Тема 3. Методы социальной работы
Рассматривая метод как способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели, можно выделить три группы методов: · всеобщие (философские) методы; · общенаучные методы; · частные специальные методы.
Всеобщий или философский метод представляет собой единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности. Общенаучные методы определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а лишь некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос и др. Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, составляют частные специальные методы. Междисциплинарный, интегративный характер теории и практики социальной работы расширяет набор ее методов за счет общенаучных и специальных. Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы: · социально-экономические; · организационно-распорядительные; · психолого-педагогические.
Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т.д.
Организационно-распорядительные методы ориентированны главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов социальной работы. Отличительной чертой организационно- распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку опираются, прежде всего, на регламентирующие, нормативно- правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами. Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственности различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определенных положениями и инструкциями. Распорядительные методы, в отличие от организационных, позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связанными с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой, оперативность и динамичность. Группа организационно-распорядительных методов, базируясь на долговременном закреплении организационных связей в системе социальной работы, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия, основными организационно-распорядительными методами являются:
· регламентирование; · нормирование; · инструктирование.
Регламентирование представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции и др.). Такие методы используются органами управления социальными службами. Нормирование - это менее жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.). В практике социальной работы очень важно правильно определить: где, для каких видов социальной помощи, какие, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование. Инструктирование является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленную на защиту его гражданских прав и свобод. Кроме перечисленных, к организационно-распорядительным методам социальной работы следует отнести подбор и расстановку кадров, метод критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и др. Широкое распространение в практике социальной работы получили психолого-педагогические методы. Эта группа методов социальной работы, в отличие от организационно- распорядительных методов, характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Как известно, поведение личности в значительной мере обуславливается социально- психологическими явлениями: общественных, групповых мнений, настроений, вкусов, желаний, увлечений, моды и т.д.
Возникая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующие влияние на поведение и поступки людей, т.е. появляется своеобразный механизм социальной саморегуляции. Так, социологические исследования подтверждают, что в 55-60% случаев люди поступали не так, как они хотели бы, а так, как принято в группе, коллективе или организации, членом которой человек является. Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий, так как всякий импульс к действию, возникая под влиянием внутреннего состояния личности или внешних обстоятельств, всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами и соответственно санкционируются или затормаживаются ими. Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах, и, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, социально- экономической ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов. В практике социальной работы механизм педагогической саморегуляции состояния и поведения личности, педагогический инструментарий используется, как правило, в единстве с социально- психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием повседневных условий их жизни и деятельности, а также собственного жизненного опыта. Обыденный, эмпирический уровень сознания, эталоны общения, социальных отношений, поведения человека в конкретной группе может не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Группа может оказаться такой социальной микросредой, которая полностью или частично изолирует отдельного человека от господствующих в обществе норм поведения и ценностей, навязывая им свои. Разрыв между внутригрупповыми и общественными ценностями часто служит причиной девиантных форм поведения человека.
Вот почему от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления, господствующие в социальной микросреде жизнедеятельности человека. А это достигается социально-психологическими методами воздействия, глубоким изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся такие методы, как гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев, традиций и др. Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы.
Контрольная точка 1
1. Исследовательский процесс, направленный на социальную реальность следует начать: a) выяснения причинно-следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации; б) формулировки рабочих гипотез исследования; в) определения предмета познания, его внешних границ; г) постановки исходных проблем.
2. Разнообразие социальных методик обусловлено: а) разнообразием социального мира; б) разнообразием рабочих гипотез исследования; в) предметом познания; г) фантазией исследователя.
3. Классификация социальных методик базируется на дифференциации: а) знаний; б) способов; в) методов; г) все названные.
4. С точки зрения масштабности выделяют методики: а) инновационные; б) региональные; в) глобальные; г) рутинные.
5. На осуществление нововведений в обществе направлены методики: а) инновационные; б) региональные; в) глобальные; г) рутинные.
6. Не стимулируют социальную систему к изменениям методики: а) инновационные; б) региональные; в) глобальные; г) рутинные.
7. На изучение территориальной организации социальной жизни направлены методики: а) инновационные; б) региональные; в) глобальные; г) рутинные.
8. На развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей направлены методики: а) универсальные; б) интеллектуальные; в) информационные; г) исторические.
9. На осмысление опыта прошлого направлены методики: а) универсальные; б) интеллектуальные; в) информационные; г) исторические.
10. На изучение способов и приемов оптимизации информационного процесса направлены методики: а) универсальные; б) интеллектуальные; в) информационные; г) исторические.
11. На изучение механизмов воспроизводства населения направлены методики: а) демографические; б) согласия; в) разрешения конфликтов; г) политические.
12. Способы решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни представляют собой методики: а) демографические; б) согласия; в) психологические; г) политические.
13. Способы решения политических проблем представляют собой методики: а) демографические; б) согласия; в) психологические; г) политические.
14. Способы воздействия на характер, реакцию, волю личности представляют собой методики: а) демографические; б) психофизиологические; в) психологические; г) политические.
15. Методики, направленные на изменения параметров процессов происходящих внутри человека при возмущающих факторах, называются: а) демографические; б) психофизиологические; в) психологические; г) политические.
16. В качестве основных методик социальной работы выступают: а) знания социальной работы; б) виды социальной работы; в) навыки социальной работы; г) задачи социальной работы.
17. Методики, требующие квалификации специалиста, называются: а) частные; б) сложные; в) универсальные; г) простые.
18. Методики, доступные неспециалистам, называются: а) частные; б) сложные; в) универсальные; г) простые.
19. К какой группе методов относятся анализ, синтез, дедукция и индукция: а) общенаучные; б) всеобщие или философские; в) частные или специальные; г) комплексного подхода.
20. О социальном «здоровье» общества позволяет судить: а) социальная адаптация; б) социальная диагностика; в) социальное страхование; г) социальное проектирование.
21. Природу, сущность, характер и тенденции социальных процессов и явлений позволяет изучить: а) социальная адаптация; б) социальная диагностика; в) социальное страхование; г) социальное проектирование.
22. Основным принципом социальной диагностики является принцип: а) объективности; б) субъективности в) модальности; г) не противоречия.
23. Непредвзятое отношение к социальным явлениям, исключение искажения социальной действительности отражает принцип: а) объективности; б) субъективности в) модальности; г) комплексного подхода.
24. Осуществление социальной диагностики, как отражение объективной реальности требует соблюдение принципа: а) объективности; б) субъективности в) модальности; г) комплексного подхода.
25. Единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности представляет метод: а) общенаучный; б) всеобщий или философский; в) частный или специальный; г) комплексного подхода.
26. Некоторые из аспектов способа познания и преобразования природы, общества и мышления определяют методы: а) общенаучные; б) всеобщие или философские; в) частные или специальные; г) комплексного подхода.
27. Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний составляют методы: а) общенаучные; б) всеобщие или философские; в) частные или специальные; г) комплексного подхода.
28. Данная группа методов объединяет все те способы, при помощи которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов: а) социально-экономические; б) организационно-распорядительные; в) психолого-педагогические; г) комплексного подхода.
29. Отличительная черта данной группы методов - прямой характер воздействия, т.к. она опирается на регламентирующие, нормативно-правовые акты: а) социально-экономические; б) организационно-распорядительные; в) психолого-педагогические; г) комплексного подхода.
30. Данная группа методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента: а) социально-экономические; б) организационно-распорядительные; в) психолого-педагогические; г) комплексного подхода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|