведения личности, педагогический инструментарий используется, как правило, в единстве с социально- психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием повседневных условий их жизни и деятельности, а также собственного жизненного опыта.

Обыденный, эмпирический уровень сознания, эталоны общения, социальных отношений, поведения человека в конкретной группе может не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Группа может оказаться такой социальной микросредой, которая полностью или частично изолирует отдельного человека от господствующих в обществе норм поведения и ценностей, навязывая им свои. Разрыв между внутригрупповыми и общественными ценностями часто служит причиной девиантных форм поведения человека.

Вот почему от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления, господствующие в социальной микросреде жизнедеятельности человека. А это достигается социально-психологическими методами воздействия, глубоким изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся такие методы, как гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев, традиций и др.

Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы.

 

Контрольная точка 1

 

1. Исследовательский процесс, направленный на социальную реальность следует начать:

a) выяснения причинно-следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации;

б) формулировки рабочих гипотез исследования;

в) определения предмета познания, его внешних границ;

г) постановки исходных проблем.

 

2. Разнообразие социальных методик обусловлено:

а) разнообразием социального мира;

б) разнообразием рабочих гипотез исследования;

в) предметом познания;

г) фантазией исследователя.

 

3. Классификация социальных методик базируется на дифференциации:

а) знаний;

б) способов;

в) методов;

г) все названные.

 

4. С точки зрения масштабности выделяют методики:

а) инновационные;

б) региональные;

в) глобальные;

г) рутинные.

 

5. На осуществление нововведений в обществе направлены методики:

а) инновационные;

б) региональные;

в) глобальные;

г) рутинные.

 

6. Не стимулируют социальную систему к изменениям методики:

а) инновационные;

б) региональные;

в) глобальные;

г) рутинные.

 

7. На изучение территориальной организации социальной жизни направлены методики:

а) инновационные;

б) региональные;

в) глобальные;

г) рутинные.

 

8. На развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей направлены методики:

а) универсальные;

б) интеллектуальные;

в) информационные;

г) исторические.

 

9. На осмысление опыта прошлого направлены методики:

а) универсальные;

б) интеллектуальные;

в) информационные;

г) исторические.

 

10. На изучение способов и приемов оптимизации информационного процесса направлены методики:

а) универсальные;

б) интеллектуальные;

в) информационные;

г) исторические.

 

11. На изучение механизмов воспроизводства населения направлены методики:

а) демографические;

б) согласия;

в) разрешения конфликтов;

г) политические.

 

12. Способы решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни представляют собой методики:

а) демографические;

б) согласия;

в) психологические;

г) политические.

 

13. Способы решения политических проблем представляют собой методики:

а) демографические;

б) согласия;

в) психологические;

г) политические.

 

14. Способы воздействия на характер, реакцию, волю личности представляют собой методики:

а) демографические;

б) психофизиологические;

в) психологические;

г) политические.

 

15. Методики, направленные на изменения параметров процессов происходящих внутри человека при возмущающих факторах, называются:

а) демографические;

б) психофизиологические;

в) психологические;

г) политические.

 

16. В качестве основных методик социальной работы выступают:

а) знания социальной работы;

б) виды социальной работы;

в) навыки социальной работы;

г) задачи социальной работы.

 

17. Методики, требующие квалификации специалиста, называются:

а) частные;

б) сложные;

в) универсальные;

г) простые.

 

18. Методики, доступные неспециалистам, называются:

а) частные;

б) сложные;

в) универсальные;

г) простые.

 

19. К какой группе методов относятся анализ, синтез, дедукция и индукция:

а) общенаучные;

б) всеобщие или философские;

в) частные или специальные;

г) комплексного подхода.

 

20. О социальном «здоровье» общества позволяет судить:

а) социальная адаптация;

б) социальная диагностика;

в) социальное страхование;

г) социальное проектирование.

 

21. Природу, сущность, характер и тенденции социальных процессов и явлений позволяет изучить:

а) социальная адаптация;

б) социальная диагностика;

в) социальное страхование;

г) социальное проектирование.

 

22. Основным принципом социальной диагностики является принцип:

а) объективности;

б) субъективности

в) модальности;

г) не противоречия.

 

23. Непредвзятое отношение к социальным явлениям, исключение искажения социальной действительности отражает принцип:

а) объективности;

б) субъективности

в) модальности;

г) комплексного подхода.

 

24. Осуществление социальной диагностики, как отражение объективной реальности требует соблюдение принципа:

а) объективности;

б) субъективности

в) модальности;

г) комплексного подхода.

 

25. Единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности представляет метод:

а) общенаучный;

б) всеобщий или философский;

в) частный или специальный;

г) комплексного подхода.

 

26. Некоторые из аспектов способа познания и преобразования природы, общества и мышления определяют методы:

а) общенаучные;

б) всеобщие или философские;

в) частные или специальные;

г) комплексного подхода.

 

27. Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний составляют методы:

а) общенаучные;

б) всеобщие или философские;

в) частные или специальные;

г) комплексного подхода.

 

28. Данная группа методов объединяет все те способы, при помощи которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов:

а) социально-экономические;

б) организационно-распорядительные;

в) психолого-педагогические;

г) комплексного подхода.

 

29. Отличительная черта данной группы методов - прямой характер воздействия, т.к. она опирается на регламентирующие, нормативно-правовые акты:

а) социально-экономические;

б) организационно-распорядительные;

в) психолого-педагогические;

г) комплексного подхода.

 

30. Данная группа методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента:

а) социально-экономические;

б) организационно-распорядительные;

в) психолого-педагогические;

г) комплексного подхода.

 

           
                       
                       
                       
                       
                       

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...